Применение технологий «Технология составления тестовых заданий как эффективное средство формирования оценивания учащихся»

8
0
Материал опубликован 11 August 2023

Технология составления тестовых заданий как эффективное средство формирования оценивания учащихся

Автор: Смолина Марина Николаевна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 7»

В современной школе формирующему оцениванию уделяется особое место. Введение ФГОС начального общего образования ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Составление тестов самими учащимися позволяют по – новому подходить к оценке учебных достижений учащихся, представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая выявляет не только знания, подготовленность ученика, но и мотивацию.

Технология составления тестовых заданий способствует:

- повышению качества выполнения заданий;

- выявляет уровень понимания учащимися материала;

- развивает критическое мышление;

- строит обучение на основе сотрудничества учителя и учеников;

- повышает активную роль детей в процессе обучения.

Для самостоятельного составления вопросов по теме, ученик должен выполнить множество действий (очертить для себя границы темы; вспомнить, что он знает из этой темы; структурировать знания; составить высказывание, касающееся темы и имеющее форму вопроса; спрогнозировать ответ; учитывать ограничения на форму вопроса Составленные вопросы должны быть нацелены на проверку понимания материала.

Данная форма работы может быть использована как на уроках, так и на факультативных занятиях по предметам. Особая эффективность прослеживается при использовании технологии составления учащимися тестовых заданий на уроках гуманитарного цикла: литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

К данной форме работы детей нужно готовить постепенно, поэтапно:

1. Самостоятельное составление учащимися вопросов по тексту (для проверки понимания текста одноклассниками). Используется в работе метод постановки вопросов «Ромашка Блума» (простой вопрос, уточняющий вопрос, оценочный вопрос, творческий вопрос, вопрос – интерпретация, практический вопрос). Дети учатся формулировать «тонкие» и «толстые» вопросы.

2. Ознакомление учащихся с существующими формами вопросов (открытый или закрытый вопрос, вопрос (тест) с множеством вариантов ответа или предполагающий однозначный ответ (да/нет)).

3. Комментирование и оценивание учителем и учащимися составленных вопросов по определенной шкале: удачным вопросам присваивается различное количество баллов в зависимости от сложности или оригинальности. Шкалу оценки можно разработать вместе с учениками. [Пример такой шкалы:

1 балл – вопрос на фактическое знание темы;

2 балла – вопрос на применение фактического знания по данной теме;

3 балла – вопрос, требующий приведения примера;

4 балла – вопрос, требующий объяснения, которого не было на уроках или в учебнике;

5 баллов – вопрос-задача, не слишком громоздкий в формулировке и не требующий дополнительных записей при решении. Наличие такой шкалы позволяет не только оценить качество вопросов, но и составить равноценные по сложности варианты проверочной работы, а также учесть сложность вопросов в баллах при её оценивании].

По шкале я предлагаю оценить данные вопросы в баллах.

Где проводил осень Э. Григ? (в городе, на окраине города, в лесу) 1 балл

Э. Григ родился в Норвегии? (да, нет) 1 балл

Почему Э. Григ писал музыку для Дагни 10 лет? 4 балла

Какую музыку Дагни впервые услышала на концерте? 2-3 балла

Почему Э. Григ назвал эту пьесу «Утро»? 3 балла

Расположите пункты плана рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» в нужном порядке. 2 балла

Как в дальнейшем сложится судьба Дагни? 5 баллов


Составленная проверочная работа по вопросам учащихся должна соответствовать следующим требованиям:

- содержать вопросы различного уровня сложности;

- проверять все ключевые моменты темы, но не проверять знания одного и того же факта многократно;

- варианты работы должны быть равноценны по содержанию, структуре и сложности.

У детей возникают сложности в составлении тестовых заданий, если неудачно выбрана тема, по которой ученики не могут составить интересные и содержательные вопросы, недостаточно освоена тема учениками или слишком сложная тема.

В результате применения в учебной деятельности методики самостоятельного составления тестов удается стимулировать интерес к выполнению такого рода задания за счёт новизны работы и новой роли ученика в учебном процессе. У учащихся повышается ответственность при выполнении задания, так как результаты попадают на всеобщее обозрение, «проверяются в деле» и подвергаются критике одноклассников. Учителю предоставляется возможность создания ситуации успеха для большинства учеников, снятия стрессового состояния перед проверочной работой на знание пройденного материала.



Литература:

1. М.А. Пинская, И.М. Улановская. Новые формы оценивания (начальная школа). 2-е издание. М. «Просвещение», 2014.

2. М.А. Пинская. Формирующее оценивание в классе. М., Логос, 2010.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации