Технологическая карта воспитательного занятия «Блокада Ленинграда»
Технологическая карта воспитательного занятия
Мошниной Зульфии Равильевны
МБОУ «СОШ №7»
Тема | «Блокада Ленинграда» | |
Класс | 6 | |
Форма проведения | Час общения | |
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. | ||
Задачи: Обучающая: Рассмотреть период с 1941 по 1944 г в Великой Отечественной войне (Ленинград); Развивающая: Сформировать знания об особенностях блокады; Воспитывающая: Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы. | ||
Планируемые результаты: | Личностные: воспитание патриотизма, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности и долга перед Родиной, любви к Отечеству, развитие морального сознания. Метапредметные: познавательные: развитие мотивов и интересов познавательной деятельности, выполнение учебно-познавательных действий, осуществление для решения воспитательных задач операции анализа, синтеза, обобщение, выводы; коммуникативные: участие в диалоге с учителем, другими учащимися, формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения, построение монологических высказываний, осуществление совместной деятельность в группах с учётом конкретных воспитательных, познавательных задач; регулятивные: принятие воспитательной задачи. Предметные: формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать увиденное, услышанное. | |
Применяемые технологии | Технологии проблемного обучения, развитие критического мышления, ситуативные технологии | |
Методы | -информационно-рецептивный (осуществляется восприятие и осмысление знаний, фиксация в памятиучащихся) -частично-поисковый (эвристический) (учащиеся рассуждают, обобщают, делают выводы) - беседа - просмотр. | |
Оборудование | Компьютер, колонки, презентация, письма, конверт, кусочки черного хлеба в индивидуальной упаковке, письмо-перфокарта. |
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
1.Организационный | Активизирует внимание обучающихся - - Здравствуйте, я приветствую вас на вашем часе общения, меня к вам привела интересная дорога: «конкурсная». - Любую дорогу можно назвать путешествием. Какие вы совершали путешествия. - Путешествие может быть реальным или виртуальным. - Давайте совершим виртуальное путешествие | включаются в работу | Коммуникативные УУД: -слушать собеседника и понимать речь других -строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им Регулятивные УУД: -самостоятельно организовывать свое рабочее место -планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией -настраивать себя на продуктивную работу -самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий -планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Личностные УУД: -самоопределение -смыслообразование |
2. Создание проблемной ситуации, целеполагание. | 2,3,4 слайды. Посмотрите, как вы думаете, какой период истории нашей страны изображен? Да мы путешествуем в военный Ленинград. | Отвечают на вопрос. | Познавательные: -определять цель занятия Коммуникативные УУД: -воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель деятельности -планировать свою деятельность -определять последовательность действий -смыслообразование |
3. Актуализация знаний | - Начнём наше путешествие с дневников и писем из блокадного Ленинграда. Они лежат у вас на столах. - Как вы думаете, для чего дети вели эти дневники? (Они пытались перенести свою боль на бумагу, т.е. облегчить свои страдания) - А ещё для чего? (Дети хотели, чтобы подобные страшные события больше никогда не повторялись). - Эти дневники попали к нам. И как мы должны поступить с ними. (Хранить как память о войне) | Отвечают на вопросы. Из предложенного перечня находят черты патриотизма | Познавательные: -осуществлять актуализацию личного жизненного опыта -определять и формулировать проблему -осуществлять синтез как составление целого из частей Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других -строить понятные для собеседника высказывания -воспринимать информацию на слух -отвечать на вопросы учителя Личностные УУД -смыслообразование -нравственно-этические |
4. Первичное усвоение новых знаний | - Кто хочет прочитать своё письмо. (ученик читает одно из писем) Я тоже зачитаю один дневник. Смерть хозяйничает в городе. Люди умирают и умирают. Сегодня, когда я проходила по улице, передо мной шёл человек. Он еле передвигал ноги. Обгоняя его, я невольно обратила внимание на жуткое синее лицо. Подумала про себя: наверное, скоро умрёт. Тут действительно можно было сказать, что на лице человека лежала печать смерти. Через несколько шагов я обернулась, остановилась, следила за ним. Он опустился на тумбу, глаза закатились, потом он медленно стал сползать на землю. Когда я подошла к нему, он был уже мёртв. Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. - А знаете ли вы их трагическую историю. (Если знают, то прошу рассказать, если не знают, то читаю) Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала девочку сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей. 5 слайд ("Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года" "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года" "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года" "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года" "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года" "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года" "Савичевы умерли" "Умерли все" "Осталась одна Таня" Этот дневник на процессе Нюрнбергском - Как вы думаете, кусок какого размера получал ребёнок в блокадном Ленинграде. 6,7 слайды. - И я вам хочу показать этот кусочек хлеба, который получал каждый ребёнок в блокадном Ленинграде. (раздаю кусочки черного хлеба) - Вот вы сейчас пойдете на завтрак, дома вас ждёт обед и ужин, а у детей блокадного Ленинграда, этот кусочек хлеба единственное, что они поедят за день, голод перебивали кипячёной водой. Видеофрагмент - Люди не только работали, но и занимались творчеством, образованием и искусством. Продолжали работать музеи, театры, филармония. Художники писали картины, поэты и писатели создавали свои произведения, пронизанные болью утрат и ненавистью к врагу. В начале нашего занятия вы слышали музыку. Кто-то из вас может сказать, что это за мелодия? ( ответы детей) Это знаменитая Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которую он посвятил своему великому городу. Позже она стала называться Ленинградской, 8, 9 слайды В начале блокады руководство осажденного города приняло решение эвакуировать больных, слабых и престарелых работников искусства, у которых в таких условиях шансов выжить практически не оставалось. Но, оставшиеся художники, приняли решение силой искусства прославлять свой героический многострадальный город. 10 слайд Но, в блокадном Ленинграде были не только картины. Ленинградские художники писали агитационные, предупреждающие, разъясняющие и карикатурные плакаты, которые вдохновляли горожан на жизнь и на новые трудовые подвиги. Когда вдруг среди развалин домов, вмерзших намертво в лёд троллейбусов и безжизненно повисших проводов, вдруг появлялся свеженький, еще пахнущий типографской краской подобный плакат, люди отчетливо понимали – город жив. - Для чего создавались эти карикатуры? (Показать, что люди не пали духом, что они продолжают бороться даже таким способом). 11,12 слайды Играли в шахматы (и довольно активно) и непосредственно в годы блокады - свидетельством тому подлинные таблицы чемпионатов Ленинграда. Были, оказывается, даже детские турниры, а участвовали в них и всемирно известные в будущем шахматисты, | | Познавательные: -формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности -соотносить информацию в разных форматах -структурировать материал, выделяя в нем главное -анализировать, сравнивать, делать выводы Коммуникативные УУД: -строить монологическую речь -слушать и понимать речь других -с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли -осуществлять работу в группе -договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности Регулятивные УУД: -сознательно организовывать свою познавательную деятельность -выдвигать свои гипотезы -осуществлять самоконтроль -организовать выполнение заданий учителя -делать выводы по результатам работы Личностные УУД -смыслообразование |
6.Первичное закрепление | - Как много писем представлено было нашему вниманию. - Давайте напишем письмо тем жителям Ленинграда, которые жили в то тяжелое время. -Ребята, наш час общения приходится на юбилейный год. 75 - летие победы в войне ещё впереди, мне бы хотелось, чтобы вы отправили то письмо по адресу, который здесь указан. И вот из таких акций складывается настоящая память народа о подвиге наших предков | Отвечают на вопросы, аргументируя свои ответы | Познавательные: -самостоятельно отбирать информацию, используя ее для решения поставленной задачи -обобщать и классифицировать -анализировать, сравнивать, группировать -ситематизировать изученное Коммуникативные УУД: -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами -оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль -планировать свои действия -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей -конролировать и корректировать свою деятельность Личностные УУД -смыслообразование |
9. Рефлексия. Подведение итогов занятия. | -Что узнали вы сегодня на занятии? - Для чего люди писали письма и дневники? -А вам понравилось писать письмо? | | Познавательные: - систематизировать, обобщить изученное, делать выводы Коммуникативные УУД: -строить монологическое высказывание -оформлять мысли в устной форме Регулятивные УУД: -осуществлять самоконтроль -соотнести цели урока с результатами и со способами ее достижения Личностные УУД -самоопределение -смыслообразование -нравственно-этические |