Технологическая карта и презентация урока обобщения и систематизации знаний по теме «Состав слов. Обобщение» (2 класс)
Презентация к уроку.PPTX / 11.99 Мб
/data/files/w1711980910.pptx (Презентация к уроку.)Технологическая карта урока русского языка
Дата :13.02.24
Класс :2Б
Учитель начальных классов :Малыхина И.О.
Тема: «Состав слов. Обобщение»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Цель: Закрепить и обобщить первичные знания о значимых частях слова.
Задачи: - совершенствовать умение находить и выделять части слова;
- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
- закрепить умение образовывать слова из морфем;
- развивать память и орфографическую зоркость;
- развивать интерес к языку, используя занимательные задания;
- активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, работу в парах;
- воспитывать чувство коллективизма, активность и аккуратность у учащихся. Воспитание патриотизма, культуры устной и письменной речи, интереса к урокам русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится проводить начальный морфемный анализ слов, образовывать слова из морфем; научиться выделять значимую часть слова; выделять части, которые служат для образования новых слов, связи слов в предложении.
Метапредметные: ученик учится организовать своё рабочее место, пользоваться толковым словарём, как источником информации, наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.
Оборудование : Презентация. Путевые листы, раздаточный материал : карточки для работы в парах, толковые словарики на урок, кубики для составления слов.
Этапы учебного занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые образовательные результаты(УДД)УУД, формирующиеся на данном этапе |
1.Организационный момент
1-2мин |
Приветствие учащихся Эмоциональный настрой на продуктивную работу в течение урока. -Здравствуйте, ребята! Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Посмотрите друг на друга – улыбнитесь! Ведь любое дело лучше начинать с улыбки. Садитесь. -Сегодня урок русского языка проведу у вас я, Инна Олеговна. - Скажите ребята, а вы любите путешествовать? -Мы с вами отправляемся в путешествие. -Надеюсь, вам все трудности будут по плечу и вы справитесь с любыми заданиями.
|
Учебная организация учащихся (наличие на рабочем месте, принадлежностей) |
Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2.Мотивация учебной деятельности учащихся. Минутка чистописания и словарная работа. 5 мин |
На столах у вас лежат путевые листы, которые нужно заполнить. -Заполним дату нашего путешествия.(записываем 13)Какую букву запоминали в слове февраля (буку е, подчеркнуть) Обратите внимание на словарные слова «Классная работа», подчеркните опасные места -Куда мы сегодня совершим наше путешествие , вы узнаете, выполнив работу по чистописанию. -Пропишите слияния заглавной и прописной буквы Р, по образцу, обратите внимание на соединение букв. -Какими звуками обозначается данная буква. -Посмотрите на доске у меня новое словарное слово , прочитайте его, А что оно обозначает? Мы узнаем из толковых словариков, которые лежат у вас на столах. Возьмите в руки словарики и прочитайте значение слова «ракета». - Какие значения имеет слово «ракета». А куда можно полететь на ракете? -А кто первый из людей побывал в космосе? - Какую букву мы должны запомнить?(А) Мы ракету с буквой «А» Запускать будем с утра.
-Составьте с данным словом предложения(устно).. -Правильно ! Нас ожидает космическое путешествие(на доску вывешиваю «Космическое путешествие» |
Заполняют путевые листы. Выполняют словарную работу. ( удвоенная сс и буква а в слове работа)
Р-согласный, звонкий непарный, сонорный звук, может быть мягким, может твёрдым. Работают с толковым словарём. Ракета-многозначное слово 1.Ракета — летательный аппарат, двигающийся в пространстве за счёт действия реактивной тяги.(пример космическая ракета) 2. Боевой снаряд с реактивным двигателем(пример крылатая ракета-снаряд) 3.Применяемое для фейерверков и сигнализации устройство, включающее пиротехнический (световой) снаряд и небольшой пороховой реактивный двигатель. (пример сигнальная ракета) ( в космос) (Ю.А.Гагарин 12 апреля1961 года)
Мы полетим на ракете к незнакомой (неизведанной, новой ) планете. Мы летим на ракете в космос… |
1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД : - осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3.Постановка цели и задач урока. Усвоение новых знаний и способов действия 2 мин. |
С какой темой будет связано наше путешествие, вы узнаете посмотрев на доску. Что обозначают эти знаки? (части слова) - -Какие части слова вы знаете? Является эта тема для вас новой?(нет) Итак тема нашего урока «Части слова .Закрепление.» Попробуйте сформулировать так чем мы можем заниматься по этой теме на уроке? Какие цели мы можем поставить перед собой ( слова подсказки)повторить…. Закрепить… Тренироваться… А всё ли здесь правильно? ( нет) В путевых листах в рамочке, расположите –эти части слова( знаками , правильно, так как они располагаются в словах. Это и будет наш код доступа на космический корабль. Кто поможет исправить на доске. Оцените свою работу.( по образцу) Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? Летим!
|
Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
«Состав слова .Обобщение.» или закрепление-повторить части слова закрепить умение выделять части слова, , тренироваться находить части слова в словах, составлять новые слова…)
Организовать обобщение способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию.
Оценивают свою работу на данном этапе, по образцу. -Планеты, спутники, звезды… |
Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи,- планирование,- прогнозирование Познавательные:- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
|
4.Физкультминутка 1мин |
Встаньте. Физкультминутка ( Я, ракета, я ракета, полетела в космос, полетела в космос. Раз-стыковка, два –стыковка, а вокруг планеты звёзды и луна, а вокруг планеты , звёзды и луна) Садитесь. Летим! |
Повторяют движения за учителем. |
Личностные УУД: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления |
5.Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельностиВоспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 3-4 мин |
-Сейчас вы закроете глаза и попробуйте представить, как мы с вами летим. А я расскажу, что же нам встретится на пути. Вы будете слушать внимательно и постараетесь услышать слово, которое в моём рассказе употребляется в разных формах. “Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню”. -Найдите эти слова на экране. Запишите эти слова в путевом листе. Что в них меняется(-окончание). Выделите окончания. -Расскажите все, что знаете об окончании Допишите в путевых листках определение, прочитайте : Давайте вместе проверим, что у вас получилось. Оцените свою работу. |
Слушают текс, стараясь услышать слово, которое в тексте изменяет свою форму.
Записывают в путевых листах. Выделяют окончание. ( если затруднение, на экране вывожу) (часть слова, которая служит для связи слов в предложении) Читают и дописывают. Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении-это (окончание). Оценивают свою работу. |
Познавательные УУД: определять значение слова «состав» и обосновывать своё мнение; - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; |
6.Применение знаний и умений в новой ситуации 7-10мин мин |
-Внимание на нашем пути планета она называется «Морфемы». –Где мы можем выяснить значение этого слова? ( выясним в нашем толковом словарике, что обозначает название этой планеты.) Приближаясь к планете, мы пролетаем над лесом«Корней» Смотрите сколько здесь корней, целый лес вырос. -Что такое корень слова?(корень-это главная общая часть родственных в которой заключено их основное значение) - Какие слова называют однокоренными, родственными? Ребята, а какими качествами должен обладать космический путешественник….?------Чтобы перебраться через этот лес, мы должны прочитать слова в путевом листке, найти в каждой строчке лишнее слово, объяснить ,почему оно лишнее и зачеркнуть его. В остальных словах выделить корень. (проверка по рядам) -Скажите ,а без корня слово может существовать? Допишите в путевых листках определение, прочитайте -Давайте вместе проверим, что у вас получилось. Оцените себя
-Молодцы , приземляемся. перед нами поляна приставок, на ней растут замечательные цветы. Что бы они распустились нужно составить и записать новые слова ,выделить в них приставку.
Допишите в путевых листках определение: Оцените себя |
Работа с толковым словарём. Морфема – это наименьшая значимая часть слова. А разбор слова по составу называется морфемным разбором.
Слова,которые имеют общую часть и близки по значению, называются однокоренными. Смелым, сильным, здоровым.
Выполнение самостоятельно, фронтальная проверка. Нет, так как в корне заключено лексическое значение слова. Главная общая часть родственных в которой заключено их основное значение-это… Оценивают свою работу.
Один выполняет на доске.
Часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов-это…(приставка) Самооценка. |
Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;- искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. - выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Введение нового понятие Морфемы, как части слова. Личностные:формирование интереса к процессу познания |
7.Физкультминутка Для глаз и рук. 1мин |
-Ребята, какие замечательные цветы распустились .Сейчас закройте глазки. Отройте, посмотрите вверх, не поднимая голову. К окну, к двери. на парту. Откройте глаза и повторите сидя , движения за мной. Раз-стыковка, два –стыковка, а вокруг планеты звёзды и луна, а вокруг планеты , звёзды и луна) |
Выполняют движения. |
Личностные УУД: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления |
8. Коррекция знаний и способов действий 3-4мин |
Двигаемся по планете. Перед нами “Суффиксное поле”. Но на пути к нему сломался мостик через реку. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Возьмите карточку №1. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. Полученные слова запишите в путевом листе. При затруднении вывожу на экран. Самопроверка. -Вот и мостик! Выделите суффиксы -Дополните определение. |
Работа в парах.
- суффикс – это часть……., которая стоит ……корня и служит для образования новых слов . |
ПознавательныеУУД: Составление новых слов при помощи суффиксов. Обобщить понятие, значение суффиксов. Регулятивные УУД: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — соотносить учебные действия с известным алгоритмом; — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять учебное задание с самопроверкой. Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Умение работать в парах. |
9.Контроль усвоения. 5 мин. |
- Молодцы, планета Морфем и её жители благодарят вас за помощь и просят определить какие части слова выделены в словах: Поработайте в парах: Проверка по рядам .Определение частей слова…. -Молодцы. Теперь ребята я могу смело назвать вас знатоками частей слова Как жаль , но наше космическое путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться домой. Планета Земля ждёт нас. Но что бы вернуться на землю нам нужно проверить прочность своих знаний. Планета Морфема дарит вам игру. Все дети любят строить из кубиков.(Из кубиков можно построить новые слова) Сейчас вы поработаете в группе .1группа подойдите к среднему столу, вторая группа к 1 столу, 3 группа ко 2 столу. Планета Морфема предлагает вам открыть коробочки и выполнить задание. построить новые слова из кубиков, собирая их из частей других слов: (Даю коробочки, открывают читают задание) 1 группа , какое слово у вас получилось(мамочка), 2 группа-(родина) 3 группа -оценка-Ребята ,какие важные слова ,для вас сейчас это очень важные, значимые слова. Самый важный, близкий , родной человек это - мама, родители, мы живём в стране, которую любим-это Родина. Вы ученики, поэтому оценка для вас, тоже очень важное слово. |
1 ряд –приехал,нарезка,подземный,съел, перевёл. , 2 ряд -Домашний,ягодки,подберёзовик, подводный,позвонить. 3 ряд - Стульчик, футболист, котище, тигрёнок, берёзка., 1 ряд ?(приставку) Приставка-это…, 2 ряд –(корень)Корень-это… 3ряд какую часть слова вы выделили?(суффикс),Суффикс-это
1 гр корень суффикс Окончание мама звёздочки книга 2 гр корень суффикс Окончание родители глубины мама 3гр приставка корень суффикс Окончание осмотр цена звонкий зайка |
Коммуникативные УУД: — согласовывать позиции и находить общее решение; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. Регулятивные УУД: -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы Различать и выделять основные части слова, Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы; Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях; |
10.Подведение итогов занятия, Рефлексия информация о домашнем задании. 3 мин. |
Наше путешествие подошло к концу. Подведём итоги. -Какие цели мы ставили перед собой? -Общее название частей слова? (Морфемы) -Достигли мы их? - Самая главная часть слова , без которой оно не может существовать?
Посмотрите в свои путевые листы-это будет ваш узелок на память о частях слова. Посмотрите на звёздочки, которыми вы себя оценивали . Сейчас зажмите свою правую руку в кулачок, если у вас все звёздочки улыбаются-разогните мизинец, если вы знаете все части слова -безымянный палец, если вам было интересно-средний, кто работал хорошо-указательный, кому урок понравился – большой. Вот какие звёздочки из наших ладошек получились. Вы молодцы! На задней стороне ваших путевых листов .Домашнее задание. Вы можете выбрать, то задание, которое будет вам интересно.( Отгадать Загадки, решить кроссворд или выделить части слова.) А завтра Елена Васильевна проверит и выставит вам отметки. |
-повторить части слова закрепить умение выделять части слова, , тренироваться находить части слова в словах, составлять новые слова…)
Морфемы – части слов –корень, суффикс, приставка, окончание. Самая главная часть слова , без которой оно не может существовать-это корень.
|
Познавательные: - умение структурировать знания- оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу Коммуникативные:- умение выражать свои мысли ,оценивание качества своей и общей учебной деятельности личностные:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
|