Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по падежам» (4 класс)

2
0
Материал опубликован 28 March

Технологическая карта урока

 

Данные об учителе: Казакова Марина Алексеевна, учитель начальных классов

 

Предмет: русский язык Класс 4 Учебник УМК Канакина В.П., Горецкий В.Г.  Русский язык, в 2 ч, УМК «Школа России»

Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам. Тип урока: Открытие новых знаний

Оборудование: интерактивная панель, компьютер, карточки

Характеристика учебных возможностей и предшествуюших достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

В классе обучается 22 обучающихся. Из них 11 мальчиков, 11 девочек. Учащиеся данного класса активны и подвижны. На уроках достаточно легко переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы – средний. Дети знают правила поведения учащихся, но не все могут контролировать себя во время урока. Пятеро учащихся с медленным темпом работы. Двое учеников имеют нарушения письменной речи. Большая часть класса может самостоятельно определить род и число прилагательных, а также умеют определять род, число и падеж существительных, умеют ставить вопросы прилагательным. Большинство учащихся с помощью подводящих вопросов ставят цель урока, планируют общую деятельность. Все учащиеся умеют слушать и вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Умеют работать в группе, в паре.

Учащиеся владеют:

предметными:

- анализировать, сравнивать, делать выводы с помощью учителя;

регулятивными УУД:

- умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий;

- умение последовательных действий на уроке;

- умение высказывать свое предположение;

-умение отличать верно выполненное задание от неверного

познавательными УУД:

- умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы;

-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-умение добывать новые знания с помощью учителя: находить ответы на вопросы, используя учебник;

коммуникативные УУД:

-умение работать парами и в группе;

-слушать и понимать других;

- умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию;

-высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

личностными УУД:

-осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

 

Цели урока: Познакомить учащихся со словоизменением имен прилагательных по падежам.

 

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов

обучения

Предметные Д

 

-дать представление об изменении имен прилагательных по падежам;

-объяснять необходимость знания падежа имени существительного для верного определения падежа прилагательных;

-уметь правильно находить словосочетания и определять род, число, падеж прилагательного.

 

 

Познавательные УУД

-развивать умения применять правило и действовать по алгоритму;

-поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы;

-обобщать и делать выводы.

 

 

Метапредметные

Регулятивные УУД

- выполнять учебное действие, используя алгоритм;

-выбирать задания для индивидуальной работы по силам и интересам;

-определить тему и цель урока.

 

 

Коммуникативные УУД

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе;

-умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

 

Личностные

- осознание собст­венных достижений при освоении учебной темы;

-установка на здоровый образ жизни;

- оценивание собственной деятельности.

 

 

 

Этап урока

Время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

I.Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности (организационный момент)

2мин.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Беседа, диалог,

создание ситуации доброжелательности

Коллективная

Приветствует детей, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

« Ищешь трудность - находишь мудрость» это девиз нашего урока.

-Как вы это понимаете?

-Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями

-Кто такой исследователь?

В толковом словаре русского языка Ожегова « Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями»

-Каким должен быть исследователь?

К какой части речи относятся названные слова

-Открыли тетрадь и записали число.

Настраиваются

на учебную деятельность, проверяют готовность к уроку.

Читают выражение, осмысливают.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Читают из презентации

 

 

 

Открывают тетради и записывают число.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог

Личностные:

положительное отношение к изучению предмета

 

II.Каллиграфическая минутка,

3 мин

 

 

Беседа

Работа в группе, индивидуальная работа в тетрадях

ая   яя   ий   ый   ой   ое   ее   ые   ие

-Сегодня мы напишем эти соединения.

Что вы можете сказать о записанных соединениях? Что вы заметили?»  

-В какие группы вы бы объединили эти окончания?

-Сколько групп получилось?

-Сейчас выполните задание по группам

1гр. «Почемучки»-выписывают окончания ж.р.

2гр. «Знайки» -выписывают окончания м.р.

3гр. «Следопыты»- выписывают окончания ср.р.

4гр- «Эрудиты» выписывают окончания мн.ч

Проверяем по слайду

Оцените себя

 

 

Списывают соединения

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах

 

 

 

 

 

 

Проверяют и делают вывод.

Оценивают «Лист успеха»

Регулятивные УУД:

выполнять учебное действие, используя алгоритм;

 

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;

 

III. Актуализация знаний и фиксирование затруднения

4мин

 

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Беседа, диалог

Работа в парах

Давайте к словам 1 столбика подберём слова из 2 столбика

Хитрые заяц

пугливый берёза

спелая рябина

косолапый озеро

высокая медведь

шустрый лисицы

глубокое воробей

-Что объединяет данные выражения?

-Нет ли здесь “лишнего” словосочетания? Почему?

-Измените, словосочетание хитрые лисицы так, чтобы оно перестало быть лишним. Что нужно для этого сделать?

-На какие три группы можно разделить эти словосочетания?

- Как вы определили род у имени прилагательного?

Оцените себя

Подбирают слова к 1 столбику из 2 столбика

 

Проверяют работу по слайду

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Делят по родам

 

Оценивают свою работу на данном этапе

Предметные:

уметь правильно находить словосочетания и определять род, число.

 

Познавательные:

обобщать и делать выводы.

 

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.

 

 

IV.Выявление места и причины затруднения

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивировать учащихся на изучение темы «Изменение имен прилагательных по падежам».

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Вызвать познавательный интерес к проблеме.

 

Организовать самостоятельное формулирование целей урока,

постановка цели и задачи урока.

Исследование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-С какой частью речи мы работаем на уроке русского языка?

Поработайте в парах.

Заполните таблицу.

Отметьте + , что мы уже знаем о прилагательных в 1 столбике

Что Вы хотели узнать про имя прилагательное?

Отметьте + , что вы хотите узнать о прилагательных во 2 столбике

Ставит проблемный вопрос:

-склоняются ли имена прилагательные?

Сформулируйте тему урока:

цель урока и задачу

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

Заполняют 1 столбик таблицы

 

 

Заполняют 2 столбик таблицы

 

Формулируют тему урока: Изменение имен прилагательных по падежам.

цель урока:

- научиться склонять им. прилагательные

задача: узнать, как склоняются имена прилагательные.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре;

 

Личностные:

оценивание собственной деятельности.

 

Регулятивные:

определить тему, цель и задачу урока

V. Построение проекта выхода из затруднения

 

6 мин

Выявление места и причины затруднения,

 

 

Работа в группах

Предлагает просклонять слово внимательный

 

Задает вопрос: а как вы склоняете имена существительные, можем ли мы использовать их при склонении прилагательного

 

Предлагает просклонять

- Внимательный ученик

Приходят к решению, что в этом будет помогать имя существительное.

 

Выводят алгоритм определения падежа у имён прилагательных.

 

 

 

Склоняют слово внимательный

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

Склоняют словосочетание внимательный ученик

Выводят алгоритм:

1шаг-найти существительное, которое согласуется с именем прилагательным

2шаг-определить падеж у имени существительного.

3шаг-по падежу имени существительного определить падеж прилагательного

 

Личностные: желание решать проблему, используя приобретённые знания

Предметные:

дать представление об изменении имён прилагательных по падежам;

объяснять необходимость знания падежа имени существительного для верного определения падежа прилагательных

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы;

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе;

VI.Физминутка(1 мин)

 

 

 

Организует детей

Выполняют условия учителя

Личностные: установка на здоровый образ жизни

VII. Первичное закрепление с проговариванием (5мин)

 

Включение «открытия» в систему знаний,

обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Беседа, диалог, работа с учебником.

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает поработать с определением, данным в уч. на с.160,

сделать вывод

 

выполнить упражнение 9. С.160 (работаем вместе с проговариванием

Работают по учебнику: читают правило

 

 

 

 

Выполняют упр. 9 вместе с учителем

Предметные:

уметь правильно находить словосочетания и определять падеж прилагательного.

 

Познавательные:

развивать умения применять правило и действовать по алгоритму;

VIII.Этап закрепления и применения полученных знаний.

6 мин

 

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

 

Работа в группах

Раздаются разные тексты, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.

1 группа

1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.

Летним утром (Т.п.) приятно побродить по лесу, подышать свежим (Т.п.) воздухом. 2. С раннего(Р.п.) утра и до поздней(Р.п.) ночи слышится чудесное (И.п.) пение птиц.

Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

2 группа

1.Наступило (…)лето. 2Только в (…)лесу сквозь (…)деревья пробивались (…) лучи.

Наступило жаркое, знойное (И.п.) лето. 2. Только в зеленом (Пп.) лесу сквозь высокие, могучие (Вп.) деревья пробивались редкие, солнечные (И.п.) лучи.

Прилагательные: жаркий, знойный, зеленый, высокий, могучий, редкий, солнечный.

 

Взаимопроверка между группами

Предлагает сравнить с образцом на доске и оценить свою работу

 

Оцените себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят взаимопроверку

 

Сравнивают с образцом на доске и оценивают свою работу

Оценивают себя

Предметные:

уметь правильно находить в предложении словосочетания и определить падеж прилагательного;

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе;

 

 

 

IX.Самостоятельная работа с самопроверкой

5мин.

Применение нового знания в типовых заданиях

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Просклонять словосочетание мудрая сова

 

Оцените себя по образцу

Склоняют словосочетание мудрая сова

 

Оценивают себя

Регулятивные:

выполнять учебное действие, используя алгоритм;

Предметные:

осознавать правильность выполнения задания.

Познавательные:

развивать умения применять правило и действовать по алгоритму;

Личностные: оценивание собственной деятельности.

X.Рефлексивно-оценочный этап

3 мин

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели урока

 

фронтальная

Какая перед нами стояла учебная задача?

Заполните третью часть таблицы «Узнал»

-Приготовьте свои ладошки

Мизинчик - мыслительный процесс.

То нового мы узнали? Что сегодня делали?

Безымянный - близость цели.

Добились ли желаемого результата?

Средний состояние духа.

Каким было настроение на уроке?

Указательный – помощь.

Что не поняли? В какой помощи нуждаетесь?

Большой –благодарность.

Поблагодарите друг друга за урок.

Отвечают

 

Заполняют

 

Анализируют свою работу на уроке.

 

Отвечают на вопросы.

Личностные:

осознание собст­венных достижений при освоении учебной темы;

оценивание собственной деятельности.

 

XI.Домашнее задание,

1 мин

Умение работать с дневником.

 

Беседа

Фронтальная

Объясняет выбор домашнего задания

Дети выбирают задание.

Регулятивные:

- выбирать задания для индивидуальной работы по силам и интересам.

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации