Применение технологий на тему «Театрализованная деятельность как способ развития речи детей 3–4 лет»
«Театрализованная деятельность как способ развития речи детей 3-4 лет»
Аннотация: в статье затрагивается вопрос развития речи младших дошкольников через театрализованную деятельность.
Особое внимание обращается на этапы работы, задачи развития речи в театрализованной деятельности, создаются условия для развития творчества детей младшего дошкольного возраста.
Социальное становление личности ребенка происходит под воздействием разнообразных, нередко противоречивых влияний общественной жизни. Среди этих явлений важное место занимает образовательно- воспитательная система. Другим источником опыта отношений является воздействие среды (средства массовой информации, детские сообщества), которые настолько многообразны, что учесть этот фактор удается не всегда.
Вовлечение дошкольников 3-4 лет в театрализованную деятельность обусловлено, на наш взгляд, социальной значимостью данного вида деятельности и её ролью в формировании человека.
В образовательном учреждении уделяется немало внимания развитию речи, происходит знакомство детей с вопросами культуры речевого поведения. Педагог решает разные коммуникативные задачи: учит детей как приветствовать друг друга или прощаться; как выразить просьбу; как вести диалог по телефону; что значит быть внимательным слушателем и т.д.
Для детей младшего дошкольного возраста характерна недостаточная дифференциация эмоциональных состояний, адекватной оценки своего места в мире взрослых – и недостаточное развитие коммуникативных способностей. Небольшой объем мимических и пантомимических средств, артикуляционной и тонкой моторики снижают коммуникативные возможности детей данного возраста.
Поэтому для достижения оптимальных результатов в работе мы используем театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность заставляет развивать коммуникативные возможности речи младших дошкольников через ролевое разыгрывание литературных произведений (сказки, потешки, пестушки, стихотворения). В результате этой деятельности дети становятся актерами. Театрализованная деятельность привлекает детей динамикой действия, куклами, камерностью и непродолжительностью действия. Для детей 3-4 лет самый простой и доступный театр - театр кукол на столе.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно явно к усвоению речи. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.
Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Но само общение функционально. Целью общения может быть, как поддержание социальных эмоций, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу партнера, так и само сообщение, и используемые языковые средства.
Все эти аспекты коммуникативной функции активно осваиваются дошкольником. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, грамматическим строем, к освоению форм речи - диалога и монолога.
При реализации задач развития речи педагоги опираются на возможности театрализованной деятельности: тематика театрализованных представлений не ограничена и может удовлетворить интересы и желания любого ребенка.
В процессе работы над выразительностью персонажей, собственных высказываний активизируется лексический речевого словаря ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся.
Безусловно, театрализованная деятельность для дошкольников носит игровой характер. Импровизация как свойство театрализованной деятельности является активным творческим процессом.
Целевые установки в театрализованной деятельности реализуются в трех направлениях: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; создание атмосферы творчества; социально-эмоциональное развитие детей.
Обращаясь к театрализованной деятельности, мы ставили следующие задачи:
активизировать словарь детей.
формировать умение вслушиваться в речь других детей
совершенствовать диалогическую речь
развивать творческие способности
формировать навыки сотрудничества.
Деятельность в театре кукол состоят из нескольких этапов.
На первом этапе предлагаем детям посмотреть несколько сценок, разыгрываемых воспитателем.
Затем дети выбирают героя, и дети учатся говорить и, одновременно двигать ручками. Они могут просто поздороваться, назвать себя. После знакомства с ширмой, детям предлагается представить своего героя: придумать имя, похвалить себя, например, «Здравствуйте, я - Лягушка – Веселушка, прыгучая как кузнечик, люблю петь песни на болоте».
Поощряется подбор образных характеристик. Зрители с удовольствием откликаются, и наиболее активные дети поддерживают диалог.
Затем ребенок придумывает диалог с двумя куклами, стараясь передать голосом, интонацией и движениями характеры своих героев. Ребенку проще сначала одному говорить за двоих.
На втором этапе идет работа в парах. Дети выбирают кукол разыгрывают диалоги-импровизации.
Это очень важный этап, детям необходимо научиться прислушиваться к партнеру, реагировать на слова, вести диалог.
В группе созданы условия для самостоятельной театрализованной деятельности детей и, наблюдая за ними, могу отметить, что интерес детей к театрально-игровой деятельности становится все более устойчивым.
На третьем этапе мы готовимся к спектаклю. Подготовка строится обычно по следующей схеме: детей объединяю в группы по 2-3 ребенка, разыгрываем спектакль перед детьми и сотрудниками учреждения.
Коммуникативное развитие подразумевает достижения ребенком хорошие показатели развития общения со взрослыми и сверстниками.
Ожидаемым результатом стало то, чтобы дети могут комфортно чувствовать себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации, легко вступают в диалог, могут быть внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками владеющими невербальными средствами общения, быть добрыми, умными интеллигентными, коммуникабельными людьми.
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М.: ТЦ Сфера, 2006.
Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М.: Просвещение, 1969.
Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.