Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Правописание частицы НЕ с глаголами» (3 класс)
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 3-м классе
Тема: «Правописание частицы не с глаголами»
Мельцина Полина Борисовна,
учитель начальных классов, 1 квалификационная категория.
МБУ «Школа №16» имени Н.Ф. Семизорова с углубленным изучением отдельных предметов,
Самарская область, г. Тольятти
Тип урока: |
урок изучения нового материала. |
Режим урока |
Интерактивный |
Образовательная технология |
Дифференцированного обучения |
Цель урока:
Задачи: |
научить детей раздельному правописанию частицы НЕ с глаголами; расширить знания детей о служебных частях речи. Образовательные: углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов); познакомить с ролью частицы НЕ и её раздельным написанием с глаголами. Развивающие: развивать умение употреблять и правильно писать НЕ с глаголами; развивать навыки точного употребления глаголов в речи; развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы Воспитывающие: воспитание культуры учебного труда; создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе; воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
Предметные результаты: Учащийся научится: раздельно писать частицу НЕ с глаголами; понимать значение частицы НЕ; подбирать примеры глаголов с частицей НЕ. Метапредметные результаты: Личностные УУД: развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; осознание ответственности за свои поступки; осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим, сопереживать; ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; представление о бережном отношении к материальным ценностям. Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; овладевать способами решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках); контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные УУД: самостоятельно находить в учебнике необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий; использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения; анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач; находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение, аргументировать его. |
Оборудование: |
Для учителя: учебник, плакат с пословицами, плакат с кроссвордом, маркеры, плакат с изображением дерева, плакат с изображением солнца, плакат с изображением тучи Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, карточки с тестовым заданием, бумажные листья, карточки с домашним заданием. |
Основные источники информации: |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 3 класс. Учебник ч.2 Канакина В.П. Русский язык 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. |
Этап урока |
Цели этапа |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Продолжительность: 1-2 минуты. |
Создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. |
Регулятивные: учиться планировать деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Организация начала урока. Приветствие, проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок. Ребята, давайте начнём урок с добрых пожеланий друг другу: -Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь сегодня мне добра, мы желаем друг другу сегодня добра. Если будет трудно – я тебе помогу! Пожелания учителя: Получи пятерку! Удиви друзей своими ответами! А главное, стремись вперед, к чему-то новому! Эпиграфом нашего урока станут слова: Не говори - не умею, А говори - научусь! -Объясните смысл этой пословицы. |
Приветствие. Подготовка к уроку.
Ответы учащихся.
|
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Продолжительность: 4-5 минут. |
Создание условий для осознания потребности открытия новых знаний и умений. |
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.
|
А теперь прочтите пословицы на плакате: Ложь человека красит. Откладывай доброе дело на завтра. Новых друзей наживай, а старых забывай. Друг в беде бросит.
Вам понравились эти пословицы? Почему они звучат бессмысленно? Что нужно добавить? Теперь прочитайте пословицы со словом «не»
Давайте запишем в тетрадь последнюю пословицу, раскрывая скобки. На доску прикрепляется надпись: Друг (в)беде (не)бросит. У кого возникли затруднения, поднимите руки. Кто думает, что нужно писать «не» слитно? Кто думает, что нужно писать «не» раздельно? |
Ответы учащихся.
Слово «не». Ложь человека не красит. Не откладывай доброе дело на завтра. Новых друзей наживай, а старых не забывай. Друг в беде не бросит.
Учащиеся поднимают руки.
Учащиеся поднимают руки.
Учащиеся поднимают руки.
|
3. Этап выявления места и причины затруднений Продолжительность: |
Дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания. |
Регулятивные: умение определять и сохранять учебную задачу. Познавательные: определение основной и второстепенной информации Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
Чем является слово НЕ? Давайте разгадаем кроссворд (плакат на доске) и узнаем, чем является слово НЕ 1) Учащийся в школе. 2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения карандашей, ручек, перьев. 3) Коллективная поездка в театр, в музей, на выставку. 4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь. 5) Человек, занимающийся обучением детей в школе. 6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину. 7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования. - Какое слово получилось по вертикали? - Ребята, что мы знаем о частице? |
Ответы учащихся
(Ученик)
(Пенал)
(Экскурсия)
(Тетрадь)
(Учитель.)
(Ранец)
(Карандаш)
(Частица)
Ответы учащихся. |
4.Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации. Продолжительность: 4-6 минут. |
Формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. |
Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде. Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.
|
Работа по учебнику Ребята, откройте учебник на с. 124. Прочитайте правило. Прием «Птичий базар» Как пишется частица не с глаголами?
Теперь, пользуясь этим правилом запишите пословицу. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Какую цель мы поставим? Игра. Сейчас я буду называть различные глаголы. Если глагол будет с частицей НЕ нужно будет выполнить присед, если без частицы НЕ – хлопнуть в ладоши. Не завтракал, помогать, не дежурит, найдёшь, уважать, не работает, не ужинал, знаю, рисует, не морозит, смеётся, не боялся. |
Учащиеся вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух)
Частица не с глаголами пишется раздельно. Учащиеся записывают: Друг в беде не бросит.
Правило написания «не» с глаголами. Научиться правильно писать не с глаголами.
|
5. Реализация построенного проекта. Продолжительность: 5-8 минут |
Создание проекта выхода и применение его на практике |
Регулятивные: познавательная инициатива. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации, использование знаково-символических средств. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения. |
Ромб ассоциаций. Итак, мы с вами говорим о правописании частицы НЕ с глаголами. Запишем тему в центре ромба.
Слева запишем ключевые слова.
Справа – те чувства и эмоции, которые вызывает у нас эта тема.
Внизу – предложение на тему. |
Ответы учащихся
(например, «пишем с глаголом раздельно» Запрет, предупреждение, внимание, отрицание, несогласие и т.д. «Не придумывай небылицы, пиши правильно частицы.»
|
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Продолжительность: 4-5минут. |
Решение типовых задач по новой теме. |
Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом. Познавательные: использование знаково-символических средств Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.
|
Отгадайте загадку. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней. (Книга) - Как вы думаете, о чем может просить библиотечная книга? - О просьбах библиотечной книги мы узнаем, когда выполним упражнение 226 на с125. Просьба библиотечной книги Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, а то мне будет стыдно показаться другим. Не делайте на мне пометок карандашами или чернилами: это испортит мой вид. - Определите вид предложений по цели высказывания. - Выпишите глаголы с частицами НЕ - Обсудите, какие еще просьбы могут быть у библиотечной книги к читателям. - Запишите в тетрадь три глагола с частицей НЕ. Обменяйтесь с товарищем по парте тетрадями, проверьте друг друга. Оцените: «Молодец!», «Хорошо!», «Скоро у тебя все получится!» Составление синквейна о частице НЕ. 1.Существительное (тема) 2. 2 прилагательных (характеристика) 3. 3 глагола (действие) 4. Короткое предложение (отношение к теме) 5. Существительное (синоним первого) Для лучшего запоминания правила предлагаю вам стихотворение-памятку, но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача дополнить его словами, соблюдая рифму, и записать в тетрадь, соблюдая стихотворную форму. ___ выучил- __ делай, ___ знаешь- __ спеши, С глаголами ___________ Частицу ____ пиши. |
Синквейн о частице НЕ 1.Частица. 2.Служебная, важная 3.Образует, служит, отрицает. 4.Частица всегда пригодится. 5.Часть речи. |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону Продолжительность: 3-5 минут. |
Самостоятельное выполнение типовых заданий |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.
|
А сейчас вы самостоятельные задания в парах. Внимательно прочитайте задание и выполните его письменно. После выполнения проведем взаимопроверку. 1 группа – красная карточка. Списать текст, раскрыв скобки. Найти и подчеркнуть глаголы с отрицательной частицей НЕ. Ленивая кошка (не) ловит мышей. 2 группа – синяя карточка. Спишите пословицы, вставляя отрицательную частицу НЕ, укажите вид глаголов. Шила в мешке – …утаишь. 3 группа – зелёная карточка. Собрать пословицы, записать, раскрывая скобки. Волков бояться – того (не) говори. Дополнительно – карточка с грамматическим заданием: Вставить пропущенные буквы, недостающие знаки, раскрыть скобки, выполнить грамм. разбор. Л…ж…т д…ска (на)б…лоте (не)сохнет (не)гниёт (не)ржавеет. - Задания были разными, но что объединяло ваши карточки? Самопроверка - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В чём причина? Игра «Частица НЕ, я тебя узнал!» - Я вам буду называть слова, если услышите глагол с частицей НЕ, то широко разводите руками, как будто хотите их обнять, если НЕ – это часть слова, то ладони захлопываете. Не спешу, нервы, немец, не плывет, не кипишь, не высохло, нелепость, не молчать, не обманываем, незабудка, не печатается. |
Учащимся раздаются карточки с заданиями.
Глаголы с частицей НЕ
Ответы учащихся.
|
8. Этап включения в систему знаний и повторения Продолжительность: 5-8 минут. |
Зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного. |
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения
|
Проведение мини-тестирования 1 Определи правильное написание НЕ с глаголами а) Чего незнаешь, того не говори. 2 Подумай! На каких вывесках забыли написать НЕ с глаголами а) Здесь сорить! 3 Подумай! На каких вывесках напрасно написали НЕ с глаголами а) Здесь НЕ сорить! |
Учащиеся получают листки с тестовым заданием, выполняют его. |
8а.Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание Продолжительность: 2 минуты. |
|
Регулятивные: самооценивание. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения (К).
|
Вы НЕ грустили? НЕ устали? Хорошее настроение у вас НЕ пропало? Если вы считаете, что с работой справились и вам было интересно работать, то встаньте у солнышка (плакат на доске). А кому было скучно и испытывал трудности, то встаньте у тучки (плакат на доске). Для выполнения домашнего задания возьми карточку, с соответствующим значком. Солнышко: Устное задание (по желанию): составить небольшой текст-призыв о правилах поведения в лесу, используя глаголы с частицей не. По учебнику с.124 у.224 Тучка: Устное задание (по желанию): составить небольшой текст-призыв о правилах пользования книгой, используя глаголы с частицей не. Письменное задание: раскрой скобки, запиши предложения. Уходя, мама велела детям хорошо себя вести, ничего (не) трогать, со спичками (не) играть, на подоконники (не) лазать, на лестницу (не)выходить, котёнка (не) мучить. |
Ответы учащихся.
Учащиеся подходят к доске.
Выбирают карточку с домашним заданием.
|
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Продолжительность: 2-3 минуты. |
Соотнесение целей, которые ставили на уроке и результатов своей деятельности. |
Регулятивные: самооценивание. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
Сделаем вывод по уроку. Над какой темой сегодня работали? Какую цель ставили? Удалось ли её достичь? Что узнали о правописании частицы НЕ с глаголами? Где пригодятся полученные знания на уроке? Теперь всё знаете о глаголе или нет? Оцените свою работу на уроке.
В местах посещения туристов есть «Дерево желаний», обычно на него привязывают лоскутки из ткани, а мы на листиках напишем друг другу пожелания из глаголов с не и прикрепим на своё дерево. Пусть ваши пожелания сбудутся, а знания будут применяться. |
Ответы учащихся.
Ученикам раздаются бумажные листья, на которых записываются пожелания, а затем прикрепляются на плакат с деревом. |