Технологическая карта урока истории в 6 классе «Правление князя Владимира. Крещение Руси»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ. 6 КЛАСС.
Тема урока | УРОК 10. ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА. КРЕЩЕНИЕ РУСИ (§ 6) | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Рассмотреть основные события, способствующие крещению Руси и выявить последствия этого события | ||
Образовательные ресурсы | Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1379248 Карта «Расселение славян и их соседей в VI—IX вв.». | ||
План урока | 1) Начало правления князя Владимира. 2) Причины принятия христианства на Руси. 3) Крещение Руси. 4) Значение принятия христианства | ||
Личностно значимая проблема | Можно ли считать крещение Руси событием, предопределившим дальнейшую судьбу Руси? | ||
методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Оборонительные рубежи, патриарх, митрополит, епископ, церковный устав, ересь, усобица. Монотеизм. Ислам. Иудаизм. Христианство. Десятина. Двоеверие. Основные даты 980—1015 гг. — правление князя Владимира Святославича в Киеве. 988 г. — принятие христианства на Руси. Персоналии Владимир I | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Овладевать целостными представлениями об историческом пути наших предков на основании исследования свидетельств древних летописцев; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; устанавливать причины активной внешней политики первых русских князей. | коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность решения учебной задачи. Познавательные: давать определения понятий; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения | Формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; расширять опыт оценочной деятельности; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Элементы воспитания |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Что такое религия? В чём состоит сходство вероучений ислама, иудаизма и христианства? Какие религии считаются традиционными в современной России? Всегда ли так было? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Формирование интереса к теме о религии нашей страны – христианство. Понимать, что в мире существует несколько религий, уметь их различать. |
II. Акту-ализация знаний | 7 | Беседа Формулировка темы задания «Мозговой штурм»: Запись предположений учащихся на доске - формирование «корзины идей» Целеполагание и определение путей достижения цели | Организует беседу по вопросам: –Напомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке? - Какую большую тему мы изучаем? - Вспомним, что мы знаем о верованиях восточных славян. Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились? Загадки: О ком идет речь? Приложение 1 - Определите тему урока с помощью иллюстраций. Демонстрация иллюстративного ряда по теме «Крещение Руси». - Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить? Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока… Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться? Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы - Определите цель нашего урока. Поставьте к цели задачи. Совместно с детьми формулируется план. | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение - Организует проблемную ситуацию; - Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом, обеспечивает самостоятельный выбор различных вариантов ответов, создаёт условия для формулирования темы урока, - Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым объектам | Фронтальная работа | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Формировать интерес к прошлому нашей Родины, к теме: «Крещение Руси», как возникла православная Русь. |
III. Изучение нового материала | 17 | Побуждает обучающихся. Структурирует предложенные формулировки Решение проблемного вопроса Беседа с классом Задание классу Вопросы учащимся Работа текстом учебника: составьте план ответа на вопрос Работа в группах. Беседа с учащимися по вопросам Работа в группах Разбор схемы Просмотр отрывка к/ф | - Послушайте мнения различных историков о Владимире. Высказывания историков о князе Владимире: «Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв. «Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин «…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин. Проблемный вопрос. Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире? - Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушаете рассказ о Владимире, поработаете с историческими источниками, материалом учебника. Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича. 1.Вспомните при каких обстоятельствах погиб князь Святослав? 2.Какие сыновья претендовали на киевский престол? - самостоятельно прочитайте пар.5 п. №1, рассмотрите схему княжения сыновей Святослава в русских землях; - ответьте на вопрос: « Кто из сыновей победил в борьбе за Киев?» Вывод: победа Владимира в борьбе за Киев. Учитель: - Перед князьями стояли задачи: 1) укрепление обороны государства; 2) четкой организации сбора налогов; 3) усиление княжеской власти; 4) повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли. Рассказ учителя о Владимире - Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, потому что опираться на военную силу было нельзя? - Какие религии основываются на единобожии? При Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории, Русь приняла христианство. -внимательно прочитайтеп.5, с.38, объясните, «Почему князя перестали устраивать языческие боги, каковы причины принятия христианства на Руси?» Русь, переходя к новой религии-единобожию, оказалась перед выбором: христианство как в Византии, иудаизм как в Хазарии, ислам как в Волжской Булгарии. Знакомство с историческими документами поможет нам найти ответы на вопросы: -какую веру выбрал Владимир и почему? Задания группам: Группа №1. Внимательно прочитайте документ « Из повести временных лет», учебник, с.42 и ответьте на вопросы. Группа №2. Внимательно прочитайте текст №2 «Из истории государства Российского» Н.Карамзина и ответьте на вопросы. Группа № 3. Внимательно прочитайте текст №3 «Сквозь глубину веков» Б. Раушенбаха и ответьте на вопросы. Группа №4. Внимательно прочитайте текст №4 «Политический фон крещения Руси» А. Поппэ и ответьте на вопросы. Группа №5. Внимательно прочитайте текст №5 «Из повести временных лет» и ответьте на вопросы: -где и как крестили киевлян? -как поступил князь Владимир с языческими идолами? Охотно ли расстались киевляне с языческими идолами? Группы №№ 1-5 представляют выполненные задания. Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Учитель: После принятия христианства сложилась чёткая церковная организация. Разбор схемы. - Нам предстоит определить результаты и значение принятия христианства на Руси. Посмотрим небольшой видеофрагмент. (Учебный фильм) – В ходе просмотра, сформулируйте вопросы по содержанию фильма, которые вы зададите соседу по парте. 1.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным? 2.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства. 3.Что построено при князе Владимире? | Учащиеся слушают и отвечают на вопросы, структурируют предложенные формулировки Отвечают на проблемный вопрос и заполняют опорную схему правления до князя Владимира Отвечают на вопросы Выполняют задание Заполняют схему: Опорный сигнал – схема: Святослав Ярополк Олег Владимир (Киев) (Древл. земля) (Новгород) Слушают учителя и отвечают на вопросы: - принять единую религию христианство, ислам, иудаизм Составляют план ответа на вопрос Внимательно изучают документы и отвечают на вопросы ученики, работая в группах, изучают 3 вопрос плана самостоятельно Разбирают схему и записывают в тетрадь результаты Просматривают к/ф и отвечают на вопросы | 1. Индивидуальная работа. 2. Работа в группах. 3. Фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Фронтальная работа 6. Групповая работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Технология сотрудничества: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение друг к другу. Подвести учащихся к осознанию себя как члена религиозной группы, воспитывать понимание и уважение к культуре своего народа. Технология проблемного обучения: Какое значение имеет религия для человека? Почему и сейчас люди верят в сверхъестественные силы, несмотря на то, что сейчас так развита наука? Сформировать понятие о образе христианина - образ другого человека. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Заполнение схемы | Организует работу с учащимися Почитайте текст № 6, заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, духовное). | Заполнение таблицы в тетради - Объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя все введенные на уроке понятия. | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации | |
V. Итоги урока. Рефлексиммммя | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений Рефлексия. | Проводит беседу по вопросам: – Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед. - Давайте вспомним наш проблемный вопрос: Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире? Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока. Уточняет, на все ли вопросы ответили. Вернемся к цели урока. Все ли достигнуты теперь? - Как думаете, что еще можно узнать о крещении Руси из дополнительной литературы? -Проанализируйте результаты своей работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; анализируют результаты своей деятельности и дают оценку качества усвоения. Обеспечивают понимание практический значимости полученных знаний и умений | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Сформировать понятие о том, что Христианство способствовало развитию культуры, расширению связей с Византией, грамотности; укреплению семьи; создавало единство страны. |
Домашнее задание | 2 | § 6. | Конкретизирует домашнее задание: самостоятельно дать оценку принятия христианства 1. Прочитать § 6, с. 49—54 учебника (ч. 1). 2. Задание на выбор. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 56 учебника (ч. 1). Написать эссе на тему «Владимир Красное Солнышко: какой он?» | Записывают домашнее | Индивидуальная работа |