Предварительный просмотр презентации
Цветотерапия как стимулятор интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста Подготовил педагог-психолог МБДОУ детский сад №45 «Журавлик» г.Димитровграда Ульяновской области Задонская А.Г.
Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет. Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий. Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.
Немного истории цветотерапии: С древнейших времен использовалось лечение цветом. Люди Египта, Индии и Китая применяли удивительные целительные свойства цвета. В средневековье в процессе постройки храмов использовали большие витражные окна, и через них проникали разноцветные целительные лучи. Цветотерапия как самостоятельная наука берет начало с открытия английских ученых Дауна и Блунта в 1877 году терапевтических свойств ультрафиолетовых лучей, при помощи которых лечили кожные заболевания и рахит. Сегодня ученые также полагают, что цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления, в то время как химиотерапия отойдет в прошлое.
Цветотерапия для детей – это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг малыша. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии. Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое окружает ребёнка.
Влияние цвета на состояние человека обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ. Показан вялым, безынициативным, апатичным детям. повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх. Показан детям с низкой самооценкой, страхами, сниженным иммунитетом.
символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет нервную систему, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Используют в работе педагоги раннего развития, речевые педагоги, нейропсихологи. способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, помогает при переутомлении и головной боли, нервозности. Показан гиперактивным, встревоженным детям, с запинками в речи.
Эффективен в борьбе со стрессом. Если долго смотреть на синее, проходит боль. Успокаивающе действует на глаза. Показан детям с тиками, страхами, энурезом, энкопрезом. Снимает стресс и нервное напряжение, успокаивающе действует на организм, снижает артериальное давление. Используют арттерапевты, работающие с логоневрозами, гиперактивностью, запинками в речи.
Цвет благородства. Недостаток может вызвать депрессию. Если ребенок отдает предпочтение сиреневому или фиолетовому, это может быть сигналом о душевном дискомфорте. Специалисты используют данный цвет для корректировки страхов, неуверенности, сильно влияет на подсознание.
Рекомендации по использованию цветотерапии: Цветовой климат в помещении- функциональное состояние нервной системы у детей бывает гораздо лучше, если панели в помещении окрашены в белый, голубой и зеленый цвета, нежели в желтый и особенно красный. Цветопсихология рекомендует в помещениях для детей гамму цветов от желтовато-зеленого через желтый до оранжевого. Динамический светоцветовой климат- с помощью мобильных экранов и цветных полотен измененяем цветовое решение пространства. В окружении красного или ярко-оранжевого ребенок первые 30 минут чувствует прилив энергии. Через 1 – 1,5 часа он уже гиперэнергичен, перевозбужден, а через 5 часов станет раздражительным и агрессивным. Но стоит сменить эту гамму на салатно-голубую, и буквально через 20 – 30 маленький злюка превратится если не в ангелочка, то в человека, с которым можно вести переговоры и надеяться на взаимопонимание.
Методика визуализации (при плохом настроении)-воображаемой кистью окрасить помещение, в котором он находится в данный момент, в приятный для него цвет и погрузиться в состояние расслабленности. Рисунки цветным уксусом на соде ( пищевая сода, яблочный уксус, пищевые красители, пипетка или шприц). В блюдо насыпьте ровным слоем соду. Подготовьте баночки с небольшим количеством разноцветного яблочного уксуса ( подкрашенного пищевым красителем). Пипеткой или шприцом нужно брать уксус из баночек и капать на соду, она будет пениться и окрашиваться. Игра « Волшебные дощечки» (дощечки 15*10 см, на них наклеены фотобумага, спички, веревка в виде змейки, капли воска). Детям предлагается рассмотреть дощечки, чем они отличаются друг от друга, есть ли одинаковые. Дети закрывают глаза ( завязывают, отворачиваются). С помощью рук нужно определить, что за дощечка, предлагается описать ее. Постараться найти «подружку» дощечке ( парную) Дети должны запомнить расположение дощечек. Психолог меняет расположение дощечек, когда дети закрывают глаза. Дети находят изменения с помощью рук с закрытыми глазами.
Цветные полотна отрезки шифона размером 1,5 м х1,5 м насыщенных цветов (красный, желтый, синий, зеленый и др.). Манипуляции с этими полотнами, обертывание в них, рассматривание сквозь них окружающего пространства дают ощутимый терапевтический эффект и развивают ощущения, которые можно отнести к цветовым ассоциациям
Игра «Витрина магазина » Ребенку предлагают представить, что он стоит около витрины магазина. А дальше, как бы вглядываясь в нее, он должен называть то, что видит в порядке уменьшения. Например: « Витрина-шкаф-игрушечная машинка-за рулем машинки мишка-у мишки на штанишках пуговица-пуговица пришита красной ниткой»…. Методика « Цветной дождь» шатер из цветных атласных лент. Ленты подобраны по оттенкам – от теплых к холодным, они вертикально спускаются вниз, напоминая струи дождя. Дети могут прятаться в шатре, могут выбирать понравившийся цвет, гладить ленты руками. Вариация упражнения – шатер можно заменить на цветные коврики и предложить детям выбрать тот, что по душе. Либо, напротив, попросить ребенка пересесть на другой цвет (если это необходимо для достижения цели упражнения).