Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме «Природная зона Пустыня»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: Природная зона Пустыня.
Тип урока: «Открытие» новых знаний.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при формировании представления о природной зоне Пустыня (и уважительного отношения к природе).
Показательный урок учителя начальных классов
Форма организации учебной деятельности - фронтальная, индивидуальная, парная, групповая Дидактические средства- учебник Окружающий Мир 4 класс ,1 часть. Плешаков А.А, схемы, тесты, лист исследователя, и т.д. Интерактивное оборудование -икт смарт-доска. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся
| Планируемые результаты (ПР) | ||
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные (Л) | ||||
Мотивация учебной деятельности | Словесный (беседа) | Приветствие. Проверка готовности к уроку. -Здравствуйте! Меня зовут Снежана Сергеева, сегодня я проведу у вас урок по окружающему миру -Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но, чтобы отправиться в путешествие мы должны найти путеводителя, который нам будет помогать. -Попробуйте найти на своих рабочих местах что-нибудь необычное, посмотрите внимательно под парты, за стулом. Нашли? -Что вы видите? -А куда мы с вами отправимся, узнаем попозже. -У вас на партах лежит лист исследователя, в течении урока вы будите себя оценивать, ставив + или – в листах. По мере поступления информации и ее понимания, оценивайте себя и в конце урока, я у вас их заберу и оценю каждого. | Здороваются Проверяют готовность. -Ищут распечатки верблюда. -Верблюда | | -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. |
Актуализация фиксация индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный Частично- поисковый | Повторение изученного материала. -Сегодня на уроке мы будем продолжать путешествовать по природным зонам России. -Какую зону мы изучили на прошлом уроке? -Давайте вспомним с вами, что такое Природная зона? -У вас на партах лежит тест по природной зоне степь. Вы сейчас его порешаете и проверите себя и выставите оценку. На слайде будут показаны правильные ответы. После сдадите мне, я проверю и выставлю оценки. ТЕСТ «ЗОНА СТЕПЕЙ» 1. Зона степей расположена на ... нашей страны: а) севере; б) востоке; в) юге. 2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом: а) розовым; б) зеленым; в) желтым; г) коричневым. 3. Характерный признак зоны степей - это ... а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова; 4|в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 4. К степным птицам относятся ... а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки; в) журавли-красавки, дрофы, пустельги. 5. Для растений степи характерны: а) стелющиеся корни, крупные листья; б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки; в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья. 6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы: а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины; б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей; в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство. 7. Какая из цепей питания характерна для степи: а) ежевика - лемминг - песец; б) водоросли - рачки - сайка - гагарка; в) растения - заяц- беляк - рысь; г) зерно - суслик - орел- беркут, 8. Основным занятием населения степей является – а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство. 9. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные: а) кречет, стерх, краснозобая казарка; б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка; в) зубр, филин, женьшень. -А теперь отправляемся в путешествие. 3. Выявление места и причины затруднения Словесный - Вдруг поднялся ветер. Солнце померкло и превратилось в мутный, еле заметный кружок; стало темно. Мы испугались. Песок летел в глаза, рот, уши. Когда ветер успокоился, мы увидели, что рельеф вокруг совершенно изменился – где были холмы, теперь появились впадины, а в бывших впадинах возникли новые холмы. Кругом было пусто. Местность казалась мертвой. -В какой природной зоне мы оказались? Определите название природной зоны по этому описанию. 4. Построение проекта и выхода из затруднения Словесный -Какая тема будет нашего урока? -Какая цель нашего урока? -Давайте попробуем составить план работы для знакомства с Пустыней. 1.Название зоны 2.Географическое положение 3.Климатические условия 4.Растительный мир 5.Животный мир 6 5.Реализация построенного проекта Словесный Частично-поисковый .Деятельноть человека.-Как вы думаете, что такое пустыня? Гипотеза Пустыня- это безжизненные просторы? -Как вы думаете, верна ли эта гипотеза? -Почему да\нет? -Для того чтобы узнать верна ли гипотеза, мы с вами поработаем в парах. -Я сейчас каждой группе раздам материал о пустыне, вы его прочитаете и будите выходить к доске и рассказывать нам, о том, что узнали. -1 группа расскажет нам о географическом положении зоны. -2 группа расскажет нам о климатических условиях -3-4 группы расскажут нам о растительном мире и о приспособленности растений. И сделают вывод. -3 группа рассказывает нам о верблюжьей колючке. -4 группа- о растении джузгун. -5 группа расскажет нам о животном мире и о приспособленности животных. И сделают вывод 6.Первичне закрепление с проговариванием во внешней речи Частично-поисковый Словесный - Мы сейчас выслушали все группы, познакомились с зоной Пустыни и теперь я предлагаю вам поработать в парах. -Я сейчас раздам вам схему, в которую вам нужно будет вписать цифры, которыми обозначены слова, подходящие по смыслу. После выполнения работы, вы сверите свои ответы с доской. 1.Прочитайте текст и слова для справок. Впишите в текст цифры которыми обозначены слова, подходящие по смыслу. В пустыне живут 9 11 13 (змеи, суслики, тушканчики). Эти 1 (некрупные) животные с окраской 4 (защитного) цвета. Они 5 (быстро) передвигаются. Ведут 7 (ночной) образ жизни. Слова для справок: 1. некрупные, 2. большие, 3. пестрой, 4. защитной, 5. быстро, 6. медленно, 7. ночной, 8. дневной, 9. змеи, 10. лисицы, 11. тушканчики, 12. дрофа, 13. суслики. ФИЗМИНУТКА Потянулся к небу мак. Раскрывается вот так. А верблюжья колючка, Вот так злючка, вот так злючка. А у кактуса иголки Очень колки, очень колки. Раз, два - выше голова. Три, четыре - плечи шире. Пять, шесть - тихо сесть. Семь, восемь - лень отбросим. - 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Практический Сейчас я хочу проверить вашу индивидуальную работу. Каждому из вас сейчас раздаться небольшие листочки где вам нужно будет1. Подчеркните растения, которые встречаются в пустыне. Липа, верблюжья колючка, мох, кактус, берёза, мак. 2.Подчеркните животных, которые обитают в пустыне. Тушканчик, медведь, черепаха, тигр, лиса, варан, верблюд. - После как все выполнят, я спрошу одного человека, он назовет правильные ответы, а все остальные с ним сверятся. 8.Включение в систему знаний и повторений Словесный Частично- поисковый -Перейдем к самому важному. К деятельности человека. Мы попросим выступить 6 группы и рассказать нам об этом. -Давайте теперь с вами подумаем, как мы можем решить экологические проблемы. 1 ряд, решают 1 экологическую проблему, 2 ряд-вторую и 3 ряд- третью 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке -Какую цель ставили в начале урока? - Удалось ли достичь? Как? Каким способом? – Закончите, пожалуйста, фразу: Сегодня на уроке я: Научился… Было интересно… Было трудно… - Давайте оценим себя, если вы хорошо всё поняли, то берёте кактус красного цвета, если не очень, то берёте кактус жёлтого цвета, а уж если совсем ничего не поняли, то кактус фиолетового цвета. -Наше путешествие заканчивается, спасибо всем за работу. | Воспроизведение изученного материала. -Природная зона Степь. -Природная зона- это полоса Земли, закономерно-сменяющая одна другую в определенном порядке, в зависимости он кол-ва тепла и влаги. Самоопределение(Л) -Выполняют тест индивидуально. Ставят себе оценку. Сдают учителю. Отправляются в путешествие. – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); Слушают отрывок. -Пустыня -Природная зона Пустыня. - целеполагание (П) подведение под понятие (П) -Совместно с учителем составляют план. - ольшое, незаселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью. -Большое, незаселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью. Д осуществляют логические действия: анализ, синтез(П) умают верна или нет гипотеза.Работают по группам. -Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. пустыни бывают песчаные, глиняные и даже каменистые. - Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70˚С, а в тени выше 40˚С. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. К сожалению, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12˚с, и длится зима 2-3 месяца. - Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни - верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка - растение невысокое. -Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Вывод: Пустыня- это не безжизненное пространство. Растения приспособились к климату пустыни. Характерные особенности растений пустынь. 1. Растительность пустыни бедная, не образует сплошного покрова, 2. Засухоустойчивые. 3. У них длинные корни, чтобы добывать воду на большой глубине. 4. Мелкие жесткие листья, могут быть колючки, чтобы как можно меньше испарять влаги. -Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка - это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши. Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. Вывод: Пустыня населена животными, которые приспособились к её климатическим условиям 1. Они имеют общую серовато-желтую или бурую окраску под цвет песков. 2. Могут долгое время обходиться без воды и пищи. 3. Некоторые днем, в жару, спят в норах, а активны ночью. 4. Быстро бегают. Выполняют полученное задание. принимают и сохраняют цели задачи учебной деятельности. (Р) Встают со своих мест, разминаются. Выполняют полученное задание. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. (К) - Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми. Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли». В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди. - умение концентрировать свое внимание, сосредоточиться, ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы (Р) -Познакомиться с природной зоной пустыней. -Удалось.. О проявление познавательной инициативы (Л) позитивная самооценка (Л) Прощаются. | |
Подведение под понятие (П) | |