Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по временам»
Технологическая карта урока русского языка
изменение глаголов по временам
Ф.И.О. : Шабанова Ирина Викторовна
Класс: 3
Учебник: «Русский язык» 3 класс, Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, М «Просвещение»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: организация деятельности по формированию представлений о разновидности временных форм глагол.
Задачи урока
- Повторить изученные признаки глагола.
- Ввести понятие «изменение глагола по временам», выявить особенности временных форм.
- Развивать речь учащихся при образовании грамматических форм времени глагола.
- Воспитывать в учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.
Задачи УУД:
Познавательные (мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и классификация по признакам)
Регулятивные (планирование, целеполагание, постановка учебных задач, самоорганизация)
Коммуникативные (работают в группах, участвуют в исследовании, оформляют свои мысли в устной и письменной форме)
Личностные (формирование мотивации, оценка деятельности )
Основное содержание темы Актуализация знаний о глаголе. Изучение временных форм глагола, освоение правил определения времени глагола.
Методическое обоснование урока В основе методики проведения урока лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение новых умений с помощью правил и творческих заданий. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств ИКТ, составляющих единую информационно-образовательную среду урока. Учащиеся сами открывают тему урока, это происходит в процессе диалога по обсуждению созданной учителем проблемной ситуации (ситуация затруднения - создаётся в процессе выполнения заданий). Принятие учебной задачи происходит в процессе обсуждения основной проблемы урока. Учащиеся выполняют практические групповые задания: выделяют главное (времена глагола: настоящее, прошедшее, будущие; как изменяется глагол по временам); осознают понятия (применяют знания на практике, т.е. выполняют задания); обобщают (находят различие между глаголами (по временам), раскрывают понятия. Основные технологии: Урок в рамках системно – деятельностного подхода, использование ИКТ. Формы Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная |
|
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||
1 |
Мотивирование к учебной |
Приветствует учащихся. -Прозвенел уже звонок Начинается … (урок)
Запрещается лениться, Не болтать и не крутиться, А трудиться и учиться, В жизни это пригодится.
|
Проверяют готовность к уроку. |
(Р)волевая саморегуляция (Л) нравственное развитие личности |
||||
2 |
Актуализация знаний.
|
Слов, какой части речи больше всего в четверостишии? Верные и неверные утверждения А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы знакомы с глаголом, используем ключевые слова по теме «Глагол» Глагол – это самостоятельная часть речи? (да) Глагол отвечает на вопрос: какой? чей? (нет) Глагол обозначает действие предмета? (да) Глагол изменяется по числам? Глагол в предложении является сказуемым? (да) Глагол бывает совершенного и несовершенного вида?
Но на схеме осталась лишняя информация о глаголе. Вы согласны? А хотите узнать ? Загадка Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно.
А что такое время? Какие единицы времени вы знаете? (Часы, дни, сутки, года)
языка и прочитаем, что же такое время. Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время –продолжение случаев, событий, дни за днями и века за веками, последовательное течение суток за сутками. -Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время. Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время –продолжение случаев, событий, дни за днями и века за веками, последовательное течение суток за сутками.
- Какие пословицы о времени вы знаете? (Делу время, потехе час, Время – не птица, за хвост не поймаешь. Всему своё время. птица, за хвост не поймаешь. Всему своё время.)
|
Глаголы
Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают что ранее известно, и что предстоит узнать.
Выслушивают мнение одноклассников, дополняют.
Отгадывают загадку Время
Отвечают на вопросы
Работа со словарем
|
(Р) самоконтроль: учатся формулировать ответ; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение (Л) самооценка, оценка результатов других детей, фиксация собственных затруднений. |
||||
3 |
Постановка учебной задачи
|
Рифмовка «Время» свяжем мы с глаголом. Теперь слова соединим, Тему урока определим. Известна тема – цель поставим. Время будем изучать, Да к глаголам применять, Его виды называть, По признакам определять.
|
Рассуждают, выявляют различия глаголов, формулируют тему урока, ставят задачи
|
(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
||||
4 |
Открытие нового знания |
Прочитайте слова: рисовал, рисует, нарисует, будет рисовать. -Что их объединяет? -Чем отличаются друг от друга? - Определите, когда происходит действие? - Что нам может помочь? - Заполните карту – скобку.
- Будем учиться применять свои новые знания. «Прошедшее время- То, что прошло: «Вчера мы писали», «Солнце ушло». Настоящее время Приходит теперь: «Мы пишем имя», «Бегает зверь», Будущее время Ещё не пришло: «После уроков Пойдём мы в кино» (В.Волина.)
|
Это глаголы. Формулируют своё мнение. -Вопросы. Формулируют выводы.
|
(Р) формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
Формирование коммуникативной грамотности |
||||
|
||||||||
4 |
Физическая минутка |
Я назову вам глаголы, если это: – глагол настоящего времени – стойте смирно; – глагол прошедшего времени – присядьте; – глагол будущего времени – ходьба на месте. (Глаголы: ходил, красит, польет, водит, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, запоют, живет, зазеленеет, цветет).
(Р) волевая саморегуляция следование правилам игры (П) развитие слухового восприятия и определения времени глаголов на слух |
||||||
5 |
Первичное закрепление |
Защита проекта Разделить класс на три группы. Дети будут оформлять на листе бумаги остров, названием которого будет одна из временных форм. Ее они назовут, когда будут представлять свою работу, предварительно выполнив классификацию природных явлений, происходящих в природе весной. Каждая группа выберет те явления, которые соответствуют словам-помощникам «было», «есть», «будет».
|
Выполняют задания, контролируют свою деятельность, поясняют свои ответы, слушают мнение одноклассников.
Например, «На моем острове изображены события, которые соответствуют слову «было»: прошли вьюги и метели; ушли лютые морозы; на полях растаял снег; потекли ручейки. Здесь употребляются глаголы: прошли, ушли, растаял, потекли. Они обозначают действия, которые происходили в прошлом. Значит, время, в котором употреблены эти глаголы, прошедшее». . |
(Р) нацеливание на выполнение задания, определение последовательности выполнения задания (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (Р) формулировать и высказывать своё предположение.
|
||||
6 |
Самостоятельная работа
|
Используя полученные знания, поработаем на платформе Я Класс Какое утверждение правильно? Уровень сложности: легкое Уровень сложности: среднее
|
Выполняют задания, контролируют свои действия, следуют правилам выполнения задания.
|
(Р) оценка, контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; (Л) самоопределение |
||||
|
|
Уровень сложности: сложное
|
|
|
||||
|
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
|
Субъективная аналогия. -Каждая группа представит себя в виде глагола определённого времени. Используя приём олицетворения, опишите, как вы себя чувствовали бы в роли глагола настоящего, прошедшего и будущего времени. Можно использовать ответы на вопросы: -Каково быть..? - Как бы себя чувствовал…? - Какой бы была жизнь…? - Нравится ли вам быть…? |
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, осуществляют взаимопомощь. Каждая группа читает получившийся рассказ.
|
Формирование социальной грамотности |
||||
7 |
Рефлексия |
|
Выслушиваются ответы детей.
Самооценка учащихся на уроке.
|
(Р) оценка, контроль, коррекция (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
|
||||
8. |
Домашнее задание |
Дает комментарий к домашнему заданию: Выполнение теста на платформе «Дневник.ру»
https://dnevnik.ru/soc/tests/?test=585847&view=details&context=global |
|
|