12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мошнина Зульфия Равильевна38
Россия, Оренбургская обл., Бугуруслан
2

Технологическая карта воспитательного занятия "Блокада Ленинграда"

Технологическая карта воспитательного занятия

Мошниной Зульфии Равильевны

МБОУ «СОШ №7»

Тема

«Блокада Ленинграда»

Класс

6

Форма проведения

Час общения

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

Обучающая: Рассмотреть период с 1941 по 1944 г в Великой Отечественной войне (Ленинград);

Развивающая: Сформировать знания об особенностях блокады;

Воспитывающая: Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.


Планируемые результаты:


Личностные: воспитание патриотизма, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности и долга перед Родиной, любви к Отечеству, развитие морального сознания.

Метапредметные:

познавательные: развитие мотивов и интересов познавательной деятельности, выполнение учебно-познавательных действий, осуществление для решения воспитательных задач операции анализа, синтеза, обобщение, выводы;

коммуникативные: участие в диалоге с учителем, другими учащимися, формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения, построение монологических высказываний, осуществление совместной деятельность в группах с учётом конкретных воспитательных, познавательных задач;

регулятивные: принятие воспитательной задачи.

Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать увиденное, услышанное.

Применяемые технологии

Технологии проблемного обучения, развитие критического мышления, ситуативные технологии

Методы

-информационно-рецептивный (осуществляется восприятие и осмысление знаний, фиксация в памятиучащихся)

-частично-поисковый (эвристический) (учащиеся рассуждают, обобщают, делают выводы)

- беседа

- просмотр.

Оборудование

Компьютер, колонки, презентация, письма, конверт, кусочки черного хлеба в индивидуальной упаковке, письмо-перфокарта.



Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный

Активизирует внимание обучающихся

- - Здравствуйте, я приветствую вас на вашем часе общения, меня к вам привела интересная дорога: «конкурсная».

- Любую дорогу можно назвать путешествием. Какие вы совершали путешествия.

- Путешествие может быть реальным или виртуальным.

- Давайте совершим виртуальное путешествие

включаются в работу

Коммуникативные УУД:

-слушать собеседника и понимать речь других

-строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

Регулятивные УУД:

-самостоятельно организовывать свое рабочее место

-планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией

-настраивать себя на продуктивную работу

-самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Личностные УУД:

-самоопределение

-смыслообразование

2. Создание проблемной ситуации, целеполагание.

2,3,4 слайды.

Посмотрите, как вы думаете, какой период истории нашей страны изображен?

Да мы путешествуем в военный Ленинград.


Отвечают на вопрос.





Познавательные:

-определять цель занятия

Коммуникативные УУД:

-воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности

-планировать свою деятельность

-определять последовательность действий

-смыслообразование

3. Актуализация знаний

- Начнём наше путешествие с дневников и писем из блокадного Ленинграда. Они лежат у вас на столах.

- Как вы думаете, для чего дети вели эти дневники? (Они пытались перенести свою боль на бумагу, т.е. облегчить свои страдания)

- А ещё для чего? (Дети хотели, чтобы подобные страшные события больше никогда не повторялись).

- Эти дневники попали к нам. И как мы должны поступить с ними. (Хранить как память о войне)


Отвечают на вопросы.

Из предложенного перечня находят черты патриотизма

Познавательные:

-осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

-определять и формулировать проблему

-осуществлять синтез как составление целого из частей

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других

-строить понятные для собеседника высказывания

-воспринимать информацию на слух

-отвечать на вопросы учителя

Личностные УУД

-смыслообразование

-нравственно-этические

4. Первичное усвоение новых знаний

- Кто хочет прочитать своё письмо. (ученик читает одно из писем)

Я тоже зачитаю один дневник.

Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания.

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой.

- А знаете ли вы их трагическую историю. (Если знают, то прошу рассказать, если не знают, то читаю)

 Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала девочку сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.

5 слайд


("Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"

"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

"Савичевы умерли"

"Умерли все"

"Осталась одна Таня"

 Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".


- Как вы думаете, кусок какого размера получал ребёнок в блокадном Ленинграде.

6,7 слайды.

- И я вам хочу показать этот кусочек хлеба, который получал каждый ребёнок в блокадном Ленинграде. (раздаю кусочки черного хлеба)

- Вот вы сейчас пойдете на завтрак, дома вас ждёт обед и ужин, а у детей блокадного Ленинграда, этот кусочек хлеба единственное, что они поедят за день, голод перебивали кипячёной водой.

Видеофрагмент

- Люди не только работали, но и занимались творчеством, образованием и искусством.

Продолжали работать музеи, театры, филармония. Художники писали картины, поэты и писатели создавали свои произведения, пронизанные болью утрат и ненавистью к врагу.

В начале нашего занятия вы слышали музыку. Кто-то из вас может сказать, что это за мелодия? ( ответы детей)

Это знаменитая Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которую он посвятил своему великому городу. Позже она стала называться Ленинградской,

8, 9 слайды

В начале блокады руководство осажденного города приняло решение эвакуировать больных, слабых и престарелых работников искусства,  у которых в таких условиях шансов выжить практически не оставалось. Но, оставшиеся  художники, приняли решение силой искусства прославлять свой героический многострадальный город.

10 слайд

Но, в блокадном Ленинграде были не только картины.  Ленинградские художники писали агитационные, предупреждающие, разъясняющие и карикатурные плакаты, которые  вдохновляли горожан на жизнь и на новые трудовые подвиги. Когда вдруг среди развалин домов, вмерзших намертво в лёд троллейбусов и безжизненно повисших проводов, вдруг появлялся свеженький, еще пахнущий типографской краской подобный плакат, люди отчетливо понимали – город жив.

- Для чего создавались эти карикатуры? (Показать, что люди не пали духом, что они продолжают бороться даже таким способом).

11,12 слайды

Играли в шахматы (и довольно активно) и непосредственно в годы блокады - свидетельством тому подлинные таблицы чемпионатов Ленинграда. Были, оказывается, даже детские турниры, а участвовали в них и всемирно известные в будущем шахматисты,


















Познавательные:

-формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности

-соотносить информацию в разных форматах

-структурировать материал, выделяя в нем главное

-анализировать, сравнивать, делать выводы

Коммуникативные УУД:

-строить монологическую речь

-слушать и понимать речь других

-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

-осуществлять работу в группе

-договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности

Регулятивные УУД:

-сознательно организовывать свою познавательную деятельность

-выдвигать свои гипотезы

-осуществлять самоконтроль

-организовать выполнение заданий учителя

-делать выводы по результатам работы

Личностные УУД

-смыслообразование

6.Первичное закрепление

- Как много писем представлено было нашему вниманию.

- Давайте напишем письмо тем жителям Ленинграда, которые жили в то тяжелое время.

-Ребята, наш час общения приходится на юбилейный год. 75 - летие победы в войне ещё впереди, мне бы хотелось, чтобы вы отправили то письмо по адресу, который здесь указан.

И вот из таких акций складывается настоящая память народа о подвиге наших предков



Отвечают на вопросы, аргументируя свои ответы

Познавательные:

-самостоятельно отбирать информацию, используя ее для решения поставленной задачи

-обобщать и классифицировать

-анализировать, сравнивать, группировать

-ситематизировать изученное

Коммуникативные УУД:

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

-оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

-осуществлять самоконтроль

-планировать свои действия

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-конролировать и корректировать свою деятельность

Личностные УУД

-смыслообразование

9. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

-Что узнали вы сегодня на занятии?

- Для чего люди писали письма и дневники?

-А вам понравилось писать письмо?



Познавательные:

- систематизировать, обобщить изученное, делать выводы

Коммуникативные УУД:

-строить монологическое высказывание

-оформлять мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

-осуществлять самоконтроль

-соотнести цели урока с результатами и со способами ее достижения

Личностные УУД

-самоопределение

-смыслообразование

-нравственно-этические



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.