Технологическая карта урока математики на тему «Сантиметр» (1 класс)
Класс: 1
УМК: Школа России
Авторы учебника: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова
Тип урока: открытия нового знания
Цель: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.
Задачи:
познакомить с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром;
научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины);
показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;
Планируемые результаты:
личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели; управление своим настроением, умением выражать эмоции;
метапредметные:
познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины;
регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы; организовывать рабочее место;
коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков; усвоят понятие «сантиметр»;
Оборудование для учащихся: конверты с цифрами; полоски бумаги разной длины, форме, размеру; линейка; учебник; тетрадь на печатной основе №1; тетрадь по математике; «линейки» для рефлексии.
Оборудование для учителя: образцы полосок, большая линейка с делениями, презентация.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран
№ |
Этап урока |
Формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия
|
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
1 |
Организационный момент
|
Фронтальная Словесные |
(Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся, создание положительной атмосферы урока) -Прозвенел звонок. Начинается урок. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. - Настроение хорошее? Я желаю вам успешного дня, с радостью принять все, что мы будем изучать, а я буду вам во всем помогать. -Посмотрите, пожалуйста, на доску, к нам сегодня пришел гость, самый умный Пин из мультфильма «Смешарики». На предыдущих уроках нас уже посетили: Крош, Совунья и Ёжик. -На этот раз к нам заглянул Пин, сегодня он посмотрит, как вы ребята работаете на уроке математике. -Давайте расскажем нашему гостю, что нам необходимо уметь на уроке математики? |
Приветствие учителя - Уметь считать, думать, рассуждать, слушать и слышать других.
|
Личностные: управление своим настроением, умением выражать эмоции; метапредметные: регулятивные: организовывать рабочее место
|
Организовать рабочее место детей. Проверить готовность к уроку. |
2 |
Актуализация знаний
|
Фронтальная, индивидуальная Наглядные, словесные Устный счет |
-Итак, начинаем урок математики. -Ребята, сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, хотите? -Тогда сначала повторяем то, что мы уже знаем: 1) Устный счет: От 1 до 10 и обратно; от 2 до 7; от 8 до 5; от 6 до 9. 2) Игра «Молчанка» - Ребята, перед вами два цветка. На каждом лепестке написана цифра. В первом цветочке нужно к каждой цифре прибавить цифру на серединке цветка. Цифру 1. Во втором случае вычесть из лепестка цифру 1. Например, я показываю на лепесток с цифрой «1», к ней прибавить цифру с серединки «1», получиться «2». На столах у вас лежать конверты с цифрами. Вы находите правильный ответ и показываете мне карточку с цифрой. Попробуем? (Устная работа с карточками)
|
Дети дают ответы на вопросы учителя. Считают хором. Считают индивидуально. Показывают карточки с цифрами.
|
личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; метапредметные: регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя; коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
|
Актуализировать знания детей об устном счете, порядке чисел. |
3 |
Физминутка |
Фронтальная
|
-Пин предлагает нам немного размяться. Он приготовил для вас физминутку.
|
|
|
|
3 |
Постановка цели и задач урока |
Фронтальная Наглядные, словесные «Мозговой штурм»
|
«У учащихся лежат полоски: одна длинная и две короткие» Красная длинная, синяя и желтая короткие.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, полосочки, которые у вас лежать на краю парты.
-Как вы думаете, что мы будем с ними делать? (Ответы детей)
-Мы будем сравнивать их длины.
-Возьмите в руки красную и синюю полоски, сравните их длину. Как вы это сделаете? (Ответы: способ наложения или на глаз) -Правильно. Какая полоска оказалась длиннее? (красная) -Возьмите в руки синюю и желтую полоски. Сравните их длины. Как вы это сделаете? (Ответы: способ наложения или на глаз) -Какая из полосок длиннее? (они одинаковые) -Отлично справились. -Ребята, а теперь возьмите в руки только желтую полоску. Посмотрите на нее внимательно, она разделена на мерки. - Посчитайте сколько мерок вместилось в вашу полоску (Разные варианты ответов) -Почему полоски одинаковой длины, а количество мерок разное? (все мерки разной длины) -А почему мерки разные? Есть ли единая мерка для измерения длины, как вы думаете? (Ответы детей)
-Чтобы не было путаницы, математики выбрали общую мерку – сантиметр. (Учитель записывает слово «Сантиметр» на доске, учащиеся хором его проговаривают). -Очень длинное слово. Если его каждый раз писать, потребуется много времени. Появилась сокращенная записать слова – СМ. Пишем «см», а читаем сантиметр. -Как вы думаете, чему мы с вами постараемся сегодня научиться? (Формулировка темы урока) |
- Сравнивать длины -Способ наложения или на глаз - Длиннее красная полоска. -Способ наложения или на глаз -Желтая и синяя полоски одинаковой длины - 6 мерок, 8 мерок. -все мерки разной длины - Наверное есть единая мерка - Измерять отрезки, узнаем единую мерку. |
метапредметные: познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации; организовывать рабочее место; коммуникативные: получат возможность научиться выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; предметные: усвоят понятие «сантиметр»;
|
Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
4 |
Зарядка для глаз |
Фронтальная
|
Друзья Пина разбежались. Они хотят, чтобы мы глазками проследили, куда же они перемещаются. |
(Выполнение гимнастики для глаз) |
|
|
5 |
Первичное усвоение новых знаний |
Фронтальная Наглядные, словесные, практические Работа с учебником Правила работы с линейкой
|
Знакомство с линейкой - Чтобы каждый раз не выкладывать мерки, люди придумали очень важный инструмент. Мы с вами уже пользовались этим инструментом. Как вы думаете, что же это за инструмент? (линейка) - Правильно ребята. Возьмите линейку, рассмотрите её. Вы видите знакомый числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого 1 см. 1 см это и есть неизменная мерка. -Сейчас мы поучимся с помощью линейки измерять длину разных отрезком и, наоборот, начертим сами отрезок. ПРАВИЛА РАБОТЫ С ЛИНЕЙКОЙ Прикладываем линейку к отрезку Совмещаем ноль на линейке с началом отрезка Проводим линию слева направо Определяем число соответствующее конку отрезка. Это длина отрезка. 2) Работа с учебником -Откройте учебники на с. 66. Прочитаем тему урока «Сантиметр» (Выполнение задания в верхней части учебника. Работа с отрезками.) -Рассмотрим отрезок, равный 1 см. Можно ли отмерить 1 см без линейки? (Можно, используя клеточки. 1см= двум клеткам; но это не всегда возможно) - Чему равна длина розового отрезка? Почему вы так быстро ответили? (Он уже разделен на см) - Чему равна длина зеленого отрезка? Как узнать? - Чему равна длина голубого отрезка? А голубого карандаша? Что длиннее? (Карандаш) - Кажется, наш герой Пин уже понял, что мы очень хорошо работаем на уроке математики. -Давайте покажем нашему гостю, как мы умеем работать с линейкой, измерять отрезки и чертить их.
|
(Отвечают на вопросы учителя) - Линейка (Работа с учебником) |
личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели; метапредметные: познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы; организовывать рабочее место; коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах;
|
Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме. Уметь высказывать своё предположение на основе нового знания
|
6 |
Первичная проверка понимания. |
Фронтальная, индивидуальная Наглядные, словесные, практические Работа в тетрадях
|
Работа в письменных тетрадях - Откройте свои тетради с треугольничком -В ваших тетрадях начерчены 2 отрезка разной длины. 1) -Давайте измерим длину первого отрезка. Приложите линейку к синему отрезку. Совместите «0» на линейке с началом отрезка. На какой цифре остановился конец отрезка? ( на цифре 5) -Подпишите сверху ручкой длину отрезка. 2) – Теперь измерим длину второго зеленого отрезка. Приложите линейку к зеленому отрезку. Совместите «0» на линейке с началом отрезка. На какой цифре остановился конец отрезка? ( на цифре 8) -Подпишите сверху ручкой длину отрезка. -Отлично справились, а теперь попробуем начертить отрезок по линейке сами. 3) – Возьмите линейку и простой карандаш. Начертим отрезок равный 6 см. Начинаем чертить от точки. (Учитель одновременно выполняет задания на доске) - Очень хорошо справились со всеми заданиями. |
(Работают в письменных тетрадях) (Измеряют длину отрезков: «5». «8», чертят отрезок «6») |
личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели; метапредметные: познавательные: научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; регулятивные: научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы; организовывать рабочее место; коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы; предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков; усвоят понятие «сантиметр»; |
Оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме. Организовывать рабочее место. |
7 |
Рефлексия |
Фронтальная Словесные
|
-Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
- С какой единицей длины мы познакомились? (СМ)
-С помощью какого инструмента мы можем измерить длину отрезка? - Смотрите, наш гость Пин, переместился и ждем пока мы оценим наши успехи на уроке -Покажите своё настроение и оцените работу на уроке с помощью линеечек, которые я сейчас вам раздам. -Перед вами шкала настроения. Снизу красная зона, она означает, что вы очень устали, ничего не поняли на уроке и вам было не интересно - По середине желтая зона, она означает, что вы совсем немного устали, многое поняли и вам было интересно - На самом верху зеленая зона, она означает, что у вас отличное настроение, урок вам понравился и вы многое узнали. (Дети прикрепляют линейки с шкале настроения) -Ребята и я тоже прикреплю свою линеечку к вашей, мне тоже очень понравился урок и как вы работали. Наш гость очень доволен уроком, так же как и вы, он узнал много нового и интересного. - На следующий урок математики к нам придет Копатыч, ему мы тоже покажем, как мы любим математику. - Спасибо за работу. Урок окончен. |
- Существуют единые меры длины -Сантиметром -С помощью линейки Оценивают урок и свою работу, прикрепляют линейки к шкале настроения. |
личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели; управление своим настроением, умением выражать эмоции;
|
Формирование навыков оценки и самооценки |