12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Безносова Наталия Валериевна18 Россия, Коми респ., Сыктывкар |
Цикл упражнений системной логопедической работы по преодолению задержки речевого развития с пособием «Семейка»
Цикл упражнений системной логопедической работы по преодолению задержки речевого развития с пособием «Семейка»
Безносова Н.В., логопед
ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка»,
г. Сыктывкар
Известно, что речевое развитие имеет свои закономерности и строгую последовательность. Приступая к занятиям по развитию речи, необходимо определить уровень актуального речевого развития ребёнка. Развивая речь малыша, нужно учитывать уровень его речевого развития, а не только его возраст.
Пособие представляет собой фигурки деревянного исполнения, символизирующие «маму», «папу», «дочку», «сына» (мы используем как «тётя», «дядя», «девочка» и «мальчик»).
Предлагаемый цикл предназначен для детей раннего возраста, имеющих задержку речевого развития.
Ожидаемые результаты: развитие речи в системе, от понимания до фразового высказывания.
Основные принципы построения упражнений:
Принцип онтогенетической последовательности.
Принцип многократного повторения одних и тех же слов и фраз.
Принцип предметно-действенного общения ребёнка со взрослым.
Крупным шрифтом выделены предполагаемые высказывания ребёнка, которые при необходимости нужно простимулировать.
Упражнение 1
Цель: пополнение пассивного словаря. В онтогенезе нормального развития выполняется в возрасте 11-12 месяцев малыша.
- Это тётя. Тётя идёт топ-топ. Это тётя. (демонстрируем предмет, обыгрываем его)
- Это дядя. Дядя идёт топ-топ. Это дядя.
- Это ляля. Ляля идет топ-топ. Это ляля.
- Где тётя? Покажи. Вот тётя. (учим указывать на предмет, использовать жест)
- Где дядя? Покажи. Вот дядя.
- Где ляля? Покажи. Вот ляля.
- Дай мне тётю. (учим ребенка давать нужную фигурку, выбирая из трёх)
- Дай мне дядю.
- Дай мне лялю.
Упражнение 2
Цель: пополнение активного словаря первыми словами-обозначениями. В онтогенезе нормального развития выполняется в возрасте 1 года-1 года 3 месяцев малыша.
- Это тётя. Кто это? – ТЁТЯ
- Это дядя. Кто это? – ДЯДЯ
- Это ляля. Кто это? – ЛЯЛЯ
- Тётя идет топ-топ. Что делает? – ТОП-ТОП
- Дядя идёт топ-топ. Что делает? – ТОП-ТОП
- Ляля идёт топ-топ. Что делает? – ТОП-ТОП
Упражнение 3
Цель: пополнение активного словаря полными («настоящими») словами. Для этого используем имена и глаголы в повелительном наклонении. В онтогенезе нормального развития выполняется в возрасте 1 года 6 месяцев.
- Это тётя. Тётя Катя.
- Кто это? – ТЁТЯ. Как зовут? – КАТЯ
- Это дядя. Дядя Петя.
- Кто это? – ДЯДЯ. Как зовут? – ПЕТЯ
- Это Аня. Это Ваня.
- Кто это? – АНЯ
- Кто это? – ВАНЯ
- Позови дядю. Скажи: иди. (учим использовать жест и слово ИДИ)
- Позови тётю. Скажи: иди. – ИДИ
- Позови Аню. Скажи: иди. – ИДИ
- Позови Ваню. Скажи: иди. – ИДИ
- Угости Аню конфеткой. Скажи: на. – НА
- Угости Ваню конфеткой. Скажи: на. – НА
Упражнение 4
Цель: использование фразового высказывания. В онтогенезе нормального развития выполняется в возрасте 1 года 9 месяцев.
- Это тётя Катя. Кто это? – ТЁТЯ КАТЯ
- Это дядя Петя. Кто это? – ДЯДЯ ПЕТЯ
- Позови Аню. Скажи: Аня, иди. – АНЯ, ИДИ
- Позови Ваню. Скажи: Ваня, иди. – ВАНЯ, ИДИ
- Угости тётю конфеткой. Скажи: тётя, на. – ТЁТЯ, НА
- Угости дядю конфеткой. Скажи: дядя, на. – ДЯДЯ, НА
- Поиграй с Аней в мяч. Скажи: Аня, лови. – АНЯ, ЛОВИ
- Поиграй с Ваней в мяч. Скажи: Ваня, лови. – ВАНЯ, ЛОВИ
Упражнение 5
Цель: стимуляция фразового высказывания, вызывание вопросительного высказывание. В онтогенезе нормального развития выполняется в возрасте 1 года 9 месяцев – 2 лет.
Прячем фигурки в коробку. Стучим по ней:
- Кто там? Спроси. – КТО ТАМ?
- Это тётя. – ЭТО ТЁТЯ
- Кто там? Спроси. – КТО ТАМ?
- Это дядя. – ЭТО ДЯДЯ
- Кто там? Спроси. – КТО ТАМ?
- Это Аня. – ЭТО АНЯ
- Кто там? Спроси. – КТО ТАМ?
- Это Ваня. – ЭТО ВАНЯ
Упражнение 6
Цель: стимуляция фразового высказывания с использованием указательных местоимений. В онтогенезе нормального развития выполняется в возрасте 1 года 9 месяцев – 2 лет.
Ставим одну фигурку на ближний край стола, а другую – на дальний.
- Кто тут? – ТУТ ТЁТЯ
- Кто там? – ТАМ ДЯДЯ
- Кто тут? – ТУТ АНЯ
- Кто там? – ТАМ ВАНЯ
Упражнение 7
Цель: стимуляция фразового высказывания. В онтогенезе нормального развития выполняется в возрасте 1 года 9 месяцев – 2 лет.
Накрываем фигурки поочерёдно платочком и открываем.
- Где тётя? – НЕТ ТЁТИ. ВОТ ТЁТЯ!
- Где дядя? – НЕТ ДЯДИ. ВОТ ДЯДЯ!
- Где Аня? – НЕТ АНИ. ВОТ АНЯ!
- Где Ваня? – НЕТ ВАНИ. ВОТ ВАНЯ!
Литература:
1. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. М., 2006.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург., 1999.
3. Пантюхина Г.В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М., 1979.