Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Времена глаголов» (3 класс)
Технологическая карта урока.
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие новых знаний
Дата: 28.03.2023 г.
Учитель: Артемчук Татьяна Викторовна
Тема | Времена глаголов |
Цель: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам и особенностями каждой временной формы | Задачи: сформировать представление о временных формах глагола. Развивать у детей умения определять время глагола, сравнивать и обощать. Формировать культуру межличностного общения через фронтальную и парную работу. Формировать УУД: Личностные: Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. Регулятивные УУД: Умение принимать и сохранять учебную задачу Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществить взаимо и самопроверку Коммуникативные УУД: Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других) Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации. Познавательные УУД: Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. Классифицировать уже изученное о глаголе. Развивать умение работать с разными видами учебной информации. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт. |
Планируемые результаты | Метапредметные: Регулятивные УУД: формулирует цель на уроке с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке; планирует своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывает своё предположение. Коммуникативные УУД: строит понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в парах; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом. Познавательные УУД: Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания, используя различную учебную информацию; Предметные: имеет представления об изменении глаголов по временам, умеют находить глаголы в тексте и употреблять в речи. |
Основные понятия | Глагол, время глагола |
Ресурсы: - основные дополнительные | Учебник Русский язык. II часть,3 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Карточки с заданиями, мультимедийное оборудование (презентация), карточки для рефлексии, «Лента времени» |
Организация пространства | Коллективные способы обучения |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока | Решаемая задача | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Адаптационный | 1. адаптировать учащихся к деятельности на уроке 2. выявить знания учащихся и определить их границы (создание проблемной ситуации) | 1. Организационный момент. Приветствие учащихся. – Ребята, сегодня я хочу начать наш урок с притчи. Послушайте, пожалуйста. Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех троих. Одного спросили: - Что ты делаешь? - Тащу в город эту проклятую ношу. Второго спросили: - Что ты делаешь? - Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он. Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь: - Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им. - Вот и вам, ребята, нужно работать на уроке так, чтобы работа доставляла радость и вам, и окружающим. А ваш труд на уроке будет вознагражден, и не только отметкой, но и знаниями, которые вы сохраните на всю жизнь. Итак, мы начинаем урок. 2. Орфографическая минутка – Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Сегодня на минутке чистописания мы отработаем написание заглавной и строчной буквы Вв и нижнее соединение. (слайд 2) 3. Актуализация знаний Беседа: «Что мы уже знаем о глаголе?» - Ребята, а вы знали, что одна из двух славянских азбук называлась Глаголица и что раньше в древнерусском языке было слово: ГЛАГОЛИТЬ? -Предположите, что оно может означать? -Какое слово оно вам напоминает? (глагол) - Давайте вспомним, что такое глагол и всё, что мы про него уже знаем. Использует приём Фишбоун. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Настраиваются на работу. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Вместе с учителем заполняют Фишбоун на доске. | 5-7 мин |
II. Основной | 1. Разрешение интеллектуального затруднения. 2.осмысление содержания нового материала | Создание проблемной ситуации. - Но это еще не все! Многое нам предстоит узнать. - Хотите узнать? Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по Москве. - Вы узнали на первом слайде Москву? Когда это могло быть? (прошлое время) - А на втором? (настоящее время) - Какая Москва на третьем слайде? (Москва будущего) - Как вы думаете, что может связывать эти два понятия глагол и время? - Молодцы, конечно же время глаголов. -Сколько времён у глагола? Сейчас мы с вами проверим наши предположения и поможет нам «Лента времени». 4. Открытие новых знаний -Как вы думаете, в каком месте ленты времени мы сейчас с вами находимся? -Правильно. Сейчас мы с вами находимся в настоящем времени. -Давайте, послушаем текст. Работа с текстом 1. Современный человек идёт в ногу со временем. Он интересуется искусством, музыкой, литературой. Современный человек открывает для себя каждый день много нового. Люди используют достижения науки и техники. Современный человек много путешествует и изучает мир. -Найдите в тексте глаголы. На какой вопрос они отвечают? В какой момент речи происходит действие? - В какое время мы с вами уже никогда не попадём? Обратимся к тексту. Работа с текстом 2. Много тысяч лет назад на земле жили первобытные люди. Они сильно отличались от современных людей. Жили люди в шалашах и в землянках, а иногда, и в пещерах. Питались они корешками растений и яйцами птиц. Первобытный человек охотился и ел мясо. - Когда, происходит действие? На какие вопросы отвечают глаголы в тексте? - Есть люди, которые строят планы на будущее и мечтают заглянуть в него. Давайте и мы заглянем в будущее. Работа с текстом 3. Человек будущего покорит космос. Он будет много знать и уметь. В будущем люди научатся создавать роботов и будут заселять другие планеты. Человек будущего будет общаться с помощью кодов. Именно человек будущего построит машину времени и будет передвигаться во времени и пространстве. - Когда, происходит действие? На какие вопросы отвечают глаголы в тексте? 5.Физминутка 6. Первичное закрепление - Открываем учебники на стр.112, упражнение 197. Организует работу с упражнением, контролирует его выполнение. -Как будете определять время? Что вам поможет? Работа по учебнику. Оказывает помощь в практической работе, наблюдает за работой, направляет деятельность учащихся. | Работа с презентацией, высказывание предположений о теме урока. Формулируют тему урока. Работают с «Лентой времени» совместно с учителем. Отвечают на вопросы учителя. Работают с текстами. Находят глаголы, задают к ним вопросы, делают выводы и временах глагола. Делают вывод. Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что делают? и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени. Дети записывают посередине на «Ленте времени» - наст.в. и вопросы настоящего времени. Отвечают на вопрос (в прошлое) Если глагол отвечает на вопрос что делал? что делали? и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени. Дети записывают слева на «Ленте времени» - пр.в. и вопросы прошедшего времени. Если глагол отвечает на вопрос что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени. Дети записывают справа на «Ленте времени» - б.в. и вопросы будущего времени. Слушают, двигаются, выполняют задания. Читают задание в учебнике. Выполняют задание в парах: объясняют друг другу как определить время глагола. Выписывают только глаголы, указывают их время. Один ученик работает у доски. | 15-20 мин |
III. Творческий | 1.закрепление знаний, действий на основе их применения. 2. повышение уровня сформированных представлений на основе применения разноуровневых заданий. | - Игра «Почтальон» На доске конверты. На них адрес: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Берете карточку с глаголом, определяете время глагола и кладете в нужный конверт. - Учитель предлагает учащимся разноуровневые задания (карточки с заданиями разной сложности). Карточка №1 Выпишите глаголы к вопросам: Что сделают? …….. Что сделали? …….. Что сделает? …….. Вот скоро птички запоют, Карточка №2 Выписать глаголы и определить время глагола. Апрель! Апрель! | Выполняют задания по инструкции. Проверка по образцу. Самостоятельно выполняют задания, отрабатывая полученные знания на практике. | 5-7 минут |
IV. Рефлексия | | Обобщающая беседа: - Что нового о глаголе вы сегодня узнали? -Сколько времён у глагола? – Как определить время глагола? – Какие слова-помощники мы используем, чтобы было легче определить время глагола? - Что у вас получалось сегодня лучше всего? -В чем испытали затруднения? -Кто доволен сегодня своей работой? -Как бы вы оценили свою работу? Выберите подходящий смайлик. - Спасибо всем за хорошую работу! | Отвечают на вопросы, осуществляя самооценку своей деятельности на уроке. | 2-3 минут |