Технологическая карта урока «Труженики тыла в ВОВ» (История, 11 класс)
Технологическая карта урока
ФИО учителя | Новоселова Екатерина Ильшатовна | |||||||||||||||
Предмет | История России | |||||||||||||||
Класс | 11 | |||||||||||||||
Урочная/не-урочная форма | Урок; тип – комбинированный; форма - диспут | |||||||||||||||
Тема | « Советский тыл в годы Великой Отечественной войны» | |||||||||||||||
Цель | Уяснить материал о подвиге тружеников тыла в годы ВОВ; Развивать умения и навыки анализировать материал, делать сообщения; Воспитание патриотизма, уважения к ветеранам ВОВ. | |||||||||||||||
Задачи | Образовательные: Уяснить материал о подвиге тружеников тыла в годы ВОВ. Охарактеризовать уровень поддержки тыла. | Развивающие: Развитие умений и навыков работы с историческим пространством и историческим временем (хронологией), историческими источниками; развитие навыков смыслового чтения и работы с дополнительной информацией и учебником. | Воспитательные: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм; овладевают формами и методами самовоспитания. Способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за историю нашего Отечества, формированию истинного патриотизма и гордости за тружеников тыла и ветеранов ВОВ. | Социализации: приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками. | ||||||||||||
Планируемые результаты | Предметные: (знания, умения, представления) - развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; - освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов; - рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты; - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей. | Личностные: (личностные УУД) - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; - формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - готовность к сотрудничеству с соучениками; - формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; _ поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок. | |||||||||||||
Образователь-ная технология | Присутствует технология развития критического мышления | |||||||||||||||
Источники информации | Пятецкий Л.М. История России для абитуриентов и старшеклассников. ХIХ век. - М., 1996. Шефов Н.А. Битвы России. - М., 2002. Энциклопедия для детей. Т.5. - М., 2000. Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/ http://www.studentu.ru | |||||||||||||||
Ресурсы (оснащение) | презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран; сообщение учащихся презентация «Все для фронта, все для победы!» | |||||||||||||||
ХОД УРОКА | ||||||||||||||||
Этап урока | Форма орг-ции деят-сти уч-ся | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Знания, умения, представ-ления | Формируемые УУД | Формируемые основы: - проектной/ исследоват. деят-сти; - работы с текстом; - ИКТ-компетентности | ||||||||||
П | Р | К | Л | |||||||||||||
1. | Орг. момент | |||||||||||||||
2. | Опрос домашнего задания | |||||||||||||||
Фронталь-ная | Почему война советского народа против Германии получила название Великой Отечественной войны? Какие планы вынашивали немецкие генералы на весенне- летнюю кампанию 1942 г.? Дайте оценку сталинскому приказу № 227 Как вели себя фашисты на занятой территории? Что вы узнали о деятельности партизанских отрядов и подпольных групп? Каковы итоги первого периода ВОВ? (22 июня1941г.- 18 ноября 1942 г.) | Отвечают на вопросы учителя | | Объяснение | Контроль | | | | ||||||||
3. | Переход к новой теме. | |||||||||||||||
| Мужество и героизм советских людей сорвало гитлеровские планы «молниеносной войны». К лету 1942 г. завершился перевод экономики страны на военный лад. Начальник военно – экономического управления штаба Верховного главнокомандования Германии, генерал Тома, заявил о том, что для него были неожиданностью ошеломляющие достижения русской военной промышленности. Как вы думаете, на какую темы мы сегодня с вами будем беседовать? | Слушают учителя и делают умозаключение. О: Сегодня мы будем говорить о тружениках тыла в ВОВ. | Анализ | Умение строить высказыва-ние | Умение формули-ровать изучаемую тему | Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; | Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | Проектная | ||||||||
Для начало, давайте мы с вами составим синквейн к слову – ТЫЛ. Слушает предложения слов и фиксирует их на доске. | Размышляют над поставленной задачей и отвечают. О: Тыл - это Помощь Тяжелая, Крепкая Которая терпит, трудится, воздействует Любыми способами для победы в войне. | Причинно-следственные связи Синтез – составление целого из частей; | Объяснять связи и отношения | |||||||||||||
Молодцы. Послушаем отрывок из поэмы М. Исаковского «Русской женщине». ...Да разве об этом расскажешь В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!.. В то утро простился с тобою Твой муж, или брат, или сын, И ты со своею судьбою Осталась один на один. Один на один со слезами, С несжатыми в поле хлебами Ты встретила эту войну. И все - без конца и без счета - Печали, труды и заботы Пришлись на тебя на одну. Одной тебе - волей-неволей - А надо повсюду поспеть; Одна ты и дома и в поле, Одной тебе плакать и петь. А тучи свисают все ниже, А громы грохочут все ближе, Все чаще недобрая весть. И ты перед всею страною, И ты перед всею войною Сказалась - какая ты есть. Ты шла, затаив свое горе, Суровым путем трудовым. Весь фронт, что от моря до моря, Кормила ты хлебом своим. В холодные зимы, в метели, У той у далекой черты Солдат согревали шинели, Что сшила заботливо ты. Бросалися в грохоте, в дыме Советские воины в бой, И рушились вражьи твердыни От бомб, начиненных тобой. За все ты бралася без страха. И, как в поговорке какой, Была ты и пряхой и ткахой, Умела - иглой и пилой. Рубила, возила, копала - Да разве всего перечтешь? А в письмах на фронт уверяла, Что будто б отлично живешь. Бойцы твои письма читали, И там, на переднем краю, Они хорошо понимали Святую неправду твою. И воин, идущий на битву И встретить готовый ее, Как клятву, шептал, как молитву, Далекое имя твое...
Прослушав данное стихотворение, давайте сделаем вывод. Смотрит, что делают ученики, отвечает на возникающие вопросы | Внимательно слушают и анализируют услышанную информацию. О: Хотя тыл и находится в дали от военных действий, но эмоции и тяжесть жизни ощущается и там. Все люди осознавали свою безысходность, но надеялись на лучшее и боролись и трудились до конца, ради жизни будущих людей и ради России. | Освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов; | Умение определять цель Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи | | ||||||||||||
4. | Стадия «ВЫЗОВ» | |||||||||||||||
Индивиду-альная | А сейчас каждому, в течение 3-5 минут в тетради с помощью учебника составьте кластер на тему «Деятельность тыла » | Работа детей с учебником и составление индивидуального кластера в тетради. | | Развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; | Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им. | | Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива | Умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале | ||||||||
Фронталь-ная Групповая | Ну а, сейчас давайте каждый из вас озвучит по одному направлению деятельности тыла . Молодцы, а теперь по группам рассмотрим – 1 вариант. Образование и наука в годы ВОВ. 2 вариант. Деятели культуры – фронту. На данную работу дается 5 минут, после этого обсудим найденную информацию. Слушаем учащихся 1 варианта и фиксируем данные в виде кластера. Учитель фиксирует ответы детей на досске в виде клайстера. Слушаем 2 вариант по теме: Деятели культуры – Фронта. Учитель фиксирует ответы детей на досске в виде клайстера. Молодцы. | О: - Перестрой экономики на военный лад. -Рациональное расспределение оставшихся трудовых ресурсов и привлечение новых. - созданная перед войной система государственных трудовых резервов. -выпуск танков, минометов, снарядов, мин, авиабомб -Фронту было передано большое количество тракторов, автомашин и лошадей -Трудовой героизм стал повседневным явлением на колхозных и совхозных полях. - меры для ускоренного развития авиационной промышленности. -Увеличился процент общего объема промышленного производства Советского Союза. Дети прослушивают задание и принимаются за работу с учебниками. 1 вариант. О: разрушены десятки тысяч школьных зданий, в уцелевших часто размещали военные госпитали. Школьные учебники заменял рассказ учителя. В оккупированных немцами территориях обучение детей прекратилось. Советске ученые были полностью ориентированны на разгром врага. Главные научные центры страны переместились на Восток – в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Создание и выпуск новых самолетов, радиолокаторов и начало создания в СССР ядерного оружия. 2 вариант. О: Создавались фронтовые театры, для поддержания духа народного. Большенство писателей ушло воевать на фронт. Выпукались киножурналы и полнометражные фильмы. Активно распростронялась и была востребованна лирическая песня. | | Развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; | Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; Уметь самостоя-тельно контроли-ровать своё время и управлять им. | | | |||||||||
ХОРЕОМИНУТКА | ||||||||||||||||
5. | Изучение нового материала. Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» | |||||||||||||||
Коллективная | Сейчас ребята, происходящие события в тыле не только представим в уме, но и увидим небольшие отрывки из жизни того периода.
Учитель транслирует презентацию «Труденики тыла в ВОВ» коментирует слайды и отвечает на возникающие у детей вопросы. А теперь дети, после просмотра данной презентации,озвучте какие эмоции у вас вызвала данная презентация. Можно сделать предположение, что теперь когда возле вас пройдет пожилой человек, у вас возникнут те же положительные эмойции. | Дети просматривают презентацию, анализируют увиденное и готовятся отвечать на вопросы. Дети слушают учителя и отвечают на заданные вопросы. О: Уважение, гордость. |
выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей. | Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние | Отображать в речи содержание совершае-мых действий как в форме громкой социализи-рованной речи, так и в форме внутренней речи. | Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Взаимопомощь | Находить в тексте требуемую информацию: пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте; делать выводы из сформулированных посылок; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников | ||||||||
6. | Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» | |||||||||||||||
Индивидуальная | Таким образом, мы сегодня с вами восстановили в памяти значение тыла в годы ВОВ. Перечислите по одному пункту значения тружеников тыла для победы в ВОВ. | Дети внимательно слушают учителя и отвечают. | Объяснение | Рефлексия Планирование | Осуществ-лять познавательную рефлексию | | | | ||||||||
Фронталь-ная | Назовите мне те вопросы, которые вы бы хотели рассмотреть в пределах данной темы? | Дети высказывают свои предложения. | | | | |||||||||||
7. | Самооценка | |||||||||||||||
| Кто подчеркнул: - «Выполнил все задания» - «Соблюдал правила поведения» - «Кому что-то непонятно» Кто поставил себе за работу на уроке… Кто поставил себе за поведение на уроке… | Заполняют все строки листа самооценки | | Самоконт-роль, самооценка | | Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности | | | ||||||||
8. | Оценка учителя | |||||||||||||||
9. | Домашнее задание | |||||||||||||||
| Повторить записи в тетради и написать сообщение на одну из тем: Вклад Чувашии в победу в Великой Отечественной Войне. Вклад Урала в победу в Великой Отечественной Войне. Вклад Сибири в победу в Великой Отечественной Войне. | | | Целепо-логание и контроль | | | Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; | |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________
На уроке я | выполнил(а) / не выполнил(а) все задания |
соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения | |
Материал урока мне был | понятен / не понятен |
Моя оценка себе | За поведение на уроке: |
За работу на уроке: | |
На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание: |