Учебный предмет | Индивидуальное логопедическое занятие. |
Класс | 1Г (РАС) | Тип занятия | Занятие комплексного применения знаний и умений (индивидуальное логопедическое занятие на закрепление материала). |
Цель занятия | Учить правильно проговаривать названия домашних животных и составлять словосочетания. |
Задачи занятия | образовательные | Способствовать формированию навыков правильного произношения гласных звуков, составления словосочетаний с опорой на жест и демонстрацию предметов. |
коррекционно-развивающие | Коррекция и развитие основных компонентов речи посредством перечисления пластмассовых фигурок домашних животных; повторения названий кормов домашних животных; проговаривания детенышей домашних животных; составлении словосочетаний при определении частей тела домашнего животного; произношения голосов домашних животных. Развитие артикуляционного аппарата путем выполнения артикуляционной гимнастики, музыкальной распевки гласных. Развитие мелкой и общей моторики в ходе выполнения пальчиковой гимнастики, физкультминутки, составления картинки из двух частей, письменной работы при соединении двух картинок, работе у доски с мелом. Коррекция и развитие слухового восприятия путем определения по звуковой записи голосов домашних животных. |
воспитательные | Воспитывать дисциплинированность, заботу о домашних животных. |
Технологии | Технология индивидуального обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ - технологии, элементы игровых технологий. | Межпредметные связи | Речевая практика, мир природы. |
Планируемый результат |
Предметный (ПР) | - выполнять инструкции учителя-логопеда; - использовать жесты и демонстрационный материал при общении в различных ситуациях; -участвовать в беседе; - отвечать на вопросы учителя-логопеда; - использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях; - составлять словосочетания с помощью учителя-логопеда; - составлять предложения с помощью учителя-логопеда; |
Личностный (ЛР) | -положительное отношение к окружающей действительности; -самостоятельность в выполнении учебных заданий; -осознание себя как ученицы, заинтересованной посещением занятий; |
Используемая литература | 1. Батяева С. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. М.: РОСМЭН, 2023. 2. Володина В. С. Альбом по развитию речи. М.: РОСМЭН, 2018. 3. Бельская И. Л. Буквы, слоги и слова. Минск. Юнипресс, 2004. 4. Демонстрационный материал «Домашние животные» (папка). Харьков: «Ранок», 2009. 5. Новоселова Ю. И. «Домашние животные и птицы» (папка). 6. Круогла Е. К. Тематический комплект «Дикие животные». |
Ресурсы (основные, дополнительные) | Оборудование | Монитор. Мультимедийная акустическая система. Интерактивный портал для детей, родителей и специалистов, работающих с детьми (mersibo.ru) «Мерсибо» - распевка гласных. Видео с изображением нарисованных и реальных животных: кошка, коза, корова. Интернет- ресурс: rutube.ru. Аудиозапись голосов домашних животных. Синий фломастер. Пластмассовое ведерко. Корзина с рисунками грибов. Мягкие игрушки кошки и коровы. |
Дидактический (раздаточный материал) | Рисунок головы девочки, рисунок лица девочки грустной и с улыбкой. Пластмассовые фигурки домашних животных. Игрушка домик с дверцами. Картонная фигурка гриба (8 штук). Карточки для артикуляционной гимнастики (рисунки с изображением домашних животных). Карточки для пальчиковой гимнастики (рисунки с изображением пальцев и домашних животных). Карточка с изображением домашних животных овцы, кошки, лошади и корма для животных травы, сена, рисунок овса, кошачьего корма, рисунка бутылки с молоком, мышки, рисунок мяса, рисунок свеклы и моркови. Карточка с изображением собаки, кошки и их детенышей: щенка, котенка. Рисунок с изображением кошки и стрелочками к частям тела кошки. Карточки с изображением домашних животных: корова, лошадь, свинья, баран, овца, коза, которые разделены как пазлы на две части, каждая часть прикрепляется на двусторонний скотч. Картинки с изображением домашних животных: коза, овца, свинья, собака для определения голоса животных по аудиозаписи. Рисунок гриба с изображением щенка на обратной стороне. |
Организация деятельности на занятии
|
Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающейся | Использование наглядного материала |
I. Организационный момент. |
1.Психологический настрой. -Посмотри, нас встречает девочка. Девочка улыбается, она рада встречи с нами, у нее очень хорошее настроение. -Желаю тебе тоже хорошего настроения на сегодняшнем занятии. 2.Работа над звукопроизношением гласных. -Перед тем как начать наше интересное занятие мы с тобой подготовим голос, пропоем гласные. - Петь будем вместе с грибниками. -Повторяем. -Правильно. Продолжаем, нажимай на кружок. -Голос подготовили, пропели вместе с грибниками. | Внимание на рисунок девочки с улыбкой.
Повторяет по очереди за грибником гласные, после произношения нажимает на кнопку монитора, чтобы услышать следующий звук. | Рисунок девочки с улыбкой. Приложение 1.
Музыкальная распевка грибника (mersibo.ru) |
II. Сообщение темы занятия. |
-Грибники подарили нам корзину с грибами. Посмотрим. - Посмотрим что здесь, оказывается, они перепутали корзины. -Назови (учитель-логопед достает из корзины фигурки домашних животных). -Это домашние животные. Вот сегодня мы будем говорить о домашних животных. -Человек ухаживает за домашними животными. Домашние животные живут рядом с человеком. -Как ты считаешь, нам надо вернуть этих домашних животных грибникам? -Конечно, надо вернуть. -Это дом грибников. Посмотри, на двери прикреплены грибы. Убираем гриб, выполняем задание и возвращаем домашнее животное. (Учитель-логопед свои слова сопровождает показом) | Рассматривает корзину с грибами.
Называет домашних животных.
Отвечает на вопросы.
Рассматривает дом грибников. | Корзина с грибами. Приложение 2.
Пластмассовые фигурки домашних животных. Приложение 3.
Игрушка домик с дверцами и ключами. (Игрушка стоит рядом на парте на протяжении всего занятия) Приложение 4. |
III. Основная часть. |
1. Гимнастика для развития артикуляционной моторики. -Итак, первое задание. -Снимай гриб. Домашние животные очень интересно умеют показывать язык. Мы выполним гимнастику для языка. * Фото собаки «варенье»; * Фото собаки «качели»; * Фото собаки «лопаточка»; * Фото собаки «тесто»; * Фото хомяка «шарик»; * Фото кошки «показали и убрали язык»; -Молодец. Справилась с этим заданием. -Возвращаем домашнее животное хозяевам. -Возьми фигурку из корзиночки. Кто это? (Учитель-логопед предлагает выбрать ребенку домашнее животное, взять его из корзиночки, показывает домик и помогает выбрать ключ, которым надо открыть первую дверцу) -Открывай дверь и клади фигурку в домик. -Отлично, справились с этим заданием. |
Снимает фигурку гриба. Повторяет и выполняет артикуляционную гимнастику (помощь и указания со стороны учителя-логопеда, опора на карточки с фотографиями домашних животных).
Из корзиночки выбирает и называет домашнее животное. Подбирает ключ к двери, открывает дверь ключом, кладет фигурку выбранного домашнего животного в домик. |
Фигурка гриба. Приложение 5.
Карточки с фотографиями домашних животных для артикуляционной гимнастики. Приложение 6.
|
2. Пальчиковая гимнастика. (Выполнить задание по карточкам и показу учителя-логопеда) - Убирай следующий гриб. Второе задание. Мы на пальцах изобразим домашних животных, сделаем гимнастику для пальцев. (Учитель-логопед выкладывает на стол по очереди карточки для пальчиковой гимнастики) «Коза», «Лошадь», «Собака», «Кошка» -А теперь, я переверну карточки, выбирай любую карточку, переворачивай и выполняй упражнение. (Учитель-логопед переворачивает карточки на парте, меняет карточки местами) -Молодец, старалась правильно сделать пальчиковую гимнастику. -Возвращаем домашнее животное. -Возьми фигурку из корзиночки. Кто это? -Положи фигурку животного в домик. | Снимает фигурку гриба. Повторяет и выполняет пальчиковую гимнастику (помощь и указания со стороны учителя-логопеда, опора на карточки). Называет домашних животных, изображенных на карточках. Из корзиночки выбирает и называет домашнее животное. Кладет фигурку домашнего животного в домик. | Фигурка гриба. Приложение 5.
Карточки для пальчиковой гимнастики (рисунки с изображением пальцев и домашних животных) Приложение 7.
|
3. Работа у доски с мелом. (Провести мелом от фото домашнего животного до рисунка корма, которым питается это животное). -Снимаем следующий гриб. -Люди заботятся о домашних животных, кормят их. -Мы тоже накормим животных. Сделаем задание у доски. -Доведи мелом от животного до его корма. (Учитель-логопед проговаривает вслух предложение) -Овца питается травой, сеном. -Кошка ест мясо, кошачий корм, пьет молоко, ловит мышей. -Лошадь любит овес, сено, траву. -Молодец. Опять можем вернуть домашнее животное грибнику. -Кого возвращаем? -Положи фигурку животного в домик. | Снимает фигурку гриба. Выполняет задание у доски. Из корзиночки выбирает и называет домашнее животное. Выбирает ключ и кладет фигурку домашнего животного в домик. | Фигурка гриба. Приложение 5.
Карточка с изображением домашних животных (овца, кошка, лошадь), корма для животных (трава, овес, кошачий корм, сено, рисунок бутылки молока, мышь).
Приложение 8. Пластмассовые фигурки: овца, кошка, лошадь.
|
4. Письменная работа. Работа по карточке. (Определить детенышей собаки, кошки). -Продолжаем. Убирай грибочек. -У взрослых домашних животных есть их детеныши. -Перед тобой карточка, проведи линию от животного к детенышу. -Кто это? (Кошка) -Кто детеныш? (Котенок) -Проведи линию от рисунка кошки до рисунка котенка. -Кто это? (Собака) -Кто детеныш? (Щенок) -Проведи линию от рисунка собаки до рисунка щенка. -Молодец. Справилась с этим заданием. -Открывай дверь клади фигурку домашнего животного в домик. | Снимает фигурку гриба. Отвечает на вопросы или повторяет за учителем-логопедом. Проводит фломастером от животного к его детенышу.
Из корзиночки выбирает и называет домашнее животное. Кладет фигурку домашнего животного в домик. | Фигурка гриба. Приложение 5.
Карточка с изображением собаки, кошки и их детенышей: щенка, котенка. Приложение 9. Фломастер синего цвета.
|
5. Физкультминутка. -Снимай грибочек. -Немного отдохнем. Домашним животным необходима забота и внимание. -Повторяем голос животного. -Теперь повторяем движения за мной (гладим кошку, как коза поворачиваем голову, поворачиваем голову, машем «хвостиком», как корова «наклоняемся за травой» и пошли, пританцовывая доить корову - переставляем ведерко с одного стола на другой). -Отдохнули. - Возвращаем в домик животное. Какое? | Снимает фигурку гриба. Повторяет за учителем-логопедом движения и повторяет голоса животных. Из корзиночки выбирает и называет домашнее животное. Выбирает ключ и кладет фигурку животного в домик. | Фигурка гриба. Приложение 5. Видео с изображением нарисованных и реальных животных: кошка, коза, корова. Мягкая игрушка кошки и коровы. Пластмассовое ведерко.
|
6. Работа по карточке. (Определить части тела кошки. Составить словосочетания). -Снимай грибочек. -У всех домашних животных можно назвать части тела. (Учитель-логопед по очереди ведет пальцем по стрелочке к частям тела кошки, проговаривает словосочетание, вслух произносит прилагательное, которое должна повторить ученица и ждет ответа от ребенка с указанием названия части головы кошки) -Это маленькое … (ухо) -Это мокрый … (нос) -Это круглая… (спинка) -Это мягкие … (лапки) -Это длинный … (хвост) -Молодец, назвала части тела кошки. -Можешь вернуть домашнее животное в домик. -Кого возвращаем? -Положи фигурку домашнего животного в домик. | Снимает фигурку гриба. Рассматривает фото с изображением кошки. Совместно с учителем-логопедом составляет словосочетания: повторяет прилагательные за учителем-логопедом и называет части тела кошки.
Из корзиночки выбирает и называет домашнее животное. Кладет фигурку животного в домик. | Фигурка гриба. Приложение 5.
Рисунок с изображением кошки и стрелочками к частям тела кошки. Приложение 10.
|
7. Работа с картинкой из двух частей. -Снимай гриб. -Части тела назвали, а теперь собери картинку из двух частей. (Учитель-логопед выкладывает перед ребенком карточку с изображением домашних животных: корова, лошадь, свинья, баран, овца, коза, которые разделены как пазлы на две части) -Кто это? (Корова) -Какой голос подает корова? (Му-у-у) -Кто это? (Лошадь) Какой голос подает лошадь? (И-го-го) -Кто это? (Свинья) -Какой голос подает свинья? (Хрю-хрю) -Кто это? (Баран) -Какой голос подает баран? (Бе-бе) -Кто это? (Овца) -Какой голос подает овца? (Бе-бе) -Кто это? (Коза) -Какой голос подает коза? (Ме-ме) -Молодец. -Какое домашнее животное возвращаем? -Положи фигурку домашнего животного в домик. | Снимает фигурку гриба.
Соединяет детали картинки. Отвечает на вопросы. Подражает голосам домашних животных.
Из корзиночки выбирает и называет домашнее животное. Кладет фигурку животного в домик. | Фигурка гриба. Приложение 5.
Карточки с изображением домашних животных: корова, лошадь, свинья, баран, овца, коза, которые разделены как пазлы на две части, каждая часть прикрепляется на двусторонний скотч. Приложение 11.
|
8. Работа с аудиозаписью голосов домашних животных и с изображением домашних животных на картинках. (Определить голос домашнего животного, показать на карточке). -Итак, продолжаем. Убирай грибочек. -Каждое домашнее животное умеет подавать голос. -Перед тобой картинки с изображением домашних животных. Сейчас ты услышишь голос животного, тебе надо догадаться, кто это, назвать его и показать на картинке. (Учитель-логопед выкладывает перед ребенком картинки с изображением домашних животных: коза, овца, свинья, собака, включает по очереди записанные голоса домашних животных) -Голос, какого животного услышала? (Голос козы) -Найти картинку, покажи. -Голос, какого животного услышала? (Голос овцы) -Найти картинку, покажи. -Голос, какого животного услышала? (Голос свиньи) -Найти картинку, покажи. -Голос, какого животного услышала? (Голос собаки) -Найти картинку, покажи. -Молодец, справилась и с этим заданием. -Можешь вернуть домашнее животное в домик. -Кто это? - Положи фигурку животного в домик. | Снимает фигурку гриба. Рассматривает картинки с изображением домашних животных. Прослушивает записанный голос животного, определяет его, выбирает подходящую картинку.
Из корзиночки выбирает и называет домашнее животное. Кладет фигурку животного в домик. | Фигурка гриба. Приложение 5.
Картинки с изображением домашних животных: коза, овца, свинья, собака. Приложение 12. Аудиозапись голосов домашних животных.    
|
III. Итог занятия. Рефлексия. |
- Посмотри в корзину, в ней нет домашних животных, остались только грибы, которые грибники нам подарили. -Мы сделали замечательное дело, вернули всех домашних животных грибникам. И это правильно, ведь домашние животные должны жить рядом с человеком. -Посмотри, кто это? (Щенок) (Учитель-логопед показывает рисунок гриба из корзины, переворачивает его) -Это рисунок, который тебе надо взять с собой и раскрасить дома вместе с папой. -А рисунок находиться под стулом, на котором ты сидела. Возьми рисунок. -Занятие закончено. Идем в класс. - Нас провожает девочка. Подбери девочке рисунок лица, какой тебе нравится. -Девочка улыбается, она рада, что ты была здесь в гостях. -Желаю тебе всего самого хорошего. | Рассматривает корзину. Перечисляет выполненные задания. Рассматривает рисунок с изображением теленка.
Ищет рисунок для дальнейшего раскрашивания дома. Выполняет упражнение на эмоциональную разгрузку (прикрепить рисунок лица к рисунку девочки). | Корзина с грибами. Приложение 2.
Рисунок гриба с изображением щенка на обратной стороне. Приложение 13.
Рисунок девочки, рисунок лица девочки грустной и с улыбкой. Приложение 14.
|