12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Самсоненко Татьяна Петровна29
4

Технологическая карта урока по русскому языку "Предлог, его роль в речи. Правописание предлогов со словами"

Конспект урока: Самсоненко Татьяна Петровна

Место работы: МБОУ «Замишевская СОШ»

Должность: учитель начальных классов

Учебно – методический комплект: « Перспектива» ,учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина .Класс: 2



Тема: Предлог, его роль в речи. Правописание предлогов со словами

Цели: добиваться осознанного усвоения новых знаний и формирование практических умений, научить распознавать предлоги, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету русского языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.

Планируемые результаты:

-личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные:

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

высказывать свое предложение


коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

.

- предметные: умения отличать предлоги от других частей речи, правильно употреблять их в речи и писать;

, формировать навык устной и письменной речи.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, литературное чтение.

Методы обучения: Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый


Формы работы учащихся: фронтальная работа с учащимися (индивидуальная работа детей, работа в парах и групповая работа Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, карточки,

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Психологи-ческий настрой

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Будем мы читать, писать, строить предложения, чтоб сегодня, как всегда, к нам удача в руки шла.

Релаксация под музыку П.И.Чайковского «Подснежник» весенние цветы.

. Представьте, что на ваших ладонях лежит цветок. Это цветок добра. Чувствуете, он согревает вас. Ваши руки, тело, душу. Вас обвевает тёплый ласковый ветерок, будит воображение, придаёт бодрость, заряжает энергией. Вот с таким настроением мы и начнём урок русского языка. Что необходимо взять с собой? (внимание, память, ум, книги, ручки, хорошее настроение,)

- Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке

Записываем число,кл.работа


Задаёт вопросы.

Читает стихотворение.








Звучит музыка П.И.Чайковского «Подснежник» весенние цветы.








Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Отвечают на вопросы.



Записывают число,кл.работа




КУУД:

готовность к деятельности: слушать и вести диалог, положительная эмоциональная направленность.

2.Минутка чистописа-

ния.

Посмотрите на картинки и ответьте на вопрос. Где на уроках литературы мы встречались с этими животными?

 - Назовите сказки, в которых герои заяц, лисица и медведь.

-Что объединяет эти слова? (словарные слова, сущ.)

-Вставьте пропущенные буквы.

-Как вы думаете, какие буквы будем писать сегодня во время минутки чистописания

-Сегодня на чистописании мы будем повторять написание этих строчных букв.

:Чем написание строчной буквы отличается от заглавной?

яие  иея    еяи

- Ребята посмотрите, что – то случилось со словами. Давайте исправим ситуацию. Что для этого нужно сделать

Словарная работа

Вставьте пропущенные буквы,объясните орфограммы. (Цепочкой).

- Какие орфограммы встретились в словах?

Туч*ка, п*щит, з*леный, м*ро*, под, б*ю, пр*рода, бл*стит, у*кая, б*льшая.

- Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

- Сколько будет групп? Какие ?

- Запишите слова в три группы самостоятельно:

- Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи?

- Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи?

- Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи?


Показывает картинки с изображением животных . Слайд


На доску вывешивает слова: За…ц,              л…сица,           м..дведь.

















(слайд)

(Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде).







Ответы учащихся


( В сказках.)





?(Те буквы, которые вставили в слова – и, е, я.)








Дети объясняют написание пропущенных букв по цепочке Проверка











Записывают слова группами

ПУУД:

характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение,

строить логическое рассуждение.

ЛУУД: применять правила делового сотрудничества.

РУУД:

оценивать результаты деятельности

3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

На доске пословица: Знайка по дорожке бежит,  незнайка на печи лежит.

 - Как понимаете значение этой пословицы? (Кто такой знайка, незнайка? Можно стать знайкой,  ничего не предпринимая? Значит, чтобы  знать, нужно двигаться по ступеням знаний, добывать новые знания. А тот, кто не добывает новых знаний,  он не двигается, значит,  он незнайка)

- Надеюсь, что вы не будете стоять на месте, и что работа на уроке обогатит вас знаниями.

- К какой части речи относятся слова  знайка, незнайка? Дайте характеристику существительным  знайка и незнайка.

- А знаете ли вы случаи, когда существительные знайка, незнайка стали именами собственными?)

- Кто уже читал эту книгу? Впереди лето, у вас будет возможность прочитать её-

Какой раздел мы с вами сейчас изучаем? ( Части речи.)

Какие части речи вы уже знаете? (Сущ., гл., прил., местоим.)

- Что такое имя существительное?

- Что такое глагол?

- Что такое имя прилагательное?

Спишите пословицу с доски.

- Какое задание можно предложить к данному предложению? (Определить и надписать части речи )

- Выполняйте.

- Назовите существительные, прилагательные, глаголы, местоимения.

- Подчеркните слова, у которых вы не определили часть речи.

- Прочитайте эти слова. Может это и не часть речи вовсе

- Тогда поставьте к ним вопросы.

.

- Может, кто-то знает, как называются эти слова?


Задаёт вопросы.

Слайд-пословица











(В книге Н. Носова Приключения Незнайки и его друзей













(Знайка –кто?сущ..одушевлённое, нарицательное , ед.ч. Незнайка- кто? сущ.. одушевлённое, нарицательное , ед.ч.)














(Часть речи, т.к. мы их употребляем в речи. Все слова в русском языке относятся к какой-либо части речи.)


К этим словам нельзя поставить вопрос

РУУД: ставить учебную задачу, корректи -

ровать деятель-

ность,осу-

ществлять пошаговый контроль.

ПУУД: умение структури-

ровать знания.


4.Постановка учебной задачи

- Итак, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

Какие цели поставите перед собой? - -

Молодцы, вы всё сказали правильно, а теперь за работу


Вспомним алгоритм изучения частей речи.

1. Часть речи

2. На какие вопросы отвечает

3. Что обозначает

4. Для чего нужны

5. Роль в предложении

6. С какими частями речи употребляется


- Одна голова хорошо, а две - лучше, поэтому работать на уроке вы будете в парах. Прежде, чем начать работу повторим правила работы в группах и парах.

Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.


Тема урока «Предлог, его роль в речи. Правописание предлогов со словами»

Задает вопросы









Вспомним алгоритм изучения частей речи.

запись на доске

слайд










Ответы учащихся


Мы будем говорить о предлогах)



Сегодня на уроке мы будем изучать: что такое предлог, для чего нужны предлоги, и как они пишутся с другими словами.


Комментировать во время письма

.Проверять то, что написали ответы учащихся



Работа


РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность ,осуществлять пошаговый контроль.

ПУУД: умение структури-

ровать знания.


5. Первичное закрепление

Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей. У вас на парте лежит карточка. Прочитайте.


(Паучок спустился со стебля листок, листка цветок. Собрал свои восемь ног вместе голове, брюшко повернул небу. Ветерок оторвал паучка цветка. Летит паучок травой паутинке. Зацепилась паутинка травинку, порвалась. Паучок отлетел зелёную траву.)


- Что вы заметили? Обсудите в парах. Сделайте вывод

- Учебник на стр.111, упр.155Обсудите в парах, какие предлоги вы вставили бы. Вставьте пропущенные предлоги. В тетрадях пишите аккуратно.

- ВЗАИМОПРОВЕРКА. Чтение текста вслух.

- Оцените своего товарища.

-ВСТАНЬТЕ ТЕ, У КОГО РАБОТА ВЫПОЛНЕНА БЕЗ ОШИБОК. ТЕ, У КОГО 1-2 ОШИБКИ. У НАС ПЕРВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ, ПОЭТОМУ НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ, ВСЁ У ВАС ПОЛУЧИТСЯ.

Как вы озаглавили текст? Назовите предлоги, которые вы использовали.

- Давайте хором прочитаем, какие ещё бывают предлоги.

.

- В русском языке около 200 предлогов. Но мы с вами работаем с самыми распространёнными.

- Попробуйте сформулировать правило, для чего нужны предлоги. Обсудите в парах.

ПРОГОВОРИТЕ ПРАВИЛО ДРУГ ДРУГУ В ПАРАХ.

. ! .Игра «Нужный предлог» Возьми из корзины предлог и свяжи слова.

Добежал …ворот

Въехал …гараж

Отъехал … дома

Наехал … камень

Скатился…горы

Предлагает задание на карточках







Обсудите в парах. Сделайте вывод






.

Работа по учебнику.- Оцените свою работу. (Выбирают смайлики)








Слайд









Игра «Нужный предлог»



Работа по карточкам.

Выполняют задание











Работа в парах


Делают вывод(Не хватает слов. Без них не получается предложение, а только набор слов).



Оценивают работу


Взаимопроверка





(На, с, к, от, над, в, за.)


Вывод: Предлоги нужны для связи слов в предложении, т.е. помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.

ПУУД:

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи

Физическая

минутка


Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – 
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – 
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – 
Крылья сложили опять.




6.Применение и осмысление полученных знаний. Включение в систему знаний и повторение.

- С греческого языка слово предлог переводится так: «пред» перед, «лог» слово, т.е. перед словом. Ещё раз обратимся к тексту про паучка. Обсудите в парах, перед словами какой части речи стоят предлоги? Сделайте вывод, с какой частью речи употребляются предлоги.



3. Наблюдение над раздельным написанием предлогов и других слов.

- Запишите под диктовку: (один у доски) Зарубить на носу, душа ушла в пятки, в двух шагах.

- Как вы понимаете эти выражения? Эти выражения называются фразеологизмами..

.

ПРОГОВОРИТЕ ПРАВИЛО В ПАРАХ.


4. Устные упражнения в правильном употреблении предлогов в речи.


)- А сейчас мы попробуем найти предлоги на картине Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»

- Что вы видите на переднем плане?
На переднем плане изображены берёзы.

- Что вы скажете о них?

На ветках сидят грачи. Они вернулись в свои гнёзда. Над деревьями летают птицы.

-Что изображено справа от берёз?

Справа от берёз видно большую лужу(ручей).

- Что мы видим за берёзами?

За берёзами мы видим церковь с колокольней.

-А ещё дальше?

За церковью расстилаются поля.

- Что скажете о небе?

В небе плывут белые облака.

- Как вы думаете, природа уже проснулась?

Природа ещё не проснулась от зимнего сна.


- Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но ещё любовь и верность этих птиц своей родине. Здесь изображён тихий скромный уголок России, но для грачей он самый дорогой, и выводить своё потомство они будут только здесь. Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику.

- Если быть внимательным и любознательным, то можно сюжет любой картины связать с русским языком.

2.Игра «Исправь ошибки» Исправьте выражения, правильно употребив предлоги:

Выбросили с окошка Выбросили из окошка

Средство для моли Средство от моли

Уверенность о победе Уверенность в победе

3.Дополни предложения

сидит на…

бежит за…

стоит под…

лежит в…

смотрит из…

Закрасим следующий лучик

4. Самостоятельная работа. Найди ошибки

1.Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик.

Мяч за бросили всетку ворот.(5 ошибок)

.










Слайд




слайд


Задает вопросы.Задание.Исследуйте эти выражения и сделайте вывод: к ак пишутся предлоги с другими словами? Обсудите в парах


Показывает картину.Беседа






слайд




































Работают в парах, обсуждают, делают выводы






Вывод: Предлоги употребляются с именами существительными.


Пишут под диктовку, 1 человек у доски


Вывод: Предлог пишется раздельно от других слов

-








Работа над картиной Саврасова.





























Игра «Исправь ошибки








Дополняют предложения

РУУД: корректировать деятель-

ность: вносить изменения в процесс,

анализировать.

ЛУУД:

принимать правила делового сотрудничества.

ПУУД: классифицировать объекты:

объединять в группы по существенному признаку.

Выполнять учебные задачи,не имеющие однозначного решения.

КУУД: анализировать и исправлять деформированный текст.

Владение монологической и диалогической формами речи.

Итог урока

Знания, полученные на уроке, вы можете зафиксировать на карточках.

Работаем в группе.

Начало фразы соединить с правильным ответом.


Предлог это

- слово
- часть алфавита
- часть слова



Предлоги пишутся

- слитно с другими словами
- раздельно с другими словами
- по-разному


Предлоги служат

- для связи слов в предложении
- не нужны совсем
- для красоты речи


Сверяем со слайдом.



Слайд -проверяем

Работа в группе, по карточкам


7.Рефлек

сия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения- Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

- Какой была тема урока?- Какие цели вы ставили

Ребята, какие знания «унесёте» сегодня домой?

Какие задания показались простыми, а какие вызвали трудности?

Вот и кончился урок, он пошёл, наверно, впрок.

3.Самооценка 

Оцените свою работу на уроке. Приготовьте свои конверты с капельками из моря знаний. Если вам на уроке было всё понятно, легко и комфортно работать, приклейте зелёную капельку в тетрадь, если были затруднения - приклейте желтую, если в этой теме для меня осталось много непонятного– приклейте красную..













(слайд


РУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии.

ЛУУД:мотивировать свои действия,

выражать положительное отношение к процессу познания.

Домашнее задание

- В конце урока сюрприз - подарок: памятка в стихах по теме урока. Дома выучить это стихотворение и вложить в папку для памяток, подобрать три пословицы о дружбе с разными предлогами и записать их в тетрадь.

Предлог

Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твёрдо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руку помощи даёт.
Им помогает, связи бережёт.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.