Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных» (4 класс)

5
0
Материал опубликован 25 January в группе

Квест- игра по теме урокаPPTX / 19.69 Мб

/data/files/u1706160279.pptx (Квест- игра по теме урока)Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: правописание падежных окончаний имен существительных

Класс: 4

Тип урока: урок закрепления

Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о правописании падежных окончаний имен существительных посредством проблемного обучения.

Задачи урока:

Дидактические:

- актуализировать имеющиеся знания учащихся об падежах имен существительных через прием РАФТ

- систематизировать знания обучающихся по теме падежные окончания имен существительных через создание памятки

- закрепить знания обучающихся об правописании падежных окончаний имен существительных через работу в группах

Развивающие:

- развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость

- совершенствовать культуру речи обучающихся

- развивать умения писать падежные окончания имен существительных

Воспитательные:

- воспитывать коммуникативную культуру обучающихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; интерес к изучению русского языка

 


 

Этапы

фрагмента урока

Образовательная

задача этапа урока

Методы и

приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формы

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля,

взаимоконтроля и самоконтроля

Предметные результаты

предметные

метапредметные

личностные

Организационный

Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, создать благоприятную и эмоциональную атмосферу.

Словесные (слово учителя), наглядные (демонстрация

Приветствует обучающихся, организует проверку готовности обучающихся к уроку.

- Доброе утро, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам новые успехи. Сядьте удобно, закройте глаза и шепотом повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.»

- А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Приветствуют учителя;

проверяют свою готовность к уроку; выполняют необходимые требования.

Ф

Презентация

Контроль со стороны учителя за готовностью обучающихся к уроку

 

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Коммуникативные: организация сотрудничества

Смысл образование предстоящей деятельности

Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности 

Организовать

актуализацию изученных

способов действий,

достаточных для построения

новых знаний.

Наглядные (демонстрация), практический (задание), словесный (беседа)

Организует минутку чистописания, повторение изученного материала, создаёт проблемную ситуацию, актуализирует изученный материал.

- Ребята, откройте тетрадь по чистописанию. Сегодня мы будем писать заглавную и строчную букву. А какую букву будем писать вы узнаете из стихотворения.

Любит буква та трезвон-

Танцы, трактор, телефон …

А потом, чуть станет тише,

Тортом угостит детишек.

Молодцы, сегодня мы будем писать букву т. Какая она?

- Света, ты буква Т. Расскажи о себе. Дадим характеристику. (Буква Т обозначает Звук [Т ] – согласный, глухой, твердый Звук [ Т`] – согласный, глухой, мягкий.)

- Вспомним правила посадки при письме

Спина прямая, ноги прямо, между партой и тобой должен проходить кулачок. Тетрадь лежит под наклоном и край тетради смотрит на середину груди.

Заглавная буква Т

Начинаем писать от середины дополнительной строки. Ведём вниз наклонную прямую до нижней линии рабочей строки, закругляя влево. Пишем наклонную прямую вниз до нижней линии рабочей строки. Ведём наклонную прямую вниз, закругляя вправо. Четвёртый элемент накрывает три предыдущих. Пишем от середины дополнительной строки, закругляя влево, вверх и ведём вдоль дополнительной строки.

Пишется под такт: раз-и-два-три-и-и-четыре.

Строчная буква т

Начинаем писать наклонную прямую вниз от верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному. От середины вверх, плавно закругляя вправо, пишем наклонную прямую линию. Не отрывая руки, ведём вверх по написанному. От середины вверх, плавно закругляя вправо, пишем наклонную прямую линию, закругляя вправо.

Пишется под такт: раз-и-два-и-три-и.

- Пропишите до конца строки. Не забываем о правилах посадки.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать тайны русского языка.

Закрепим наши знания по теме «Предложения» И сегодня у нас необычный урок. Для начала вспомним, что такое падеж. Прием «РАФТ»

Метод оживления

- Олеся, ты падеж имен существительных расскажи о себе.

Молодец!!!

- Значит сколько падежей у имен существительных?

- Все верно

- А сейчас поиграем в одну интересную игру.

- Я говорю определение, а вы название падежа, о котором идёт речь:

- предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто; (И.п)

- какой падеж употребляется с предлогами:  на, за, под, через, про, в? (В.п)
- падеж – “работяга”;  (Т.п)

- кого же нет, я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите; (Р.п)

- мне без предлогов свет не мил, пусть будут “в”, и “о”, и “при”; (П.п)
- дарительный падеж; (Д.п)
- предлогам “перед”, “под” и “над” в любой момент я буду рад; (Т.п)
- подлежащее; (И.п)
- лишь только я могу сказать, с предлогами “к” и “по” порой дружу, но и один гулять хожу. (Д.п)

- Отвечаем с поднятой рукой.

- Молодцы, ребята. Вот и вспомнили падежи.

Слушают учителя, выписывают букву, отвечают на вопросы

Ф, И

Презентация

Контроль со стороны учителя за посадкой обучающихся, за чистописанием, правильностью выполнения заданий.

Самоконтроль при самопроверке по эталону.

 

Регулятивные: Самостоятельно дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи

Познавательные: Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель

Коммуникативные: Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умеет выстроить диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

С помощью учителя или самостоятельно устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Локализация индивидуальных затруднений

Научить детей шаг за шагом анализировать свои действия

Словесные (беседа)

- Ребята, к нам в гости пришла Мудрая Сова. И принесла конверт с письмом.

- К нам обратилась за помощью Мила, которая с трудом написала письмо Бабе Капе

- Ребята, давайте поможем Миле и исправим все ее ошибки.

- Напишем памятки, чтоб Мила больше не совершала такие ошибки. Работать вы будете в группах

- Но для начала вспомним правила работы в группах

- А теперь презентуем готовые памятки. Расскажите, как вы ее делали

- Скажите пожалуйста, Какое задание вы сейчас выполнили?

Какие знания вы использовали?

Какое правило применяли?

А что ты делал сначала, а что потом? Расскажи об этом

Где возникло затруднение, при выполнении этого задания?

Чего не хватает для правильного решения проблемы?

- Молодцы, ребята. На этом Мудрая сова не прощается. Она вам принесла еще несколько интересных заданий

Выполняют задание на карточках

Ф, Г

Презентация

Контроль со стороны учителя за ответом

Ставить новые учебные задачи;

Формирование интереса к новому, учебному материалу

К: умение сотрудничать с одноклассниками и учителем.

П: умение ориентироваться в системе знаний.

Повышение познавательной активности и познавательной мотивации

Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Составить индивидуальный или групповой проект решения проблемы

Словесный

А для того, чтобы открыть конверты с заданиями, нужен пароль. А Совушка позабыла нам его дать, но оставила подсказку. Вам нужно его разгадать

То, как надо нам писать, Может нам оно сказать. Ошибку я исправила, Ведь выучила... (правило)

- Все правильно, ребята. Это правило. Теперь мы можем открыть конверт.

-Так, слушайте внимательно. Сова дает вам такое, для начала нам нужно разделиться на 3 группы. 1 группа- это первый ряд слева, 2 группа- это ряд посередине, 3 группа- это ряд справа.

- Чтобы правильно выполнить все задания, не забываем о памятках, которые вы сделали

1 группа: квест-игра

2 группа: задание на ленинг-апс

https://learningapps.org/create?new=74&from=p3qfcz3pa16#preview

3 группа: задание на карточках. Приложение 1

При выполнении заданий можете пользоваться памятками, которые лежат у вас на столах. Не забудьте о правилах работы в группе.

- Как вы думаете, какая цель этой работы. Чему вы должны научиться?

- А кто иначе думает?

- Все верно.

-Сейчас вы составите мини проекты. А после мы их проверим.

Беседуют с учителем

Ф

Презентация, карточки

Контроль учителя за выполнением заданий, за постановкой цели и задачи урока.

Самоконтроль за поведением

Узнают новую тему урока

Л: - формулировать и аргументировать свою точку зрения

 

Р: Самостоятельно дифференцирует известное и неизвестное,

формулирует цель учебной задачи

Осознание значимости изучаемого знания

Реализация построенного проекта

Организовать самостоятельную работу обучающихся по составлению мини-проекта

Словесные (объяснение) наглядные (демонстрация, иллюстрирование, показ), практические (упражнение)

- Для выполнения всех заданий дается 15 минут. Как я уже говорила, для начала составьте план действий. Пользуйтесь памятками, которые у вас на столах.

Выполняют задание в группах

Ф, Г

Карточки с заданиями, учебник

Контроль со стороны учителя за поведением обучающихся, за правильностью ответа на вопросы, за выполнением задания.

Умение отвечать на вопросы, слушать учителя, знают, что такое корень слова

К: Умение аргументировать свои ответы, умение вступать диалог с учителем

Осознание значимости изучаемого знания, проявление познавательного интереса

Физминутка

Словесные (объяснение), наглядные (демонстрация), практические (упражнение)

Словесные (объяснение), наглядные (демонстрация), практические (упражнение)

- А сейчас мы проведем физминутку, но будьте внимательны, ребята. Выполняйте упражнение и слушайте текст

- Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Слушают учителя, повторяют за ним упражнение

Ф

Презентация, музыкальное сопровождение

Контроль со стороны учителя за соблюдением техники безопасности; за выполнением действий.

 

Умение переключаться на другой вид деятельности;

умение контролировать свои действия.

Получение положительных эмоций.

Обобщение затруднений во внешней речи

Организовать усвоение учащимися знания

Словесный (объяснение), практический (упражнение)

-Теперь обсудим задания, которые вы выполнили

- Всё у вас получилось? Были затруднения? Какое задание не получилось?

Давайте разберем. Что нужно для начала сделать?

Что потом?

А после этого?

- Предоставляет свою работу 1 группа.

- Какие были трудности? Что получилось? Что закрепили?

- Как я вижу, у всех получилось выполнить это задание. Молодцы!

-Молодцы, ребята. Все справились. А теперь еще раз закрепим это знание.

Выполняют задание на карточках

Ф, П

Карточка

Контроль учителя за ходом работы

Знают, что такое предложения

К: умение договариваться в парах, распределять обязанности. П: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Р: самостоятельно вносят необходимые коррективы в процессе выполнения задания.

Умение отстаивать собственную точку зрения

Самостоятельная работа

Проверить знания обучающихся

Словесный (объяснение), практический (упражнение)

- Сделаем все вместе кластер на тему «Падежные окончания имен существительных»

- Паша будет делать у доски, а остальные на листах А4.

- Паша комментируй.

Выполняют работу.

Ф, И

Карточки с заданием, документ-камера.

Контроль со стороны учителя за ходом выполнения работы

Умение решать поставленную задачу

П:

Развитие логического мышления

Умение формировать мысли во внешней речи

Осознание уровня усвоения знаний. Развитие познавательной активности

Формирование познавательного интереса. Осознание ценности знания. Возникновение доброжелательных отношений между одноклассниками. Умение принимать чужую точку зрения.

Включение в систему знаний и повторение

Связать знания и умения с уже пройденным материалом

Словесный(объяснение)

-На это задания от Совы не заканчиваются. Она хочет, чтоб вы создали паспорт. А знаете, что такое паспорт?

Приложение 3

-Паспорт-это документ, в котором говорится об этом.

-Вам нужно составить паспорт ПРЕДЛОЖЕНИЯ

По предоставленному алгоритму.

- А теперь проверим, где же проживает предложение.

-Здорово у вас получилось

Выполняют задание

Ф

карточки

Контроль со стороны учителя за детьми

Узнали информацию о предложениях

Р: умение сохранять учебную задачу; умение сопоставлять результаты учебной деятельности с задачами;

умение осуществлять оценочную деятельность;

 

Осознание уровня усвоения знаний;

развитие познавательной активности и мотивации

Рефлексия

Организовать самооценку обучающимися результатов своей деятельности.

Сигнализаторы (Смайлики)

Словесный (объяснение)

Наш урок подходит к концу. С вами прощается тетушка Сова. Желает вам, чтобы вы учились хорошо, всегда старались

- Если ты активно работал на уроке, нарисуй на листочке смайлик с улыбкой.

- Если ты не работал активно на уроке, нарисуй грустный смайлик.

- Поднимите ваши смайлики вверх

- Всем спасибо за урок. До свидания.

Делают рефлексию своей работы

Ф

Презентация, карточки

Контроль учителя за процессом самооценки.

Самоконтроль в ходе самооценки

Узнали информацию о корне слова

Р: умение сохранять учебную задачу; умение сопоставлять результаты учебной деятельности с задачами;

умение осуществлять оценочную деятельность;

формирование навыков самоконтроля;

умение выстраивать монологичное высказывание;

умение обосновывать выводы;

умение прогнозировать дальнейшую деятельность.

Осознание уровня усвоения знаний;

развитие познавательной активности и мотивации


 


 


 

Приложение 1

«Предложения»

Ситуация:

1 Группа:

«Вечером Нюша решила написать Совунье письмо и рассказала о сегодняшней ссоре Кроша и Ежика:

- Крош и Ёжиком гуляли по долине. Вдруг Крошу на голове упало яблоках. Ёжике шёл впереди и обернулся. Кроша посмотрел на яблоком и сказал: "Моё". Ёжику ответил: "Крош, давай поделим яблоке!" А Кроше отказался. Ёжикам тогда ушёл со слово: "Надо делиться". Крошом опечалился и пошёл догонять друг. Он попросил прощением, и они оба пошли к речкой. Там Крош помыл яблок и разделил его на две половинках. Затем друзей пошли к колодце и стали есть яблокам. Каждый свой кусочка.»

Но Совунья лишь с непониманием прочитала письмо Нюши».

Проблемные вопросы:

Объясните, почему Совунья не поняла Нюшу?

Задание. Составьте памятку для Нюши, чтобы ее речь стала правильной. При составлении вы можете использовать все что хотите: правила, схемы, таблицы. Ребята, работайте аккуратно, оформляйте работы красиво и грамотно. После того, как вы составите памятку, вы выступите, а другая группа вас оценит. Но в конце мы проверим ваши памятки на правильность и отправим их Нюше, чтобы она больше не допускала подобных ошибок.


 

t1706160172aa.jpg

t1706160172ab.jpg


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации