Предварительный просмотр презентации
Цвет. Систематизация цветов. Цветовая гармония. Подготовила преподаватель Морозова Е.В.
Природа цвета В 1704 году Ньютон в работе «Оптика» описал расщепление белого луча света на спектр цветов. Если направить на призму пучок белого света, то на экране можно наблюдать разноцветную полосу, которая называется спектром белого света. Спектр состоит из семи простых цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Разложение света в спектр объясняется тем, что световые пучки по-разному преломляются призмой: лучи красного цвета преломляются слабее, а лучи фиолетового цвета сильнее. Зависимость угла преломления света в среде от цвета света (от длины световой волны) называется дисперсией света. Радуга — это спектр солнечного света. Он образуется при разложении белого света в каплях дождя, которые можно рассматривать как призмы.
Спектр и цветовой круг Иоханнес Иттен — швейцарский художник и преподаватель Баухауса, известный своим вкладом в изучение колористики в начале XX века. В книге «Искусство цвета» Иттен подробно описал принципы работы с цветом и свой цветовой круг. Круг Иттена — схема из 12 цветов. Сейчас это самый популярный инструмент графических дизайнеров и художников. Опираясь на цветовой круг, можно выбрать палитру для интерфейса сайта, фирменного стиля или иллюстрации.
Как устроен круг Иттена Первичные цвета — синий, жёлтый и красный. Они находятся в центре круга и считаются основными. Если их смешать, можно получить любые оттенки, доступные человеческому глазу.
Вторичные цвета — зелёный, оранжевый и фиолетовый. Получаются при смешении первичных цветов. Например, сочетание жёлтого и красного даёт оранжевый цвет, а синего и красного — фиолетовый.
Третичные цвета. Получаются при смешивании первичного и вторичного цвета, которые соседствуют на схеме. Например, жёлтый и зелёный дают жёлто-зелёный, жёлтый и оранжевый — жёлто-оранжевый. В результате во внешнем круге есть 12 цветов: три первичных, три вторичных и шесть третичных.
Основные комбинации на круге Иттена Вариантов сочетаний цветов по кругу Иттена очень много. Рассмотрим шесть самых популярных из них. Комплементарное. Сочетание цветов, расположенных на противоположных сторонах круга. Хорошо подходит для расстановки акцентов. Для этого один из цветов делают основным, а другой — дополнительным, чтобы выделить отдельные объекты на изображении.
Контрастная триада. Похоже на комплементарное, но вместо одного из дополнительных цветов берут два соседних. Сочетание получается контрастное, но не резкое. Подходит, если вы хотите приглушить контраст дополнительных цветов или просто расширить палитру.
Аналоговая триада. Сочетание трёх цветов, расположенных рядом на внешнем круге. Эта палитра — спокойная и сдержанная. Подойдёт, если вам нужны мягкие переходы между цветами без резких акцентов. Круг Иттена помогает быстро подбирать подходящие сочетания для разных случаев. В бумажной или цифровой версии им пользуются как новички, так и опытные дизайнеры и художники. Это полезный инструмент, который упрощает работу. А со временем вы научитесь подбирать гармоничные цвета и вовсе без схемы.
Контраст Контраст — чётко выраженные различия двух цветов. Органы чувств людей обрабатывают информацию через сравнение: чтобы понять, что линия длинная, рядом с ней должна быть короткая. Так же работает и контраст цветов. «Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своём роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.» (Иоханнес Иттен)
Иттен выделяет семь типов цветовых контрастов: по цвету, светлого и тёмного, холодного и тёплого, дополнительных цветов, симультанный контраст, по насыщенности, по площади цветовых пятен.
Контраст по цвету Иттен называет этот тип контраста самым простым — художник использует достаточно удалённые по спектру цвета, чтобы добиться контраста между ними. С помощью этого приёма можно выразить любое чувство: от радости до горя. На этом примере между собой контрастируют базовые цвета Иттена: красный, синий и жёлтый. Такой контраст создаёт впечатление пестроты, силы, решительности: Но как только художник начинает отходить от базовых цветов, их контраст становится слабее. Хотя даже из дополнительных цветов можно составить выразительную цветовую композицию:
Контраст светлого и тёмного Противоположности светлых и тёмных цветов имеют основополагающее значение в природе. Использование белого и чёрного — базовое и наиболее выразительное средство обозначения тени и света. Оттенки серого могут казаться как светлыми, так и тёмными, в зависимости от окружения. Создать контраст светлого и тёмного можно и остальными цветами. Согласно теории Иттена, самый светлый из них — жёлтый, а самый тёмный — фиолетовый:
Контраст дополнительных цветов Дополнительные цвета — те, которые при смешивании дают оттенок серого. Например, жёлтый и фиолетовый, жёлто-оранжевый и сине-зелёный, красно-фиолетовый и жёлто-зелёный:
Композиция цвета Композиция цвета основывается на гармонии, на определенной цветовой гамме, на подчиненности общему тону. Общий цветовой тон, как некая доминанта, влияет на все, связывает и пронизывает все цвета, образуя тем самым определенный красочный строй. Важна гармония главного (доминантного) цвета - его должно быть мало (!) и поддерживающего цвета. Цвета поддержки никогда не будут конкурировать с главными цветами в яркости и насыщенности.
Цветовые гармонии в графическом дизайне Задача графического дизайнера, в первую очередь, заключается в выборе правильных цветовых решений. Научным и практическим путем подтверждено, что правильное сочетание цветов в графическом дизайне напрямую влияют на восприятие информации человеком. Некоторые оттенки могут вызывать положительные эмоции и одобрение, а некоторые могут отталкивать.
Цвета воздействуют не только на глаза, но и на другие органы чувств: мы чувствуем вкус «сладкого розового цвета», слышим «кричаще-красный», ощущаем «воздушно-белый», слышим запах «свежей зелени». Обратите внимание на морфологию этих названий. Ведь во рту по-прежнему не становится слаще от слова «халва», а здесь — обратный эффект. Поэтому, не удивительно, что сфера использования цветов в последнее время сильно расширилась. Воздействие отдельных цветов и их оттенков было многократно протестировано, после чего цвета стали использоваться более целенаправленно: в сфере моды, в фильмах и на телевидении, в журналах и фотографиях, но, прежде всего, в рекламе.
Повышенное внимание может быть достигнуто и при помощи постоянного повторения определенного цвета в рекламном изображении. В таких случаях цвета должны быть идентичными при каждом повторении. Большинство людей запоминает цветовой оттенок с большой точностью и поэтому не исключены различные неудачи в маркетинге, если связанный уже с одним предметом цвет изменяется хотя бы в незначительной степени. Это может вызвать совершенно другие ассоциации, чем ожидалось. Вот почему уважающие себя фирмы с таким упорством требуют от дизайнеров и полиграфических предприятий точного «попадания» в их фирменный цвет.
Цветовые сочетания очень многообразны, даже если речь идет только о спектральных оттенках. А ведь есть буквально неисчислимое количество комбинаций смешанных цветов и их оттенков. Даже среднестатистический человек способен без труда различать более 100 цветов, а всего в природе их насчитывается порядка 10 млн. Представьте, сколько комбинаций из них можно составить! А если использовать не два, а несколько цветов? Столь же невообразимо разнообразна и палитра человеческих чувств, эмоций и настроений. Все нюансы и переменчивые оттенки их невозможно даже описать, а уж тем более продиагностировать и точно зафиксировать.
Упражнения по теме, выполненные студентами 2 курса
Используемые материалы: Гармония цвета. М.: ACT; Мн.: Харвест, 2005. С. И. Иоханнес Иттен «Искусство цвета». Издательство Аронов, 2018. https://drawingpractice.ru/osnovy-risovaniya/kompozitsiya-v-zhivopisi-tsvet/ https://www.uprock.ru/articles/teoriya-cveta-v-graficheskom-dizayne https://psychologist.tips/4769-tajny-tsvetovyh-sochetanij-tochka-zreniya-psihologa.html Работы студентов 2 курса, обучающихся по учебной дисциплине МДК.01.01. Дизайн-проектирование по профессии 54.01.20 Графический дизайнер (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих)