Материал на проверке

Технологическая карта индивидуального логопедического занятия по теме: "Составление словосочетаний"

0
0
Материал опубликован Вчера в 13:38

ГКОУ «Тверская школа-интернат №1» учитель-логопед В.Н.Батурина


Технологическая карта

индивидуального логопедического занятия.



________________________




Лексическая тема: «Домашние животные»


Логопедическая тема: «Составление словосочетаний»



Учебный предмет

Индивидуальное логопедическое занятие.

Класс

(РАС)

Тип занятия

Занятие комплексного применения знаний и умений (индивидуальное логопедическое занятие на закрепление материала).

Цель занятия

Учить правильно проговаривать названия домашних животных и составлять словосочетания.

Задачи занятия

образовательные

Способствовать формированию навыков правильного произношения гласных звуков, составления словосочетаний с опорой на жест и демонстрацию предметов.

коррекционно-развивающие

Коррекция и развитие основных компонентов речи посредством перечисления пластмассовых фигурок домашних животных; повторения названий кормов домашних животных; проговаривания детенышей домашних животных; составлении словосочетаний при определении частей тела домашнего животного; произношения голосов домашних животных.

Развитие артикуляционного аппарата путем выполнения артикуляционной гимнастики, музыкальной распевки гласных.

Развитие мелкой и общей моторики в ходе выполнения пальчиковой гимнастики, физкультминутки, составления картинки из двух частей, письменной работы при соединении двух картинок, работе у доски с мелом.

Коррекция и развитие слухового восприятия путем определения по звуковой записи голосов домашних животных.

воспитательные

Воспитывать дисциплинированность, заботу о домашних животных.

Технологии

Технология индивидуального обучения, здоровьесберегающие технологии, ИКТ - технологии, элементы игровых технологий.

Межпредметные связи

Речевая практика, мир природы.

Планируемый результат

Предметный (ПР)

- выполнять инструкции учителя-логопеда;

- использовать жесты и демонстрационный материал при общении в различных ситуациях;

-участвовать в беседе;

- отвечать на вопросы учителя-логопеда;

- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях;

- составлять словосочетания с помощью учителя-логопеда;

- составлять предложения с помощью учителя-логопеда;

Личностный (ЛР)

-положительное отношение к окружающей действительности;

-самостоятельность в выполнении учебных заданий;

-осознание себя как ученицы, заинтересованной посещением занятий;

Используемая литература

1. Батяева С. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. М.: РОСМЭН, 2023.

2. Володина В. С. Альбом по развитию речи. М.: РОСМЭН, 2018.

3. Бельская И. Л. Буквы, слоги и слова. Минск. Юнипресс, 2004.

4. Демонстрационный материал «Домашние животные» (папка). Харьков: «Ранок», 2009.

5. Новоселова Ю. И. «Домашние животные и птицы» (папка).

6. Круогла Е. К. Тематический комплект «Дикие животные».

Ресурсы

(основные, дополнительные)

Оборудование

Монитор. Мультимедийная акустическая система. Интерактивный портал для детей, родителей и специалистов, работающих с детьми (mersibo.ru) «Мерсибо» - распевка гласных. Видео с изображением нарисованных и реальных животных: кошка, коза, корова. Интернет- ресурс: rutube.ru. Аудиозапись голосов домашних животных.

Синий фломастер. Пластмассовое ведерко. Корзина с рисунками грибов. Мягкие игрушки кошки и коровы.

Дидактический (раздаточный материал)

Рисунок головы девочки, рисунок лица девочки грустной и с улыбкой. Пластмассовые фигурки домашних животных. Игрушка домик с дверцами. Картонная фигурка гриба (8 штук). Карточки для артикуляционной гимнастики (рисунки с изображением домашних животных). Карточки для пальчиковой гимнастики (рисунки с изображением пальцев и домашних животных). Карточка с изображением домашних животных овцы, кошки, лошади и корма для животных травы, сена, рисунок овса, кошачьего корма, рисунка бутылки с молоком, мышки, рисунок мяса, рисунок свеклы и моркови. Карточка с изображением собаки, кошки и их детенышей: щенка, котенка. Рисунок с изображением кошки и стрелочками к частям тела кошки. Карточки с изображением домашних животных: корова, лошадь, свинья, баран, овца, коза, которые разделены как пазлы на две части, каждая часть прикрепляется на двусторонний скотч. Картинки с изображением домашних животных: коза, овца, свинья, собака для определения голоса животных по аудиозаписи. Рисунок гриба с изображением щенка на обратной стороне.


Организация деятельности на занятии


Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающейся

Использование наглядного материала

I. Организационный момент.

1.Психологический настрой.

-Посмотри, нас встречает девочка. Девочка улыбается, она рада встречи с нами, у нее очень хорошее настроение.

-Желаю тебе тоже хорошего настроения на сегодняшнем занятии.

2.Работа над звукопроизношением гласных.

-Перед тем как начать наше интересное занятие мы с тобой подготовим голос, пропоем гласные.

- Петь будем вместе с грибниками.

-Повторяем.

-Правильно. Продолжаем, нажимай на кружок.

-Голос подготовили, пропели вместе с грибниками.

Внимание на рисунок девочки с улыбкой.


Повторяет по очереди за грибником гласные, после произношения нажимает на кнопку монитора, чтобы услышать следующий звук.

Рисунок девочки с улыбкой.

Приложение 1.



Музыкальная распевка грибника (mersibo.ru)

II. Сообщение темы занятия.

-Грибники подарили нам корзину с грибами. Посмотрим.

- Посмотрим что здесь, оказывается, они перепутали корзины.

-Назови (учитель-логопед достает из корзины фигурки домашних животных).

-Это домашние животные. Вот сегодня мы будем говорить о домашних животных.

-Человек ухаживает за домашними животными. Домашние животные живут рядом с человеком.

-Как ты считаешь, нам надо вернуть этих домашних животных грибникам?

-Конечно, надо вернуть.

-Это дом грибников. Посмотри, на двери прикреплены грибы. Убираем гриб, выполняем задание и возвращаем домашнее животное. (Учитель-логопед свои слова сопровождает показом)

Рассматривает корзину с грибами.


Называет домашних животных.


Отвечает на вопросы.



Рассматривает дом грибников.

Корзина с грибами.

Приложение 2.


Пластмассовые фигурки домашних животных.

Приложение 3.


Игрушка домик с дверцами и ключами. (Игрушка стоит рядом на парте на протяжении всего занятия)

Приложение 4.

III. Основная часть.

1. Гимнастика для развития артикуляционной моторики.

-Итак, первое задание.

-Снимай гриб. Домашние животные очень интересно умеют показывать язык. Мы выполним гимнастику для языка.

* Фото собаки «варенье»;

* Фото собаки «качели»;

* Фото собаки «лопаточка»;

* Фото собаки «тесто»;

* Фото хомяка «шарик»;

* Фото кошки «показали и убрали язык»;

-Молодец. Справилась с этим заданием.

-Возвращаем домашнее животное хозяевам.

-Возьми фигурку из корзиночки. Кто это?

(Учитель-логопед предлагает выбрать ребенку домашнее животное, взять его из корзиночки, показывает домик и помогает выбрать ключ, которым надо открыть первую дверцу)

-Открывай дверь и клади фигурку в домик.

-Отлично, справились с этим заданием.


Снимает фигурку гриба.

Повторяет и выполняет артикуляционную гимнастику (помощь и указания со стороны учителя-логопеда, опора на карточки с фотографиями домашних животных).


Из корзиночки выбирает и называет домашнее животное.

Подбирает ключ к двери, открывает дверь ключом, кладет фигурку выбранного домашнего животного в домик.


Фигурка гриба. Приложение 5.


Карточки с фотографиями домашних животных для артикуляционной гимнастики. Приложение 6.


2. Пальчиковая гимнастика. (Выполнить задание по карточкам и показу учителя-логопеда)

- Убирай следующий гриб. Второе задание. Мы на пальцах изобразим домашних животных, сделаем гимнастику для пальцев.

(Учитель-логопед выкладывает на стол по очереди карточки для пальчиковой гимнастики)

«Коза», «Лошадь», «Собака», «Кошка»

-А теперь, я переверну карточки, выбирай любую карточку, переворачивай и выполняй упражнение. (Учитель-логопед переворачивает карточки на парте, меняет карточки местами)

-Молодец, старалась правильно сделать пальчиковую гимнастику.

-Возвращаем домашнее животное.

-Возьми фигурку из корзиночки. Кто это?

-Положи фигурку животного в домик.

Снимает фигурку гриба.

Повторяет и выполняет пальчиковую гимнастику (помощь и указания со стороны учителя-логопеда, опора на карточки).

Называет домашних животных, изображенных на карточках.

Из корзиночки выбирает и называет домашнее животное.

Кладет фигурку домашнего животного в домик.

Фигурка гриба. Приложение 5.


Карточки для пальчиковой гимнастики (рисунки с изображением пальцев и домашних животных)

Приложение 7.



3. Работа у доски с мелом. (Провести мелом от фото домашнего животного до рисунка корма, которым питается это животное).

-Снимаем следующий гриб.

-Люди заботятся о домашних животных, кормят их.

-Мы тоже накормим животных. Сделаем задание у доски.

-Доведи мелом от животного до его корма.

(Учитель-логопед проговаривает вслух предложение)

-Овца питается травой, сеном.

-Кошка ест мясо, кошачий корм, пьет молоко, ловит мышей.

-Лошадь любит овес, сено, траву.

-Молодец. Опять можем вернуть домашнее животное грибнику.

-Кого возвращаем?

-Положи фигурку животного в домик.

Снимает фигурку гриба.

Выполняет задание у доски.

Из корзиночки выбирает и называет домашнее животное.

Выбирает ключ и кладет фигурку домашнего животного в домик.

Фигурка гриба. Приложение 5.


Карточка с изображением домашних животных (овца, кошка, лошадь), корма для животных (трава, овес, кошачий корм, сено, рисунок бутылки молока, мышь).


Приложение 8.

Пластмассовые фигурки: овца, кошка, лошадь.


4. Письменная работа. Работа по карточке. (Определить детенышей собаки, кошки).

-Продолжаем. Убирай грибочек.

-У взрослых домашних животных есть их детеныши.

-Перед тобой карточка, проведи линию от животного к детенышу.

-Кто это? (Кошка)

-Кто детеныш? (Котенок)

-Проведи линию от рисунка кошки до рисунка котенка.

-Кто это? (Собака)

-Кто детеныш? (Щенок)

-Проведи линию от рисунка собаки до рисунка щенка.

-Молодец. Справилась с этим заданием.

-Открывай дверь клади фигурку домашнего животного в домик.

Снимает фигурку гриба.

Отвечает на вопросы или повторяет за учителем-логопедом.

Проводит фломастером от животного к его детенышу.


Из корзиночки выбирает и называет домашнее животное.

Кладет фигурку домашнего животного в домик.

Фигурка гриба. Приложение 5.


Карточка с изображением собаки, кошки и их детенышей: щенка, котенка. Приложение 9.

Фломастер синего цвета.






5. Физкультминутка.

-Снимай грибочек.

-Немного отдохнем. Домашним животным необходима забота и внимание.

-Повторяем голос животного.

-Теперь повторяем движения за мной (гладим кошку, как коза поворачиваем голову, поворачиваем голову, машем «хвостиком», как корова «наклоняемся за травой» и пошли, пританцовывая доить корову - переставляем ведерко с одного стола на другой).

-Отдохнули.

- Возвращаем в домик животное. Какое?

Снимает фигурку гриба.

Повторяет за учителем-логопедом движения и повторяет голоса животных.

Из корзиночки выбирает и называет домашнее животное.

Выбирает ключ и кладет фигурку животного в домик.

Фигурка гриба. Приложение 5.

Видео с изображением нарисованных и реальных животных: кошка, коза, корова.

Мягкая игрушка кошки и коровы.

Пластмассовое ведерко.


6. Работа по карточке. (Определить части тела кошки. Составить словосочетания).

-Снимай грибочек.

-У всех домашних животных можно назвать части тела.

(Учитель-логопед по очереди ведет пальцем по стрелочке к частям тела кошки, проговаривает словосочетание, вслух произносит прилагательное, которое должна повторить ученица и ждет ответа от ребенка с указанием названия части головы кошки)

-Это маленькое … (ухо)

-Это мокрый … (нос)

-Это круглая… (спинка)

-Это мягкие … (лапки)

-Это длинный … (хвост)

-Молодец, назвала части тела кошки.

-Можешь вернуть домашнее животное в домик.

-Кого возвращаем?

-Положи фигурку домашнего животного в домик.

Снимает фигурку гриба.

Рассматривает фото с изображением кошки.

Совместно с учителем-логопедом составляет словосочетания: повторяет прилагательные за учителем-логопедом и называет части тела кошки.



Из корзиночки выбирает и называет домашнее животное.

Кладет фигурку животного в домик.

Фигурка гриба. Приложение 5.


Рисунок с изображением кошки и стрелочками к частям тела кошки.

Приложение 10.









7. Работа с картинкой из двух частей.

-Снимай гриб.

-Части тела назвали, а теперь собери картинку из двух частей.

(Учитель-логопед выкладывает перед ребенком карточку с изображением домашних животных: корова, лошадь, свинья, баран, овца, коза, которые разделены как пазлы на две части)

-Кто это? (Корова)

-Какой голос подает корова? (Му-у-у)

-Кто это? (Лошадь)

Какой голос подает лошадь? (И-го-го)

-Кто это? (Свинья)

-Какой голос подает свинья? (Хрю-хрю)

-Кто это? (Баран)

-Какой голос подает баран? (Бе-бе)

-Кто это? (Овца)

-Какой голос подает овца? (Бе-бе)

-Кто это? (Коза)

-Какой голос подает коза? (Ме-ме)

-Молодец.

-Какое домашнее животное возвращаем?

-Положи фигурку домашнего животного в домик.

Снимает фигурку гриба.


Соединяет детали картинки.

Отвечает на вопросы.

Подражает голосам домашних животных.











Из корзиночки выбирает и называет домашнее животное.

Кладет фигурку животного в домик.

Фигурка гриба. Приложение 5.


Карточки с изображением домашних животных: корова, лошадь, свинья, баран, овца, коза, которые разделены как пазлы на две части, каждая часть прикрепляется на двусторонний скотч.

Приложение 11.






8. Работа с аудиозаписью голосов домашних животных и с изображением домашних животных на картинках. (Определить голос домашнего животного, показать на карточке).

-Итак, продолжаем. Убирай грибочек.

-Каждое домашнее животное умеет подавать голос.

-Перед тобой картинки с изображением домашних животных. Сейчас ты услышишь голос животного, тебе надо догадаться, кто это, назвать его и показать на картинке.

(Учитель-логопед выкладывает перед ребенком картинки с изображением домашних животных: коза, овца, свинья, собака, включает по очереди записанные голоса домашних животных)

-Голос, какого животного услышала? (Голос козы)

-Найти картинку, покажи.

-Голос, какого животного услышала? (Голос овцы)

-Найти картинку, покажи.

-Голос, какого животного услышала? (Голос свиньи)

-Найти картинку, покажи.

-Голос, какого животного услышала? (Голос собаки)

-Найти картинку, покажи.

-Молодец, справилась и с этим заданием.

-Можешь вернуть домашнее животное в домик.

-Кто это?

- Положи фигурку животного в домик.

Снимает фигурку гриба.

Рассматривает картинки с изображением домашних животных.

Прослушивает записанный голос животного, определяет его, выбирает подходящую картинку.











Из корзиночки выбирает и называет домашнее животное.

Кладет фигурку животного в домик.

Фигурка гриба. Приложение 5.


Картинки с изображением домашних животных: коза, овца, свинья, собака.

Приложение 12.

Аудиозапись голосов домашних животных.

t1760697393aa.gift1760697393ab.gift1760697393ac.gift1760697393ad.gif






III. Итог занятия. Рефлексия.

- Посмотри в корзину, в ней нет домашних животных, остались только грибы, которые грибники нам подарили.

-Мы сделали замечательное дело, вернули всех домашних животных грибникам. И это правильно, ведь домашние животные должны жить рядом с человеком.

-Посмотри, кто это? (Щенок)

(Учитель-логопед показывает рисунок гриба из корзины, переворачивает его)

-Это рисунок, который тебе надо взять с собой и раскрасить дома вместе с папой.

-А рисунок находиться под стулом, на котором ты сидела. Возьми рисунок.

-Занятие закончено. Идем в класс.

- Нас провожает девочка. Подбери девочке рисунок лица, какой тебе нравится.

-Девочка улыбается, она рада, что ты была здесь в гостях.

-Желаю тебе всего самого хорошего.

Рассматривает корзину.

Перечисляет выполненные задания.

Рассматривает рисунок с изображением теленка.


Ищет рисунок для дальнейшего раскрашивания дома.

Выполняет упражнение на эмоциональную разгрузку (прикрепить рисунок лица к рисунку девочки).

Корзина с грибами.

Приложение 2.


Рисунок гриба с изображением щенка на обратной стороне. Приложение 13.


Рисунок девочки, рисунок лица девочки грустной и с улыбкой.

Приложение 14.





































Приложение 1.

Рисунок девочки с улыбкой.



t1760697393ae.jpg



Приложение 2.

Корзина с грибами.

t1760697393af.gift1760697393ag.jpg



































Приложение 3.

Пластмассовые фигурки домашних животных.





t1760697393ah.jpg













Приложение 4.

Игрушка домик с дверцами и ключами.



t1760697393ai.jpg









t1760697393aj.jpg























Приложение 5.

Фигурка гриба (8 штук)



t1760697393ak.jpg

































Приложение 6.

Карточки с фотографиями домашних животных для артикуляционной гимнастики.





t1760697393al.jpg

t1760697393am.jpg

t1760697393an.jpg

t1760697393ao.jpg

t1760697393ap.jpg














Приложение 7

Карточки для пальчиковой гимнастики

(рисунки с изображением пальцев и домашних животных)



t1760697393aq.jpg

t1760697393ar.jpg

t1760697393as.jpgt1760697393at.png

t1760697393au.jpgt1760697393av.jpg

t1760697393aw.jpgt1760697393ax.jpg





Приложение 8.

Карточка с изображением домашних животных (овца, лошадь, кошка).

Карточка с изображением корма, которым питаются домашние животные (овца, лошадь, кошка).

t1760697393ay.jpg
































Приложение 9.

Карточка с изображением собаки, кошки и их детенышей: щенка, котенка.


t1760697393az.jpgt1760697393ba.jpg















t1760697393bb.jpgt1760697393bc.jpg

















Приложение 10.

Рисунок с изображением кошки и стрелочками к частям тела кошки.


t1760697393bd.gif

t1760697393be.jpgt1760697393bd.gift1760697393bd.gift1760697393bd.gift1760697393bd.gif







Приложение 11.

Карточки с изображением домашних животных: корова, лошадь, свинья, баран, овца, коза,

которые разделены как пазлы на две части, каждая часть прикрепляется на двусторонний скотч.


t1760697393bf.jpg













t1760697393bg.jpg

















Приложение 12.

Картинки с изображением домашних животных: коза, овца, свинья, собака.


t1760697393bh.jpg

t1760697393bi.jpg


t1760697393bj.jpg

t1760697393bk.jpg

Приложение 13.


Рисунок гриба с изображением теленка на обратной стороне.

t1760697393bl.png


t1760697393bm.jpg











t1760697393bn.gif


















Приложение 14.


Рисунок девочки, рисунок лица девочки грустной и с улыбкой.

t1760697393bo.jpg

















t1760697393bp.jpg

t1760697393bq.jpg









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.