Технологическая карта урока математики на тему «Решение задач-расчетов» (3–4 классы)
Технологическая карта урока
Учитель: Семенова Ольга Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ ДСШ№1
Класс. 4
УМК «Школа России»
Предмет. Математика (под редакцией М.И. Моро)
Тема. Решение задач- расчетов. «Семья Ивановых на отдыхе»
Тип урока. Урок обобщения знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: 54 урок после раздела « Числа от 1 до 1000».
Цель: формирование читательской, математической и финансовой грамотности посредством решения учебно- практических задач.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия |
Универсальные учебные действия |
|||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
Личностные |
|
-Применяют полученные знания для решения учебно- практических ( житейских ) задач; - читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
|
-Ставят с учителем цель урока и формулирует задачи;
- планируют свою деятельность;
-удерживает учебную задачу;
- осуществляет самооценку;
- проверяет полученный результат и делает вывод. |
-- Умеют читать и находить необходимую информацию по диаграмме. - Умеют решать логические задачи. - Умеют решать комбинаторные задачи. -Осуществляют синтез (составление целого из частей); -Извлекают информацию представленную в явном виде и неявном ; -Сравнивают, обобщают и делают выводы.
|
- аргументируют своё мнение; - вступают в диалог; - слушают учителя и слышат друг друга; -участвуют в обсуждении, выборе решения, договариваются; - понимают и принимают совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределяют функции в группе (паре) при выполнении заданий. |
- проявляют познавательный интерес; -демонстрируют способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами). - демонстрируют усилия по преодолению учебного затруднения; -осуществляют самооценку собственной успешности или не успешности в учебной деятельности;
|
Ход урока
|
Название этапа урока |
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
|
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
|
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности. |
Проверить готовность к уроку, включить в деятельность, настроить на восприятие учебного материала.
|
Фронтально Групповая работа
|
Дети заранее распределены на группы, но не знают с какой целью. Учитель просит группы занять свои места. - Предлагаю сегодня на один урок группе стать семьей, в которой есть папа, мама, дочь 12 лет и 6- летний сын. Распределите роли в вашей группе.
|
Занимают свои места.
Распределяют, договариваясь, роли в группе.
. |
Включились в деятельность. Настроились на восприятие учебного материала.
|
.
|
2 |
Актуализация знаний |
Находят ответы на вопросы в презентации.. Излагает своё мнение, аргументирует его. |
Фронтально Групповая работа |
-Сегодня вашим семьям придется отправится всем вместе. А вот куда, узнаете после просмотра небольшой презентации. Будьте внимательны при просмотре, после вам придется выполнить небольшое задание. Учитель раздает листы- опросники. Показывается презентация о фан-парке « Бобровый лог» в г. Красноярск. Учитель просит письменно восстановить информацию в опроснике: Как называется место , куда отправится семья? Что это за место? Что узнали интересного? В какое время года работает? Для людей какого возраста подходит
Учитель с группами обсуждают ответы, обобщают.
|
Смотрят презентацию и на основе увиденного, письменно отвечают на вопросы. Обсуждают, договариваются
-
|
. Активная работа в группе
Участвовали в обсуждении . . |
Полнота и точность ответов на поставленные вопросы .
Наблюдение за аргументированностью ответов
|
3 |
Проблематизация и целеполагание |
Создать проблемную ситуацию для выхода на тему и целеполагание.
|
Работа в группах |
Подведение к теме, постановке цели, составлению плана.
-А у вас не возник вопрос, какое отношение парк развлечений и спорта имеет к нашему уроку математики? Тема урока « Решение задач- расчетов». Где и как могут пригодится наши знания и умения по математике в парке? - А какая цель будет сегодня стоять перед нами?
- Прежде чем отправится семье в фан-парк , они договорились: 1. Посещать аттракционы только всем вместе; 2. Из всего перечня развлечений сегодня выбирать только 2; 3. Обедать идут в кафе « Хаски». Стоимость обеда на 1 человека – 300 рублей. 4. Не забывать эти правила. 5. Бюджет ограничен.
|
Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.
Решение жизненных ситуаций , с помощью задач расчетов.
|
Составили план урока.
Оформили в устной речи личные цели на урок.
|
100% детей произнесли личные цели на урок во внешней речи.
Учитель записал все цели на доске.
Правила семьи учитель поместил на доске.
|
4 |
|
Организовать деятельность по решению различных видов математических задач |
Фронтальная -групповая
Групповая работа
Индивидуальная работа и групповая.
Индивидуальная работа |
- Так как у нас все- таки урок математики , то в течение урока группы будут зарабатывать баллы за выполненные задания, чтобы получить оценку. Раздает рабочие листы учащимся.
-А вы хотите узнать сколько готова потратить денег семья сегодня? Для этого вам надо будет выполнить задание на логику. Приложение 1, задание 2.
Проверка выполненного задания и обсуждение результата.
- Ну вот мы и в парке. Красота!
Каждой семье выдается прейскурант.
- Внимательно изучите и обсудите в семье прейскурант, какие развлечения предлагаются на сегодняшний день и не забываем про обед.
- Изучили? Все было понятно?
- Чтобы узнать цену билета на каток я предлагаю вам выполнить задание 3 из рабочего листа. Вам предлагается поработать с диараммой. За правильное выполнение задания семья получит -2 балла.
Проверка выполнения задания, обсуждение и оценивание результатов.
- Все ли теперь понятно, достаточно ли информации, можем ли на конец приступить к планированию отдыха?
- Переходим к планированию отдыха. За это задание вы получите – 6 баллов. Вспомните правила семьи, которые вы приняли перед посещением. Сейчас каждый из вас выберет из прейскуранта два развлечения, подсчитает их стоимость. Затем вы вместе семьей обсудите все пожелания и примете решения какие аттракционы посетите. Для этого вы поработаете с рабочим листом , задание 4 ( планер). Напоминаю, вы выбираете аттракционы, высчитываете стоимость всех билетов и не забываем, что должны остаться деньги на обед для семьи. Задача стоит перед вами непростая.
Проверка , обсуждение и оценивание результатов.
- Ну вот пришло время и подкрепиться. Мы с вами в кафе.
Используя меню кафе на данный день, составь свой комплексный обед на 300 рублей. Это последнее задание в рабочем листе. За это задание каждый получит -5 баллов.
- Проверка, обсуждение и оценивание результатов. |
Считают свой бюджет.
.
Группы , согласно правилам семьи, изучают и выбирают развлечения, учитывая условия прописанные в прейскуранте и не забывая оставить нужную сумму на обед.
Дети должны отметить , что не указана цена билета на каток.
Выполняют задание в рабочем листе.
Дети еще раз внимательно изучают прейскурант
Повторяют правила, они на доске.
Всего 4800 рублей. 300* 4= 1200 рублей на обед для семьи 4800-1200=3600 рублей на аттракционы.
Канатная дорога: 300*2+500*2=1600р Сноутюбинг: 400*2+600*2= 2000 р Каток: 200*2+350*2= 1100 р
Канатка+сноутюбинг= 3600 руб
Каток + сноутюбинг= 3100 руб
Канатка+каток= 2700 руб
Дети каждый для себя составляет комплексный обед из трех блюд на сумму 300 рублей. Подсчитывают сдачу. |
.
Решение логического задания, с целью нахождения бюджета семьи
Оценивают свою работу.
Находят в прейскуранте отсутствие информации и уточняют информацию у учителя.
Оценивают свою работу.
Выполнены расчеты разных вариантов выбора аттракционов.
Сравнил результат своей работы с результатами ребят. Строил речевые высказывания по поставленным вопросам.
Оценил свою работу
Составлен комплексный обед из трех блюд.
Сравнил результат своей работы с результатами ребят
|
Правильно рассчитано число ( бюджет семьи)
Отмечают в листе оценки результат работы
Наблюдение за аргументированностью ответов
Правильно по диаграмме определена цена билета на каток.
Наблюдение за аргументированностью ответов
Группами не выбран « Рольдебан», так как его посещение разрешено с 9 лет, а в семье есть 6- летний. А также его посещают только при определенной погоде, не более -15 градусов.
Правильно рассчитана стоимость билетов.
Отмечают в листе оценки результат работы
Правильно подобраны блюда с учетом стоимости обеда, подсчитана сдача.
Отмечают в листе оценки результат работы |
5 |
Рефлексия урока |
Подвести итоги учебной деятельности на уроке.
Организовать самооценку и оценку работы в группе |
Фронтально |
- Наше путешествие по фан- парку « Бобровый лог» подошло к концу. А также и урок.
Какая была тема нашего урока? - Что мы должны были сегодня узнать?
- Достигли мы поставленной цели на уроке? Продолжите фразу: – Было интересно узнать, что … – Меня удивило … – Было трудно… - Ребята, вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями! Спасибо вам за урок! |
|
Представления о важности и нужности умения решать житейские проблемы с помощью задач – расчетов.
Сформулировал конечный результат своей работы на уроке
|
Наблюдение за аргументированностью ответов детей.
|
Приложение 1 .
Группа ( семья) №____
Внимательно просмотрите презентацию и кратко ответьте на вопросы
- Как называется место, куда отправится семья? ___________________
- В какое время года работает? ___________________________________
- Для людей какого возраста подходит? ____________________________
Что еще вы узнали об этом месте?_________________________________________________________________________________________________________________________
Задание на расчет бюджета на отдых. 1 балл
+ + = 300
+ + = 180
+ = 20 ?
* * = + |
Правильно рассчитано число- 1 балл.
3.Изучите информацию по диаграмме и узнайте цену билета на каток ( прокат коньков). 2 балла
На диаграмме показана цена взрослого и детского билетов на каждый аттракцион. Известно, что самый дорогое развлечение, это « Рольдебан». « Сноутюбинг» дешевле « Рольдебана», но дороже остальных. Цена детского билета на канатную дорогу – 30 рублей. Какова цена взрослого и детского билета на каток ? ____________
Правильно определена цена взрослого билета- 1 балл.
Правильно определена цена детского билета- 1 балл
4. Спланируйте свой отдых. 6 баллов
- Какой бюджет вашей семьи на этот день? ________
- Какую сумму выделила мама на посещение кафе? ________
Планер
Аттракцион |
Цена 1 билета |
Стоимость развлечения |
баллы |
||
1.
|
|
|
|
||
2.
|
|
|
|
||
Итого: |
|
|
Правильно выбрано развлечение, согласно условиям- 1 балл.
Правильно рассчитана сумма на развлечения- 1 балл.
Правильно рассчитана стоимость первого аттракциона- 1 балл.
Правильно рассчитана стоимость второго аттракциона- 1 балл.
Правильно рассчитана стоимость первого аттракциона- 1 балл.
Правильно рассчитана общая сумма затрат на аттракционы- 1 балл
Меню в кафе на 27 января 2024г. 5 баллов.
1 блюда |
Щи со свежей капустой – 7 рублей |
Борщ украинский 10 рублей |
Солянка- 15 рублей |
2 блюда |
Картоф. пюре с котлетой- 16 рублей |
Плов с бараниной- 12 рублей |
Макароны с жареной курицей- 10 рублей |
напитки |
Чай с лимоном- 3 рубля |
Компот, морс- 5 рублей |
Кисель- 4 рубля |
Используя данное меню, составь свой комплексный обед на 30 рублей.
1блюдо
|
2 блюдо
|
напиток |
Итого потрачено |
Сдача |
|
|
|
|
|
Правильно составлен комплексный обед на 30 рублей на одного человека - 1 балл.
Правильно рассчитана сумма на обед всей семьи- 4 балла.
Приложение 2 Услуги и цены на семейный отдых в фан-парке « Бобровый лог».
« Сноутюбинг».
НАИМЕНОВАНИЕ |
СТОИМОСТЬ В РУБЛЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ НДС 20% |
|
детский тариф |
взрослый тариф |
|
Входной билет (2 часа) |
400 |
600 |
УСЛУГИ КАНАТНО-КРЕСЕЛЬНЫХ ДОРОГ
НАИМЕНОВАНИЕ |
детский билет |
взрослый билет |
Прогулочный билет |
300 |
500 |
Каток.
НАИМЕНОВАНИЕ |
СТОИМОСТЬ В РУБЛЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ НДС 20% |
|
детский тариф |
взрослый тариф |
|
Входной билет |
|
|
« Рольдебан».
НАИМЕНОВАНИЕ |
СТОИМОСТЬ В РУБЛЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ НДС 20% |
|
детский тариф |
взрослый тариф |
|
Входной билет + страхование |
550 |
900 |