12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Силютина Татьяна Витальевна24


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ. 6 КЛАСС.

Тема урока

УРОК 10. ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА. КРЕЩЕНИЕ РУСИ (§ 6)

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Рассмотреть основные события, способствующие крещению Руси и выявить последствия этого события

Образовательные  ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты  карточки-тесты для проверки домашнего задания   http://nsportal.ru/node/1379248 Карта «Расселение славян и их соседей в VI—IX вв.».

План урока

1) Начало правления князя Владимира.

2) Причины принятия христианства на Руси.

3) Крещение Руси.

4) Значение принятия христианства

Личностно значимая проблема

Можно ли считать крещение Руси событием, предопределившим дальнейшую судьбу Руси?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

 Оборонительные рубежи, патриарх, митрополит, епископ, церковный устав, ересь, усобица. Монотеизм. Ислам. Иудаизм. Христианство. Десятина. Двоеверие. Основные даты 980—1015 гг. — правление князя Владимира Святославича в Киеве. 988 г. — принятие христианства на Руси. Персоналии Владимир I

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Овладевать целостными представлениями об историческом пути наших предков на основании исследования свидетельств древних летописцев; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; устанавливать причины активной внешней политики первых русских князей.

коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи. Познавательные: давать определения понятий; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения

Формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; расширять опыт оценочной деятельности; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.





ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока


Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность  учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия  (УУД)


Элементы воспитания

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности


2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Что такое религия? В чём состоит сходство вероучений ислама, иудаизма и христианства? Какие религии считаются традиционными в современной России? Всегда ли так было?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать


Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Формирование интереса  к  теме  о религии нашей страны – христианство. Понимать, что в мире существует  несколько религий, уметь их различать.

II. Акту-ализация знаний

7

Беседа











Формулировка темы задания


«Мозговой штурм»:  Запись  предположений учащихся на доске -  формирование «корзины  идей»

 Целеполагание и определение путей достижения цели

Организует беседу по вопросам:

–Напомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Какую большую тему мы изучаем?

- Вспомним, что мы знаем о верованиях восточных славян. Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились?

Загадки: О ком идет речь? Приложение 1

- Определите тему урока с помощью иллюстраций. Демонстрация иллюстративного ряда по теме «Крещение Руси».

- Как вы думаете,  о чём мы с вами будем говорить?

Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока…

Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?


Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы

- Определите цель нашего урока. Поставьте к цели задачи.

Совместно с детьми формулируется план.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение


- Организует  проблемную ситуацию;

- Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом, обеспечивает самостоятельный выбор различных вариантов ответов, создаёт условия для формулирования темы урока,

- Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым  объектам

Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания


Формировать интерес к прошлому нашей Родины,  к теме: «Крещение Руси», как возникла православная Русь.






III. Изучение нового материала

17


Побуждает обучающихся.

Структурирует предложенные формулировки











Решение проблемного вопроса








Беседа с классом




Задание классу














Вопросы учащимся







Работа  текстом учебника: составьте план ответа на вопрос









Работа в группах.















Беседа с учащимися по вопросам


Работа в группах





Разбор схемы

Просмотр отрывка к/ф

- Послушайте мнения различных историков о Владимире.

Высказывания историков о князе Владимире:

«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.

«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин

«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин.

Проблемный вопрос.

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

- Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушаете рассказ о Владимире, поработаете с историческими источниками, материалом учебника.

Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича.

1.Вспомните при каких обстоятельствах погиб князь Святослав?

2.Какие сыновья претендовали на киевский престол?

- самостоятельно прочитайте пар.5 п. №1, рассмотрите схему княжения сыновей Святослава в русских землях;

- ответьте на вопрос: « Кто из сыновей  победил в борьбе за Киев?»

Вывод: победа Владимира в борьбе за Киев.

Учитель: - Перед князьями стояли задачи:

 1) укрепление обороны государства;

 2) четкой организации сбора налогов;

 3) усиление княжеской власти;

 4) повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли.

Рассказ учителя о Владимире

- Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, потому что опираться на военную силу было нельзя?

- Какие религии основываются на единобожии?

При Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории, Русь приняла христианство.

-внимательно прочитайтеп.5, с.38, объясните,  «Почему князя перестали устраивать языческие боги, каковы причины принятия

христианства на Руси?»

Русь, переходя к новой религии-единобожию, оказалась перед выбором: христианство как в Византии, иудаизм как в Хазарии, ислам как  в Волжской Булгарии.  Знакомство с историческими документами поможет нам найти ответы на вопросы:

-какую веру выбрал Владимир и почему?

Задания группам:

Группа №1. Внимательно прочитайте документ « Из повести временных лет», учебник, с.42 и ответьте на вопросы.

Группа №2. Внимательно прочитайте текст №2 «Из истории государства Российского» Н.Карамзина и ответьте на вопросы.

Группа № 3. Внимательно прочитайте текст №3 «Сквозь глубину веков» Б. Раушенбаха и ответьте на вопросы.

Группа №4. Внимательно прочитайте текст №4 «Политический фон крещения Руси» А. Поппэ и ответьте на вопросы.

Группа №5. Внимательно прочитайте текст №5  «Из повести временных лет» и ответьте на вопросы:

-где и как крестили киевлян?

-как поступил князь Владимир с языческими идолами? Охотно ли расстались киевляне с языческими идолами?

Группы №№ 1-5 представляют выполненные задания. Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают).

Учитель: После принятия христианства сложилась чёткая церковная организация. Разбор схемы.

- Нам предстоит определить результаты и значение принятия христианства на Руси. Посмотрим небольшой видеофрагмент. (Учебный фильм) – В ходе просмотра, сформулируйте вопросы по содержанию фильма, которые вы зададите соседу по парте.

1.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным?

2.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства.

3.Что построено при князе Владимире?



Учащиеся слушают и отвечают на вопросы, структурируют предложенные формулировки











Отвечают на проблемный вопрос и заполняют опорную схему правления до князя Владимира






Отвечают на вопросы





Выполняют задание



Заполняют схему:  Опорный сигнал – схема:

           Святослав

Ярополк      Олег            Владимир

 (Киев)       (Древл. земля)   (Новгород)





Слушают учителя и отвечают на вопросы:

- принять единую религию

христианство, ислам, иудаизм






Составляют план ответа на вопрос







Внимательно изучают документы и отвечают на вопросы

















ученики, работая в группах, изучают 3 вопрос плана самостоятельно




Разбирают схему и записывают в тетрадь результаты

Просматривают к/ф и отвечают на вопросы




1. Индивидуальная работа.







2. Работа в группах.





3. Фронтальная работа.








4. Индивидуальная работа.







5. Фронтальная работа























6. Групповая работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Технология сотрудничества: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение друг к другу.




 Подвести учащихся к осознанию себя как члена религиозной группы, воспитывать понимание и уважение к культуре своего народа.






























Технология проблемного обучения: Какое значение имеет религия для человека? Почему и сейчас люди верят в сверхъестественные силы, несмотря на то, что сейчас так развита наука?



























Сформировать понятие о образе христианина - образ другого человека.

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

7

Заполнение схемы

Организует работу с учащимися

Почитайте текст № 6, заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, духовное).


Заполнение таблицы в тетради

- Объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя все введенные на уроке понятия.

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации


V. Итоги урока.

Рефлексиммммя

5

Обобщение полученных на уроке сведений











Рефлексия.

Проводит беседу по вопросам:

– Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед.

- Давайте вспомним наш проблемный вопрос:

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

 Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока. Уточняет, на все ли  вопросы ответили.

Вернемся к цели урока. Все ли достигнуты теперь? - Как думаете, что еще можно узнать о крещении Руси  из дополнительной литературы?

-Проанализируйте результаты своей работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать?

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке; анализируют результаты своей деятельности и дают оценку качества усвоения.

Обеспечивают понимание практический значимости полученных знаний и умений

Фронтальная работа



















Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Сформировать понятие о том, что Христианство способствовало развитию культуры, расширению связей с Византией, грамотности; укреплению семьи; создавало единство страны.

Домашнее задание

2

§ 6.

Конкретизирует домашнее задание: самостоятельно дать оценку принятия христианства

1. Прочитать § 6, с. 49—54 учебника (ч. 1).

2. Задание на выбор. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 56 учебника (ч. 1). Написать эссе на тему «Владимир Красное Солнышко: какой он?»

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная работа




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.