Технологические основы формирования математической грамотности обучающихся (5–9 класс)
Технологические основы формирования математической грамотности обучающихся Учитель математики ГУ РК «С(К)Ш №42» г. Воркута Бабенко Наталия Еманоиловна
Модель формирования и развития грамотности Дерево– функционально грамотная личность 1 Вода – педагогические технологии 2 Яблочки – ключевые компетенции 3 Лейка – учитель. 4
Технология проблемного (развивающего) обучения создание проблемных ситуаций через умышлено допущенные учителем ошибки; создание проблемных ситуации на основе домашних заданий; создание проблемных ситуации на основе постановки предварительных заданий на уроке к материалу учебника; создание проблемных ситуаций через использование занимательных задач; создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью;
Технология проблемного (развивающего) обучения Пример №1 Предлагаю вам выполнить решение в тетради. Первый вариант выполняет умножение первого столбика, а второй вариант второго столбика. (также приглашаю двух учеников выполнить работу у доски) Чем отличаются записи в этих столбиках? – Какой вывод можно сделать? (от перестановки множителей местами произведение не меняется). –Но какой более удобный способ умножения?Почему? Пример №2 12 *323 36 +24 36___ 3876 323 *12 +646 323__ 3876
Технология проблемного (развивающего) обучения Пример №3 Геометрия 8 класс Вычислите периметр прямоугольного треугольника. Одна клетка на рисунке равна одному сантиметру. Ученики уже умеют вычислять длины сторон по клеткам. В данном случае сталкиваются с проблемой, гипотенузу по клетка точно подсчитать не получится. Учитель предлагает найти сумму квадратов катетов и извлечь корень из полученного результата. А потом измерить стороны треугольника линейкой. Затем идет знакомство с Теоремой Пифагора. Пример №4 Попробуйте вычислите длину ломаной в дм. Подсказка: -Найдите какую часть составляют 2 см от дециметра. -Каким образом вы смогли вычислить длину в дм? А теперь попробуем вместе сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями. Запишем правило сложения с помощью букв.
Технология проблемного (развивающего) обучения
Устный счет Технология проблемного (развивающего) обучения
Технология проблемного (развивающего) обучения
В виде домашней работы задача на функциональную грамотность
В виде домашней работы задача на функциональную грамотность
Практико-ориентированные задачи по темам «Натуральные числа» Вес третьего советского искусственного спутника Земли равен одной тысяче трёмстам двадцати семи килограммам. При запуске спутника он вышел на орбиту на расстоянии одной тысяче восьмисот восьмидесяти километров от Земли. За триста пятьдесят восемь суток спутник сделал пять тысяч оборотов вокруг Земли, пролетев двести двадцать восемь миллионов двести тысяч километров. Ответ: 3, 1327, 1880358, 5000, 228 200 000. «Сложение и вычитание натуральных чисел» Библиотека занимает четыре комнаты: в 1-й находится – 8077 томов, во 2-й 10909, в 3-й на 1870 томов больше, чем в второй, а в 4-й больше, чем на первой на 1908 томов. Сколько всего томов в библиотеке? Решение: 1.10 909+ 1 870=12 779(т) – в 3 комнате. 2.8 077+1 908=9 985(т) – в 4 комнате. 3.8 077+10 909+12 779+9 985=41 750(т) Ответ: 41 750 томов во всей библиотеке.
Практико-ориентированные задачи по темам Умножение и деление натуральных чисел В Крыму возрождаются виноградники. Выращиваются столовые и технические сорта. В целом соотношение технических и столовых сортов винограда, выращиваемых в Крыму, составляет 83 процента к 17. На сборе винограда работали две бригады. Первая бригада собирала в среднем по 540 кг винограда в час, а вторая – по 648 кг. За какое время обе бригады собрали 9т504 кг винограда. Решение: 1) 540+648=1188(кг) – винограда собирают обе бригады за час 2) 9504:1188=8(ч) Ответ: за 8 часов две бригады собрали 9т Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. Сколько дней из года теряет человек, который выкуривает в день 24 сигареты? Решение: 1) 24*6=144 мин =2 часа 24 минуты (в день) 2) 144 *365= 52560 мин = 876 ч = 36 дней 12 часов (в год) Ответ: 36 дней 12 часов в год теряет человек
Практико-ориентированные задачи по теме «Геометрические построения» 1. Изобразите четырехугольник, у которого три угла прямые. Как вы думаете, будет ли и четвертый угол прямым? 2. Нарисуйте квадрат и проведите его диагональ. Как вы думаете, какие углы образует диагональ со сторонами квадрата? Проверьте свою интуицию измерением. Можете ли вы объяснить, почему угол именно такой? А если взять квадрат других размеров – больше или меньше, – изменится ли угол между сторонами квадрата? 3. Вырежьте из бумаги квадрат и сложите его вдвое по диагонали. Что вы заметили? На угол в 10° смотрят через увеличительное стекло с десятикратным увеличением. Чему равен угол, наблюдаемый сквозь стекло?. Начертите на листе бумаги любой угол и вырежьте его по сторонам, оставив бумагу между сторонами уг ла неразрезанной. Как вы думаете, можно ли без карандаша и линейки построить биссектрису этого угла? Как это сделать? Для всякого ли угла можно по строить биссектрису?
Практико-ориентированные задача по теме «Нахождение числа по его дроби»
Технология интегрированного обучения пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей.
Технология интегрированного обучения
Сравнение дробей Технология интегрированного обучения
Технология интегрированного обучения
Технология интегрированного обучения Пример №5 - Для первобытных людей важную роль играла форма окружающих их предметов. Специальных названий для геометрических фигур тогда не было. Говорили: “Такой, как кокосовый орех”, (т. е. круглый), “такой, как соль” (т. е. имеющий форму куба). Некоторые формы фигур казались особо красивыми. Круглые тела в древности заинтересовали человека. - Расскажите в Древнем Египте, для постройки знаменитых пирамид с помощью каких приспособлений рабочие перемешали большие камни? (бревен) -А какой формы бревна. -А как вы думайте почему именно круглые бревна? (они имеют круглую форму) - Да ребята в те времена никаких технических сооружений еще не было. Даже шлифовать огромные каменные глыбы приходилось вручную, а перемещали их с помощью бревен круглой формы. Позже вместо бревен стали использовать их части – в виде колес, которые катились уже легче. Читать слайд №2 - Какую геометрическую фигуру мы будем изучать сегодня на уроке? (окружность). -Какую цель вы поставите перед собой? (познакомится с данной фигурой и изучить её элементы).
Игра «Что такое?» Цель игры: учится определять понятия. Задачи: водить понятия финансовой грамотности. активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке. развивается речь , логика. Задание. Кратко дать определение понятия. Правило игры. Учитель называет слова, а ученики дают определения. Например, «Математик» , ответ «Математика-это наука о числах» . За каждый правильный ответ начисляются баллы. Побеждает тот кто набирает наибольшее баллов. Примеры слов: число, копейка, банк, валюта, бюджет, зарплата, пенсия, стипендия, налог, капитал.
Игра «Найди лишнее слово»
Прием включения пословиц в урок О какой величине идет речь в каждой пословице? Гроша не стоит, а глядит рублём. Шутке — минутка, а делу — час. Знай минутам цену, секундам счёт. Тише едешь, дальше будешь. Ложка дёгтя в бочке мёда. Близкая солома лучше дальнего ячменя. Сколько поработаешь, столько заработаешь. Пока молод, не страшен ни жар, ни холод.
Прием включения пословиц в урок О какой величине идет речь в каждой пословице? Гроша не стоит, а глядит рублём. (Цена) Шутке — минутка, а делу — час. (Время) Знай минутам цену, секундам счёт. (Время, цена) Тише едешь, дальше будешь. (Скорость, расстояние) Ложка дёгтя в бочке мёда. (Объём, вместимость) Близкая солома лучше дальнего ячменя. (Расстояние) Сколько поработаешь, столько заработаешь. (Работа, стоимость) Пока молод, не страшен ни жар, ни холод. (Возраст, температура)
Здоровье сберегающая технология - перегрузка учащихся, снижение двигательной активности; - отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом; - несформированность навыков здорового образа жизни; - плохая экология и т.д.
Здоровье сберегающая технология
кинезиологические упражнения
Проектно -исследовательская технология
Подведение итогов
Самоконтроль и самооценка № п\п задание оценка 1 Устный счет. 2 Работа с таблицами 3 Решение заданий на доске или самостоятельная работа в тетрадках 4 Работа с учебником 5 Тест
Методический материал.