Технологическая карта урока «Труженики тыла в ВОВ» (История, 11 класс)

3
0
Материал опубликован 5 December 2023

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Новоселова Екатерина Ильшатовна

Предмет

История России

Класс

11

Урочная/не-урочная форма

Урок; тип – комбинированный; форма - диспут

Тема

« Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»

Цель

Уяснить материал о подвиге тружеников тыла в годы ВОВ; Развивать умения и навыки анализировать материал, делать сообщения;

Воспитание патриотизма, уважения к ветеранам ВОВ.


Задачи

Образовательные:

Уяснить материал о подвиге тружеников тыла в годы ВОВ.

Охарактеризовать уровень поддержки тыла.

Развивающие:

Развитие умений и навыков работы с историческим пространством и историческим временем (хронологией), историческими источниками;

развитие навыков смыслового чтения и работы с дополнительной информацией и учебником.



Воспитательные:

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

овладевают формами и методами самовоспитания.

Способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за историю нашего Отечества, формированию истинного патриотизма и гордости за тружеников тыла и ветеранов ВОВ.


Социализации:

приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.


Личностные: (личностные УУД)

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

_ поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Образователь-ная технология

Присутствует технология развития критического мышления

Источники информации


Пятецкий Л.М. История России для абитуриентов и старшеклассников. ХIХ век. - М., 1996.

Шефов Н.А. Битвы России. - М., 2002.

Энциклопедия для детей. Т.5. - М., 2000.

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/

http://www.studentu.ru


Ресурсы (оснащение)

презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран;

сообщение учащихся

презентация «Все для фронта, все для победы!»

ХОД УРОКА


Этап урока


Форма орг-ции деят-сти уч-ся



Деятельность учителя



Деятельность учеников

Знания, умения, представ-ления

Формируемые УУД

Формируемые основы:

- проектной/ исследоват. деят-сти;

- работы с текстом;

- ИКТ-компетентности


П


Р


К


Л

1.

Орг. момент


2.

Опрос домашнего задания

Фронталь-ная

Почему война советского народа против Германии получила название Великой Отечественной войны?

Какие планы вынашивали немецкие генералы на весенне- летнюю кампанию 1942 г.?

Дайте оценку сталинскому приказу № 227

Как вели себя фашисты на занятой территории?

Что вы узнали о деятельности партизанских отрядов и подпольных групп?

Каковы итоги первого периода ВОВ? (22 июня1941г.- 18 ноября 1942 г.)

Отвечают на вопросы учителя



Объяснение

Контроль




3.

Переход к новой теме.


Мужество и героизм советских людей сорвало гитлеровские планы «молниеносной войны». К лету 1942 г. завершился перевод экономики страны на военный лад.

Начальник военно – экономического управления штаба Верховного главнокомандования Германии, генерал Тома, заявил о том, что для него были неожиданностью ошеломляющие достижения русской военной промышленности.

Как вы думаете, на какую темы мы сегодня с вами будем беседовать?

Слушают учителя и делают умозаключение.

О: Сегодня мы будем говорить о тружениках тыла в ВОВ.

Анализ

Умение строить высказыва-ние

Умение формули-ровать изучаемую тему








































































































Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;


Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива











Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности





















Проектная

Для начало, давайте мы с вами составим синквейн к слову – ТЫЛ.


Слушает предложения слов и фиксирует их на доске.

Размышляют над поставленной задачей и отвечают.

О: Тыл - это

Помощь

Тяжелая, Крепкая

Которая терпит, трудится, воздействует

Любыми способами для победы в войне.



Причинно-следственные связи


Синтез – составление целого из частей;







Объяснять связи и отношения

Молодцы.

Послушаем отрывок из поэмы М. Исаковского «Русской женщине».

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твое...

Прослушав данное стихотворение, давайте сделаем вывод.


Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы




Внимательно слушают и анализируют услышанную информацию.



































































О: Хотя тыл и находится в дали от военных действий, но эмоции и тяжесть жизни ощущается и там. Все люди осознавали свою безысходность, но надеялись на лучшее и боролись и трудились до конца, ради жизни будущих людей и ради России.



Освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;



Умение определять цель

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи


4.

Стадия «ВЫЗОВ»

Индивиду-альная

А сейчас каждому, в течение 3-5 минут в тетради с помощью учебника составьте кластер на тему «Деятельность тыла »

Работа детей с учебником и составление индивидуального кластера в тетради.


Развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им.



Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива

Умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале

Фронталь-ная































Групповая





























Ну а, сейчас давайте каждый из вас озвучит по одному направлению деятельности тыла .



































Молодцы, а теперь по группам рассмотрим

1 вариант. Образование и наука в годы ВОВ.

2 вариант. Деятели культуры – фронту.

На данную работу дается 5 минут, после этого обсудим найденную информацию.

Слушаем учащихся 1 варианта и фиксируем данные в виде кластера.









Учитель фиксирует ответы детей на досске в виде клайстера.



























Слушаем 2 вариант по теме: Деятели культуры – Фронта.







Учитель фиксирует ответы детей на досске в виде клайстера.









Молодцы.



О:

- Перестрой экономики на военный лад.

-Рациональное расспределение оставшихся трудовых ресурсов и привлечение новых.

- созданная перед войной система государственных трудовых резервов.

-выпуск танков, минометов, снарядов, мин, авиабомб 

-Фронту было передано большое количество тракторов, автомашин и лошадей

-Трудовой героизм стал повседневным явлением на колхозных и совхозных полях.

- меры для ускоренного развития авиационной промышленности.

-Увеличился процент общего объема промышленного производства Советского Союза.




Дети прослушивают задание и принимаются за работу с учебниками.











1 вариант.

О:

разрушены десятки тысяч школьных зданий, в уцелевших часто размещали военные госпитали.

Школьные учебники заменял рассказ учителя.

В оккупированных немцами территориях обучение детей прекратилось.

Советске ученые были полностью ориентированны на разгром врага.

Главные научные центры страны переместились на Восток – в Казань, на Урал, в Среднюю Азию.

Создание и выпуск новых самолетов, радиолокаторов и начало создания в СССР ядерного оружия. 

2 вариант.

О:

Создавались фронтовые театры, для поддержания духа народного.

Большенство писателей ушло воевать на фронт.

Выпукались киножурналы и полнометражные фильмы.

Активно распростронялась и была востребованна лирическая песня.


































Развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;



Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;































Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им.




ХОРЕОМИНУТКА

5.

Изучение нового материала. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Коллективная

Сейчас ребята, происходящие события в тыле не только представим в уме, но и увидим небольшие отрывки из жизни того периода.

Учитель транслирует презентацию «Труденики тыла в ВОВ» коментирует слайды и отвечает на возникающие у детей вопросы.



А теперь дети, после просмотра данной презентации,озвучте какие эмоции у вас вызвала данная презентация.

Можно сделать предположение, что теперь когда возле вас пройдет пожилой человек, у вас возникнут те же положительные эмойции.









Дети просматривают презентацию, анализируют увиденное и готовятся отвечать на вопросы.












Дети слушают учителя и отвечают на заданные вопросы.



О: Уважение, гордость.









выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние

Отображать в речи содержание совершае-мых действий как в форме громкой социализи-рованной речи, так и в форме внутренней речи.


Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте; делать выводы из сформулированных посылок; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников

6.

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ»

Индивидуальная

Таким образом, мы сегодня с вами восстановили в памяти значение тыла в годы ВОВ.

Перечислите по одному пункту значения тружеников тыла для победы в ВОВ.


Дети внимательно слушают учителя и отвечают.

Объяснение

Рефлексия













Планирование

Осуществ-лять познавательную рефлексию




Фронталь-ная

Назовите мне те вопросы, которые вы бы хотели рассмотреть в пределах данной темы?

Дети высказывают свои предложения.




7.

Самооценка


Кто подчеркнул:

- «Выполнил все задания»

- «Соблюдал правила поведения»

- «Кому что-то непонятно»

Кто поставил себе за работу на уроке…

Кто поставил себе за поведение на уроке…

Заполняют все строки листа самооценки



Самоконт-роль, самооценка


Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности



8.

Оценка учителя

9.

Домашнее задание


Повторить записи в тетради и написать сообщение на одну из тем:

Вклад Чувашии в победу в Великой Отечественной Войне.

Вклад Урала в победу в Великой Отечественной Войне.

Вклад Сибири в победу в Великой Отечественной Войне.



Целепо-логание и контроль



Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;











ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации