Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Правописание частицы НЕ с глаголами» (3 класс)

1
0
Материал опубликован 15 December 2023

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 3-м классе

Тема: «Правописание частицы не с глаголами»

Мельцина Полина Борисовна,

учитель начальных классов, 1 квалификационная категория.
МБУ «Школа №16» имени Н.Ф. Семизорова с углубленным изучением отдельных предметов,

Самарская область, г. Тольятти


 

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Режим урока

Интерактивный

Образовательная технология

Дифференцированного обучения

Цель урока:

 

Задачи:

научить детей раздельному правописанию частицы НЕ с глаголами; расширить знания детей о служебных частях речи.

Образовательные:

углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов);

познакомить с ролью частицы НЕ и её раздельным написанием с глаголами.

Развивающие:

развивать умение употреблять и правильно писать НЕ с глаголами;

развивать навыки точного употребления глаголов в речи;

развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы

Воспитывающие:

воспитание культуры учебного труда;

создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;

воспитание бережного отношения к окружающим людям, к книге.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Предметные результаты:

Учащийся научится:

раздельно писать частицу НЕ с глаголами;

понимать значение частицы НЕ;

подбирать примеры глаголов с частицей НЕ.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

осознание ответственности за свои поступки;

осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим, сопереживать;

ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

представление о бережном отношении к материальным ценностям.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

овладевать способами решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;

выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);

контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные УУД:

самостоятельно находить в учебнике необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД:

выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения;

участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение, аргументировать его.

Оборудование:

Для учителя: учебник, плакат с пословицами, плакат с кроссвордом, маркеры, плакат с изображением дерева, плакат с изображением солнца, плакат с изображением тучи

Для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш, карточки с тестовым заданием, бумажные листья, карточки с домашним заданием.

Основные источники информации:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык 3 класс. Учебник ч.2

Канакина В.П. Русский язык 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками.


 


 

Этап урока

Цели этапа

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Продолжительность: 1-2 минуты.

Создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Регулятивные: учиться планировать деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Организация начала урока. Приветствие, проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой на урок.

Ребята, давайте начнём урок с добрых пожеланий друг другу:

-Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь сегодня мне добра, мы желаем друг другу сегодня добра. Если будет трудно – я тебе помогу!

Пожелания учителя: Получи пятерку! Удиви друзей своими ответами! А главное, стремись вперед, к чему-то новому!

Эпиграфом нашего урока станут слова:

Не говори - не умею,

А говори - научусь!

-Объясните смысл этой пословицы.

Приветствие. Подготовка к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Продолжительность: 4-5 минут.

Создание условий для осознания потребности открытия новых знаний и умений.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. 

 

А теперь прочтите пословицы на плакате:

Ложь человека красит.

Откладывай доброе дело на завтра.

Новых друзей наживай, а старых забывай.

Друг в беде бросит.

 

Вам понравились эти пословицы?

Почему они звучат бессмысленно?

Что нужно добавить?

Теперь прочитайте пословицы со словом «не»

 

 

 

 

Давайте запишем в тетрадь последнюю пословицу, раскрывая скобки.

На доску прикрепляется надпись: Друг (в)беде (не)бросит.

У кого возникли затруднения, поднимите руки.

Кто думает, что нужно писать «не» слитно?

Кто думает, что нужно писать «не» раздельно?

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

Слово «не».

Ложь человека не красит.

Не откладывай доброе дело на завтра.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

Друг в беде не бросит.

 

 

 

 

Учащиеся поднимают руки.

 

Учащиеся поднимают руки.

 

Учащиеся поднимают руки.

 

3. Этап выявления места и причины затруднений

Продолжительность:

Дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Регулятивные: умение определять и сохранять учебную задачу.

Познавательные: определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций 

Чем является слово НЕ?

Давайте разгадаем кроссворд (плакат на доске) и узнаем, чем является слово НЕ

t1702627586aa.png

1) Учащийся в школе.

2) Продолговатый деревянный ящичек для хранения карандашей, ручек, перьев.

3) Коллективная поездка в театр, в музей, на выставку.

4) Сшитые листы чистой бумаги, в обложке или переплете, для записывания чего-нибудь.

5) Человек, занимающийся обучением детей в школе.

6) Сумка у школьников для ношения книг и учебных принадлежностей, надеваемая на спину.

7) Тонкая палочка графита, сухой краски и т. п., обычно вделанная в дерево, для письма, черчения и рисования.

- Какое слово получилось по вертикали?

- Ребята, что мы знаем о частице?

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ученик)

 

(Пенал)

 

 

(Экскурсия)

 

 

(Тетрадь)

 

 

 

(Учитель.)

 

 

(Ранец)

 

 

(Карандаш)

 

 

 

 

(Частица)

 

Ответы учащихся.

4.Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации.

Продолжительность: 4-6 минут.

Формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде.

Коммуникативные:

осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности.

 

Работа по учебнику

Ребята, откройте учебник на с. 124. Прочитайте правило. Прием «Птичий базар»

Как пишется частица не с глаголами?

 

 

 

Теперь, пользуясь этим правилом запишите пословицу.

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Какую цель мы поставим?

Игра. Сейчас я буду называть различные глаголы.  Если глагол будет с частицей НЕ нужно будет выполнить присед, если без частицы НЕ – хлопнуть в ладоши.

Не завтракал, помогать, не дежурит, найдёшь, уважать, не работаетне ужинал, знаю, рисует, не морозит, смеётся, не боялся.

Учащиеся вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух)

 

Частица не с глаголами пишется раздельно.

Учащиеся записывают: Друг в беде не бросит.

 

Правило написания «не» с глаголами.

Научиться правильно писать не с глаголами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Реализация построенного проекта. Продолжительность: 5-8 минут

Создание проекта выхода и применение его на практике

Регулятивные: познавательная инициатива.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации, использование знаково-символических средств.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

 Ромб ассоциаций.

Итак, мы с вами говорим о правописании частицы НЕ с глаголами.

Запишем тему в центре ромба.

 

Слева запишем ключевые слова.

 

Справа – те чувства и эмоции, которые вызывает у нас эта тема.

 

Внизу – предложение на тему.

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

(например, «пишем с глаголом раздельно»

Запрет, предупреждение, внимание, отрицание, несогласие и т.д.

«Не придумывай небылицы, пиши правильно частицы.»

 

 

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Продолжительность: 4-5минут.

Решение типовых задач по новой теме.

Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом.

Познавательные: использование знаково-символических средств 

Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.

 

 

Отгадайте загадку.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

 - Как вы думаете, о чем может просить библиотечная книга?

- О просьбах библиотечной книги мы узнаем, когда выполним упражнение 226 на с125.

Просьба библиотечной книги

Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, а то мне будет стыдно показаться другим.

Не делайте на мне пометок карандашами или чернилами: это испортит мой вид.

 - Определите вид предложений по цели высказывания.

- Выпишите глаголы с частицами НЕ

- Обсудите, какие еще просьбы могут быть у библиотечной книги к читателям.

- Запишите в тетрадь три глагола с частицей НЕ. Обменяйтесь с товарищем по парте тетрадями, проверьте друг друга. Оцените: «Молодец!», «Хорошо!», «Скоро у тебя все получится!»

Составление синквейна о частице НЕ.

1.Существительное (тема)

2. 2 прилагательных (характеристика)

3. 3 глагола (действие)

4. Короткое предложение (отношение к теме)

5. Существительное (синоним первого)

Для лучшего запоминания правила предлагаю вам стихотворение-памятку, но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача дополнить его словами, соблюдая рифму, и записать в тетрадь, соблюдая стихотворную форму.

___ выучил- __ делай,

___ знаешь- __ спеши,

С глаголами ___________

Частицу ____ пиши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синквейн о частице НЕ

1.Частица.

2.Служебная, важная

3.Образует, служит, отрицает.

4.Частица всегда пригодится.

5.Часть речи.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону Продолжительность: 3-5 минут.

Самостоятельное выполнение типовых заданий

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

 

А сейчас вы самостоятельные задания в парах. Внимательно прочитайте задание и выполните его письменно. После выполнения проведем взаимопроверку.

1 группа – красная карточка.

Списать текст, раскрыв скобки. Найти и подчеркнуть глаголы с отрицательной частицей НЕ.

Ленивая кошка (не) ловит мышей.
Ленивый мальчишка (не) моет ушей.
Ленивая мышка (не) выроет норку.
Ленивый мальчишка (не) любит уборку.

2 группа – синяя карточка.

Спишите пословицы, вставляя отрицательную частицу НЕ, укажите вид глаголов.

Шила в мешке – …утаишь.
Лежа хлеба…добудешь.
Одна ласточка весны…делает.
После драки кулаками…машут.

3 группа – зелёная карточка.

Собрать пословицы, записать, раскрывая скобки.

Волков бояться – того (не) говори.
Чего (не) знаешь – ищи добра.
(Не) ищи красота – в лес (не) ходить.
Шила в мешке – (не) накинешь платок.
Друга иметь – (не) утаишь.
На каждый роток – себя (не) жалеть.

Дополнительно – карточка с грамматическим заданием:

Вставить пропущенные буквы, недостающие знаки, раскрыть скобки, выполнить грамм. разбор.

Л…ж…т д…ска (на)б…лоте (не)сохнет (не)гниёт (не)ржавеет.

- Задания были разными, но что объединяло ваши карточки? 

Самопроверка

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём причина?

Игра «Частица НЕ, я тебя узнал!»

- Я вам буду называть слова, если услышите глагол с частицей НЕ, то широко разводите руками, как будто хотите их обнять, если НЕ – это часть слова, то ладони захлопываете. 

Не спешу, нервы, немец, не плывет, не кипишь, не высохло, нелепость, не молчать, не обманываем, незабудка, не печатается.

Учащимся раздаются карточки с заданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Глаголы с частицей НЕ

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Этап включения в систему знаний и повторения Продолжительность: 5-8 минут.

Зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения

 

Проведение мини-тестирования

1 Определи правильное написание НЕ с глаголами

а) Чего незнаешь, того не говори.
б) Чего не знаешь, того неговори.
в) Чего не знаешь, того не говори.

2 Подумай! На каких вывесках забыли написать НЕ с глаголами

 а) Здесь сорить!
 б) Мыть руки перед едой!
 в) По газонам ходить и сидеть!
 г) Входить! Стучать!

3 Подумай! На каких вывесках напрасно написали НЕ с глаголами

а) Здесь НЕ сорить!
б) НЕ мыть руки перед едой!
в) По газонам НЕ ходить и НЕ сидеть!
г) НЕ входить! НЕ стучать!

Учащиеся получают листки с тестовым заданием, выполняют его.

8а.Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание

Продолжительность: 2 минуты.

 

Регулятивные: самооценивание.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения (К).

 

Вы НЕ грустили? НЕ устали? Хорошее настроение у вас НЕ пропало?

Если вы считаете, что с работой справились и вам было интересно работать, то встаньте у солнышка (плакат на доске).

А кому было скучно и испытывал трудности, то встаньте у тучки (плакат на доске).

Для выполнения домашнего задания возьми карточку, с соответствующим значком.

Солнышко:

Устное задание (по желанию): составить небольшой текст-призыв о правилах поведения в лесу, используя глаголы с частицей не.

По учебнику с.124 у.224

Тучка:

Устное задание (по желанию): составить небольшой текст-призыв о правилах пользования книгой, используя глаголы с частицей не.

Письменное задание: раскрой скобки, запиши предложения.

Уходя, мама велела детям хорошо себя вести, ничего (не) трогать, со спичками (не) играть, на подоконники (не) лазать, на лестницу (не)выходить, котёнка (не) мучить.

Ответы учащихся.

 

 

Учащиеся подходят к доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают карточку с домашним заданием.

 

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Продолжительность: 2-3 минуты.

Соотнесение целей, которые ставили на уроке и результатов своей деятельности.

Регулятивные: самооценивание.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Сделаем вывод по уроку. Над какой темой сегодня работали?

Какую цель ставили?

Удалось ли её достичь?

Что узнали о правописании частицы НЕ с глаголами?

Где пригодятся полученные знания на уроке?

Теперь всё знаете о глаголе или нет?

Оцените свою работу на уроке. 

 

 В местах посещения туристов есть «Дерево желаний», обычно на него привязывают лоскутки из ткани, а мы на листиках напишем друг другу пожелания из глаголов с не и прикрепим на своё дерево. Пусть ваши пожелания сбудутся, а знания будут применяться.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученикам раздаются бумажные листья, на которых записываются пожелания, а затем прикрепляются на плакат с деревом.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации