Технологическая карта урока математики «Сложение и вычитание десятичных дробей» (5 класс)
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 5 класс |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 122 урок (6 урок в теме) |
Тема урока | Сложение и вычитание десятичных дробей |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные: готовность к действиям в условиях неопределённости, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции. | |
Метапредметные: Базовые логические действия: | |
Предметные: развивать логическое мышление; овладеть основными математическими понятиями; научить использовать данные понятия при выполнении учебных задач.. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): десятичные дроби, уравнять количество знаков после запятой, сложение и вычитание | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Урок открытия новых знаний На уроке предусмотрено использование следующих материалов и оборудования: Учебник: Математика 5кл, автор Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и другие. Презентация PowerPoint на тему урока, элементы материалов из сети Интернет. Мультимедийный проектор, экран ИКТ на данном уроке позволяют визуализировать условия контекстных задач, разнообразить деятельность обучающихся. Задания открытого банка ФИПИ |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) Цель этапа – подготовка учащихся к плодотворной работе на занятии в режиме сотрудничества. На данном этапе осуществляется психологический настрой учащихся на освоение знаний и новых способов действий, включение учащихся в деловой ритм работы. Учащиеся отражают личностную готовность к сотрудничеству и взаимодействию, предполагающему общение. | ||||||||||||||||||||||||||||||
В немецком языке есть поговорка: "Попал в дроби" («in die Bruche kommen») Так говорят про человека, который оказался в трудном положении, или, по-нашему, который "попал в переплет". Действия с дробями представляли очень большие сложности для людей XVI--XVIII веков. Ещё в XVIII веке английский учебник арифметики говорит, что дроби приводят учащихся в уныние и к восклицанию: «В эти дебри мы не пойдём!». Предлагаю сегодня доказать, что в XXI веке пятиклассники успешно справляются с дробями. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Фронтальный опрос-беседа по изученному материалу. Цель этапа - проявление и перевод в состояние активного функционирования учащимися информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым учебным материалом. - Какие дроби мы изучали на последних уроках? (Десятичные дроби.) - Какая дробь называется десятичной? (дробь, у которой знаменатель равен десяти, ста, тысячи и т.д) - Какую роль играет запятая в записи десятичной дроби? (запятая отделяет целую часть от дробной) - Прочитайте дроби 4,5; 0,475; 125,08; 51,792; 9,0105. - Назовите: -целую часть, дробную часть - в каком разряде стоит цифра 5 в каждом из чисел -числа в порядке возрастания, убывания -Уравняйте количество знаков после запятой в числах а) 3,5 и 2,67; в) 4 и 12, 345 б) 8,37 и 4, 259 г) 15, 63 и 8,1 - Какие математические действия мы умеем выполнять с десятичными дробями? (Записывать, сравнивать) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | ||||||||||||||||||||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься | ||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания: ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую, возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения узнать, найти, доказать. Однажды Винни Пух решил похудеть, а для этого каждое утро совершать пробежку длиной не менее 250м. Маршрут он выбрал такой: забежать в гости к Пяточку, затем к Кролику, а уж потом к себе домой, и окрепнуть успеешь, и друзей навестишь, и угостишься. Единственное, что его беспокоило, пробежит ли он при этом необходимые 250м. Нарисовав план, Винни-Пух пошел за советом к Мудрой Сове. Сова посмотрела на план и сказала: «Пястяковая задача!» И сделала следующую запись: 90,6
Домик Пяточка 50,1259,18
50,12м 90,6м Выскажите предположение, какое действие выполняла Сова? (Сложение
Домик Винни десятичных дробей) Поясните, верно ли выполнено действие? Давайтепопробуем помочь Винни-Пуху? Что для этого мы должны знать и уметь?
Домик Кролика 110,3м Сформулируйте тему урока, цель урока. Планируемые результаты: Формирование учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи, нахождение в тексте недостоверной информации Проектирование маршрута преодоления затруднений. | ||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||
- Объясните, как вы поняли, что Сова неправильно посчитала? Кто может доказать, что вычисления выполнены неправильно? В качестве доказательства дети могут предложить перевести десятичные дроби в обыкновенные и сложить или перевести метры в сантиметры. И то, и другое записываем на доске. Дети анализируют полученные результаты. Высказывают предположение о сложении десятичных дробей по разрядам. Проверяют предположение, прочитав алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей в учебнике математики (стр. 88) Планируемые результаты: Развитие умения извлекать необходимую информацию из математического текста (учебника) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | ||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Решите примеры. Проверьте правильность решения, сравнив результат с доской Планируемые результаты: Формирование навыков работы по алгоритму Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Получить представление об арифметических действиях с десятичными дробями | ||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | ||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). | ||||||||||||||||||||||||||||||
Помогите Винни Пуху определить, пробежит ли он 250м. Маршрут он выбрал такой: забежать в гости к Пяточку, затем к Кролику
Домик Пяточка
Домик Винни 90,6м 50,12м
110,3м Домик Кролика
Планируемые результаты: Научиться применять приобретенные знания в решении задач Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в парах. Для упаковки продуктов в магазине имеются пакеты, выдерживающие массу 5 кг; 10 кг; 12 кг. Какой из пакетов нужно выбрать, чтобы упаковать 1,2 кг яблок, 0,7 кг мандарин и 2,9 кг слив. (Ответ 4,8 кг. В пакет 5 кг).
Планируемые результаты: Определять способы взаимодействия, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||
Из предложенных заданий 1 вариант выбирает задания, в номере которых последняя цифра нечетная, второй вариант - чётная Задания из открытого банка ОГЭ 21014E Найдите значение выражения 6,9+7,4 314D07 Найдите значение выражения 9,2−2,4 408A76 Найдите значение выражения 8,4+3,7 7D3079 Найдите значение выражения 8,3+5,4 4C4EBF Найдите значение выражения 5,6+9,7 7E16BF Найдите значение выражения 3,3−1,9 2909BF Найдите значение выражения 4,4−1,7 A594B5 Найдите значение выражения 9,8+8,6 95FFBA Найдите значение выражения 6,4−4,8 C1231C Найдите значение выражения 9,3+7,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||
Домохозяйке Наталье Анатольевне для приготовления обеда необходимо купить следующий набор продуктов: 1 баночку кукурузы Bonduelle, 2 упаковки крабовых палочек Vici, 10 яиц, 1 литр молока «Простоквашино» и хлеб. Рядом с домом Натальи Анатольевны располагаются сетевые магазины «Магнит», «Монетка» и «Пятёрочка». У Натальи Анатольевны в телефоне установлено приложение «Едадил» и она постоянно следит за обновлениями акционных товаров в этих магазинах. Цены на необходимые товары в данных магазинах представлены в Таблице 1. Таблица 1 Прейскурант цен в магазинах
Вопрос 1/2. Определите стоимость необходимого набора товаров, если Наталья Анатольевна будет покупать отдельные продукты в тех магазинах, где наиболее выгодно. Запишите ответ и приведите соответствующее решение. Вопрос 2/2. Во сколько рублей обойдётся покупка Наталье Анатольевне, если она будет покупать все продукты в ближайшем к её дому магазине «Пятёрочка» и на кассе предъявит свою дисконтную карту, предоставляющую ей скидку в 19,306 руб.? Ответ округлите до целых. Планируемые результаты: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | ||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | ||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | ||||||||||||||||||||||||||||||
-Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. На партах перед вами лежат карточки с заданиями по уровню усвоения материала. Каждый из вас выбирает по своему усмотрению задания. 1 группа (базовый) на оценку «4» 2 группа (повышенный) на оценку «5». В вашем распоряжении 7 минут. Проверяем задания по слайду.
Планируемые результаты Прогнозировать результат и уровень усвоения. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. | ||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | ||||||||||||||||||||||||||||||
Организовать личностную рефлексию путем подведения итогов урока показать учащимся связь между целью учебной деятельности и результатом учения научить анализировать и описывать свои чувства и настроение после урока попросить вспомнить название урока и цель урока и проанализировать, достигнута ли цель. Дополните предложения: Я понял (а)…Я узнал (а)…Я разобрался (ась)… Я похвалил (а ) бы себя … Было интересно … Было трудно… Приём «Комплимент» - учащиеся оценивают вклад друг друга в урок, благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию. | ||||||||||||||||||||||||||||||
П.39 (выучить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей) №6.118(а,б,в) 6.119(г,д,е) выполните вычитание, в случае затруднения ещё раз обратитесь к алгоритму 6.120 |
10