Технологические основы формирования математической грамотности обучающихся (5–9 класс)
Пояснительная записка к презентации
Выступление на педагогическом совете
по теме «Технологические основы
формирования математической грамотности»
Учитель математики Бабенко Н.Е.
Приоритетной целью современного образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования.
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева.
-Дерево – функционально грамотная личность
-Вода – педагогические технологии
-Яблочки – ключевые компетенции
Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так каждому ученику, приходящий к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки.
-Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием). Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности школьников.
Я, как учитель математики, прекрасно понимаю важность развития математической грамотности у моих учеников. Для достижения этой цели очень важны правильно спланированная и чётко продуманная, слаженная работа на уроке с использованием современных педагогических технологии. При соблюдении этих правил дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.
В чем же, по-моему мнению, заключается проблемное поле при формировании функциональной грамотности на уроках математики?
Во-первых, успешное выполнение математических заданий имеет прямую зависимость от уровня читательской компетентности. Если для работы предлагается объемный текст, учащиеся не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи.
Во-вторых, трудность для наших учеников представляют задания, в которых нужно учитывать много условий. Если информация представлена в косвенном виде или вопрос не слишком стандартный, дети теряются и лишь единицы справляются с такими заданиями. Непривычность и необычность формулировок пугает учащихся.
В-третьих, учащиеся испытывают проблемы при работе с интегрированными заданиями, в которых нужно применять знания из нескольких учебных предметов. Они показывают неплохие результаты в заданиях, где нужно проявить знания и предметные умения, но при этом не справляются с заданиями, в которых эти знания нужно применить.
Наша задача – вырастить ученика, который может увидеть проблему и решить ее. Проблемным становится вопрос - как добиться такого результата?
Я считаю, что одним из путей решения данных задач является активизация познавательной деятельности учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время.
Поэтому, чаше всего на своих уроках, для формирования математической грамотности я использую технологию проблемного обучения.
Технология проблемного обучения.
На уроках с применением технологии проблемного обучения я создаю условия для получения учащимися опыта формирования таких универсальных учебных действий, как: сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, моделирование. Кроме того, в ходе эвристического диалога у учащихся формируется умение выдвигать гипотезу, ставить цель урока определить задачи урока.
Основной целью создания проблемных ситуаций на своих уроках, я считаю, осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности с обучающимся. Совместна деятельность возможна при оптимальной самостоятельности учеников и под моим направляющим руководством, так происходит овладении учащимися, в процессе такой деятельности, знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
На уроках, в зависимости от изучаемой темы урока, или это урок повторения, применяю следующие варианты создания проблемных ситуаций:
создание проблемных ситуаций через умышлено допущенные учителем ошибки;
создание проблемных ситуации на основе домашних заданий;
создание проблемных ситуации на основе постановки предварительных заданий на уроке к материалу учебника;
создание проблемных ситуаций через использование занимательных задач;
создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью;
создание проблемных ситуаций через выполнение практических задач.
Проблемную ситуацию я стараюсь специально создавать путем применения особых методических приемов:
подвожу школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
сталкиваю противоречия практической деятельности;
излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагаю классу изучение явлений с разных позиций;
побуждаю учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
определяю проблемные теоретические и практические задания;
ставлю проблемные задачи.
Основные условия использования проблемных ситуаций на уроке зависят от вида урока.
Использование на моих урока проблемного метода обучения позволяет мне получить следующие результаты:
учащиеся формулируют вопросы, участвуют в обсуждении;
имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;
развивается логическое мышление;
развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;
развивается способность к самоконтролю;
формируется устойчивый интерес к предмету;
активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.
Пример: Пример№1 математика 5 класс.
– Какие результаты получили? – Что вы замечаете? (ответы равны) – Чем отличаются записи в этих столбиках? – Какой вывод можно сделать? (от перестановки множителей местами произведение не меняется). Но какой более удобный способ умножения? (второй) Значит, делаем вывод! Что записывать умножение многозначных чисел в столбик нужно; сначала написать многозначное число с большим количеством цифр, а под ней меньшее число. Пример№2 математика 5 класс Двоечник Коля решал примеры. У него получились такие ответы. Верно ли они решены?
× 428 × 385 203 120 + 1284 + 770 856 385 9844 4620 Где допущена ошибка в первом примере? во втором? Какие правила нужно соблюдать? (ученики выходят и на интерактивной доске исправляют ошибки и проводят анализ ошибок) Такие упражнения формируют логическое мышление у обучающихся. Они смогут в жизни быстрее ориентироваться при решении различных жизненных задач. Пример№3 математика 5-6 класс. – Сколько стоит каждый предмет? – Что собирается купить Алена? – Как вычислить, сколько будет стоить вся покупка? 270+25*3+2*45=270+75+90=435, 420 МЕНЬШЕ 435. Ответ: 420 руб. не хватит. На этом уроке даю домашнюю работу: составить свою задачу на финансовую грамотность. Также применяю следующие приёмы: даю к домашней работе дополнительно задачу на функциональную грамотность, а на второй урок к этой задаче добавляю дополнительные вопросы, усложняя её. Пример№4. . Пример№5 Алгебра 7 кл. Тема: «Линейная функция». Функция задана формулой y = x + 5. Найдите значение функции при x = 0, 7; -5; 1. Занимательная форма задания: приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано y = x + 5. На доске заготовлена таблица:
Ученик из класса называет какое-нибудь значение x. Ученик у доски вписывает это число в таблицу и, поставив его в формулу, находит и вписывает в таблицу соответствующее ему значение y. Затем другой ученик из класса называет другое значение x и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса – “угадать” формулу, записанную на карточке. Проблемная ситуация создана. Выигрывает тот ученик, который первый назовет формулу. Пример №6 Геометрия 8 класс. Вычислите периметр прямоугольного треугольника. Одна клетка на рисунке равна одному сантиметру. Ученики уже умеют вычислять длины сторон по клеткам. В данном случае сталкиваются с проблемой, гипотенузу по клеткам точно посчитать не получится. Учитель предлагает найти сумму квадратов катетов и извлечь корень из полученного результата. А потом измерить стороны треугольника линейкой. Затем идет знакомство с Теоремой Пифагора. Результативность использования данной технологии привела к повышению качества знаний у учащихся. Ребята хорошо справляются с выполнением контрольных работ и показывают хороший результат на экзамене при решениях задач по теореме Пифагора. Пример №7. Математика 5 класс «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Попробуйте вычислите длину ломаной в дм. Подсказка: -Найдите какую часть составляют 2 см от дециметра. -Каким образом вы смогли вычислить длину в дм? А теперь попробуем вместе сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями. Запишем правило сложения с помощью букв. |
Практико-ориентированные задачи
Важным аспектом в формировании функциональной грамотности школьников является формирование логической грамотности. На уроках математики я отвожу 5 - 10 минут на практико-ориентированные задачи. Это задачи с практическим содержанием, содержание которой раскрывает приложения математики в окружающей нас действительности, в смежных дисциплинах, знакомит ее с использованием в организации, технологии и экономике современного производства, в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций.
Применение таких задач на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы. Дети учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы.
Примеры на слайдах.
Решая эти задачи, дети развивают функциональную грамотность, видят применение математических знаний в жизни.
Также я стараюсь в виде домашней работы дать задание на составление своих задач. Обучаясь составлять практико-ориентированные задачи, ученик более глубоко осознает установленные связи между величинами, учится представлять себе связь между числовыми данными и реальными объектами, переносить математические объекты на объекты реального мира. При составлении задач мысль ученика идёт от математического понятия, ученики усваивают конкретные признаки этого понятия (например, сложения) к жизненному действию. Навык составления задач помогает овладению приёмами синтеза и анализа, проникновению в математическую структуру задачи.
Интерактивные технологии
Функциональная грамотность - явление метапредметное, она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления.
Для того, чтобы заинтересовать, мотивировать, нацелить учащихся на достижение результатов, часто использую на уроках интерактивные технологии. С их помощью мне удается вовлечь всех учащихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентацию результатов самостоятельной работы. Учащиеся легче вникают, понимают и запоминают материал. Классы, в которых я работаю, достаточно большие, поэтому я имею возможность организовать работу с учащимися как в группах, так и в парах. Данный вид деятельности можно использовать на различных этапах урока. Интегрированный урок имеет преимущества:
пробуждает интерес к предмету,
снимает напряженность, неуверенность,
помогает сознательному усвоению подробностей, деталей.
Пример №1 Урок приурочен к 70-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады. "Математика 5 класс". Пример №2 Интегрированный урок-путешествие в прошлые года города Воркута. А также можно использовать исторические факты, при изучения новой темы; Пример №3 (приложение 3.1_11) Для первобытных людей важную роль играла форма окружающих их предметов. Специальных названий для геометрических фигур тогда не было. Говорили: “Такой, как кокосовый орех”, (т. е. круглый), “такой, как соль” (т. е. имеющий форму куба). Некоторые формы фигур казались особо красивыми. Круглые тела в древности заинтересовали человека. - Расскажите в Древнем Египте, для постройки знаменитых пирамид с помощью каких приспособлений рабочие перемешали большие камни? (бревен) -А какой формы бревна. -А как вы думайте почему именно круглые бревна? (они имеют круглую форму) - Да ребята в те времена никаких технических сооружений еще не было. Даже шлифовать огромные каменные глыбы приходилось вручную, а перемещали их с помощью бревен круглой формы. Позже вместо бревен стали использовать их части – в виде колес, которые катились уже легче. Читать слайд №2 - Какую геометрическую фигуру мы будем изучать сегодня на уроке? (окружность). -Какую цель вы поставите перед собой? (познакомится с данной фигурой и изучить её элементы). Пример №4. |
Самое главное то, что при использовании во время урока технологии интегрированного обучения, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.
Игровая технология
Игровые технологий в основном я применяю в 5 классах, когда учащиеся только начинают адаптироваться к новым правилам, к новым учителям и ведут себя очень вяло, темп работы медленный. С помощью игры я стараюсь снять психологическое утомление, также использовать игру для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создание обстановки радости на занятиях.
Мне, как и любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при выполнении любых заданий, владели умениями решать основные типы задач и уравнений, что необходимо при решении задач повышенной трудности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, повышает интерес учащихся к предмету. Ведь без игры не может быть полноценного умственного развития.
Виды математических игр:
• игры-упражнения;
• игры-путешествия;
• сюжетная ролевая игра:
• игра-соревнование.
Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, осмысления и закрепления учебного материала. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки.
Игры-путешествия служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала.
Сюжетная игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли.
Игра-соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами.
Игровую деятельность я использую;
на этапах мотивации к учебной деятельности и рефлексии эмоционального состояния;
на этапе актуализации знаний, где учащиеся в игровой форме повторяют пройденный материал и т.д.
Пример Обратите внимание на большом листе есть «Таблица расшифровки» и задания из 2 вариантов. Дружненько решайте, какая пара быстрее решит и расшифрует девиз, поднимает руку. Таблица расшифровки.
Задания. Выполни умножение: 12∙5=60(В) 5∙20=100(М) 25∙4=100(М) 70 ∙5=350(Ы) 20∙6=120(Е) 100∙10=1000(С) 125∙8=1000(С) 80∙7=560(И) 8∙40=320(Т) 25∙2=50(Л) 30∙4=120(Е) 11∙8=88(А) – Молодцы! все справились на отлично. Обратите внимание на ответы. Далее на парте есть буквы, выходим по одному и крепим на доске девиз (выходят соблюдая порядок). Девиз: «Вместе мы – сила» -на этапе объяснения нового материала, где ребята в игровой форме называют тему урока. -во время самостоятельной работы с самопроверкой, где ребята сами оценивают свою работу. |
Предлагаю вам тоже поиграть.
В процессе игры ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Я пришла к выводу, что с детьми надо и необходимо играть. «Игра это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
Технология здоровьесбережения
Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока. И поэтому на своих уроках я обязательно включаю технологию здоровьесбережения. Применение данной технологии обусловлено рядом причин, приводящих к снижению здоровья учащихся:
- перегрузка учащихся, снижение двигательной активности;
- отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом;
- несформированность навыков здорового образа жизни;
- плохая экология;
В начале урока я провожу кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.
Для смены деятельности на уроке, где то в середине урока провожу «арифметические и умственные физминутки». Преимущества таких минуток состоят в том, что в работе принимают участие все ученики, наступает не только физическая активность, но и проявляются и развиваются все познавательные процессы: память, мышление, внимание, работает эмоциональная сфера, появляется ответственность, сопереживание.
Проектно-исследовательские технологий
Творческий подход для достижения результата, сотрудничество учителя, ученика, родителя. Конечным результатом является практический значимый продукт. Активное использование проектно-исследовательских технологий позволило расширить обучающие возможности урока, повысить мотивацию учащихся и организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями. На уроках в основном использую данные технологии для изучения новой темы.
Пример №1 Геометрия 7 класс. -Прошу всех встать и подойти к парте с наглядным оборудованием, обратите внимание на верёвку, она с помощью узелков разделана на 12 равных частей. Ваша задача один конец прикрепить гвоздем в верхнем левом углу на стенде и натянуть с помощью гвоздей данную верёвку в виде треугольник со сторонами 3, 4 и 5 узлов. Пример №2 -Я предлагаю вам выполнить первое открытие - сформулировать определение окружности. -Для этого выполняем следующие построения. От руки постройте замкнутую кривую линию, а с помощью циркуля вторую замкнутую линию. Отметьте центры этих фигур используя О и О1. Заметьте, что у построенной фигуры с помощью циркуля, центром О1 будет является точка, где находилась острая ножка циркуля. На каждой из этих линий отметьте по пять точек, соедините центр с каждой из этих точек. Измерьте получение отрезки в первой фигуре и запишите результаты, а потом у второй фигуре. -Какую закономерность вы заметили? (на втором рисунке отрезки равны). -Да вы правы, на втором рисунке все отрезки равны. Эту замкнутую линю называют окружностью. |
Метод проекта:
даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
успешно интегрируется в образовательный процесс;
обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность и активность;
позволяет приобретать обучающимися опыт социального взаимодействия, сплачивает детей;
развивает основные виды функциональной грамотности - коммуникативную, информационную, деятельностную.
Проект можно считать универсальной образовательной технологией, которая может применяться в изучении любого предмета и на любом этапе урока. Она актуальна и на уроках, и во внеурочной деятельности учителя. Каждый проект уникален, так как ориентирован на специфику взглядов и идей самих учеников. Проект эффективен в рамках целей и задач образовательного процесса, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью, а не абстрагированных от жизненного поля. Проектная деятельность активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность учащихся, на основе опыта практической деятельности.
Технологии формирования самоконтроля и самооценки
По моему мнению, для формирования функциональной грамотности очень важным аспектом является развитие у обучающихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и оценивать. Поэтому я стараюсь на любом этапе урока организовать деятельность учащихся по самоконтролю и самооценке. Основной формой, которая показала эффективность деятельности, является таблица. Таблицы самооценки, самоконтроля включены во все конспекты уроков и выглядят следующим образом:
Математика является предметом, наиболее способствующим выработке потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий и, вместе с ним, развитию мыслительных способностей учащихся.
Рефлексивная деятельность
Развитие рефлексивного мышления школьников один из важных показателей уровня функциональной грамотности и стратегического развития Российской Федерации в глобальной конкуренции, путем использования человеческого потенциала, как основного фактора экономического развития. Развитие ребёнка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии. Принцип сознательности и активности – один из принципов развивающего обучения. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель обучения, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока или темы; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. Это может быть организовано в различных формах, они могут быть устными и письменными; индивидуальными и групповыми.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Заключение
Очень важно понять каждому педагогу, что данное направление работы касается каждого из нас. Мы все вместе работаем на результат, который покажут наши дети. Именно нам решать, чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?
И свое выступления хотелось бы закончить словами Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…». В этих словах заключается практическая значимость функциональной грамотности.