Технологическая карта урока русского языка во 2 классе Тема: «Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?»
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Тема: "Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?"
Цель: создать условия для приобретения новых знаний при организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению типа текста с применением приёмов и методов, направленных на формирование читательской компетентности школьников.
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Планируемые результаты:
1. Личностные УУД: формировать положительную мотивацию учения, осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
2.Метапредметные УУД:
Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке, определять порядок своих действий;
оценивать выполнение своей работы, исходя из имеющихся критериев, работать по образцу, алгоритму, сравнивать с эталоном.
Познавательные:
- находить необходимую информацию в учебнике, находить в тексте информацию, данную в явном и неявном виде; распознавать достоверную, недостоверную информацию;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов: находить в тексте конкретные сведения, факты; делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять план текста; вычленять в тексте основные сведения, устанавливать их последовательность; находить в тексте ключевые слова; формулировать выводы, подтверждать их примерами из текста; использовать разные типы текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь между понятиями (определениями), выделяя существенные признаки;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; использовать знаково-символическую систему.
Коммуникативные:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и её обосновать, приводя аргументы; высказывать оценочные суждения в соответствии с критериями оценки; обосновывать свою точку зрения (приводить факты, примеры).
3. Предметные УУД: познакомиться с новым типом текста (повествование), учиться самостоятельно анализировать содержание текста, знать особенности текста-повествования и распознавать данный тип текста; понимать роль глаголов в тексте-повествовании.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Структура урока
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Актуализация знаний.
Формулировка темы задач урока.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Подведение итогов. Рефлексия.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Кодификатор УУД | ||||||||||||||||||||||||
1. Орг. момент. Мотивация учебной деятельности обучающихся | - Начинаем урок русского языка. А начать мне его хочется со стихотворения Семена Данилова, поэта из Якутии: Я ко всем наукам ключ имею. Я со всей вселенною знаком. Это потому, что я владею Русским всеохватным языком. -Ребята, скажите, пожалуйста, что значит владеть русским языком? (Правильно и красиво говорить, а также грамотно и красиво писать). Этим мы и занимаемся на уроках русского языка и литературного чтения. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Л: формировать положительную мотивацию учения, осознавать свои возможности в учении Р: планировать учебную деятельность на уроке, определять порядок своих действий | ||||||||||||||||||||||||
- А я вам предлагаю сделать открытия. Вы готовы к новым открытиям? Тогда приступаем к работе. Начинаем наш урок-исследование. Ученых, которые исследуют, изучают язык, называют лингвистами. Вот и мы сегодня побудем учеными-лингвистами. Записи мы будем вести на специальном бланке (показ бланка, см. Приложение) - Итак, рядом с первой звездочкой напишите 1 марта. Чтобы узнать тему урока, нам придется выполнить ряд заданий. | Слушают, записывают дату. | ||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний | 1. Сначала – подготовим руки к письму – разотрем ладони. 2. Проведем минутку чистописания и соединим со словарной работой. - Ваша задача – отгадать мою загадку, произнести орфографически отгадку, назвать орфограммы в отгадке и записать первую букву отгадки на строчке под числом. (Учитель вывешивает карточку с первой буквой отгадки, написанную каллиграфическим почерком) Загадки Под обложкой — клеточки, Кто пушистый у воды Моет сладкие плоды? Прежде, чем отправить в рот, Полоскает их... Енот 3. Что за комната такая? Очень светлая, большая, Парты ровными рядами, А за партами мы сами. Класс
- Я пришёл к вам по делам. Над поленом наклонился – И полено пополам. Топор - Прочитайте слова, которые на доске: Говорит, любят, аплодирует, гуляют, обходит, ломают. - К какой части речи отнесем эти слова? На какие группы их можно поделить? Какое еще правило о глаголе мы знаем? - Запишите первые буквы этих слов рядом с буквами, которые мы записали ранее. - Какие слова у нас получились? Прочитайте. (ТЕКСТ ГЛАГОЛ) - Что мы знаем о тексте? -Текст - это несколько предложений, расположенных в определенном порядке и связанных по смыслу. - Текст можно озаглавить. - В тексте можно определить тему и главную мысль. -Текст можно разделить на три части (начало, основная часть и концовка) - К тексту можно составить план. | Выполняют пальчиковую гимнастику. Слушают загадку, произносят отгадку орфографически, называют орфограммы, записывают первую букву после показа учителя. Читают слова, отвечают на вопросы, группируют, вспоминают и рассказывают правила о глаголе. Записывают первые буквы слов, читают получившиеся слова, называют признаки текста. | Р: работать по образцу, алгоритму, сравнивать с эталоном П: находить в устном тексте информацию, данную в явном и неявном виде | ||||||||||||||||||||||||
3. Формулировка темы и задач урока | Все ли мы знаем о глаголах и тексте или еще не все? - Почему эти 2 слова я вам предложила? Предположите, какая будет тема урока? Какие задачи поставим перед собой? Что нам надо узнать? Чему будем учиться? -Чтобы узнать, с каким типом текста мы будем работать, я предлагаю выполнить первое исследование. Прочитайте задание 1. | Называют тему урока, формулируют задачи | Р: планировать учебную деятельность на уроке | ||||||||||||||||||||||||
4. Первичное усвоение новых знаний | Задание 1. Прочитай два текста и сравни. Как можно назвать каждый из них? Текст 1. Куница – зверек хищный. Гибкая, ловкая, быстрая, отлично бегает по земле. - О ком этом текст? Какая она? Для чего нужны эти слова? Помогают представить зверька, описывают его. Как назовем этот тип текста? (Описание) (Учитель расширяет кругозор детей, предлагает дополнительную информацию о кунице). Текст 2. Наступила весна. Возвращаются перелетные птицы. Они строят себе гнезда. В гнезде тепло и уютно. - О ком этом текст? Что о них говорится? Можно ли этот текст назвать рассказом? Кто слышал, как такой тип текста называется? - Вот именно с текстом –описанием мы сегодня и будем работать. Давайте уточним тему: Текст-повествование и роль глаголов в нем. Мы постараемся ответить на вопросы: Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?) -Какую цель мы поставим на уроке? (Узнать, что такое текст-повествование? Какие особенности имеет текст - повествование? Для чего используется текст- повествование и какова роль в тексте глаголов?) Ученые перед исследованием выдвигают гипотезу (предположение), а потом ее проверяют. Я тоже вам предлагаю выдвинуть гипотезу. Посмотрите, на записи далее. Вам предлагаются утверждения. В колонке со словом ДО , (т.е. до изучения темы) отметь знаками утверждения + согласен, не согласен, ? - сомневаюсь) Первое вместе разберем: Прочитай утверждение:…. Если вы согласны, то ставите +, …. Выполните далее сами. Проверка - Встаньте те, кто считает, что …
- Почему у нас получились разные варианты ответов? (Не всю информацию знаем) Что делать? (Искать информацию, узнавать новое) Начинаем открывать новые знания, исследовать текст. Для этого переходим к тексту, который ниже представлен. Прочитайте вслух…. Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!» Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. К. Ушинский - Что мы прочитали? (Текст) - Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу) - О чем этот текст? (Этот текст о солнышке) - Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что, когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.) - Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.) - Сколько частей в этом тексте? (Три) - Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.) Как называются части в тексте, рассказе? - Прочитайте I часть. (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.) - Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста? (Солнышко выплыло и стало рассылать лучи.) - Что случилось потом? Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку.) - Хорошо. А кто такой жаворонок? (Это птица.) - Верно. Посмотрите внимательно на иллюстрацию жаворонка. Вот так он выглядит. Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Размером он чуть больше воробья. Жаворонка называют вестником весны, потому что он прилетает, когда еще не сошел весь снег и поет весеннюю песенку. Послушайте ее (Слушаем песню жаворонка в записи). - О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика. Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку.) - Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика. - Найдите и прочитайте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте. (Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать.) - Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит?(Нам ничего не понятно без глаголов) - Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы? (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа) - Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?) - А теперь представьте, что вам дали задание не рассказать, а нарисовать этот текст. Сколько картинок у вас бы получилось? (Три) - А почему три? (Потому что я бы нарисовала картинку к каждой части текста) - Подумайте, можно ли все события, происходящие в этом тексте изобразить на одной картинке? (Нет) - Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование. | Читают текст, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрацию куницы, слушают информацию. Уточняют тему и цель урока. Работают с гипотезой, отмечая условными знаками утверждения (колонка ДО изучения). Участвуют в проверке – встают, если согласны с высказыванием учителя. Читают текст, анализируют, определяют главную мысль, работают над структурой, составляют план, рассматривают иллюстрацию, слушают звукозапись. Определяют последовательность действий, находят глаголы, проводят лингвистический эксперимент – читают текст, пропуская глаголы. Приходят к выводу, что глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа). Определяют вопрос, который можно задать к тексту и количество картин, которое можно нарисовать к нему. | П: использовать разные типы текстов; формулировать выводы, подтверждать их примерами из текста . П: распознавать достоверную, недостоверную информацию К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и её обосновать, приводя аргументы; высказывать оценочные суждения П:выделять существенную информацию из текста-повествования; находить в тексте конкретные сведения, факты; делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять план текста; вычленять в тексте основные сведения, устанавливать их последовательность; находить в тексте ключевые слова; формулировать выводы, подтверждать их примерами из текста | ||||||||||||||||||||||||
5. Первичная проверка понимания | - На основе беседы попробуйте заполнить протокол нашего исследования (самостоятельно) до 7 пункта ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕКСТА Цель текста_______________________________________________________ Количество частей в тексте_____________________________________________ Количество снимков к тексту (1 или несколько?)__________________________ Вопрос к тексту_______________________________________ Опорные слова ___________________________ Вывод. Это текст-_____________________________________________________ Сравни результаты с правилом в учебнике на с.82 Проверка: фронтально (используются карточки, на доске составляется кластер по ответам учеников) - С каким типом текста мы познакомились? (Текст-повествование) - Какую цель он преследует? (Цель: рассказать о событиях) - Какой вопрос можно задать к тексту-повествованию? (Что случилось?) - Сколько частей можно выделить в тексте-повествовании? (Структура: 3 части) - Как происходят действия? (Последовательно) - Сколько рисунков можно нарисовать к тексту-повествованию? (Несколько рисунков). Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты-повествование от остальных. (Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?) - Что еще можно добавить к этому правилу? (То, что текст – повествование нельзя изобразить на одной картинке) - Хорошо. Вернемся к нашим исследовательским листам. А теперь ваши предположения изменятся? Заполните колонку ПОСЛЕ в таблице. Проверка -У кого мнение изменилось? По какому утверждению? | Самостоятельно заполняют протокол исследования текста («Лист исследования») Участвуют в проверке, отвечают на вопросы учителя, составляют кластер. Читают правило в учебнике, сравнивают со своими выводами. Заполняют таблицу-гипотезу (колонка ПОСЛЕ), отвечают на вопросы учителя, делают вывод о важности научных знаний. | Пр: познакомиться с новым типом текста (повествование), учиться самостоятельно анализировать содержание текста, знать особенности текста-повествования и распознавать данный тип текста; понимать роль глаголов в тексте-повествовании П: преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы; использовать знаково-символическую систему . П: устанавливать взаимосвязь между понятиями (определениями), выделяя существенные признаки | ||||||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление | - Какое следующее задание нужно выполнить? Прочитайте. (Выпиши из текста предложение о жаворонке.) Найдите предложение, которое нам надо выписать. Запишите предложение. Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.) - Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.) - Посмотрите внимательно на это предложение, что еще сделал жаворонок?(Выпорхнул, поднялся и запел.) - Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре) - Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше. Обозначьте знакомые части речи в данном предложении. С какой целью мы выполняли это задание? - Посмотрите на следующее задание. Что такое деформированный текст? Какие умения вы должны показать, выполняя это задание? Задание. Прочитай предложения. Установи последовательность предложений. Обозначь её цифрами слева. У неё было сломано крыло. Он л(е,и)чил птичку. В парке (П,п)етя увидел синич(ь, -)ку. В(и,е)сной синич(ь,-)ка ул(е,и)тела. Мальчик принёс бедня(ш,ж)ку д(а,о)мой. - Расставьте цифры, показывая порядок предложений. Прочитайте получившийся текст. К какому типу он относится? Докажите. Подчеркните глаголы. Зачем они нужны в тексте? - Чему мы учились, выполняя это задание? (Определять порядок предложений, мыслей, что необходимо для правильности речи) | Читают задание, находят предложение, записывают его, определяют грамматическую основу, делают вывод о том, что в предложении может быть несколько сказуемых. Подводят промежуточный итог. - Отвечают на вопросы, планируют действия, указывают порядок предложений, осуществляют проверку, подчеркивают глаголы, определяют их роль в предложении. Подводят промежуточный итог. | П: находить в тексте конкретные сведения, факты; формулировать выводы, подтверждать их примерами из текста П: распознавать достоверную и недостоверную информацию; П: формулировать выводы, подтверждать их примерами из текста; | ||||||||||||||||||||||||
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - Запишите домашнее задание – выучить правило на с.82, придумать и записать рассказ, состоящий из одних глаголов. Самый распространенный вариант рассказа – это высказывание Цезаря: «Пришел. Увидел. Победил». О чем он? О чем вы можете составить рассказ? (Режим дня. Работа на уроке. Мое утро. Мой день…) | Записывают домашнее задание, приводят примеры тем предполагаемых рассказов. | Р: работать по образцу | ||||||||||||||||||||||||
8. Подведение итогов. Рефлексия | - Над какой темой мы работали? Какое открытие для себя сделали? Прочитайте текст нашего открытия, вставляя пропущенные слова (в листе). - Какую роль играют глаголы в Т-П? - Поднимите руку те, кто считает, что тему он понял достаточно хорошо, т.е. знает, что такое текст-повествование, может его отличить от других типов текста, и знает, какую роль играют глаголы. - Поднимите руку те, кто считает, что он не достаточно глубоко понял эту тему, и, возможно, у него будут ошибки при определении текста-повествования. -Поднимите руку те, кто не открыл ничего нового, не понял ничего о тексте-повествовании. (Учитель выставляет отметки за работу на уроке, комментируя). | Отвечают на вопросы, читают вывод, дают оценку своей работе на уроке, качеству усвоения материала. | К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и её обосновать, приводя аргументы; высказывать оценочные суждения в соответствии с критериями оценки Л: осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
__________________________________________
______________*_____________________________________________________
________________________________________________________________________________*______________________________________________________________
____________________________________________________________________
Материал для определения типа текста.
Задание 1. Прочитай два текста и сравни. Как можно назвать каждый из них?
Текст 1. Куница – зверек хищный. Гибкая, ловкая, быстрая, отлично бегает по земле. | Текст 2. Наступила весна. Возвращаются перелетные птицы. Они строят себе гнезда. В гнезде тепло и уютно. |
Гипотеза (предположение). Отметь знаками утверждения (до изучения темы и после: + согласен, не согласен, ? - сомневаюсь)
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
| В тексте-повествовании описывается предмет. | |
| В тексте-повествовании описывается последовательность событий или действий. | |
| К тексту-повествованию можно задать вопрос «Что случилось?» | |
| К тексту-повествованию можно сделать 1 рисунок | |
| К тексту-повествованию можно сделать несколько рисунков. | |
| Опорными словами в тексте-повествовании являются имена существительные. | |
| Опорными словами в тексте-повествовании являются глаголы. | |
Исследование текста.
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
К.Ушинский.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕКСТА
Цель текста_____________________________________________________
Количество частей в тексте________________________________________
Количество снимков к тексту (1 или несколько?)_____________________
Вопрос к тексту_________________________________________________
Опорные слова __________________________________________________
Вывод. Это текст-________________________________________________
Сравни результаты с правилом в учебнике на с.82
Исследование предложения. Выпишите предложение о жаворонке, подчеркните главные члены предложения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа с деформированным текстом. Прочитай предложения. Установи последовательность предложений. Обозначь её цифрами слева. Выпиши глаголы.
У неё было сломано крыло. ________________________________________________
Он л(е,и)чил птичку. _________________________________________________
_________________________________________________
В парке (П,п)етя увидел синич(ь, -)ку.__________________________________________
____________________________________________
В(и,е)сной синич(ь,-)ка ул(е,и)тела.____________________________________________
____________________________________________
Мальчик принёс бедня(ш,ж)ку д(а,о)мой. _______________________________________
Открытие.
Текст, в котором ____________________ о событиях, действиях, происходящих _________________________, называется ____________________________. К таким текстам можно поставить вопросы «____________________?», «Что произошло?».