Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по падежам» (4 класс)
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Казакова Марина Алексеевна, учитель начальных классов |
|
Предмет: русский язык Класс 4 Учебник УМК Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, в 2 ч, УМК «Школа России» |
Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам. Тип урока: Открытие новых знаний |
Оборудование: интерактивная панель, компьютер, карточки |
Характеристика учебных возможностей и предшествуюших достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: В классе обучается 22 обучающихся. Из них 11 мальчиков, 11 девочек. Учащиеся данного класса активны и подвижны. На уроках достаточно легко переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы – средний. Дети знают правила поведения учащихся, но не все могут контролировать себя во время урока. Пятеро учащихся с медленным темпом работы. Двое учеников имеют нарушения письменной речи. Большая часть класса может самостоятельно определить род и число прилагательных, а также умеют определять род, число и падеж существительных, умеют ставить вопросы прилагательным. Большинство учащихся с помощью подводящих вопросов ставят цель урока, планируют общую деятельность. Все учащиеся умеют слушать и вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Умеют работать в группе, в паре. |
Учащиеся владеют:
предметными:
- анализировать, сравнивать, делать выводы с помощью учителя;
регулятивными УУД:
- умение оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий;
- умение последовательных действий на уроке;
- умение высказывать свое предположение;
-умение отличать верно выполненное задание от неверного
познавательными УУД:
- умение под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы;
-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-умение добывать новые знания с помощью учителя: находить ответы на вопросы, используя учебник;
коммуникативные УУД:
-умение работать парами и в группе;
-слушать и понимать других;
- умение адекватно воспринимать другое мнение и позицию;
-высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
личностными УУД:
-осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока: Познакомить учащихся со словоизменением имен прилагательных по падежам.
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижений результатов обучения |
|||
Предметные Д
|
-дать представление об изменении имен прилагательных по падежам; -объяснять необходимость знания падежа имени существительного для верного определения падежа прилагательных; -уметь правильно находить словосочетания и определять род, число, падеж прилагательного. |
|
|||
|
Познавательные УУД |
-развивать умения применять правило и действовать по алгоритму; -поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; -обобщать и делать выводы. |
|
||
Метапредметные |
Регулятивные УУД |
- выполнять учебное действие, используя алгоритм; -выбирать задания для индивидуальной работы по силам и интересам; -определить тему и цель урока. |
|
||
|
Коммуникативные УУД |
- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе; -умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
|
||
Личностные |
- осознание собственных достижений при освоении учебной темы; -установка на здоровый образ жизни; - оценивание собственной деятельности. |
|
Этап урока Время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодействия
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
I.Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности (организационный момент) 2мин. |
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне |
Беседа, диалог, создание ситуации доброжелательности |
Коллективная |
Приветствует детей, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку « Ищешь трудность - находишь мудрость» это девиз нашего урока. -Как вы это понимаете? -Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями -Кто такой исследователь? В толковом словаре русского языка Ожегова « Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями» -Каким должен быть исследователь? К какой части речи относятся названные слова -Открыли тетрадь и записали число. |
Настраиваются на учебную деятельность, проверяют готовность к уроку. Читают выражение, осмысливают.
Отвечают на вопросы.
Читают из презентации
Открывают тетради и записывают число. |
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог Личностные: положительное отношение к изучению предмета
|
II.Каллиграфическая минутка, 3 мин
|
|
Беседа |
Работа в группе, индивидуальная работа в тетрадях |
ая яя ий ый ой ое ее ые ие -Сегодня мы напишем эти соединения. Что вы можете сказать о записанных соединениях? Что вы заметили?» -В какие группы вы бы объединили эти окончания? -Сколько групп получилось? -Сейчас выполните задание по группам 1гр. «Почемучки»-выписывают окончания ж.р. 2гр. «Знайки» -выписывают окончания м.р. 3гр. «Следопыты»- выписывают окончания ср.р. 4гр- «Эрудиты» выписывают окончания мн.ч Проверяем по слайду Оцените себя |
Списывают соединения
Отвечают на вопросы
Работают в группах
Проверяют и делают вывод. Оценивают «Лист успеха» |
Регулятивные УУД: выполнять учебное действие, используя алгоритм;
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;
|
III. Актуализация знаний и фиксирование затруднения 4мин
|
Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность |
Беседа, диалог |
Работа в парах |
Давайте к словам 1 столбика подберём слова из 2 столбика Хитрые заяц пугливый берёза спелая рябина косолапый озеро высокая медведь шустрый лисицы глубокое воробей -Что объединяет данные выражения? -Нет ли здесь “лишнего” словосочетания? Почему? -Измените, словосочетание хитрые лисицы так, чтобы оно перестало быть лишним. Что нужно для этого сделать? -На какие три группы можно разделить эти словосочетания? - Как вы определили род у имени прилагательного? Оцените себя |
Подбирают слова к 1 столбику из 2 столбика
Проверяют работу по слайду
Отвечают на вопросы
Делят по родам
Оценивают свою работу на данном этапе |
Предметные: уметь правильно находить словосочетания и определять род, число.
Познавательные: обобщать и делать выводы.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре.
|
IV.Выявление места и причины затруднения 4 мин
|
Мотивировать учащихся на изучение темы «Изменение имен прилагательных по падежам». Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. Вызвать познавательный интерес к проблеме.
Организовать самостоятельное формулирование целей урока, постановка цели и задачи урока. |
Исследование
|
Работа в парах
|
-С какой частью речи мы работаем на уроке русского языка? Поработайте в парах. Заполните таблицу. Отметьте + , что мы уже знаем о прилагательных в 1 столбике Что Вы хотели узнать про имя прилагательное? Отметьте + , что вы хотите узнать о прилагательных во 2 столбике Ставит проблемный вопрос: -склоняются ли имена прилагательные? Сформулируйте тему урока: цель урока и задачу
|
Отвечают на вопрос
Заполняют 1 столбик таблицы
Заполняют 2 столбик таблицы
Формулируют тему урока: Изменение имен прилагательных по падежам. цель урока: - научиться склонять им. прилагательные задача: узнать, как склоняются имена прилагательные. |
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре;
Личностные: оценивание собственной деятельности.
Регулятивные: определить тему, цель и задачу урока |
V. Построение проекта выхода из затруднения
6 мин |
Выявление места и причины затруднения,
|
|
Работа в группах |
Предлагает просклонять слово внимательный
Задает вопрос: а как вы склоняете имена существительные, можем ли мы использовать их при склонении прилагательного
Предлагает просклонять - Внимательный ученик Приходят к решению, что в этом будет помогать имя существительное.
Выводят алгоритм определения падежа у имён прилагательных.
|
Склоняют слово внимательный
Отвечают на вопрос
Склоняют словосочетание внимательный ученик Выводят алгоритм: 1шаг-найти существительное, которое согласуется с именем прилагательным 2шаг-определить падеж у имени существительного. 3шаг-по падежу имени существительного определить падеж прилагательного
|
Личностные: желание решать проблему, используя приобретённые знания Предметные: дать представление об изменении имён прилагательных по падежам; объяснять необходимость знания падежа имени существительного для верного определения падежа прилагательных Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе; |
VI.Физминутка(1 мин) |
|
|
|
Организует детей |
Выполняют условия учителя |
Личностные: установка на здоровый образ жизни |
VII. Первичное закрепление с проговариванием (5мин)
|
Включение «открытия» в систему знаний, обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. |
Беседа, диалог, работа с учебником.
|
Фронтальная
|
Предлагает поработать с определением, данным в уч. на с.160, сделать вывод
выполнить упражнение 9. С.160 (работаем вместе с проговариванием |
Работают по учебнику: читают правило
Выполняют упр. 9 вместе с учителем |
Предметные: уметь правильно находить словосочетания и определять падеж прилагательного.
Познавательные: развивать умения применять правило и действовать по алгоритму; |
VIII.Этап закрепления и применения полученных знаний. 6 мин
|
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний |
|
Работа в группах |
Раздаются разные тексты, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже. 1 группа 1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц. Летним утром (Т.п.) приятно побродить по лесу, подышать свежим (Т.п.) воздухом. 2. С раннего(Р.п.) утра и до поздней(Р.п.) ночи слышится чудесное (И.п.) пение птиц. Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный. 2 группа 1.Наступило (…)лето. 2Только в (…)лесу сквозь (…)деревья пробивались (…) лучи. Наступило жаркое, знойное (И.п.) лето. 2. Только в зеленом (Пп.) лесу сквозь высокие, могучие (Вп.) деревья пробивались редкие, солнечные (И.п.) лучи. Прилагательные: жаркий, знойный, зеленый, высокий, могучий, редкий, солнечный.
Взаимопроверка между группами Предлагает сравнить с образцом на доске и оценить свою работу
Оцените себя |
Выполняют задание в группе
Проводят взаимопроверку
Сравнивают с образцом на доске и оценивают свою работу Оценивают себя |
Предметные: уметь правильно находить в предложении словосочетания и определить падеж прилагательного; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, в группе;
|
IX.Самостоятельная работа с самопроверкой 5мин. |
Применение нового знания в типовых заданиях |
Самостоятельная работа |
Индивидуальная |
Просклонять словосочетание мудрая сова
Оцените себя по образцу |
Склоняют словосочетание мудрая сова
Оценивают себя |
Регулятивные: выполнять учебное действие, используя алгоритм; Предметные: осознавать правильность выполнения задания. Познавательные: развивать умения применять правило и действовать по алгоритму; Личностные: оценивание собственной деятельности. |
X.Рефлексивно-оценочный этап 3 мин |
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели урока |
|
фронтальная |
Какая перед нами стояла учебная задача? Заполните третью часть таблицы «Узнал» -Приготовьте свои ладошки Мизинчик - мыслительный процесс. То нового мы узнали? Что сегодня делали? Безымянный - близость цели. Добились ли желаемого результата? Средний состояние духа. Каким было настроение на уроке? Указательный – помощь. Что не поняли? В какой помощи нуждаетесь? Большой –благодарность. Поблагодарите друг друга за урок. |
Отвечают
Заполняют
Анализируют свою работу на уроке.
Отвечают на вопросы. |
Личностные: осознание собственных достижений при освоении учебной темы; оценивание собственной деятельности.
|
XI.Домашнее задание, 1 мин |
Умение работать с дневником.
|
Беседа |
Фронтальная |
Объясняет выбор домашнего задания |
Дети выбирают задание. |
Регулятивные: - выбирать задания для индивидуальной работы по силам и интересам. |