12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Терентьева Ольга19 |
Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс "Кто такие рыбы?"
Технологическая карта урока
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 1
Школа: МБОУ «Опольевская ООШ»
Учитель: Терентьева О.А.
УМК: образовательная система «Школа России»
Тема урока | «Кто такие рыбы?» |
Тип урока | Урок – комбинированный |
Цель урока | Познакомить с группой животных- рыбы |
Задачи | Задачи: 1.Направленные на формирование предметных умений. -Создать условия для формирования умения отличать рыб от других групп животных. - Приводить примеры речных и морских рыб. 2.Направленные на формирование метапредметных умений. Регулятивные УУД - Создать условия для формирования учебной задачи урока; стремиться её выполнить. Познавательные УУД - Создание условий для самостоятельного освоения разнообразного мира рыб; - Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - Использовать тексты и иллюстрации для поиска ответов на вопросы. Коммуникативные УУД - Вступать в учебный диалог в паре: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, принимать чужую. 3.Направленные на формирование личностных качеств. - Создать ситуацию личностного развития(рефлексия) для осознания бережного отношения к природе. - Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Основные понятия | Кто такие рыбы, строение рыб. |
Проблема | Все ли животные, живущие в воде и умеющие плавать, рыбы? |
Учебно – методическое обеспечение | Учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» с.34-35, тетрадь с.24; компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, приложения: раздаточный материал для игры «Засели водоём» (картинка моря и реки, рыбы морские и речные), смайлики, таблица для рефлексии урока. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Организационный момент Проверка готовности к уроку Психологический настрой | - Посмотрите на себя, на свою парту. Готовы ли вы к уроку? - Посмотрите на своего соседа. Подскажите, если что – то у него не так? - Улыбнитесь соседу по парте. Пожмите друг другу руки. | Ребята проверяют готовность к уроку. | ||
Актуализация знаний. | Ребята, Муравьишка Вопросик встречает нас загадками. Слайд 2-3
- Можно ли объединить этих животных в одну группу? Какую? - Как мы ответили на вопрос Муравьишки о том, кто такие насекомые? Слайд 4 - Все ли относятся к насекомым? (Почему паук не насекомое?) | Слушают и отгадывают загадки. 1. Божья коровка 2. Паук 3. Кузнечик 4. Бабочка 5. Стрекоза 6. Муравьи 7. Муха 8. Пчела - Можно объединить в группу- насекомые. -Насекомые- это животные, у которых шесть ног. - Паук не относится к насекомым, т.к. у него 4 пары ног (8 ног) | ||
Мотивация учебной деятельности. Актуализация внимания к теме. Формулирование темы и целей урока | -Муравьишка Вопросик пошёл гулять и встретил Мудрую черепаху.Слайд5 Муравей: - Привет, Черепаха! Куда ты так торопишься? Черепаха: - Я спешу к реке. У меня там встреча. Муравей: - А с кем ты встречаешься? А Мудрая Черепаха предложила отгадать загадку. Поможем Муравьишке? По земле не ходят, На небо не смотрят, Звёзд не считают, Людей не знают? - О ком же шла речь в загадке? Слайд 6 -Предположите, о чём или о ком пойдёт речь на уроке, на какой вопрос будем искать ответ? - Действительно, главный вопрос сегодня: Кто такие рыбы? - Расскажите Муравьишке, что вы уже знаете о рыбах? - А хотелось бы вам узнать больше о рыбах? - Назовите отличительный признак рыб, что их отличает от других животных? - Вы сказали, что рыбы живут в воде- посмотрите. Слайд 7 - Посмотрите на слайд, что общего между животными? Слайд 8. - Всех ли животных, живущих в воде можно назвать рыбами? - Умение плавать будет отличительным признаком рыб? Вы что предполагали? - А что получается на самом деле? - Какой вопрос возникает? Что бы вам хотелось узнать о рыбах? Организует работу с учебником. - Откройте учебники на с.34 и прочитайте тему урока. -Какие учебные задачи мы поставим перед собой? ( О чём узнаем? Чему научимся?) |
Дети слушают диалог. Изъявляют желание помочь Муравьишке. Отгадывают загадку - В загадке говорилось о рыбах. - На уроке будем говорить о рыбах, будем отвечать на вопрос: Кто такие рыбы? Актуализируют субъективный опыт. - Рыбы живут в воде, их можно есть, можно ходить на рыбалку, рыбы живут в аквариуме, у рыб есть хвост, голова и плавники. -Да. - Это животные, которые живут в воде и умеют плавать. - Они все живут в воде. - Нет - Предполагали, что рыбы- это животные, которые живут в воде и умеют плавать. - Не все животные, живущие в воде рыбы… - Чем рыбы отличаются от других животных? Выполняют инструкцию учителя. Формулируют учебную задачу, читают её в учебнике. - Узнаем, каких животных называют рыбами, научимся приводить примеры морских и речных рыб. | ||
Создание условий для самостоятельного освоения знаний. Открытие нового знания. Работа в парах ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | 1. Работа по учебнику. (с. 34) - Прочитайте загадки в учебнике. а).В воде они живут, нет клёва, а клюют. - Что нам подсказывает загадка? б) У родителей и деток вся одежда из монеток. - А что нам подсказывает вторая отгадка? «Что это за одежда?» - Какие признаки рыб можно назвать, с помощью загадок? - Посмотрите на доску, какую форму имеет чешуя у рыб? Слайд 9 Рассказ учителя. - Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения. 2.Игра «Кто больше?» (между группами) 1 группа- 1 ряд, 2 группа- 2 ряд, 3 группа- 3 ряд. –Вспомните, каких рыб вы знаете. Называйте, не повторяйтесь. - Ребята, а все ли рыбы одинаковые? -А что у них общего? - Давайте проверим наше предположение, используя материал учебника. (Организует работу по учебнику) -Рассмотрите строение рыб на рисунке с.34,сравните с доской. Слайд10 Покажите своему соседу по парте все части рыбы. Поменяйтесь ролями. (оценка с помощью светофора). Физкультминутка. Рыбки плавают, ныряют в тихий солнечный денек. То согнутся, разогнутся, То зароются в песке. 3.Работа по учебнику с.35. -Рассмотрите рисунки на с.35. -Какую новую информацию о рыбах вы узнали? -Почему рыб называют речными? Слайд 13 - Какая вода в реках и озёрах? - Несолёная вода называется – пресная. - Каких рыб могла встретить Черепаха в реке? Найдите в учебнике иллюстрацию, на которой изображены речные рыбы, положите на нее руку. - Давайте окунёмся в реку и посмотрим, какие речные рыбы бывают, сравним с иллюстрацией. Слайды 14-18 - Чем покрыто тело рыб? Обратите внимание, что у сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. Слайд 19 - Почему рыб называют морскими? - Какая вода в море, океане? - Найдите, где изображены морские рыбы, положите на иллюстрацию руку. - А теперь спустимся на дно моря и посмотрим, каких рыб может встретить Мудрая Черепаха там и сравним с иллюстрацией в учебнике. Слайды 20-24 Рассказ учителя о камбале. Я сейчас расскажу вам об очень интересной морской рыбе- Камбала. Найдите ее изображение на рисунке в учебнике. Ляжет камбала на песчаное дно - и не видно ее. Однажды проделали опыт: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба - вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли. Про камбалу много интересного можно рассказать. У камбалы - крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малек камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим - вниз, на дно. Но постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает «перебираться на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым. Физкультминутка для глаз. Слайд 25 1. Сделайте 10 колебательных движений глазами по горизонтали справа- налево, затем слева- направо. 2. 10 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз- вверх. 3. Сделайте по 10 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны. 4. Быстро поморгайте глазами. | Читают (слушают) загадки, извлекают информацию из текста загадок и отгадок. - Рыбы живут в воде, в речке, в озере, в море, в аквариуме. - Тело рыбы покрыто монетками- чешуёй. - Рыбы живут в воде и у них есть чешуя. - Чешуя имеют форму круга (не ровного круга) Слушают информацию учителя. Актуализируют субъективный опыт. Перечисляют рыб, которых знают. - Рыбы не все одинаковые- есть большие- маленькие, есть красивые и не очень. - У них есть голова, туловище, плавники и хвост. Извлекают информацию из иллюстрации: показывают и называют части рыб.(Парная работа) Выполняют упражнения. - Рыбы бывают речные и морские - Речные рыбы живут в реке, озере . - Вода в реках и озёрах не солёная. Перечисляют рыб с иллюстрации. Тело рыб покрыто чешуёй. - Морские рыбы живут в море, океане. - Вода в морях и океанах солёная.
Слушают информацию о камбале. Выполняют упражнения. | ||
Первичное закрепление нового знания. | 1. Игра «Засели водоём» (На партах конверт с картинкой реки и моря, конверт с различными рыбами) Слайд 26 -Распределите картинки с рыбами по водоёмам. - По какому признаку распределили? - Могут ли речные рыбы жить в море, а морские в реке? Почему? - Действительно, речные и морские рыбы живут в своей среде. | Работают в парах. - Одни рыбы живут в реке, а другие в море. - Нет. Они не смогут жить в воде, которой не привыкли. | ||
Применение нового знания. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 1. Работа в тетрадях. - Открываем рабочие тетради на странице 24. Применим наши знания для выполнения заданий № 1. - Рассмотрите рисунки. Каких рыб вы узнали по их силуэтам? - Выполните задание. (Проверка) 2. Части тела рыбы. Слайд 28 - Хочу посмотреть, какими вы были внимательными. Я буду показывать части тела рыбы, а вы их называйте. | Дети узнают и называют рыб по силуэтам, относят их к одной из групп, проверяют с помощью учебника. Называют части тела рыбы | ||
Результат.
1. Итог урока Создание ситуации личностного развития. 2. Рефлексия. | - Вот и закончилось наше изучение рыб. Сейчас мы сможем точно ответить на вопрос: Все ли животные, живущие в воде и умеющие плавать рыбы? -Вернёмся к учебной задаче. Можем ли мы теперь сказать Муравьишке, каких животных называют рыбами? (Кто такие рыбы? Чем покрыто тело рыбы? Как рыбы передвигаются в воде?)
- На какие две группы можно разделить рыб? -Приведите примеры речных (морских) рыб.
3. Ответы на вопросы. Слайд 27 Подумайте и ответьте на вопросы по выбору: - Оцените свою работу сигнальными карточками. - Критерии самооценки:
- очень хорошо;
- хорошо;
- старался, но не всё получилось. - Выберите и продолжите любое предложение. На сегодняшнем уроке я узнал … На этом уроке я похвалил (а) бы себя за … После урока мне захотелось … Сегодня я сумел (а) …
| Применяют новые знания. - Рыбы- это животные, живущие в воде , двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуёй. -Речные и морские. Приводят примеры речных и морских рыб. Выбирают вопрос, на какой хотят ответить. Дают свои ответы. Ребята оценивают свою работу с помощью смайликов. По цепочке продолжают предложения. | ||
3. Домашнее задание (по желанию) | - На листочках у вас распечатано задание, посмотрите. - Предлагаю вам: 1) творческое задание: научиться рисовать рыб в рабочей тетради с.24 №2; 2)индивидуальное задание: Устное описание рыбы по плану. - Спасибо всем за урок. | Дети следят по листочкам. |