Урок литературного чтения в 4 классе «А.А. Фет "Мама! Глянь-ка из окошка…", "Кот поёт, глаза прищуря…"»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. : Асадчева Екатерина Михайловна
Тема урока: А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»
Класс: 4
Цель урока: анализируют стихотворения А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»
Задачи урока: | |
Дидактические | Планируемые результаты |
1.Понимать содержание художественного произведения | Пр1. Выразительно читает стихотворения Пр2. Называет героев произведения и их особенности |
2.Анализировать содержание сказки, определяя главную мысль произведения | Пр2. Называет главную мысль стихотворения |
Развивающие | |
1.Планировать и осуществлять работу в соответствии с учебной задачей на уроке | К. Оформляет ответ в устной форме П. Осуществляет поиск и выделение необходимой информации в стихотворении Р. Формулирует цель своей деятельности на уроке |
Воспитательные | |
1.Понимать и принимать школьные правила | Л1. Соблюдает правила поведения на уроке |
2.Принимать базовые ценности (уважение к другим людям) | Л2. Уважительно относится к учителю и одноклассникам |
| |
| |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные | |||||||
Организационный этап | Понимать и принимать школьные правила | Словесный (беседа) | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Ф | | | | Л1. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Планировать и осуществлять работу в соответствии с учебной задачей на уроке. Принимать базовые ценности (уважение к другим людям) | Словесный (беседа) | Подводит к теме урока. Предлагает учащимся сформулировать цель. | Формулируют цель урока
| Ф | Презентация | | Р. | Л2. |
Первичное усвоение новых знаний | Понимать содержание художественного произведения | Объяснительно – иллюстративный (презентация), Словесный (рассказ) | Рассказывает о писателе. Организует прослушивание стихотворения Даёт комментарий к высказываниям учащихся. | Выполняют задания учителя. | Ф, И | Учебник, презентация | | К. | |
Первичная проверка понимания | Анализировать содержание сказки, определяя главную мысль произведения | Словесный (беседа) | Организует чтение стихотворения. | Читают стихотворение. | Ф, И | Учебник | Пр1 Пр2 Пр3 | К. П. | |
Первичное закрепление | Анализировать содержание сказки, определяя главную мысль произведения | Практический (самостоятельная работа) | Организует прочтение стихотворения «Кот поет, глаза прищуря…». Сравнение изученных произведений. Организует самостоятельную работу. Вместе с учащимися выявляют главную мысль произведения. | Читают и сравнивают стихотворение. Определяют главную мысль произведения. | Ф, И | Учебник, презентация | Пр1 Пр2 Пр3 | К. | Л1. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Планировать и осуществлять работу в соответствии с учебной задачей на уроке | Словесный (инструктаж) | Организует запись домашнего задания | Записывают домашнее задание | Ф | | | | Л1 |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Понимать и принимать школьные правила | Словесный (беседа) | Предлагает учащимся сформулировать выводы по изученному материалу | Формулируют вывод по изученному материалу. | Ф | | | К. | |
Приложение
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | - Послушайте внимательно следующие строки. - Смолкли шаги в коридоре -Исходя из темы урока, какую можно поставить цель. Что мы хотим узнать? | - Они написаны в жанре стихотворения. - Узнать, какие стихотворения написал А.А. Фет - Изучить биографию А.А. Фета |
Первичное усвоение новых знаний | Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки вблизи города Орла. Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина А.С.. Фет писал о самом простом: о картинах природы, дожде, снеге, море, лесе, звёздах, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи. Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям. -Ребята откройте учебник на 128 стр., послушайте одно из стихотворений А. А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка…», внимательно следите и слушайте. Эмоционально-оценочная беседа. -Какие чувства вызвало оно у вас? -Что вы представили, когда слушали стихотворение? - Ребята, даю вам 3 минутки на самостоятельное чтение стихотворения. | -Добрые, приятные чувства - Первый снег |
Первичная проверка понимания | - Теперь давайте прочитаем вслух. Один читает, остальные внимательно следят. После прочтения первого четверостишья. - От чьего имени написано стихотворение? -Что он увидел из окошка? Что его удивило? -Читаем дальше. После прочтения второго четверостишья. - Что описывает автор во втором четверостишье? - Какие слова помогают при описании? Найдите в тексте. - Все ли слова вам понятны? - Найдите значение данного слова. Ниже под стихотворением. -Читаем дальше После прочтения третьего четверостишья -О чем говорится в данных строках? -Что значит слово «салазки»? - Что же хотел передать нам автор этим стихотворением? | Читают стихотворение -Стихотворение написано от имени ребенка. -Ребенок увидел, что весь двор белый, чистый, хотя вчера там была грязь. - Автор описывает картину природы за окном. - Колючий, светло-синий, белой и пухлой ватой. - Не понятно слово «тороватый». - В данных строках говорится о том, как мальчик хочет пойти гулять -Слово «салазки» значит сани. -Автор хотел передать то, как прекрасна природа в первые дни зимы. |
Первичное закрепление | - Спасибо, а теперь открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату. -Что такое рифма? Давайте приведем примеры рифм. -С красной строки выпишите из стихотворения рифмы через запятую. У вас на это 3 минуты. - Закончили! Проверьте свою работу по образцу, который вы видите на экране. Оцените свою работу. - Послушайте следующее стихотворение. - Какие чувства вызвало оно у вас? -Прочитаем это стихотворение. -Какую картину рисует перед нами автор? -Какая погода на улице? - Какая обстановка дома? -Как вы понимаете слово «прищуря»? - Что значит «полно тут тебе валяться»? -Мы познакомились с вами с двумя стихотворениями, что похожего в них? -Чем они отличаются? Если останется время: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению | - Созвучие концов стихотворных строк. - Ложка, ножка и т.д. - Чувства спокойствия - Перед нами картина того, как кот лежит на окне, и ребенок заснул во время игры, а за окном свищет буря. -На улице метель -Дома очень спокойно и уютно -Почти закрытые глаза -Это значит, хватит лежать. - Кот – кошка, зима, окно, ребенок. - В первом стихотворении речь идет о первых днях зимы, а во втором, о глубокой зиме. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - Откройте дневники, запишите домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений. | Записывают домашнее задание |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | -Давайте вспомним, с произведениями, какого автора мы сегодня с вами познакомились? -О чем было стихотворение «Мама глянь-ка из окошка…»? - Как называлось второе стихотворение? - О чем оно? - Какая была цель на урок? Достигли ли мы ее? -Продолжите предложение «Я сегодня узнал…. Мне понравилось… Мне было непонятно….» -Спасибо за работу, урок окончен, до свидания. | -С произведениями Афанасия Афанасьевича Фета - О природе в первые дни зимы - «Кот поет, глаза прищуря…» - О спокойной, уютной атмосфере дома, во время глубокой зимы, когда на улице буря. Ответы детей. |