12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зайцева Юлия Николаевна396
Учитель истории и обществознания. Невозможно научить, можно научиться...
Россия, Липецкая обл., Липецк

Зайцева Юлия Николаевна

Учитель истории и обществознания

Высшая квалификационная категория

МБОУ СОШ №46 г. Липецка

Конференция: техника и конструкторы Великой Отечественной войны.

Участники: Учащиеся 9 класса.

Регламент: 45 минут.

Цели:

Образовательные: Формирование знаний о видах военной техники времен ВОВ, о ее характеристиках и мощности. Формирование знаний о конструкторах оружия и техники.

Развивающие: Совершенствование навыка студентов по самостоятельному поиску и анализу информации. Развивать способность студентов представлять обработанный ими самостоятельно  учебный материал.

Воспитательные: Формирование чувства уважения к конструкторам оружия и технике, которая участвовала в Великой Отечественной войне. Показать, решающую роль советского народа и СССР в разгроме нацистской Германии.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация, отрывки из документальных фильмов: «Оружие победы: ППШ», «Оружие победы: ИЛ 2»; «БМ 13 – «Катюша».

Используемая литература:

 Радзиевский, Алексей Иванович. Танковый удар: танковая армия в наступательной операции фронта по опыту Великой Отечественной войны, М., 1977

Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М., 1988.

Жук А. Б. Энциклопедия стрелкового оружия: револьверы, пистолеты, винтовки, пистолеты-пулемёты, автоматы. — М.: АСТ, 2002.

Ход конференции

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивация 5 мин.


Здравствуйте ребята. Садитесь.

Какой праздничный юбилей мы отмечаем в этом году? Слайд 1-2.

Победа досталась советскому народу очень высокой ценой за годы войны Союз Советских социалистических республик потерял убитыми и раненными 27 мил. человек. Доблестно и самоотверженно сражались советские солдаты и офицеры с мужеством преодолевая все тяготы войны, день за днем ковали они победу и в этом им помогала военная техника и оружие!

К началу вторжения Советская Армия уступала захватчикам в техническом оснащении. Однако советское руководство в кратчайшие сроки эвакуировало предприятия военной промышленности вглубь страны, а также началась работа по переоснащению заводов и предприятий для выпуска военной техники, оружия и боеприпасов. Вся страна понимала, что техническое оснащение должно стать решающим в Отечественной войне. Все жители огромного Cоветского Союза, которые остались в тылу следовали лозунгу: «Все для фронта все для победы». Слайд 4.

Именно боевая техника и великие конструкторы, которые ее изобрели будут темой нашей конференции.

Много различных танков и орудий помогали советским солдатам в освобождении своей земли. Но Сегодня мы свами остановимся на тех орудиях, которые по - праву могут носить гордое звание «Орудия Победы», а так же вспомним и почтим память тех кто, разрабатывал эту технику!

Переходя непосредственно к нашей теме, хотелось бы начать с замечательного стихотворения А. Яшина «Баллада о танке».




год 75-летия победы в Великой Отечественной войне.22 июня 1941 г. немецко-фашистские захватчики вероломно вторглись на территорию СССР. Слайд 1-2.































Чтение стихотворения учеником 9 класса.


Изучение нового 35 минут.

Танки широко применялись во Второй мировой войне, всеми участниками. Данный вид техники помогал вести боевые действия советским солдатам и одерживать долгожданные победы. Сегодня мы поговорим о самом знаменитом среднем танке второй мировой войны Т-34.Его появление на фронте повергло в шок танкистов противника, и все дальнейшие разработки немецкого противотанкового оружия были нацелены прежде всего на борьбу с Т-34. Он оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. 

Рассказ учеников о танке Т-34. Слайд 6-7.

Танки сослужили добрую службу, а танк Т-34 стал одним из символов победы, которые невозможно было победить. Модель донного танка в качестве памятника установлена и в нашем городе. А теперь чтобы еще раз вспомнить про эти грозные боевые машины, давайте обратим свое внимание на экран. Монумент с этим танком установлен и в г. Липецке.

На экране идет демонстрация кинохроники военных лет под песню «Самый обычный танк». Слайд 13.

На фоне рассказа преподавателя звучит советская  песня «Катюша».

Применение следующей машины во время войны оказалось для немцев полной неожиданностью. Главное командование сухопутных сил Германии 14.08.1941 г. оповещало свои войска: "Русские имеют автоматическую многоствольную огнеметную пушку …. Выстрел производится электричеством. Во время выстрела образуется дым. … При захвате таких пушек немедленно сообщать". Через две недели появилась директива: "Русское орудие, метающее ракетообразные снаряды". В ней говорилось: " … войска доносят о применении русскими нового вида оружия, стреляющего реактивными снарядами. Из одной установки в течение 3 – 5 с. может быть произведено большое число выстрелов. … О каждом появлении этих орудий надлежит донести генералу, командующему химическими войсками при верховном командовании, в тот же день".

А один попавший в плен немецкий офицер, испытавший на себе действие этой советской реактивной артиллерии, спрашивал на допросе:
    — Я ранен и скоро умру. Я никому не смогу передать ваших секретов. Но скажите мне перед смертью — что это? Что это страшное, наваливающееся на нас сверху, как гнев божий?

Ребята, а вы уже догадались о чем пойдет речь? Слад 14-15.

Да, реактивная система залпового огня БМ-13 "Катюша".

Совершенно верно, а кто из вас знает, почему эта боевая машина носила такое название?


Верно, ребята.



Об истории создания «Катюши» нам расскажет выступающий 3. Слайд 16-19

А теперь давайте посмотрим отрывок из документального фильма про БМ-13.

Ответим на вопросы:

Когда впервые использовали БМ -13?

Кто являлся Первым командиром батареи «Катюш».Выступление о И.А. Флерове Выступающий 4. Слайд 21-23.


Несомненно «Катюша» стала одним из символов победы в Великой Отечественной Войне. А теперь давайте вспомним одно из самых используемых огнестрельных оружий ВОВ – пистолет-пулемет Шпагина(ППШ). Конструктором ППШ был Георгий Семенович Шпагин. В кадрах хроники мы часто видим бойца у которого в руках автомат с круглым диском. С этим оружием  бойцы  отстаивали  Москву  и сражались в  Сталинграде,  с  ним  прошли  пол-Европы  и  ворвались  в Берлин... А солдаты любовно называли его «папаша». Пистолет-пулемет был очень прост в сборке, Сотни тысяч ППШ сошли за время войны  с  заводских  конвейеров. За конвейерами  работали  женщины,  дети.  Слайд 24.

Выступление о конструкторе ППШ Шпагине Г.С. Слайд 24-27.


предлагается отрывок из фильма «ППШ – оружие победы».

Какие характеристики были у ППШ?

Почему был так популярен? Слайд 28.

Вспоминая технику Второй мировой войны мы не можем не уделить внимание авиации. Самолеты были одной из главных сил воюющих сторон, не даром говорили кто выигрывает в воздухе, тот одержит победу и на земле. Советский самолет ИЛ-2 являлся основной машиной советской штурмовой авиации и являлся самым массовым самолетом. За годы ВОВ было произведено более 36 тысяч образцов самолета. Ил-2 бойцы называли «Горбатый», «Летающий танк» и «Илюша». У наземных войск вермахта самолет пользовался дурной славой за что получил прозвище «Мясник», «Мясорубка» и «Железный Густав». Слайд 29.

Выступление с сообщение об Ильюшине С.В. Слайд 30-33.


Рассказ о создании танка Т-34. Приложение 1. Слайды 7-12.













































Анализируют и систематизируют информацию




Речь пойдет о реактивная системе залпового огня БМ-13 - "Катюша".

Интересный факт, немцы «Катюшу» называли «Орган Сталина», за характерные звуки издаваемые при стрельбе. Послушайте сами. Слайд с видеозаписью. Слайд 15.

Есть версия, что Ласковое прозвище "Катюша" БМ – 13 получила уже в первые недели войны. Откуда оно возникло, сейчас сказать трудно. Одни считают, что от буквы "К", выбитой на раме: от названия завода "Компрессор". Другие считают, что на этом заводе "катюшами" называли бригаду девушек-сборщиц, а затем и собранные ими машины. Слайд 16.




Рассказы учеников. Приложение 2. Слайд 16-19.



Первое свое боевое крещение установка приняла уже в 1941 г. под руководством нашего земляка Ивана Андреевича Флерова.


Выступление ученика Приложение 3. Слайд 21-23.















Выступающий 5. Приложение 4. Слайд 24-27.




Хорошие огнестрельные характеристики, прост в применении, мог быть собран даже детьми. Слайд 28.









Выступление с сообщением об Ильюшине С.В. Приложение 5. Слайд 30-33.


Рефлексия 5-7 минут.

Проверим, как вы усвоили материал.

  1. Кто командовал первой батареей «Катюш»?
  2. Как называли «БМ-13» немцы?
  3. Удалось ли немцам создать подобную установку?
  4. Какая модель танка считалась «оружием Победы»?
  5. Почему ППШ являлся самым массовым огнестрельным оружием?
  6. Кто его Конструктор?
  7. Какой самолет можно назвать одним из самых используемых?
  8. Кто его конструктор?

9 мая закончилась тяжелая, долгая и страшная Великая Отечественная война. Какой ценой советский народ «ковал Победу»?

Совершенно верно и пот 9 мая из советских радиоприемников голос Левитана сообщил о победе. Слайд 34.

 С наступающим вас праздником ребята! С Днем Победы!




  1. Иван Андреевич Флеров.
  2. «Орган Сталина», за характерный звук при выстреле.
  3. Попытки были, но создать аналогичное по боевым характеристикам оружие не удалось.
  4. Танк Т-34, а также более поздняя модель Т-34-85. Это самый массовый танк Второй мировой войны. В Липецке установлен памятник этой боевой машине.
  5. Был прост в использовании и сборке.
  6. Георгий Семенович Шпагин.
  7. Модель самолет ИЛ-2 в народе «Илюша».
  8. Сергей Владимирович Ильюшин


Советский народ ценой тягот и лишений выковал себе заслуженную победу, и техника была в этом ему помощницей. В войне наши предки понесли, значительные потери, но небыли сломлены духом. Поэтому мы обязаны помнить и передавать из поколения в поколение всю правду, какой бы она не была, об этой страшной войне, только так мы можем почтить память наших предков. Слайд 34.















А. Яшина «Баллада о танке».

Советский танк попал в болота — 
Еловая прогнулась гать. 
Его бомбили с самолета, 
Его фашистская пехота 
Под вечер стала окружать.

Строча из сотни автоматов, 
Солдаты, как из-под земли, 
Осматриваясь воровато, 
К нему со всех сторон ползли.

Танк бил из пушки, пулемета, 
Сжигая травы на корню. 
Но вот мотор заглох… 
Пехота
Насела с гиком на броню.

Он, словно мамонт — в иле, в саже, 
Затихнув, бивень опустил. 
Не выпуская экипажа, 
Его решили в штаб вести.

Фашистский танк подкрался с тыла, 
Чтоб наш разить его не мог. 
Приземистый и тупорылый, 
Он заревел, что было силы, 
Налег на цепь и поволок.


Вода и грязь текли с металла.
осенний день совсем погас
Но кто видал,
Когда бывало,
Чтоб на цепи водили нас?

Едва из топкого болота 
Наш танк втащили на увал, 
Как вдруг шарахнулась пехота: 
Мотор включенный заработал, 
Зарокотал, 
Забушевал.

Взгремев утробою железной, 
Рванулся танк. 
Сама земля
К нему под гусеницы лезла: 
Вперед, к своим — он в ров безлесный 
Пошел, по травам гром стеля.

Пошел лугами к дальним хатам, 
Подмяв пенек, подрезав ствол,— 
Он сам уже врага повел! — 
На третьей скорости, 
На пятой,
На двадцать пятой он пошел.

Казалось, ветер в поле стих, 
Казалось, сосны молодели: 
На танк во все глаза глядели, 
И камни серые хотели, 
Чтоб он оставил след на них.





Приложение 1.

История создания танка Т-34.Выступающий 1.

С 1931 г.  в СССР  получила развитие серия лёгких колёсно-гусеничных танков «БТ», прототипом которых послужила машина американского инженера Кристи. В ходе серийного выпуска машины этого типа постоянно модернизировались в направлении увеличения огневой мощи, технологичности, надёжности и других параметров. К 1937 г.  в СССР был создан и начал серийно выпускаться БТ-7 М. Выпуском этих танков занималось Конструкторское бюро Танкового отдела Харьковского паравозостроительного завода (ХПЗ), которое с 1936 г. возглавлял Михаил Ильич Кошкин.13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА (АБТУ) выдало заводу № 183 тактико-технические требования на новый танк под индексом БТ-20, после чего конструкторское бюро Харьковского завода, возглавляемое Михаилом Ильичом Кошкиным, начало разрабатывать колесно-гусеничный танк с противоснарядным бронированием и дизельным двигателем.Он получил заводское обозначение А-20. Его характеристики:

Скорость – 65 км/ч.

Габариты: Длина 7,5 м, ширина 2,7 м, высота 2,4 м, вес -18 т.

Толщина брони 20 мм

Вооружение: пушка 45 мм, два пулемета ДТ калибром 7,62 мм.

Экипаж – 4 человека.

В ходе его проектирования был разработан еще один танк, практически идентичный А-20 по массогабаритным характеристикам. В результате 4 мая 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР были представлены два проекта: колесно-гусеничного танка А-20 и гусеничного А-32. В августе оба они рассматривались на заседании Главного военного совета, были одобрены и в первой половине следующего года выполнены в металле. По своим техническим данным и внешнему виду танк А-32 незначительно отличался от А-20. Он оказался на 1 тонну тяжелее (боевая масса - 19 т), имел такие же габаритные размеры и форму корпуса и башни. Аналогичной была и силовая установка - дизель В-2. Основные отличия заключались в отсутствии привода колесного хода толщине брони (30-мм вместо 25-мм у А-20), 76-мм пушке (на первом образце поначалу установили 45-мм), наличие в ходовой части пяти опорных катков на один борт.

Совместные испытания обоих машин проводились в июле - августе 1939 года на полигоне в Харькове и выявили сходство их тактико-технических характеристик, в первую очередь динамических. Максимальная скорость боевых машин на гусеницах была одинаковой - 65 км/ч; средние скорости также примерно равные, причем эксплуатационные скорости танка А-20 на колесах и гусеницах существенно не различались. По результатам испытаний был сделан вывод, что А-32, имевший запас по увеличению массы, целесообразно защищать более мощной броней, соответственно повысив прочность отдельных деталей. М. И. Кошкин предложил усиление бронирования лобовых частей до 45 мм, а бортовых – до 40 мм.Новый танк получил обозначение А-34. В октябре - ноябре 1939 года велись испытания двух машин А-32, догруженных на 6830 кг (до массы А-34). На основании этих испытании 19 декабря танк А-34 приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-34.

Выступающий 2.

В феврале – марте 1940 года два опытных образца Т-34 совершили испытательный пробег из Харькова в Москву и обратно. В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство. Сам Кошкин дорого заплатил за этот демонстрационный успех — простуда и переутомление привели к заболеванию пневманией, но Михаил Ильич продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. Государственная премия СССР первой степени за создание танка Т-34 была присуждена ему уже посмертно.

В июле 1940 года начался серийный выпуск новых гусеничных машин, и к началу Великой Отечественной войны промышленность поставила армии 1225 таких танков. Т-34 по боевым и маневренным качествам превосходил все зарубежные средние и даже тяжелые танки этого времени. Высокая удельная мощность двигателя, рациональные углы наклона брони, значительное вооружение, большой запас хода, малое удельное давление на грунт (у первых образцов – 0,6 кг/см2) – вот главнейшие достоинства машины. Добавим к этому простоту конструкции, облегчавшую массовое производство Т-34 , их обслуживание и ремонт в полевых условиях.Танки постоянно подвергались улучшению зимой 1942/43 года на Т-34 начали устанавливать шестигранные башни и увеличили емкость баков с горючим, а машины выпуска 1943 года имели пятискоростную коробку передач, воздушные фильтры и систему смазки. Кроме того, на них устанавливалась и командирская башенка для улучшения наблюдения. Со временем на Т-34 улучшили использование мощности двигателя и увеличили межремонтный пробег машины. В том же 1943 году в гитлеровской армии в  массовом порядке стали появляться танки «Тигр» и «Пантера»  с мощной бронёй. Поэтому, естественно, встал вопрос об усилении вооружения Т-34 . За короткий срок конструкторы создали для машины новую башню с увеличенной толщиной брони специально под 85-мм пушку ЗИС-С-53 образца 1944 года с длиной ствола 51,5 калибра. Ее бронебойный снаряд мессой 9,2 кг имел начальную скорость 792 м/с и с расстояний 500 и 1000 м пробивал соответственно 111-мм и 102-мм броню. Подкалиберный же снаряд с расстояния в полкилометра поражал 138-мм броню.  Эта усовершенствованная машина под обозначением Т 34-85. была принята на вооружение 15 декабря 1943 года. И буквально той же зимой она стала поступать в действующие части. Подвижность нового танка, несмотря на некоторое увеличение массы, не снизилась.
Танк, созданный в конструкторском бюро М. И. Кошкина, оказался самым универсальным, он участвовал во всех танковых сражениях Великой Отечественной войны, демонстрируя свои великолепные качества и превосходство над машинами противника. Т-34 еще и самый массовый танк в мире.Всего за годы войны Советским Союзом было произведено около 35500 танков т-34, которые постоянно совершенствовались.

Приложение 2. Выступающий 3. История создания «Катюши».

"Катюша" стала первой отечественной мобильной многозарядной реактивной системой залпового огня (РСЗО), которая включала в себя реактивные снаряды (РС), пусковые установки (ПУ), приборы управления стрельбой и транспортные средства. Самоходные пусковые установки на автомобилях получили обозначение боевых машин (БМ) реактивной артиллерии. Многозарядность РСЗО определяла возможность одновременного поражения целей на значительных площадях, а залповый огонь обеспечивал внезапность и высокий эффект поражающего и морального воздействия на противника.

Создание реактивных систем залпового огня стало бы невозможно без разработки реактивных снарядов с двигателем, работающим на твердом топливе.

Разработку реактивных снарядов на бездымном порохе с начала 1920-х гг. вели двое энтузиастов ракетной техники Владимир Артемьев и Николай Тихомиров.

Ими был разработан пироксилино-тротиловый бездымный порох. 3 марта 1928 г. первый в мире снаряд с ракетным двигателем на бездымном порохе пролетел 1 300 м, а в июле того же года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) создается Газодинамическая лаборатория (преобразованная в 1933 г. в Реактивный научно-исследовательский институт - РНИИ). К 1933 г. были созданы два образца реактивных снарядов - осколочный РС‑82 и осколочно-фугасный РС-132. Первые их образцы предназначались для вооружения самолетов, и только летом 1938 г. группа инженеров РНИИ под руководством Ивана Гвая начала проектировать многозарядную реактивную установку для наземных войск и кораблей флота.

Проект первой механизированной многозарядной, размещенной на автомобиле ЗИС-5 установки для стрельбы реактивными снарядами появился в августе того же года, но полигонные испытания выявили у нее много недостатков. Доработанный вариант установки, обозначенный МУ-1 (механизированная установка, 1-й образец), имел тоже много недостатков. Только новая пусковая установка МУ-2, представленная РНИИ в апреле 1939 г., отвечала требованиям военных. Она заряжалась 132-мм реактивными осколочно-фугасными снарядами, позднее названными М-13. Характеристики снаряда

калибр: 132 мм; 

Масса снаряда, кг 42,3; 

Масса БЧ, кг 21,3; 

Масса взрывчатого вещества,кг 4,9; 

Дальность полета снаряда М-13 достигала 8470 м, но при этом имело место весьма значительное рассеивание. По таблицам стрельбы 1942 года при дальности стрельбы 3000 м боковое отклонение составляло 51 м, а по дальности — 257 м. 

Время производства залпа, сек 7-10;

25 декабря 1939 г. реактивный снаряд М‑13 и пусковая установка, позднее получившая название "Боевая машина 13" (БМ-13) были одобрены Артиллерийским управлением Красной Армии. К июню 1941 г. была изготовлена первая опытная партия БМ-13, предназначенная для всесторонних полигонных испытаний.

Машина БМ-13 представляла собой грузовик ЗИС-6, на месте кузова которого на специальной раме монтировались 16 направляющих желобкового типа, расположенных вдоль оси автомобиля в два яруса. Каждые две направляющие соединялись (спаривались), образуя единую конструкцию, названную спаркой. Спарок было восемь.

БМ-13 заряжалась 16 реактивными снарядами калибра 132 мм. Заряжение производилось с казенной части, а задняя часть автомобиля при ведении огня вывешивалась на двух домкратах. Запуск снарядов мог производиться и из кабины, и с выносного пульта с помощью электрической системы замыкателей. Залп выполнялся в течение 15-20 секунд. Дальность стрельбы – 8-8,5 км. Скорость БМ-13 по хорошей дороге достигала 50-60 км/ч. Всего 1-2 минуты требовалось для ее перевода из походного в боевое положение. На перезарядку после залпа уходило 3-5 минут, поэтому за час одна боевая машина могла сделать 10 залпов и выпустить 160 снарядов.

21 июня 1941 г. после осмотра образцов ракетного оружия Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин принял решение о развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13 и о начале формирования ракетных войсковых частей. Из-за угрозы надвигавшейся войны это решение было принято, несмотря на то, что пусковая установка БМ-13 еще не прошла войсковых испытаний и не была отработана до стадии, допускающей массовое промышленное изготовление.

Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе "Компрессор". Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.

Приложение 3. Выступающий 4.

Андреевич Флеров родился 24 апреля 1905 года в селе Двуречки Липецкого района. Отец его работал счетоводом на Боринском сахарном заводе, мать была домохозяйкой. Иван окончил местную земскую школу с По­хвальным листом, показав особые успехи по арифметике. После школы работал в селе, а затем поступил учеником слесаря на Боринский сахарный завод, где работал отец. В 1926 году Иван окончил школу ФЗУ в городе Липецке. Здесь же, как один из лучших выпускников школы, он некоторое время работал масте­ром производственного обучения. В 1927 - 1928 годах Флёров служит в рядах Красной Армии. Затем - артиллерийское училище. В 1939-1940 годах участвует в Финской войне. За мужество, проявленное в боях с финнами, старший лейтенант Иван Андреевич Флеров был награжден орденом Красной Звезды. После окончания войны стал слушателем Артиллерийской академии имени Дзержинского. Перед Флёровым открывалась блестящая карьера, но через год грянула Великая Отечественная... 21 июня 1941 года, сразу после сдачи экзаменов за первый курс, его вызвали в штаб командующего артиллерией Красной Армии.

В штабе Флёрова принял генерал-майор Аборенков.
Несколько раз Иван Андреевич писал рапорты с просьбой направить его в действующую армию, но слушателей Академии на фронт не направляли. Помог случай: из Наркомата обороны прибыл важный чиновник, чтобы отобрать офицеров для особого артиллерийского дивизиона. Выбор пал на нашего земляка: он был назначен командиром секретного подразделения.. Их задача - обучать личный состав и оказывать помощь в боевом применении нового оружия. В сформированную батарею вошли взвод управления, три огневых взвода, взводы боепитания и пристрелочный, а также тыловые и обеспечивающие подразделения. Всего в ней насчитывалось 7 установок БМ-13, около 50 различных машин и одна 122-мм гаубица (для предварительной пристрелки до проведения залпа реактивными снарядами). Личного состава в батарее было около 170 человек. 

http://www.ugra.alexandrovi.ru/1x1.gifПервые залпы по врагу батарея Флерова произвела в июле 1941-го года. В журнале боевых действий батареи появились записи: «14.7. 1941 г . 15 часов 15 минут. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня». «14.7. 1941 г . 16 часов 45 минут. Залп по переправе фашистских войск через Оршицу. Большие потери врага в жи­вой силе и боевой технике, паника. Все гитлеровцы, уцелевшие на восточном берегу, взяты нашими подразделениям в плен...».http://www.ugra.alexandrovi.ru/1x1.gifПосле залпов в районе Орши последовали удары по немцам под Ельней, Рославлем, Спас-Демянском. Новость о новом оружии, которое ласково окрестили «Катюшей», быстро облетела советские войска. Батарея Флёрова не только наносила немалый материальный урон немцам, она способствовала и поднятию боевого духа у наших солдат и офицеров, измотанных непрерывными отступлениями. Это хорошо понимали и гитлеровцы, устроившие за батареей настоящую охоту. Как только им удавалось засечь ее местонахождение, они сразу же посылали туда танки и авиацию. Но батарея не задерживалась долго на одном месте - дав залп, сразу же меняла позицию. На поворотной раме каждой боевой машины был установлен особый железный ящик — якобы для ветоши. На самом деле внутри находилась мощная мина–фугас. В случае реальной угрозы окружения секретного подразделения его командир должен был самоуничтожиться вместе с техникой.
http://www.ugra.alexandrovi.ru/1x1.gifТакой трагический момент наступил 7 октября 1941 года под деревней Богатырь Вяземского района Смоленской области. Отважные ракетчики взорвали машины, а сами с боем прорвались к своим. В этом бою смертью храбрых пал командир первой нашей ракетной батареи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1963 года Иван Андреевич Флеров посмертно был награжден орденом Отечественной войны степени. В 1995 г. ему было присвоено звание Героя Российской Федерации. Имя Ивана Флерова носят улицы в городе Липецк, Грязях, в селе Двуречки, Балашихе, Орше.

Приложение 4. Выступающий 5.  Конструктор ППШ Г.С.Шпагин

Студент: Георгий Семенович Шпагин родился в 1897 г. в деревне Клюшниково-Владимирской области в крестьянской семье. В одиннадцать лет юный Шпагин закончил с похвальным листом три класса церковно-приходской школы.  В 1916 г. во время Первой Мировой войны был призван в Армию. Георгий попал на Западный фронт в четырнадцатый гренадерский грузинский полк. В детстве стамеской перерезал сухожилия на указательном пальце правой руки, который на всю жизнь остался бездействующим. Из-за полученной травмы он не мог нормально стрелять и его определили в полковые оружейные мастерские, в которых под начальством опытного тульского мастера Якова Васильевича Дедилова, он получил квалификацию слесаря-оружейника. В 1918-ом году Георгий Семенович после демобилизации вернулся в родные места, после чего был призван в Красную Армию. Как бывшего оружейника Шпагина оставили во Владимире в восьмом стрелковом полку, где он с нуля наладил работу полкового оружейного хозяйства и  получил за это благодарность от имени командования Владимирского гарнизона. В 1920-ом году Георгийпоступает слесарем в опытные мастерские Ковровского оружейного завода, техническим директором которого был создатель первого в мире автомата (в 1916-ом году), основоположник российской школы конструкторов автоматического оружия Владимир Григорьевич Федоров. Именно в проектно-конструкторском бюро проходило становление Георгия Семеновича, как профессионального конструктора-оружейника. Присмотревшись к процессу сборки магазинов к автоматам Федорова, он предложил иной вариант расположения заклепок, который позволил одновременно уменьшить их количество, не нарушив при этом прочности конструкции и ускорив процесс изготовления магазинов.Его способности не остались незамеченными, и уже в 1922-ом году Владимир Федоров привлек Георгия Семеновича в качестве своего партнера к созданию 6,5-мм спаренного ручного пулемета. Обучение Шпагина закончились блестяще. Талантливый деревенский мастер-самородок превратился в опытного оригинального конструктора. В 1939-ом году он приступил к осуществлению главного изобретения своей жизни, навсегда записавшего Георгия Семеновича в историю русской оружейной школы, – созданию пистолета-пулемета ППШ-41, который стал основным автоматическим стрелковым оружием Красной Армии в будущей войне. Автомат Шпагина образца 1941-го года был принят на вооружение незадолго до начала войны по постановлению Комитета Обороны от 21 декабря 1940-го. Главное достижение Георгия Семеновича заключалось в том, что ему удалось в сжатые сроки создать высоконадежное, неприхотливое и, главное, эффективное в бою стрелковое оружие. Это хорошо свидетельствует о понимании конструктором основных тенденций в развитии вооружения в тот период времени. Неоценимое достоинство «папаши» – простота и экономичность производства. Это позволит в тяжелейший период первых двух лет войны наладить выпуск ППШ практически на любом металлообрабатывающем заводе вплоть до кроватных фабрик, поскольку технология изготовления была настолько проста, что с производством автоматов ППШ справлялась даже имеющаяся в наличии техническая база, изначально ориентированная на производство мирной продукции. В феврале 1942-го года Георгий Семенович награждается одной из самых высоких наград СССР – орденом Ленина. Мастеровой нашей великой Победы получит его еще два раза – в 1944-ом и в 1945-ом годах. Кроме ордена Георгий Семенович принял лично от Сталина редчайшую в то время, особенно для «тыловиков» - автомобиль ГАЗ- М1 «Эмку». На ней Главный конструктор ездил не только сам, но и н нередко возил на ней соседскую детвору.  За четыре года войны в советские войска поступило более пяти миллионов автоматов Шпагина различных модификаций, поскольку конструктор не переставал совершенствовать свое изобретение.

Вскоре после окончания Великой Отечественной у Шпагина был обнаружен рак желудка. Конструктор был вынужден оставить свою любимую работу. Последние годы он провели в Москве, где его пытались излечить от тяжелого недуга. Умер Георгий  Семенович 6 февраля 1952-го года, ему было всего пятьдесят шесть лет. Мастерового Победы, лауреата Сталинской премии, Героя Социалистического Труда, кавалера трех орденов Ленина, ордена Суворова II-ой степени и ордена Красной Звезды похоронили на Новодевичьем кладбище.

Приложение 5. Выступающий 6. Сообщение о С.В. Ильюшине

Сергей Владимирович Ильюшин родился 18 марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодской губернии. В 1917 г. сдал экзамен на звание пилота-авиатора при школе Всероссийского аэроклуба.В 1919 году Ильюшин призывался в Красную армию. Где он впервые начал применять свои конструкторские навыки. В сентябре 1921 года С.В. Ильюшин получает направление в Институт инженеров Красного воздушного флота, который в 1922 году преобразуется в Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е. Жуковского.

В 1926 году после окончания Военно-воздушной академии становится председателем Первой (самолетостроительной) секции Научно-технического комитета Управления ВВС Красной Армии – НТК УВВС.

Начало работы С.В.Ильюшина в НТК УВВС совпало с созданием отечественной авиационной промышленности.

Возглавив работу в конструкторском бюро, С.В.Ильюшин подошел к главному делу своей жизни – к организации конструкторского коллектива для создания двухмоторного дальнего бомбардировщика.

На заводе № 39  возглавил бригаду работников, специализировавшихся по типам самолетов, вооружению, технологии и тому подобное. Работа развивалось по трем основным направлениям: создание бомбардировщиков, штурмовиков и пассажирских самолетов.

Первой машиной, построенной ильюшинским конструкторским бюро, стал дальний бомбардировщик ЦКБ-26. При испытаниях самолета были получены хорошие летные данные. Работая над совершенствованием этой модели, Ильюшин разработал несколько модификаций: ДБ-3, ДБ-3Ф, последняя из которых была названа Ил-4.

Но подлинную славу С.В.Ильюшину принес другой его боевой самолет – штурмовик Ил-2.

В предвоенные годы, как в России, так и за рубежом, неоднократно предпринимались безуспешные попытки создать самолет-штурмовик. Решить эту задачу удалось Ильюшину, который в 1938 г. Приступает к созданию первого советского штурмовика, который он сам называет «Летающий танк». Сначала Ильюшин разработал опытный самолет ЦКБ-55 в двухместном варианте. Экипаж самолета составляли летчик и стрелок-радист, Для стрельбы вперед на ЦКБ-55 было установлено мощное пулеметное вооружение.

Но военные считали, что скорость ЦКБ-55 мала. Поэтому самолет ЦКБ-55 прошел государственные испытания и его запустили в серию в одноместном варианте и с усиленным вооружением. Серийный самолет получил обозначение Ил-2.

Однако с первых же дней войны Ил-2 в одноместном варианте без оборонительного заднего пулемета оказался беззащитен против вражеских истребителей. И тогда, в начале 1942 года, было принято решение о возврате к двухместному варианту штурмовика. С тех пор и до конца войны штурмовики выпускались в двухместном варианте. Потери их в воздушных боях резко снизились.

При создании самолета Ил-2 Ильюшину удалось впервые решить многие научно-технические проблемы, в том числе использовать броню в качестве силовой конструкции самолета, найти технологию изготовления броневого корпуса с большой кривизной обводов и др.

История создания самолета Ил-2 отчетливо показывает исключительные личные качества Сергея Владимировича: талант конструктора, убежденность и упорство в достижении поставленной цели.

Помимо штурмовиков Ильюшин занимался и создание пассажирских самолетов.

9 февраля1977 Сергей Владимирович Ильюшин скончался в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сергей Владимирович Ильюшин является выдающимся авиаконструктором и ученым и занимает достойное место в истории авиации. Его штурмовики, бомбардировщики, пассажирские самолеты на каждом этапе развития авиации – новинки технической мысли. Вклад, который внес Сергей Владимирович в дело обороны страны и развития воздушного транспорта, в прогресс технических наук и технологии авиационной промышленности, неоценим.

Деятельность Сергея Владимировича Ильюшина была отмечена многими государственными наградами:Трижды Герой Социалистического Труда; Семь раз лауреат Сталинской премии; Лауреат Ленинской премии; Лауреат Государственной премии СССР; орденов Ленина; Орден Октябрьской революции; Два ордена Красного Знамен; Орден Трудового Красного Знамени; Два ордена Красной Звезды; Орден Суворова II степени; Орден Суворова I степени; Польский Рыцарский крест II степени Ордена Командоров. А также многочисленными медалями.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.