Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 27 March

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 1

Школа: МБОУ «Опольевская ООШ»

Учитель: Терентьева О.А.

УМК: образовательная система «Школа России»

 

Тема урока

«Кто такие рыбы?»

Тип урока

Урок – комбинированный

Цель урока

Познакомить с группой животных- рыбы

Задачи

Задачи:

1.Направленные на формирование предметных умений.

-Создать условия для формирования умения отличать рыб от других групп животных.

- Приводить примеры речных и морских рыб.

2.Направленные на формирование метапредметных умений.

Регулятивные УУД

- Создать условия для формирования учебной задачи урока; стремиться её выполнить.

Познавательные УУД

- Создание условий для самостоятельного освоения разнообразного мира рыб;

- Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- Использовать тексты и иллюстрации для поиска ответов на вопросы.

Коммуникативные УУД

- Вступать в учебный диалог в паре: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, принимать чужую.

3.Направленные на формирование личностных качеств.

- Создать ситуацию личностного развития(рефлексия) для осознания бережного отношения к природе.

- Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

Основные понятия

Кто такие рыбы, строение рыб.

Проблема

Все ли животные, живущие в воде и умеющие плавать, рыбы?

Учебно – методическое обеспечение

Учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» с.34-35, тетрадь с.24; компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, приложения: раздаточный материал для игры «Засели водоём» (картинка моря и реки, рыбы морские и речные), смайлики, таблица для рефлексии урока.

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Проверка готовности к уроку

 

Психологический настрой

 

 

- Посмотрите на себя, на свою парту. Готовы ли вы к уроку?

- Посмотрите на своего соседа. Подскажите, если что – то у него не так?

 

- Улыбнитесь соседу по парте. Пожмите друг другу руки.

 

Ребята проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний.

t1711558123aa.gif

 

t1711558123ab.gif

 

t1711558123ac.gif

 

 

Ребята, Муравьишка Вопросик встречает нас загадками. Слайд 2-3

 

 

 

1.Красненькие крылышки,

чёрные горошки.

Кто это гуляет, по моей ладошке?

2.Сначала ткёт, потом плетёт,

Устанет- добычу ждёт.

3. Прыгает пружинка -

Зеленая спинка -

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

4. Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

5. На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза. Кто же это?

6.В лесу у пня беготня, суетня:

Народ рабочий- весь день хлопочет,

Дом повыше построить хочет.

7. Кто над нами вверх ногами.

Ходит- не страшится,

Упасть не боится,

Целый день летает,

Всем надоедает.

8.Домовитая хозяйка,

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

 

- Можно ли объединить этих животных в одну группу? Какую?

 

- Как мы ответили на вопрос Муравьишки о том, кто такие насекомые? Слайд 4

- Все ли относятся к насекомым? (Почему паук не насекомое?)

 

 

 

 

 

Слушают и отгадывают загадки.

 

1. Божья коровка

 

2. Паук

 

3. Кузнечик

 

4. Бабочка

 

5. Стрекоза

 

6. Муравьи

 

7. Муха

 

8. Пчела

 

 

- Можно объединить в группу- насекомые.

 

-Насекомые- это животные, у которых шесть ног.

- Паук не относится к насекомым, т.к. у него 4 пары ног (8 ног)

Мотивация учебной деятельности. Актуализация внимания к теме.

 

t1711558123ad.gif

Формулирование темы и целей урока

 

t1711558123ae.gif

 

 

 

 

 

t1711558123af.gif

 

t1711558123ag.gif

 

 

 

 

 

 

t1711558123ah.gif

 

-Муравьишка Вопросик пошёл гулять и встретил Мудрую черепаху.Слайд5

 

Муравей: - Привет, Черепаха! Куда ты так торопишься?

Черепаха: - Я спешу к реке. У меня там встреча.

Муравей: - А с кем ты встречаешься?

А Мудрая Черепаха предложила отгадать загадку. Поможем Муравьишке?

 

По земле не ходят,

На небо не смотрят,

Звёзд не считают,

Людей не знают?

 

 

- О ком же шла речь в загадке? Слайд 6

 

-Предположите, о чём или о ком пойдёт речь на уроке, на какой вопрос будем искать ответ?

 

- Действительно, главный вопрос сегодня: Кто такие рыбы?

 

- Расскажите Муравьишке, что вы уже знаете о рыбах?

 

 

 

- А хотелось бы вам узнать больше о рыбах?

 

- Назовите отличительный признак рыб, что их отличает от других животных?

- Вы сказали, что рыбы живут в воде- посмотрите. Слайд 7

 

 

- Посмотрите на слайд, что общего между животными? Слайд 8.

 

- Всех ли животных, живущих в воде можно назвать рыбами?

- Умение плавать будет отличительным признаком рыб?

 

Вы что предполагали?

 

- А что получается на самом деле?

 

- Какой вопрос возникает? Что бы вам хотелось узнать о рыбах?

 

 

Организует работу с учебником.

- Откройте учебники на с.34 и прочитайте тему урока.

 

 

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой? ( О чём узнаем? Чему научимся?)

 

 

 

 

 

Дети слушают диалог.

 

 

Изъявляют желание помочь Муравьишке.

 

 

Отгадывают загадку

 

 

 

- В загадке говорилось о рыбах.

 

- На уроке будем говорить о рыбах, будем отвечать на вопрос: Кто такие рыбы?

 

Актуализируют субъективный опыт.

 

- Рыбы живут в воде, их можно есть, можно ходить на рыбалку, рыбы живут в аквариуме, у рыб есть хвост, голова и плавники.

-Да.

 

- Это животные, которые живут в воде и умеют плавать.

 

 

 

- Они все живут в воде.

 

- Нет

 

- Предполагали, что рыбы- это животные, которые живут в воде и умеют плавать.

 

- Не все животные, живущие в воде рыбы…

 

- Чем рыбы отличаются от других животных?

 

Выполняют инструкцию учителя.

Формулируют учебную задачу, читают её в учебнике.

- Узнаем, каких животных называют рыбами, научимся приводить примеры морских и речных рыб.

Создание условий для самостоятельного освоения знаний.

Открытие нового знания.

 

 

 

 

 

t1711558123ai.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

t1711558123aj.gif

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

t1711558123ak.gif

 

t1711558123ah.gif

 

t1711558123al.gif

 

t1711558123am.gift1711558123an.gif

t1711558123ao.gift1711558123ap.gif

t1711558123aq.gif

t1711558123ar.gif

 

t1711558123as.gift1711558123at.gif

t1711558123au.gift1711558123av.gif

t1711558123aw.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

t1711558123ax.gif

 

 

1. Работа по учебнику. (с. 34)

- Прочитайте загадки в учебнике.

 

а).В воде они живут, нет клёва, а клюют.

- Что нам подсказывает загадка?

 

б) У родителей и деток вся одежда из монеток.

- А что нам подсказывает вторая отгадка? «Что это за одежда?»

 

- Какие признаки рыб можно назвать, с помощью загадок?

 

- Посмотрите на доску, какую форму имеет чешуя у рыб? Слайд 9

Рассказ учителя.

- Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.

 

2.Игра «Кто больше?» (между группами)

1 группа- 1 ряд, 2 группа- 2 ряд, 3 группа- 3 ряд.

Вспомните, каких рыб вы знаете. Называйте, не повторяйтесь.

 

- Ребята, а все ли рыбы одинаковые?

 

-А что у них общего?

 

- Давайте проверим наше предположение, используя материал учебника. (Организует работу по учебнику)

 

-Рассмотрите строение рыб на рисунке с.34,сравните с доской. Слайд10

Покажите своему соседу по парте все части рыбы. Поменяйтесь ролями. (оценка с помощью светофора).

 

 

 

Физкультминутка.

 

Рыбки плавают,

ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

 

 

3.Работа по учебнику с.35.

-Рассмотрите рисунки на с.35.

 

-Какую новую информацию о рыбах вы узнали?

 

-Почему рыб называют речными?

Слайд 13

- Какая вода в реках и озёрах?

- Несолёная вода называется – пресная.

- Каких рыб могла встретить Черепаха в реке? Найдите в учеб­нике иллюстрацию, на которой изображены речные рыбы, положите на нее руку.

 

- Давайте окунёмся в реку и посмотрим, какие речные рыбы бывают, сравним с иллюстрацией. Слайды 14-18

 

- Чем покрыто тело рыб?

Обратите внимание, что у сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа.

 

 

 

 

 

Слайд 19

- Почему рыб называют морскими?

 

- Какая вода в море, океане?

- Найдите, где изображены морские рыбы, положите на иллюстрацию руку.

 

- А теперь спустимся на дно моря и посмотрим, каких рыб может встретить Мудрая Черепаха там и сравним с иллюстрацией в учебнике. Слайды 20-24

Рассказ учителя о камбале.

Я сейчас расскажу вам об очень интересной морской рыбе- Камбала. Найдите ее изображение на рисунке в учебнике.

Ляжет камбала на песчаное дно - и не видно ее. Однажды проделали опыт: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба - вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли.

Про камбалу много интересного можно рассказать. У камбалы - крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы.

Малек камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим - вниз, на дно. Но постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает «перебираться на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым.

 

Физкультминутка для глаз. Слайд 25

1. Сделайте 10 колебательных движений глазами по горизонтали справа-

налево, затем слева- направо.

2. 10 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и

вниз- вверх.

3. Сделайте по 10 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны.

4. Быстро поморгайте глазами.

Читают (слушают) загадки, извлекают информацию из текста загадок и отгадок.

 

- Рыбы живут в воде, в речке, в озере, в море, в аквариуме.

 

- Тело рыбы покрыто монетками- чешуёй.

 

 

- Рыбы живут в воде и у них есть чешуя.

 

- Чешуя имеют форму круга (не ровного круга)

 

Слушают информацию учителя.

 

 

Актуализируют субъективный опыт.

Перечисляют рыб, которых знают.

 

- Рыбы не все одинаковые- есть большие- маленькие, есть красивые и не очень.

- У них есть голова, туловище, плавники и хвост.

 

 

 

Извлекают информацию из иллюстрации: показывают и называют части рыб.(Парная работа)

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

- Рыбы бывают речные и морские

 

- Речные рыбы живут в реке, озере .

 

- Вода в реках и озёрах не солёная.

 

Перечисляют рыб с иллюстрации.

 

 

 

 

 

Тело рыб покрыто чешуёй.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Морские рыбы живут в море, океане.

 

- Вода в морях и океанах солёная.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают информацию о камбале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнения.

 

Первичное закрепление нового знания.

 

t1711558123ay.gif

 

1. Игра «Засели водоём»

(На партах конверт с картинкой реки и моря, конверт с различными рыбами) Слайд 26

 

-Распределите картинки с рыбами по водоёмам.

 

 

- По какому признаку распределили?

- Могут ли речные рыбы жить в море, а морские в реке? Почему?

 

- Действительно, речные и морские рыбы живут в своей среде.

 

 

 

 

Работают в парах.

 

 

- Одни рыбы живут в реке, а другие в море.

- Нет. Они не смогут жить в воде, которой не привыкли.

 

Применение нового знания.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

 

t1711558123az.gif

1. Работа в тетрадях.

- Открываем рабочие тетради на странице 24. Применим наши знания для выполнения заданий № 1.

- Рассмотрите рисунки. Каких рыб вы узнали по их силуэтам?

- Выполните задание. (Проверка)

 

2. Части тела рыбы. Слайд 28

- Хочу посмотреть, какими вы были внимательными. Я буду показывать части тела рыбы, а вы их называйте.

 

 

Дети узнают и называют рыб по силуэтам, относят их к одной из групп, проверяют с помощью учебника.

 

 

Называют части тела рыбы

Результат.

     

1. Итог урока

 

t1711558123ba.gif


 

Создание ситуации личностного развития.

t1711558123bb.gif

2. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

t1711558123bc.gif

 

 

- Вот и закончилось наше изучение рыб. Сейчас мы сможем точно ответить на вопрос: Все ли животные, живущие в воде и умеющие плавать рыбы?

 

-Вернёмся к учебной задаче. Можем ли мы теперь сказать Муравьишке, каких животных называют рыбами? (Кто такие рыбы? Чем покрыто тело рыбы? Как рыбы передвигаются в воде?)

 

- На какие две группы можно разделить рыб?

 

-Приведите примеры речных (морских) рыб.

 

3. Ответы на вопросы. Слайд 27

 

Подумайте и ответьте на вопросы по выбору:
1.В каком водоёме рыбы жить не смогут? Почему?
2.Как ты ухаживаешь за аквариумными рыбками?

 

 

 

- Оцените свою работу сигнальными карточками.

-t1711558123bd.gif Критерии самооценки:

 

- очень хорошо;

t1711558123be.gif

- хорошо;

t1711558123bf.gif

 

- старался, но не всё получилось.

 

- Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал …

На этом уроке я похвалил (а) бы себя за …

После урока мне захотелось …

Сегодня я сумел (а) …

 

 

 

Применяют новые знания.

 

 

- Рыбы- это животные, живущие в воде , двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуёй.

 

ечные и морские.

 

Приводят примеры речных и морских рыб.

 

 

 

Выбирают вопрос, на какой хотят ответить. Дают свои ответы.

 

 

 

 

 

Ребята оценивают свою работу с помощью смайликов.

 

 

 

 

 

 

 

 

По цепочке продолжают предложения.

3. Домашнее задание

(по желанию)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1711558123bg.gif

- На листочках у вас распечатано задание, посмотрите.

- Предлагаю вам:

1) творческое задание: научиться рисовать рыб в рабочей тетради с.24 №2;

2)индивидуальное задание:

Устное описание  рыбы по плану.
      План описания рыбы
      1. Название рыбы.
      2. Речная или морская.  
      3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).
      4. Форма тела.
      5. Окраска туловища, плавников.
      6. Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).

 

- Спасибо всем за урок.

Дети следят по листочкам.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации