12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Викторовна Артемчук30

Технологическая карта урока.


Предмет: русский язык

Тип урока: открытие новых знаний

Дата: 28.03.2023 г.

Учитель: Артемчук Татьяна Викторовна


Тема

Времена глаголов



Цель: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам и особенностями каждой временной формы


Задачи:

сформировать представление о временных формах глагола.

Развивать у детей умения определять время глагола, сравнивать и обощать.

Формировать культуру межличностного общения через фронтальную и парную работу.

Формировать УУД:

Личностные:

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.


Регулятивные УУД:

Умение принимать и сохранять учебную задачу

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществить взаимо и самопроверку


Коммуникативные УУД:

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других)

Строить речевые высказывания согласно учебной ситуации.


Познавательные УУД:

Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

Классифицировать уже изученное о глаголе.

Развивать умение работать с разными видами учебной информации.

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, используя информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт.



Планируемые результаты


Метапредметные:

Регулятивные УУД: формулирует цель на уроке с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке; планирует своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывает своё предположение.


Коммуникативные УУД: строит понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в парах; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.


Познавательные УУД: Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания, используя различную учебную информацию;


Предметные: имеет представления об изменении глаголов по временам, умеют находить глаголы в тексте и употреблять в речи.

Основные понятия


Глагол, время глагола

Ресурсы:

- основные



дополнительные


Учебник Русский язык. II часть,3 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Карточки с заданиями, мультимедийное оборудование (презентация), карточки для рефлексии, «Лента времени»


Организация пространства

Коллективные способы обучения

















СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этапы урока

Решаемая задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Время


1

2

3

4

5

I. Адаптационный

1. адаптировать учащихся к деятельности на уроке


2. выявить знания учащихся и определить их границы (создание проблемной ситуации)

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

– Ребята, сегодня я хочу начать наш урок с притчи. Послушайте, пожалуйста.


Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех троих.

Одного спросили:

- Что ты делаешь?

- Тащу в город эту проклятую ношу.

Второго спросили:

- Что ты делаешь?

- Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь:

- Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им.

- Вот и вам, ребята, нужно работать на уроке так, чтобы работа доставляла радость и вам, и окружающим. А ваш труд на уроке будет вознагражден, и не только отметкой, но и знаниями, которые вы сохраните на всю жизнь. Итак, мы начинаем урок.

2. Орфографическая минутка

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Сегодня на минутке чистописания мы отработаем написание заглавной и строчной буквы Вв и нижнее соединение. (слайд 2)

3. Актуализация знаний

Беседа: «Что мы уже знаем о глаголе?»

- Ребята, а вы знали, что одна из двух славянских азбук называлась Глаголица и что раньше в древнерусском языке было слово: ГЛАГОЛИТЬ?

-Предположите, что оно может означать? -Какое слово оно вам напоминает? (глагол)

- Давайте вспомним, что такое глагол и всё, что мы про него уже знаем.

Использует приём Фишбоун.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.





















Настраиваются на работу.














Слушают учителя. Отвечают на вопросы.









Вместе с учителем заполняют Фишбоун на доске.

5-7 мин

II. Основной


1. Разрешение интеллектуального затруднения.

2.осмысление содержания нового материала

Создание проблемной ситуации.

- Но это еще не все! Многое нам предстоит узнать.


- Хотите узнать? Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по Москве.

- Вы узнали на первом слайде Москву? Когда это могло быть? (прошлое время)

- А на втором? (настоящее время)

- Какая Москва на третьем слайде? (Москва будущего)

- Как вы думаете, что может связывать эти два понятия глагол и время?

- Молодцы, конечно же время глаголов.

-Сколько времён у глагола? Сейчас мы с вами проверим наши предположения и


поможет нам «Лента времени».

4. Открытие новых знаний

-Как вы думаете, в каком месте ленты времени мы сейчас с вами находимся? 

-Правильно. Сейчас мы с вами находимся в настоящем времени.

-Давайте, послушаем текст.

Работа с текстом 1.

Современный человек идёт в ногу со временем. Он интересуется искусством, музыкой, литературой. Современный человек открывает для себя каждый день много нового. Люди используют достижения науки и техники. Современный человек много путешествует и изучает мир.

-Найдите в тексте глаголы. На какой вопрос они отвечают? В какой момент речи происходит действие?






- В какое время мы с вами уже никогда не попадём? Обратимся к тексту.

Работа с текстом 2.

Много тысяч лет назад на земле жили первобытные люди. Они сильно отличались от современных людей. Жили люди в шалашах и в землянках, а иногда, и в пещерах. Питались они корешками растений и яйцами птиц. Первобытный человек охотился и ел мясо.

- Когда, происходит действие? На какие вопросы отвечают глаголы в тексте? 





- Есть люди, которые строят планы на будущее и мечтают заглянуть в него. Давайте и мы заглянем в будущее.

Работа с текстом 3.

Человек будущего покорит космос. Он будет много знать и уметь. В будущем люди научатся создавать роботов и будут заселять другие планеты. Человек будущего будет общаться с помощью кодов. Именно человек будущего построит машину времени и будет передвигаться во времени и пространстве.

- Когда, происходит действие? На какие вопросы отвечают глаголы в тексте? 







5.Физминутка



6. Первичное закрепление

- Открываем учебники на стр.112, упражнение 197.

Организует работу с упражнением, контролирует его выполнение.

-Как будете определять время? Что вам поможет?

Работа по учебнику. Оказывает помощь в практической работе, наблюдает за работой, направляет деятельность учащихся.






Работа с презентацией, высказывание предположений о теме урока.








Формулируют тему урока.









Работают с «Лентой времени» совместно с учителем. Отвечают на вопросы учителя.







Работают с текстами. Находят глаголы, задают к ним вопросы, делают выводы и временах глагола.





Делают вывод. Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что делают? и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени. Дети записывают посередине на «Ленте времени» - наст.в. и вопросы настоящего времени.



Отвечают на вопрос (в прошлое)












Если глагол отвечает на вопрос что делал? что делали? и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени. Дети записывают слева на «Ленте времени» - пр.в. и вопросы прошедшего времени.














Если глагол отвечает на вопрос что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени. Дети записывают справа на «Ленте времени» - б.в. и вопросы будущего времени.


Слушают, двигаются, выполняют задания.


Читают задание в учебнике. Выполняют задание в парах: объясняют друг другу как определить время глагола. Выписывают только глаголы, указывают их время. Один ученик работает у доски.

15-20 мин

III. Творческий

1.закрепление знаний, действий на основе их применения.


2. повышение уровня сформированных представлений на основе применения разноуровневых заданий.

- Игра «Почтальон»

На доске конверты. На них адрес: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Берете карточку с глаголом, определяете время глагола и кладете в нужный конверт.


- Учитель предлагает учащимся разноуровневые задания (карточки с заданиями разной сложности).


Карточка №1 

Выпишите глаголы к вопросам:

Что сделают? ……..

Что сделали? ……..

Что сделает? ……..

Вот скоро птички запоют,
В лесу кусты зазеленели;
И стадо выгонит пастух
И заиграет на свирели. (И.Суриков)


Карточка №2

Выписать глаголы и определить время глагола.


Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник. (С.Маршак)



Выполняют задания по инструкции.



Проверка по образцу.



Самостоятельно выполняют задания, отрабатывая полученные знания на практике.









5-7 минут

IV. Рефлексия


Обобщающая беседа:

- Что нового о глаголе вы сегодня узнали?

-Сколько времён у глагола?

Как определить время глагола?

Какие слова-помощники мы используем, чтобы было легче определить время глагола?



- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

-В чем испытали затруднения?

-Кто доволен сегодня своей работой?

-Как бы вы оценили свою работу?

Выберите подходящий смайлик.

- Спасибо всем за хорошую работу!



Отвечают на вопросы, осуществляя самооценку своей деятельности на уроке.

2-3 минут


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.