Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Правописание приставок пре- и при-»
6 класс
Русский язык
Технологическая карта урока
Тема | Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-. | ||||||
Цели | Создать условия для формирования навыка написания слов с приставками ПРИ-, ПРЕ-. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | ||||||
Основное содержание темы | Формирование навыка написания слов с приставками - ПРИ-, ПРЕ-. Актуализация умений определять вид орфограммы: -правописание приставок со словами; - слова с приставками, оканчивающимися на З, С.; - слова с приставками ПРЕ-, ПРИ-; | ||||||
Термины и понятия | Приставка; алгоритм; орфограмма; лексическое значение | ||||||
Планируемый результат | |||||||
Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - осознание успешности при изучении темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - определять орфограмму и обосновывать своё мнение; - использовать приобретенные знания при составлении и оформлении текста. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - соотносить учебные действия с известным алгоритмом; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Предметные умения - определять орфограмму в слове; - обозначать орфограмму в слове; - составлять и писать предложения со словами, имеющими данную орфограмму. | |||||
Организация образовательного пространства | |||||||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |||||
Литература, культура речи | Информационный материал Учебник «Русский язык» 6 класс Дидактический материал Карточки с учебными заданиями Презентация | фронтальная парная групповая | |||||
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||||||
I этап. Самоопределение к деятельности /постановка учебной задачи/ | |||||||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат | |||||
- Мотивировать учащихся к изучению темы. | На слайде 1 написаны слова: Сшить, бесполезность, беспокойство, преумный, исписать, расчёт, рассвет, восход, приплыть, пришить, слепить, беззаботность, приморский, пристроить, сжечь, беззвездный, преломить, сделать, расписание. Прочитайте слова вслух. Объедините их в группы по орфограммам. Слайд 2 Учащиеся предлагают объединить слова в три группы, но дискуссия показывает, что им не хватает знаний и умений для объяснения правописания слов с приставками ПРЕ-, ПРИ-. Почему трудно выполнить это задание? Какой вопрос возникает при выполнении этой работы? Что нам требуется, чтобы разрешить спор? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Слайд 3 Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Слайд 4
| Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы. | |||||
П этап. Учебно-познавательная деятельность /учебные действия/ | |||||||
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Планируемый результат | |||||
Цели: • Подвести учащихся к решению проблемы : когда в словах пишутся приставки пре-, при-. • Актуализировать умения: - формулировать задание к упражнению; - находить данную орфограмму в словах, обосновывать своё мнение; - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; | Задание 1 (З) Обратимся к словам, записанным в 4 столбика. прибыть прилепить приусадебный (участок) приоткрыть приплыть пришить пригородный (маршрут) притронуться прискакать приклеить приморский (городок) прилечь Слайд 5 Сравните слова в каждом столбике. Что объединяет слова в каждом столбике? Общее лексическое значение. Какое значение имеют слова в 1, 2, 3, 4 столбиках? Приближение, присоединение, близость к предмету, неполное действие. Слайд 6 Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с приставкой ПРИ ? Определить их лексическое значение. Какие значения имеют слова с приставкой ПРИ? Обратимся к словам с приставкой ПРЕ-. Слайд7 Прескучный (человек) преградить пренеприятный (поступок) претерпевать преинтересный (рассказ) преодолеть Что объединяет слова в этих двух столбиках? Общее лексическое значение. Какое общее значение имеют слова в каждом столбике? Слайд 8 Чтобы не допускать ошибок в написании слов с приставками пре-, при-, необходимо выработать алгоритм действий.
Вырабатывание алгоритма действия. (Работа в группах). Слайд 9 1. Произнеси слово. Определи лексическое значение приставки. при- пре-
Запиши слово, выделяя орфограмму. Задание 2 (П) Выборочный диктант. Используя алгоритм, выписать слова с приставками пре-, при- . Слайд 10 1 ряд - слова с приставкой при-, имеющей значение присоединения. 2 ряд - слова с приставкой при-, имеющей значение приближения. 3ряд - слова с приставкой пре-, близкой по значению со словом очень. Пр..ближаться, пр..спокойный, пр..ползти, пр..шить, пр..смешной, пр..крепить, пр..красный, пр..плыть, пр..винтить, пр..добрый. Слайд 11 Проверка: Слайд 12 Задание 3 (У) Найди ошибки. Напиши эти словосочетания правильно. Слайд 13 Прикусить язык, прЕвстать со стула , прибежать быстро, прИвкусное пирожное, преодолеть прИпятствия, прИкрасный сад, прелестная девушка, прИстегнуть ремень, прИзлой волк, прилететь утром. Объясните написание приставок во исправленных словах. Проверка: слайд 14 | Познавательные умения: - определять слова с данной орфограммой и обосновывать своё мнение; Регулятивные умения: - формулировать задание к упражнению; - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - выполнять задание в рамках учебного диалога. - правильно и уместно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения: - рассказывать алгоритм определения орфограммы; - находить слова с приставками при-, пре-, объяснять их написание.; | |||||
Диагностика качества освоения темы | |||||||
Цели - установить степень усвоения темы, а именно: - определять орфограмму; - определять верное написание приставок; - выполнять задания в соответствии с целью. | Выполните контрольное задание, затем обменяйтесь с товарищем тетрадями и проверьте друг друга. Замените словосочетание одним словом с приставкой при- или пре-. Слайд 15 Расположенный у берега (прибрежный); слегка задуматься (призадуматься); участок около школы (пришкольный); слегка открыть (приоткрыть); слегка задеть что-либо (прикоснуться); Расположенный у дороги (придорожный), спуститься с неба на землю (приземлиться),очень длинный (предлинный), соединить при помощи клея (приклеить). Проверка: Слайд 16 | Регулятивные умения: - выполнять задания в соответствии с целью; – проверять написание слов, вносить исправления. Предметные умения: - определять орфограмму; - определять верное написание приставки; -объяснять написание приставки | |||||
III этап. Рефлексивная деятельность /самоконтроль и самооценка/ | |||||||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | |||||
Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. | I. Задание на самоанализ. Слайд 17 Закончите предложения: 1. Я хочу научиться правильно писать слова с приставками пре-, при-, потому что…….. 2. Чтобы правильно написать слова с приставками пре-, при-, надо…….. II. Задание на самооценку. Слайд 18 Закончите предложения: Я (очень, не очень) доволен(льна) собой, потому что (смог(ла), не смог(ла)) написать правильно слова самостоятельно. Домашнее задание. Слайд 19. Упр. 250(для слабых учащихся); Упр. 251 (для средних и сильных учащихся | Личностные умения: - оценивать результат учебной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить полученный результат с поставленной целью. |
Потамошнева Наталья Алексеевна