12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Логунова Снежана Сергеевна58
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: Природная зона Пустыня.

Тип урока: «Открытие» новых знаний.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при формировании представления о природной зоне Пустыня (и уважительного отношения к природе).

Показательный урок учителя начальных классов


Задачи урока

Планируемые результаты


Дидактические:

Формировать представление понятия природная зона Пустыня

Формировать умение заполнения листа исследователя

3.Формировать знание правил экологически грамотного

отношения к природе;

Предметные (учащиеся научатся):

Находить и объяснять понятие природная зона Пустыня

Заполнять лист исследователя.

Обсуждать экологические проблемы пустынь и пути их решения


Развивающие:

1.Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои достижения.

2. Формировать умение анализировать, сравнивать, одну природную зону с другой

3. Формировать умение взаимодействовать с одноклассниками при работе в паре.

Метапредметные (учащиеся научатся):

Познавательные:

принимать и сохранять учебную задачу урока (целеполагание)

осуществлять анализ объектов

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

взаимодействовать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;

распределять обязанности при работе в группе

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, желание восхищаться природой, сохранять ее красоту и заботиться об окружающей среде

Формировать учебно-познавательный интерес


Личностные:

Осознание уникальности и ценности природной зоны пустынь и необходимости нести ответственность за ее сохранение.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Форма организации учебной деятельности - фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Дидактические средства- учебник Окружающий Мир 4 класс ,1 часть. Плешаков А.А, схемы, тесты, лист исследователя, и т.д.

Интерактивное оборудование -икт смарт-доска.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя


Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты (ПР)

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

(Л)

Мотивация учебной деятельности

Словесный

(беседа)


Приветствие.

Проверка готовности к уроку.


-Здравствуйте! Меня зовут Снежана Сергеева, сегодня я проведу у вас урок по окружающему миру


-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но, чтобы отправиться в путешествие мы должны найти путеводителя, который нам будет помогать.

-Попробуйте найти на своих рабочих местах что-нибудь необычное, посмотрите внимательно под парты, за стулом. Нашли?

-Что вы видите?


-А куда мы с вами отправимся, узнаем попозже.

-У вас на партах лежит лист исследователя, в течении урока вы будите себя оценивать, ставив + или – в листах. По мере поступления информации и ее понимания, оценивайте себя и в конце урока, я у вас их заберу и оценю каждого.





Здороваются

Проверяют готовность.













-Ищут распечатки верблюда.





-Верблюда


















-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)


выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Актуализация фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный

Частично- поисковый

Повторение изученного материала.

-Сегодня на уроке мы будем продолжать путешествовать по природным зонам России.

-Какую зону мы изучили на прошлом уроке?

-Давайте вспомним с вами, что такое Природная зона?



-У вас на партах лежит тест по природной зоне степь. Вы сейчас его порешаете и проверите себя и выставите оценку. На слайде будут показаны правильные ответы. После сдадите мне, я проверю и выставлю оценки.

ТЕСТ «ЗОНА СТЕПЕЙ»

1. Зона степей расположена на ... нашей страны:

а) севере; б) востоке; в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом:

а) розовым; б) зеленым;

в) желтым; г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей - это ...

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

4|в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся ...

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

б) ястребы, кедровки, сойки;

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны:

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неог­раниченное заготовление древесины;

б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство,

неограни­ченный выпас оленей;

в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

7. Какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика - лемминг - песец;

б) водоросли - рачки - сайка - гагарка;

в) растения - заяц- беляк - рысь;

г) зерно - суслик - орел- беркут,

8. Основным занятием населения степей является –

а) земледелие;

б) рыболовство;

в) оленеводство.

9. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:

а) кречет, стерх, краснозобая казарка;

б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;

в) зубр, филин, женьшень.


-А теперь отправляемся в путешествие.

t1697555886aa.gif

3. Выявление места и причины затруднения


Словесный


- Вдруг поднялся ветер. Солнце померкло и превратилось в мутный, еле заметный кружок; стало темно. Мы испугались. Песок летел в глаза, рот, уши. Когда ветер успокоился, мы увидели, что рельеф вокруг совершенно изменился – где были холмы, теперь появились впадины, а в бывших впадинах возникли новые холмы. Кругом было пусто. Местность казалась мертвой.

-В какой природной зоне мы оказались? Определите название природной зоны по этому описанию.

t1697555886aa.gif

4. Построение проекта и выхода из затруднения


Словесный




-Какая тема будет нашего урока?


-Какая цель нашего урока?

-Давайте попробуем составить план работы для знакомства с Пустыней.

1.Название зоны

2.Географическое положение

3.Климатические условия

4.Растительный мир

5.Животный мир

6t1697555886aa.gif

5.Реализация построенного проекта

Словесный

Частично-поисковый

.Деятельноть человека.

-Как вы думаете, что такое пустыня?







Гипотеза

Пустыня- это безжизненные просторы?

-Как вы думаете, верна ли эта гипотеза?

-Почему да\нет?

-Для того чтобы узнать верна ли гипотеза, мы с вами поработаем в парах.

-Я сейчас каждой группе раздам материал о пустыне, вы его прочитаете и будите выходить к доске и рассказывать нам, о том, что узнали.

-1 группа расскажет нам о географическом положении зоны.










-2 группа расскажет нам о климатических условиях












-3-4 группы расскажут нам о растительном мире и о приспособленности растений. И сделают вывод.




-3 группа рассказывает нам о верблюжьей колючке.







-4 группа- о растении джузгун.


















-5 группа расскажет нам о животном мире и о приспособленности животных. И сделают вывод







































t1697555886ab.gif

6.Первичне закрепление с проговариванием во внешней речи


Частично-поисковый Словесный


- Мы сейчас выслушали все группы, познакомились с зоной Пустыни и теперь я предлагаю вам поработать в парах.

-Я сейчас раздам вам схему, в которую вам нужно будет вписать цифры, которыми обозначены слова, подходящие по смыслу. После выполнения работы, вы сверите свои ответы с доской.

1.Прочитайте текст и слова для справок.

Впишите в текст цифры которыми обозначены слова, подходящие по смыслу.

В пустыне живут 9 11 13 (змеи, суслики, тушканчики). Эти 1 (некрупные) животные с окраской 4 (защитного) цвета. Они 5 (быстро) передвигаются. Ведут 7 (ночной) образ жизни.

Слова для справок: 1. некрупные, 2. большие, 3. пестрой, 4. защитной, 5. быстро, 6. медленно, 7. ночной, 8. дневной, 9. змеи, 10. лисицы, 11. тушканчики, 12. дрофа, 13. суслики.


ФИЗМИНУТКА

Потянулся к небу мак.

Раскрывается вот так.

А верблюжья колючка,

Вот так злючка, вот так злючка.

А у кактуса иголки

Очень колки, очень колки.

Раз, два - выше голова.

Три, четыре - плечи шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

Семь, восемь - лень отбросим.


-

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Практический

Сейчас я хочу проверить вашу индивидуальную работу. Каждому из вас сейчас раздаться небольшие листочки где вам нужно будет

1. Подчеркните растения, которые встречаются в пустыне.

Липа, верблюжья колючка, мох, кактус, берёза, мак.

2.Подчеркните животных, которые обитают в пустыне.

Тушканчик, медведь, черепаха, тигр, лиса, варан, верблюд.

-t1697555886ab.gif После как все выполнят, я спрошу одного человека, он назовет правильные ответы, а все остальные с ним сверятся.

8.Включение в систему знаний и повторений

Словесный

Частично- поисковый


-Перейдем к самому важному.

К деятельности человека.

Мы попросим выступить 6 группы и рассказать нам об этом.




























-Давайте теперь с вами подумаем, как мы можем решить экологические проблемы.

1 ряд, решают 1 экологическую проблему, 2 ряд-вторую и 3 ряд- третью

t1697555886ab.gif

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке


-Какую цель ставили в начале урока?

- Удалось ли достичь? Как? Каким способом?

– Закончите, пожалуйста, фразу: Сегодня на уроке я:

Научился…

Было интересно… Было трудно…


- Давайте оценим себя, если вы хорошо всё поняли, то берёте кактус красного цвета, если не очень, то берёте кактус жёлтого цвета, а уж если совсем ничего не поняли, то кактус фиолетового цвета.

-Наше путешествие заканчивается, спасибо всем за работу.



Воспроизведение изученного материала.





-Природная зона Степь.


-Природная зона- это полоса Земли, закономерно-сменяющая одна другую в определенном порядке, в зависимости он кол-ва тепла и влаги.

Самоопределение(Л)



-Выполняют тест индивидуально. Ставят себе оценку. Сдают учителю.






























































Отправляются в путешествие.


учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);



Слушают отрывок.














-Пустыня




-Природная зона Пустыня.


-

целеполагание (П)

подведение под понятие (П)


Познакомиться с зоной пустыни




-Совместно с учителем составляют план.










- ольшое, незаселенное людьми пространство, лишенное растительности или со

скудной растительностью.

-Большое, незаселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью.






Д

осуществляют логические действия: анализ, синтез(П)

умают верна или нет гипотеза.

Работают по группам.








-Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. пустыни бывают песчаные, глиняные и даже каменистые.

- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70˚С, а в тени выше 40˚С. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.

К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12˚с, и длится зима 2-3 месяца.


- Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка.

У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое.

-Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений.

Вывод: Пустыня- это не безжизненное пространство. Растения приспособились к климату пустыни. Характерные особенности растений пустынь. 1. Растительность пустыни бедная, не образует сплошного покрова, 2. Засухоустойчивые. 3. У них длинные корни, чтобы добывать воду на большой глубине. 4. Мелкие жесткие листья, могут быть колючки, чтобы как можно меньше испарять влаги.


-Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара.

Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка.

Все быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши.

Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни.

Вывод: Пустыня населена животными, которые приспособились к её климатическим условиям 1. Они имеют общую серовато-желтую или бурую окраску под цвет песков. 2. Могут долгое время обходиться без воды и пищи. 3. Некоторые днем, в жару, спят в норах, а активны ночью. 4. Быстро бегают.









Выполняют полученное задание.


принимают и сохраняют цели задачи учебной деятельности. (Р)






















Встают со своих мест, разминаются.















Выполняют полученное задание.



















умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (К)


- Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли.

Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах.

Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.

Для сохранения природы в 1990 го­ду в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли». В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.


-

умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы (Р)


Думают, как можно решить данную экологическую проблему.






-Познакомиться с природной зоной пустыней.



-Удалось..






О

проявление познавательной инициативы (Л)


позитивная самооценка (Л)


ценивают себя.







Прощаются.



Подведение под понятие (П)





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.