Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Вода для жизни»

1
1
Материал опубликован 25 January

Технологическая карта урока

 

Предмет окружающий мир

Класс 1,3 классы (класс комплект)

Автор Сысина Муза Петровна

УМК УМК «Школа России.

Тема урока Вода для жизни.

Тип урока Урок формирования новых знаний; комбинированный.

Педагогические технологии 1.Технология развивающего обучения

. 2. Информационно- коммуникационная

технология 3. Здоровьесберегающая технология.

 

 

 

Педагогическая цель

Сформировать представления о воде и ее свойствах, о значении воды для жизни.

Задачи урока

Образовательная: Систематизировать знания детей о воде и ее значении в жизни человека; показать уникальность воды как вещества, влияющего на здоровье человека.

Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: поддерживать интерес к изучению окружающего мира; воспитывать бережное отношение к воде

Планируемые результаты (предметные)

Учащийся научится проводить простейшие опыты с водой; определять свойства воды; составить таблицу экологической безопасности, правила пользования чистой водой; устанавливать значение воды в жизни растений и животных в природе и в жизни человека.

УУД

Регулятивные - научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные — научится: ставить опыты, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность

научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные — научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит

возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические ( проведение опыта, составление схем, поиск информации. дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Вода. Свойства воды. Значение воды. Фильтр. Фильтрование. Круговорот воды в природе.

Образовательные ресурсы

План урока и презентация по теме «Вода для жизни». Электронное приложение к учебнику.

 

 

Организационная структура урока.

 

Этап урока, цель

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

 

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1. Актуализация опорных знаний урока.

Фронтальная беседа.

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала:

СЛАЙД 1

— Как вы понимаете «вода для жизни»? (Без воды не было бы жизни на Земле)

— Как доказать, что без воды жизнь невозможна?

«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая ,что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты сама жизнь» Антуан де Сент Экзюпери.

Отвечают на вопросы

учителя. Слушают

мнения одноклас-сников.

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают.

Строят высказыва

ния, понятные для одноклассников

и учителя.

Вопросы учителя

II. Мотивации

к изучению

нового мате-

риала. Фор-

мулирование

темы и целей

урока.

Подведение

детей к фор-

мулированию

темы и постановке

задач урока. Составление

плана работы

Вводная беседа.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

— А что же мы знаем о воде? (работают с глобусом, быстро вращают глобус)

Какого цвета кажется глобус, когда мы его быстро вращаем?

(Голубого)

-Почему?

-Три/ четверти поверхности нашей планеты занимает вода.

-Где на поверхности нашей планеты находится вода?

(Вода повсюду. В реках, морях, океанах, в воздухе, под землей. Огромные скопления льда у Северного и Южного полюсов.)

СЛАЙД 2.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

— На уроке мы должны познакомиться со свойствами воды. Вы будете сегодня учеными-исследователями по изучению свойств воды. Также мы узнаем, какое значение имеет вода в жизни растений, животных

и жизни человека.

СЛАЙД 6

-Вода состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода.

 

Формулировка проблемного вопросы: Какие же свойства имеет вода??

 

Отвечают на ВОПРОСЫ

учителя. Слушают

мнения одноклассни-

ков. Формулируют

выводы на основе

наблюдений. Ставят

цели, формулируют

(уточняют) тему

урока.

Наблюдают. Осу-

ществляют анализ

объекта. Сравнивают. Строят высказы-

вания, понятные для

одноклассников

и учителя. Устанавливают причинно-

следственные связи.

Вопросы учителя и устные ответы.

III. Усвоение новых знаний и способов

действий.

Обеспечение восприятия, осмысления

и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действий с информацией.

Беседа, опыты с водой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

Объясняет новый материал, используя опыты с водой и учебник. Класс превращается в лабораторию. Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации:

На доске записываются свойства воды, по мере того, как проводятся опыты, в тетрадях готовится таблица «Свойства воды», заполняемая по ходу опытов.

СЛАЙД 5

цвет

прозрачность

запах

форма

текучесть

изменения

при нагревании

при охлаждении

при замерзании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какой цвет имеет вода?» иногда даётся ответ, что вода белая. Для исключения этой ошибки, на столе стакан с мо­локом, а на столах учеников лежат полоски цветной и белой бумаги, сравниваем цвет воды и молока. Стаканы с молоком и водой ставятся на цветную открытку, монету.( Вода бесцветная, прозрачная).

-Имеет ли запах вода? Дети нюхают воду. На столах у учащихся стаканы с водой.

-Перелейте воду из стаканов в колбы.

Что изменилось? Подумайте! (Обращается внимание на то, что сосуды разные.)

( Изменилась форма воды.)

-Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают. Она как и всякая жидкость, как и воздух, легко меняет свою форму в отличие от твёрдых тел.

Учащиеся с помощью пипетки переносят по три капли воды на пред­метное стекло и наклоняют его. Так открывается свойство воды - текучесть.

Опыт по изменению воды под действием разных температур демонстрирую на столе учителя с одновремен­ным выполнением учащимися.

-Вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

- А теперь задание пронаблюдать отношение к воде соли и сахара.

-Растворите соль в одном стакане воды, а в другом –сахар. Обсуждаем результаты опытов по растворению соли и сахара.

-Соль и сахар растворяются в воде. Сахар и соль при смешивании с водой не исчезают, они присутствуют в воде, но только в другом состоянии, определить их присутствие можно, попробовав воду на вкус.

Класс превращается в лабораторию. На столах у учащихся лежит набор оборудования: стаканы с водой, шпатели (взяты от использованных лекарств), стеклянные палочки, спичечные коробки с различными веществами (коробки снабжены этикетками): мел, зубной порошок, крахмал, марганцовокислый калий, песок, глина, металлическая стружка, сода, лимонная кислота. В пузырьках спирт, йод, чайная заварка. Причём, каждая пара учеников получает по три разных вещества.

-Исследуйте отношение к воде предложенных вам веществ. Внимательно наблюдайте, что происходит. Сделайте вывод из наблюдаемых явлений о свойстве воды, которое вы открыли. Подумайте, на какие группы можно разделить вещества по отношению к воде?»

Делается вывод о свойстве воды как растворителя и заполняется
схема на доске и в тетрадях:

Прямоугольник 11

Вещества

Прямая соединительная линия 7Прямая соединительная линия 14

растворимые

Прямая соединительная линия 3

вода

Прямая соединительная линия 2

нерастворимые

 

 

- В стаканах после проведения опыта с растворением либо прозрачный раствор, либо мутная взвесь.

- Можно ли отделить от воды вещества? Ответ на него дает опыт с фильтрованием воды (проводим лабораторно). На доске вывешиваются термины: «фильтрование», «фильтр».

-Вывод: растворимые в воде вещества проходят через фильтр вместе с водой, а нерастворимые задерживаются фильтром. Поэтому мутную воду можно очистить, пропустив ее через фильтр.

-Почему нельзя смыть водой жирное пятно?

(Жир не растворяется в воде).

Беседуем о трех состояниях воды.

СЛАЙД 3

1 класс : «Откуда берется снег и лед?»

Дома дети провели опыты с замораживанием воды, в класс принесли замороженную воду в кубиках. Проводим опыт с таянием льда. Оба процесса записываем символически.

В(ж) В (т)

В (т) В(ж)

Над стрелками мы ставим знак вопроса: «Что мы делали, чтобы вода превратилась в лёд? Что мы делали, чтобы лёд превратился в воду?

Ответ: охлаждали, нагревали.

Мы рисуем вместо ? знака

t

В(ж) В (т)

t

В (т) В(ж)

Так дети узнают, что охлаждение и нагревание – это условия процессов замерзания и таяния, учатся записывать условия процесса в виде модели.

СЛАЙД 4.

 

 

«Круговорот воды в природе» используется демонстрационный опыт, который имеет очень важное образовательное значение, т.к. выступает моделью нескольких природных явлений и позволяет наблюдать воду в разных состояниях. Чтобы модель была более приближена к природным условиям, использую методический прием С.А. Павловича. Перед опытом ставится вопрос:

-Почему не кончается вода на Земле?»

Для опыта нужен тонкостенный химический стакан объемом 250-300 куб. см., стекло, треножник или штатив, спиртовка, частая металлическая сетка, выпаривательная чашка.

На дно стакана насыпан толстый (около 3 см) слой песка, который хорошо смачивается водой. На поверхности песка ландшафт-долина (кустики изо мха или туи, небольшое озерцо из кусочка целлофана.) Сверху стакан покрываем стеклом (имитация небесного свода), на которое ставится тарелка, где находится смесь из 2/3 частей снега и 1/3 части соли.

Снизу стакан подогреваем, не очень сильно, чтобы вода не вскипала. Стакан наполняется густым белым дымом (модель тумана), скрывающим ландшафт. Происходит явление испарения тогда, когда земля нагревается. Детям указываем:

- Нам приходится имитировать нагревание земли солнечными лучами снизу (спиртовкой), а в природе нагрев происходит сверху. Через минуту стенки стакана, нагреваясь снизу, согревают и воздух, водяные пары делаются невидимыми (модель пара) и туман постепенно рассеивается.

Но в верхней части стакана воздух сильно охлажден снеговой смесью, как и в природе на большой высоте воздух очень холодный. И в нашем стакане туман в верхних слоях не рассеивается (модель облаков), поэтому мы наглядно видим соотношение между туманом и облаком (облака — туман в высоте). При продолжающемся нагревании облака все более конденсируются и, наконец, не только в «небе» (стекло), но даже в верхних слоях воздуха внутри стакана начинают образовываться капли и падают вниз (модель дождя).

 

Осуществляется выборочный контроль, по очереди спрашивает учащихся о проделанной работе.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, проводят опыт с водой, узнают о свойствах воды.

Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

 

 

 

 

Работают с рисунком- составляют «Кластер».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают самостоятельно по инструкции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся проводят опыт с таянием льда и записывают вывод в виде модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся наблюдают за опытом «Круговорот воды в природе» и делают научный вывод.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизируют информацию.

жз

IV. Первичное закрепление

Обобщение изученного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка на зрение

СЛАЙД 11

Устанавливает осознанность восприятия, способствует формированию навыка первичного обобщения, побуждает к высказыванию своего мнения. Вызывают положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Подводит учащихся к выводу о свойствах воды.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в природе.

Организует коллективную проверку выполнения опытов.

-Назовите, какие свойства имеет вода?

-Почему идет дождь в природе?

 

— Итак, пришло время ответить на вопрос:

-Какое значение имеет вода в нашей жизни?

-Для чего нужна вода?

СЛАЙДЫ 6,7.

t1706211526af.png

 

t1706211526ag.png

 

Подводим итоги о значении воды в жизни растений, животных и человека.

-В какую бы область человеческой деятельности не заглянули, везде ему необходима вода. Возникает вопрос: человек знает, что без воды не может прожить, а бережет ли ее?

Обсуждаем проблему сбережения воды.

-Воду надо беречь. Заботясь о чистоте воды, мы заботимся о своем здоровье.

-Заполните таблицу «Какую воду можно пить?»

СЛАЙД 10.

 

3 класс:

- Составить экологическую безопасность: «Правила пользования чистой водой

1 класс:

-Нарисовать

на тему «Если я был бы волшебником, что бы я сделал, чтобы на Земле везде была чистая вода.»

 

 

 

 

 

 

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ (Здоровьесберегающая технология)

- Ребята, сегодня мы узнаем еще об одном удивительном свойстве воды.

Оказывается, кластеры воды могут измениться в зависимости от того, какую информацию получают. Вода умеет слышать. Если мы говорим добрые слова кластеры приобретают правильный вид. Давайте посмотрим видеофильм, как вода может измениться.

СЛАЙД 12.

-Ребята, ведь наш организм состоит больше половины из воды. Вода, которая находится в нас, воспринимает информацию. Какую информацию вы можете передать произнеся плохие слова? Поэтому всегда думайте, что говорите. ( Дети встают в круг.)

Давайте говорить друг другу добрые слова.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Выявляют причинно-

следственные связи

происходящие с водой в природе.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают по таблице на слайдах о значении воды и делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в учебных тетрадях «Разговор о правильном питании. Заполняют таблицу «Какую воду можно пить?»

 

 

 

Работают в группах:

3 класс: Составить экологическую безопасность: «Правила пользования чистой водой

1 класс: Нарисовать

на тему «Если я был бы волшебником, что бы я сделал, чтобы на Земле везде была чистая вода.»

Устанавливают причинно-следственные

связи в изучаемом

круге явлений

Фронтальный опрос

закрепление

 

Подведение итогов

Беседа по вопросам

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Оценивает работу во время урока, комментирует оценки.

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают своё мнение и позицию

Устные ответы.

 

 

 

 

Домашнее задание

Учебник, с.55-58, Р/т. стр. 25 №5 (3 класс)

Записывают задание

Читают задание. задают уточняющие вопросы

Наблюдение

 

 

Литература:

Окружающий мир. 3 класс А.А.Плешаков. М., «Просвещение». 2012.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь (1 часть) 3 класс А.А.Плешаков. М., «Просвещение». 2012.

Э/П :Научно-популярный фильм «ВОДА» ООО Продюсерский центр «МАСТЕРСКАЯ», Москва, 2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Не увидела заявленной презентации

26 January

Похожие публикации