12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила Власова72
Россия, Иркутская обл., город Байкальск
6

Технологическая карта открытого урока по литературе в 7 классе

Технологическая карта открытого урока по литературе в 7 классе

МБОУ «СОШ №12» . Учитель Власова Людмила Михайловна . 

Предмет: литература

УМК: В.Я. Коровина. Учебник литературы в 2-х частях для 7 класса. М., «Просвещение», 2019.

Тема : Проблема чести и долга в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»



Оборудование: презентация, хрестоматия, толковый словарь, репродукции картин: В.М. Васнецов «Бой Калашникова с Кирибеевичем», И.Я. Билибин «Бой с Кирибеевичем», иллюстрации Б.М. Кустодиева «Эпизод боя»; раздаточный материал ( лист оценки работы в группе, алгоритм составления синквейна, аналитическая таблица),

Используемые технологии: технология группового обучения «Мозаичный класс»

Методы и приемы: исследование языкового материала, поиск в тексте ответов на поставленные вопросы, проблемно-поисковый, аналитическая беседа

Формы работы: групповая, фронтальная

Межпредметные связи: история (Смутное время, опричнина, «Домострой», картины быта Москвы XVI века); изобразительное искусство ( «Встреча Алёны Дмитриевны с Кирибеевичем», «Бой Кирибеевича с Калашниковым»)


Цель урока:

обсудить проблему чести и долга в произведении Лермонтова;

учить определять мотивы действий героев, давать всестороннюю характеристику персонажам, выделяя их положительные и отрицательные качества;

выяснить идейно – композиционное значение эпизода кулачного боя;

развивать умение систематизировать полученную информацию в виде синквейнов, цитатных планов, аналитических таблиц.

Задачи:


обсудить проблему долга и чести в «Песне…»;

совершенствовать навыки анализа художественного текста;

способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности, опираясь на морально-религиозные ценности русского народа.


Тип урока: 

урок «открытия» нового знания.


Виды деятельности учащихся:

рецептивная: чтение эпизодов из текста;

продуктивная: составление аналитической таблицы , синквейна


Задачи:

Образовательные


Показать, что Степан Калашников – носитель лучших черт русского национального характера;

дать понятие о способах раскрытия авторского отношения к изображаемому;

Воспитательные


Развивать мотивацию изучения предмета при обращении к знаниям, жизненному опыту учащихся.

воспитывать культуру общения, умения работать в группе, организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя;

владеть основами самоконтроля и самооценки;

побудить учащихся обдумать и пережить конфликт, связанный с защитой героем чести и человеческого достоинства, выразить своё отношение к этому,

воспитывать нравственные качества (благородство, уважение к семье, к национальным традициям) в процессе работы с художественным текстом.

Развивающие


Работать с текстовым материалом:

совершенствовать навыки выразительного чтения и продуктивного монологического высказывания;

развивать умения сравнивать героев и на этом основании проникать в глубины их характеров;

обучать анализу эпизода;

применять знания и умения в общении, формировать готовность к сотрудничеству с товарищами, умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы: решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, выразительное чтение.

Планируемые результаты обучения

Предметные


Выяснить историческую обусловленность поступков героев, выявить воплощение этого произведения в изобразительном искусстве, в современности;

уметь характеризовать героев произведения, строить и обосновывать умозаключения;

проводить поиск необходимой информации в текстовых источниках;

аргументировать свое отношение к героям

Метапредметные

Познавательные УУД;

умение осуществлять подбор критериев для характеристики героев произведения;

устанавливать причинно-следственные связи, представлять результаты своей деятельности

Регулятивные УУД:


принятие и удержание цели и задач урока;

умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя;

владеть основами самоконтроля и самооценки. 

Коммуникативные УУД:


готовность к сотрудничеству, коллективной работе, умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание своей работы в устной форме:

аргументировать свою точку зрения и уважительно и относиться к чужой.

Личностные


способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности.

осмысление глубины конфликта, связанного с защитой Калашниковым чести и человеческого достоинства;

воспитание нравственных качеств (благородства, чести, достоинства, уважения к семье, национальным традициям)



Ход урока

Этапы урока. Приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

I этап урока. Организационный момент



Создание эмоционального настроя.


Слайд 1

Приветствие учителя.

 Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь , пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.


Парты в классе расставлены так, чтобы ученики сидели мозаичными группами (заранее учащиеся были разделены на группы, при этом учитель учитывал их интеллектуальные возможности, активность)


Метапредметные: готовность к сотрудничеству с товарищами; освоение основ межкультурного взаимодействия.

Осознание психологической цели и внутренней готовности к её осуществлению.

Владеть основами самоконтроля и самооценки.


II этап урока


Постановка цели

и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.




- Каждый из нас идёт по своей дороге жизни.

Совесть – компас, определяющий верность пути. Честь, чувство долга помогают не размагничиваться прибору совести и не сбиваться с курса.

- Так что же такое честь и долг в вашем понимании?

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Слайд 2 Словарная работа. Давайте прочитаем, как эти определения даются в толковом словаре:

Честь - хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

Долг - круг обязанностей, безусловных для выполнения.

Отражены ли эти понятия в «Песне …»?

- Сформулируем тему нашего урока.

- Да, тема урока – «Проблемы чести и долга в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про…». Слайд 3

- Наш урок – урок-расследование. Рассмотрим  причины убийства, произошедшего на страницах поэмы М.Ю. Лермонтова.

- Какие цели поставим ?


Ученики внимательно слушают и обдумывают вопросы учителя.



Отвечают на вопросы.

Излагают суждения о причинах и следствиях поведения героев: сравнивают действия и поступки



Ученики в доступной форме, на конкурентной основе формулируют цель и задачи урока











В ходе урока- следствия изучим проблему чести и долга в произведении, определим мотивы действий героев, выдвинем обвинения и организуем защиту.


Личностные:

освоение основ взаимодействия. Умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание мыслей в устной форме.









Личностные: способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности, принятие и удержание цели и задач урока


III этап урока

Актуализация знаний.



Прежде чем начинать следствие, восстановим хронологию конфликта, то есть композицию произведения. Слайд 4

- Что предшествовало конфликту?



- В чём завязка конфликта?







- Назовите основные этапы развития конфликта.













- Что является кульминационным моментом произведения?



- Какова развязка поэмы?



Проследим причинно-следственные связи:

Любовь t1698248421aa.jpg свидание t1698248421aa.jpg кулачный бой

Слайд 5

- царский пир и признание Кирибеевича царю о любви к Алёне Дмитревне;



- в домогательствах Кирибеевича;





Домогательства.

Объяснения Калашникова с женой.

Сообщение братьям о своём решении отомстить обидчику.





- кулачный бой;



- казнь Калашникова.


Предметные: умение характеризовать героев, строить и обосновывать отношение к Калашникову и Кирибеевичу

Метапредметные: устанавливать причинно- следственные связи;

аргументировать свое отношение к действиям, поступкам героев


IV Первичное усвоение новых знаний.


Слайд 6 Поработайте экспертами: 6 групп экспертов по 4 человека в каждой за 5 минут выявите отношение героев к понятиям, подтверждая цитатами из текста.

Ученики расходятся по экспертным группам, работают на фрагментам текста, который они должны

прочитать и проанализировать. Заполняют таблицу.



1 графа заполнена у всех общепринятыми толкованиями

Инструкция:

1.Прочитайте отрывок из произведения,

2.заполните часть таблицы, согласно номеру экспертной группы

3. найдите подтверждение своих слов – цитату.

Приложение 1


Заполнение частей таблицы, согласно распределению по экспертным группам.


Метапредметные: умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя; использовать источники информации

-владеть основами самоконтроля и самооценки

Работа экспертных групп Чтение художественного текста и работа с ним

Физминутка



Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.




V Первичная проверка понимания










Вернитесь в мозаичные группы , объясните друг другу то, что узнали , составьте аналитическую карту, чтобы выявить отношение героев к понятиям чести и долга, так как именно они во многом определяют жизненные принципы и действия героев.

во 2 графе запишите , как это понимает Кирибеевич, (эксперты 1,2,3 группы)

в 3 –как понимает Калашников (эксперты 4,5,6 групп)

Посмотрим, что получилось. Слайд 7,8,9

Беседа по заполненной аналитической карте карте


Заполнение всей таблицы, работа в мозаичных группах: каждый участник вносит информацию в таблицу

В результате все должны иметь представление об обсуждаемых понятиях.
















Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль


VI Первичное закрепление.


- Любовь направляла поступки героев. Чем на самом деле это возвышенное чувство являлось для каждого из них, попробуем определить.

- Какой тип любви больше соответствует вашему представлению о прекрасном чувстве?  (хотели бы для себя такой любви?)



Завязкой конфликта явилось свидание. Какие мотивы заставили Кирибеевича искать встречи с Алёной Дмитревной?





- Какие строки подтвердят установленное?



- Чем стала для Калашникова встреча Кирибеевича с Алёной Дмитревной?



- Как об этом говорится в произведении?

- Кому такое свидание принесло радость?



- Почему?





- Проблема, возникшая в произведении, разрешилась в кулачном бою. Рассмотрим репродукции картин , посвященным кулачному бою. На чьей стороне симпатии художников? Почему?

- С какой целью вышел на бой Кирибеевич? Своё мнение подтвердите цитатими







- С какой целью вышел купец Калашников?







- Посмотрим внимательно на составленную таблицу. Есть ли понятия долга и чести в жизненных принципах Кирибеевича?

- А у Калашникова?



- Чья честь пострадала в ходе этих событий?



- На чьей стороне ваши симпатии?



- Мнения разделились, но в следствии надо прийти к истине: Калашников совершил убийство.

- Попробуем объяснить мотивы этого преступления.

-Зачем герой совершил умышленное убийство во время потешного боя?





- Совершив убийство, почему не оправдывается перед царём?





- Почему нарушил христианскую заповедь «Не убий»?







- Действительно, ребята, в этом трагедия Калашникова. А в чем, по-вашему, двойственность поступка героя? Может ли быть оправдано его поведение?









- Купец Калашников обладает лучшими человеческими качествами, только такой отец и муж мог выйти на кулачный бой, чтобы восстановить доброе имя своего рода, постоять за поруганную честь жены, по большому счёту против самого царя.





Проведя следственные действия, защитив нашего героя, составьте групповую характеристику Калашникову Степану Парамоновичу в виде синквейна.

Алгоритм на партах. Приложение 2


Характеризуют действия, поступки героев, строят и обосновывают умозаключения о личном отношении и автора к Калашникову и Кирибеевичу, слушают одноклассников и учителя, отвечают на вопросы; представляют результаты своей деятельности в различных формах

Ответы учеников.

- это шаг отчаяния, попытка найти какой-то выход из положения


Это позор не только для жены, но и для семьи, всего рода.



- Никому.

- Никто не испытал радости: Кирибеевич не нашёл взаимности,

Алёна Дмитревна пережила испуг, позор, страх перед мужем, людьми,

Степан Парамонович испытал чувство унижения собственного достоинства, позора семьи и рода.

- Для Кирибеевича это возможность послужить царю и показать свою силу, потешить народ;

Для Калашникова – это возможность защитить честь семьи, способ наказать обидчика; будет бой не на жизнь, а на смерть.



Ответы детей.


-Обоих, и Кирибеевича, и Степана Парамоновича.

Он хотел защитить честь жены, семьи, всего рода перед лицом народа.








Не желал предать огласке позор жены, не боялся смерти, так как считал, что шёл на правое дело, такие свои действия считал долгом.


не нарушив этой заповеди, он не смог бы защитить честь семьи.

с одной стороны, он становится на защиту чести, с другой стороны, для тех, кто не знает истинной причины, он совершает преднамеренное убийство во время потешного боя,

Чтобы защитить христианские обычаи, ему необходимо было нарушить закон.

Дети отвечают.







Групповая работа по составлению синквейнов .

Учащиеся зачитывают и комментируют свои синквейны.




























































































































Муж.

Любящий, понимающий.

Защищает, выходит, убивает.

Идёт на смерть ради чести рода.

Защитник.

VII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


1. Выучить отрывок из поэмы (начало кулачного боя).

2. Написать сочинение (по выбору):

* «Над чем меня заставила задуматься «Песня…»

* «Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?»


Ученики записывают домашнее задание в дневник, выбирая вариант альтернативного задания.



VIII Рефлексия (подведение итогов занятия)



Слайд 10

- Что направляет каждого из нас, определяя жизни путь?
Любовь? Желания? Мечты? А что ещё, добавьте вы…

Дети: долг, честь, достоинство.


Разрешите ситуацию.

Задеты твои честь и достоинство и твоих близких. Существует несколько способов защиты чести, но в каждом из них необходимо озвучить тайну. Как ты поступишь в данной ситуации?

а) Промолчу, стерплю обиду, чтобы никто не узнал о случившемся.

б) Попробую решить проблему доступными мне средствами.

В) Попрошу совета у взрослого человека, которому доверяю.

Приложение 3

Оцените свою работу на уроке, работу участников мозаичной группы.






Учитель совместно с руководителями , групп подводит итоги урока, дает оценку работе всего класса и отдельным ученикам.























Ставит оценки в журнал и дневник























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Составление аналитической карты (с приведением цитат из текста).

РАБОТА ЭКСПЕРТНЫХ ГРУПП

Ключевое слово.

Общепринятое толкование

То же в понимании Кирибеевича

То же в понимании Калашникова

1.Любовь.

Для большинства людей это самое прекрасное чувство

143-145 (учебник)

t1698248421ab.png


Стр 148-149 (учебник)t1698248421ac.jpg

2.Свидание.

Это возможность для влюблённых побыть рядом и поделиться своим счастьем друг с другом

Сt1698248421ad.gif тр 148-149 (учебник)

Стр149-150 (учебник)

t1698248421ae.jpg

3.Кулачный бой.

Это вид забавы на Руси, иногда способ разрешения спора

Стр152 (учебник)



t1698248421af.gif

Стр150-153 (учебник)

t1698248421af.gif

Приложение 2



Порядок написания синквейна:

1 строчка – ключевое слово – существительное, обозначающее тему синквейна;

2 строчка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3 строчка – 3 глагола, показывающих действие понятия;

4 строчка – короткое предложение, фраза, в которых автор высказывает свое отношение, усиливающие предыдущие две строки;

5 строчка – одно слово, обычно существительное, через которое ученик выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием, подводит итог своим размышлениям.


Приложение 3


Лист самооценки ученика (цы) ____ класса ________________________________________


Критерии

Мои комментарии

Самооценка

(1-5 баллов)

оценки , поставленные мне участниками мозаичной группы (1-5 баллов)

Оценка в журнал




1

2

3


Готовность к уроку








Активность на уроке








Личный вклад в работу группы













Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 25.10.23 в 21:01 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за подробную карту урока! есть чему поучиться у коллег. Это всегда приятно. желаю дальнейших успехов и новых интересных уроков!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.