12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Безносова Наталия Валериевна18
Россия, Коми респ., Сыктывкар
2

Цикл упражнений системной логопедической работы по преодолению задержки речевого развития с пособием «Семейка»

Цикл упражнений системной логопедической работы по преодолению задержки речевого развития с пособием «Семейка»

Безносова Н.В., логопед

ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка»,

г. Сыктывкар

t1573241345aa.png

Известно, что речевое развитие имеет свои закономерности и строгую последовательность. Приступая к занятиям по развитию речи, необходимо определить уровень актуального речевого развития ребёнка. Развивая речь малыша, нужно учитывать уровень его речевого развития, а не только его возраст.

Пособие представляет собой фигурки деревянного исполнения, символизирующие «маму», «папу», «дочку», «сына» (мы используем как «тётя», «дядя», «девочка» и «мальчик»).

Предлагаемый цикл предназначен для детей раннего возраста, имеющих задержку речевого развития.

Ожидаемые результаты: развитие речи в системе, от понимания до фразового высказывания.

Основные принципы построения упражнений:

Принцип онтогенетической последовательности.

Принцип многократного повторения одних и тех же слов и фраз.

Принцип предметно-действенного общения ребёнка со взрослым.

Крупным шрифтом выделены предполагаемые высказывания ребёнка, которые при необходимости нужно простимулировать.

Упражнение 1

Цель: пополнение пассивного словаря. В онтогенезе нормального развития выполняется в возрасте 11-12 месяцев малыша.

- Это тётя. Тётя идёт топ-топ. Это тётя. (демонстрируем предмет, обыгрываем его)

- Это дядя. Дядя идёт топ-топ. Это дядя.

- Это ляля. Ляля идет топ-топ. Это ляля.

- Где тётя? Покажи. Вот тётя. (учим указывать на предмет, использовать жест)

- Где дядя? Покажи. Вот дядя.

- Где ляля? Покажи. Вот ляля.

- Дай мне тётю. (учим ребенка давать нужную фигурку, выбирая из трёх)

- Дай мне дядю.

- Дай мне лялю.


Упражнение 2

Цель: пополнение активного словаря первыми словами-обозначениями. В онтогенезе нормального развития выполняется в возрасте 1 года-1 года 3 месяцев малыша.


- Это тётя. Кто это? – ТЁТЯ

- Это дядя. Кто это? – ДЯДЯ

- Это ляля. Кто это? – ЛЯЛЯ

- Тётя идет топ-топ. Что делает? – ТОП-ТОП

- Дядя идёт топ-топ. Что делает? – ТОП-ТОП

- Ляля идёт топ-топ. Что делает? – ТОП-ТОП


Упражнение 3

Цель: пополнение активного словаря полными («настоящими») словами. Для этого используем имена и глаголы в повелительном наклонении. В онтогенезе нормального развития выполняется в возрасте 1 года 6 месяцев.


- Это тётя. Тётя Катя.

- Кто это? – ТЁТЯ. Как зовут? – КАТЯ

- Это дядя. Дядя Петя.

- Кто это? – ДЯДЯ. Как зовут? – ПЕТЯ

- Это Аня. Это Ваня.

- Кто это? – АНЯ

- Кто это? – ВАНЯ

- Позови дядю. Скажи: иди. (учим использовать жест и слово ИДИ)

- Позови тётю. Скажи: иди. – ИДИ

- Позови Аню. Скажи: иди. – ИДИ

- Позови Ваню. Скажи: иди. – ИДИ

- Угости Аню конфеткой. Скажи: на. – НА

- Угости Ваню конфеткой. Скажи: на. – НА


Упражнение 4

Цель: использование фразового высказывания. В онтогенезе нормального развития выполняется в возрасте 1 года 9 месяцев.


- Это тётя Катя. Кто это? – ТЁТЯ КАТЯ

- Это дядя Петя. Кто это? – ДЯДЯ ПЕТЯ

- Позови Аню. Скажи: Аня, иди. – АНЯ, ИДИ

- Позови Ваню. Скажи: Ваня, иди. – ВАНЯ, ИДИ

- Угости тётю конфеткой. Скажи: тётя, на. – ТЁТЯ, НА

- Угости дядю конфеткой. Скажи: дядя, на. – ДЯДЯ, НА

- Поиграй с Аней в мяч. Скажи: Аня, лови. – АНЯ, ЛОВИ

- Поиграй с Ваней в мяч. Скажи: Ваня, лови. – ВАНЯ, ЛОВИ


Упражнение 5

Цель: стимуляция фразового высказывания, вызывание вопросительного высказывание. В онтогенезе нормального развития выполняется в возрасте 1 года 9 месяцев – 2 лет.


Прячем фигурки в коробку. Стучим по ней:

- Кто там? Спроси. – КТО ТАМ?

- Это тётя. – ЭТО ТЁТЯ

- Кто там? Спроси. – КТО ТАМ?

- Это дядя. – ЭТО ДЯДЯ

- Кто там? Спроси. – КТО ТАМ?

- Это Аня. – ЭТО АНЯ

- Кто там? Спроси. – КТО ТАМ?

- Это Ваня. – ЭТО ВАНЯ


Упражнение 6

Цель: стимуляция фразового высказывания с использованием указательных местоимений. В онтогенезе нормального развития выполняется в возрасте 1 года 9 месяцев – 2 лет.


Ставим одну фигурку на ближний край стола, а другую – на дальний.

- Кто тут? – ТУТ ТЁТЯ

- Кто там? – ТАМ ДЯДЯ

- Кто тут? – ТУТ АНЯ

- Кто там? – ТАМ ВАНЯ


Упражнение 7

Цель: стимуляция фразового высказывания. В онтогенезе нормального развития выполняется в возрасте 1 года 9 месяцев – 2 лет.


Накрываем фигурки поочерёдно платочком и открываем.

- Где тётя? – НЕТ ТЁТИ. ВОТ ТЁТЯ!

- Где дядя? – НЕТ ДЯДИ. ВОТ ДЯДЯ!

- Где Аня? – НЕТ АНИ. ВОТ АНЯ!

- Где Ваня? – НЕТ ВАНИ. ВОТ ВАНЯ!



Литература:

1. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. М., 2006.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург., 1999.

3. Пантюхина Г.В. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. – М., 1979.



Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 08.11.19 в 23:04 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за подробную информацию! Данный вид работы специалиста очень важен, а пособие - многофункционального! Я использую его ещё и для семейных структурных расстановок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.