Технологическая карта урока на тему «Строение и эволюция Вселенной» (11 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Учебная тема: Строение и эволюция Вселенной
Класс: 11
Автор УМК: Воронцов – Вельяминов Б.А.
Тема урока: Галактики
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока:
Цель учителя: формирование астрономических понятий о галактиках, классификация галактик, основные классы галактик, их структура, состав и физические характеристики; о космическом процессе формирования галактик, о квазарах, о межгалактической среде.
Цель учащегося: научиться анализировать и систематизировать учебный материал, строить классификационные таблицы и схемы, объяснять свойства космических систем на основе важнейших физических теорий, использовать обобщенные планы изучения космических объектов, процессов и явлений, и решать задачи на расчет межгалактических расстояний и характеристик галактик.
Планируемые результаты:
Предметные: наличие умения анализировать и систематизировать информацию, строить классификационные таблицы и схемы, объяснять свойства космических систем на основе важнейших физических теорий, использовать обобщенные планы изучения космических объектов, процессов и явлений, делать выводы;
- решать задачи на расчет межгалактических расстояний и характеристик галактик.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям, структурировать знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с историей изучения, природой и происхождением галактик.
Цель этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||||||||||
Этап самоопределения к учебной деятельности (мотивация) 2 мин |
|||||||||||||||||||||||
Психологически настроить учащихся на учебную деятельность |
Приветствует учащихся, Предлагает проверить готовность к уроку.
|
Приветствуют учителя, готовятся к уроку.
|
Личностные: самоорганизация, мотивация к познавательной деятельности |
||||||||||||||||||||
Этап актуализации знаний и фиксирование затруднений в деятельности (создание проблемной ситуации) (5 мин) |
|||||||||||||||||||||||
Подвести учащихся к новой теме |
Организует проверку домашнего задания через взаимоконтроль по эталону. Предлагает ответить на вопросы о нашей Галактике: 1. Что вы знаете о нашей Галактике? 2. Каковы ее размеры? Форма? 3. Какие космические объекты входят в ее состав? Существуют ли во Вселенной другие галактики? Что вы о них знает
|
Выполняют взаимопроверку домашнего задания. Участвуют в проблемной беседе. Определяют границы знания/незнания.
|
Познавательные: участие в коллективном обсуждении проблемы Коммуникативные: вступают в диалог с учителем и одноклассниками. |
||||||||||||||||||||
3. Этап целеполагания и постановки учебной задачи (4 мин) |
|||||||||||||||||||||||
Формулирование темы урока, постановка цели |
Предлагает сформулировать цель и тему урока |
Формулируют цель урока: уметь объяснять свойства космических систем на основе важнейших физических теорий, использовать обобщенные планы изучения космических объектов, процессов и явлений, и решать задачи на расчет межгалактических расстояний и характеристик галактик |
Регулятивные: целеполагание |
||||||||||||||||||||
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (4 мин) |
|||||||||||||||||||||||
Выбрать способ и средства для достижения учебной деятельности |
Предлагает создать план изучения темы «Галактики» |
Составляют план изучения темы «Галактики» |
Регулятивные: составление плана действий по достижению результата |
||||||||||||||||||||
5. Этап реализации построенного проекта (15 мин) |
|||||||||||||||||||||||
Открытие новых знаний |
Организует работу в парах по составлению плана |
Работают по составленному плану в парах. Составляют таблицу:
|
Коммуникативные: работа в группах Познавательные: преобразование текста, работа с терминами Регулятивные: работа по составленному плану |
||||||||||||||||||||
6. Этап первоначального закрепления с проговариванием во внешней речи (5 мин) |
|||||||||||||||||||||||
Воспроизведение нового материала на уровне логических рассуждений |
Организует проверку нового материала |
Представляют результаты работы в парах.
|
Познавательные: составление схем Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении |
||||||||||||||||||||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5 мин) |
|||||||||||||||||||||||
Определять результативность образовательной деятельности |
Организует самостоятельную работу, помогает выработать критерии оценки задания, предлагает эталон выполнения задания |
выполняют самостоятельную работу по заполнению таблицы, самооценивают работу по эталону.
|
Регулятивные: самопроверка Познавательные: поиск нужной информации |
||||||||||||||||||||
8. Этап включения в систему знаний и повторения (3 мин) |
|||||||||||||||||||||||
Включение нового знания в систему знаний |
Предлагает сделать выводы о классификации космических систем |
Делают выводы о классификации космических систем |
Коммуникативные: точно излагать свою точку зрения. |
||||||||||||||||||||
9. Этап рефлексии учебной деятельности (2 мин) |
|||||||||||||||||||||||
Осознание нового материала |
Организует рефлексию. Достигнута ли цель урока или нет? |
Рефлексируют по вопросам: Что получилось хорошо? За счет чего? Что не получилось? Почему? Что надо сделать, чтобы устранить ошибки? |
Регулятивные: оценивать свою деятельность. Коммуникативные: высказывать свое собственное мнение. |