Технологическая карта занятия по художественно - эстетическому развитию (ИЗО) в старшей группе (5-6 лет) на хакасском языке
Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию (ИЗО) в старшей группе (5-6 лет) на хакасском языке
Тема: «Хазаадагы мал – хустар» - «Домашние животные»
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе использования мультимедийной презентации в обучении детей хакасскому языку.
Задачи:
- создать условия для активации речи детей на хакасском языке;
- систематическое включение мультимедийной презентации в процессе обучения хакасскому языку;
- способствовать развитию связной речи детей на хакасском языке;
- развитие интереса, любознательности к обучению языку;
- создать условия для развития умения делать выбор и принимать решение;
- создать условия для развития умения договариваться о совместных действиях, работать в группе;
- создать условия для развития умения организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое);
- создать условия для развития умения сотрудничать с детьми и взрослыми.
Оборудование: бумага, кисти, стаканчики с водой, салфетки, карандаши, ватные палочки, фигурки домашних животных.
Ход образовательной деятельности
№ | Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогическое условия/задачи |
1 | Вводная часть (организационный и мотивационный момент) Цель: Что такое «Хазаадагы мал-хустар»? | В группе установлена аппаратура для мультимедийной презентации. | Организует подготовку инструментов для творчества детей. Приветствие на хакасском языке: - Изеннер! Чалахай иртеннен! Предлагает поиграть в игру «Назови ласково» - Айсулу – окерек (красивая), - Аймир – табырах (быстрый) и т.д. | Самообслуживание и элементарный бытовой труд: Готовят альбомы для рисования, карандаши, краски, емкость с водой, ватные палочки и т.п. Обращаясь друг другу, говорят ласковые слова на хакасском языке. | Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослого с детьми. |
2 | Показ слайда «Хазаадагы мал-хустар» | Организуется «Сиспектi тап» | Отгадай загадки: про сороку и костер Сирт сарт чорыхтыг -сиспек хара порiктiг» (саасхан) сорока. Хызыл киик чатхан чирде -хырых чыл от оспинче (одычах) костер | Проявляют интерес мультимедийной презентации Слушают загадку, отгадывают. Проговаривают слова вместе с воспитателем. | Условия для развития самостоятельной и инициативы. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
3 | Физкультминутка | Организуется физкультминутка на звукоподражание домашних животных | Физкультминутка «Хосха ойынны» Ойнир алнында оннер адап хосха кем полар таапчалар; хызыл, сарыг тигiр кок, когелбей паза корен. Кемнiн килес парган корене ол сыхча круг iстiнде турарга. Хосха , хосха чоохтап пир хайди iнек-муурепче, пала когiсче малга, пазох хосха, хосха чоохтап пир хайди адай урче –ап-ап хайди хойлар маарапча-маа-маа, хайди хосха маннапча ман-ман. Хосха козетче паланы кемнен чахсы килеспен когезерге пiрее ана | Проговаривают слова вместе с воспитателем, выполняют звуковые упражнения по тексту. | Условия взаимодействия детей друг с другом. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |
4 | Обсуждение и самоопределение | Организуется обсуждение средств выразительности с помощью мультимедийной презентации, которых можно изобразить» Хазаадагы мал-хустар» Показ слайда схемы «Мал- хустар» | - С помощью ватных палочек можно изобразить – iнек, (корова) - С помощью зубной щетки можно рисовать брызги просто брызгать на бумагу разноцветную краску. - С помощью геометрических фигур организуем упражнения схемы модели связанной речи | Самостоятельно определяется техника рисования. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для взаимодействия детей друг с другом. |
5 | Экран используется не более 7-10 минут, затем для снятия напряжения глаз проводится упражнение | Организуется упражнение «Яблоко», для снятия напряжения глаз. | Хоостирга яблоко тогылах, паза тадылыг. Улуг –чон яблоко, угаа тадылыг. (нарисовать глазами «яблоко» сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки). | Выполнять упражнения, для снятия напряжения глаз. | Условия для взаимодействия детей друг с другом. |
6 | Организационно-поисковый этап. Показ слайда схемы модели №1 | Организуется деятельность по схеме -модели связанной речи | Схемы – модели (повторение) Треугольник с ножками, Действие: Ниме итче? Ниме итчелер? Квадрат, Предмет: Кем? Ниме? Квадрат с волнистыми линиями, Признак: Хайдаг? Сiлiг состер. | Проговаривают схемы модели вместе с воспитателем. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для взаимодействия детей друг с другом. |
7 | Показ слайда схемы - модели «Хазаадагы мал-хустар» | Организуется упражнения схемы - модели связанной речи. | Упражнение схемы – модели | Рассматриваем схемы – модели. Проговариваем схемы – модели вместе с воспитателем. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия ля взаимодействия детей друг с другом. Условия для поддержки (развития, стимулирования) речевой активности. |