Текст мастер-класса "Развитие эмоционального интеллекта на уроках истории и обществознания"
Мастер класс
Тема: «Развитие эмоционального интеллекта на уроках истории»
Здравствуйте. Меня зовут Мкртчян Татев Сирекановна
На протяжении двух недель я, также как и другие конкурсанты, делилась с вами своим видением и методами в преподавании истории и воспитании.
Работа учителя над уроком сродни работе режиссера над спектаклем. И тот и другой стремятся донести до аудитории нечто действительно важное и найти отклик в сердцах.
2 слайд
Коллеги, хочу спросить вас. Что такое образование?
(Ответ фокус-группы)
Если следовать терминологии под образованием понимают процесс и,заметьте, РЕЗУЛЬТАТ развития, обучения и воспитания.
Когда нам сложно вникнуть в лексическое значение слова, всегда оказываются очень полезными навыки, полученные в школе на уроках русского языка. В частности, найти корень слова.
Давайте взглянем на наше слово. Образование. Какой корень?
(ответ из зала)
Образ. Поэтому я считаю, что образование должно способствовать формированию ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА не как биологического вида, но в самом высоком представлении.
Воспитать в ребенке нравственные качества, которые свойственны для настоящего ЧЕЛОВЕКА и гражданина становится все труднее. Вечные ценности теряют свою привлекательность для подрастающего поколения. Вместе с тем, наши дети становятся умнее: они быстрее нас учатся новому, их уважение и признание нужно заслужить, что не было свойственно предыдущим поколениям, когда авторитет учителя был непререкаем. Ведь мы с вами работаем с поколением Z или визуалов.
Однако если в интеллектуальном отношении на мир стал более продвинутым, то в эмоциональном плане мы стали беднее. Именно поэтому понятие эмоционального интеллекта распространилось почти во всех сферах нашей жизни. И немаловажную роль играет в преподавании.
Коллеги, как вы понимаете что такое эмоциональный интеллект?
(ответ фокус-группы)
Давайте просмотрим небольшой фрагмент, а затем продолжим. (видео) 7 слайд
Человек во все времена стремился быть успешным. Это является одной из наших социальных потребностей. В современном мире, как было сказано в видео, успех личности в профессиональной сфере и личной жизни зависит от того, насколько он умеет и понимать эмоции и чувства других людей и конечно же своих.
При помощи развитого эмоционального интеллекта дети могут:
(9 слайд).
Сегодня многие говорят о финском образовании, считая его лучшим.
В следующем учебном году мы все будем работать по ФГОС 3-го поколения. Мои старшие и более мудрые коллеги согласятся, что ФГОС во многом возвращается к принципам советской школы, которые ярко представлены в трудах А.С.Макаренко.
(фраза со слайда)
11 слайд. На уроках истории недостаточно просто запомнить даты, события и исторических личностей. Важно, чтобы за цифрами, личностями и событиями стояли эмоции. Ведь мы запоминаем на всю жизнь лишь то, что нашло отклик в нашем сердце. Именно с этой целью я обращаюсь к произведениям искусства и часто практикую интегрированные уроки. В частности, с предметом МХК.
Боярыня Морозова
Уважаемые коллеги, что за дата перед вами? Что произошло в это время?
(историков попрошу воздержаться)
17 век,бунташный век,который назван так,в связи с тем,чьо в это столетие произли Медный,Соляной…А ткже тогда произошел церковный раскол.И те,кто не захотел принимать реформу аначали бунтовать. Символом борьбы ЛЮДЕЙ МОЛИТЬСЯ ТАК,как им нужо стала боярыня Морозова. Именно она изображена на картине Сурикова.
Сама морозова (двоеперстие, цепи, выражение лица, одежда)
Лица позади (смеющиеся,испуганные в середине)
Династический кризис
(сказать о сакральности самодержавия)
За понятием династического кризиса возвышается одна личность: Иван Грозный
Я не случайно сказала возвышается. Посмотрите на картину. Кого вы ней видите?
(если сомневаются, уточнить) Человека или царя?
А как вы относитесь к личности Ивана Грозного?
А выражено ли это в картине? Выражены ли ваши противоречивые мнения в картине Васнецова?
А какую картину еще мы знаем, принадлежащую кисти великого русского художника?
Иван грозный и сын его Иван
А на этой картине, что вы видите?
Невозможно представить изучение истории России без разговора о подвиге светского народа-ВОВ.
При работе с данной темой я активно использую памятники и монументы как символы величия, отваги и мужества.
С какой битвой у вас ассоцируется данный монумент?
Битва за «Эльхотовские ворота»(битва за кавказ)- 27 сентября 1942-3 января 1943
Данная тема поднимается в 10 классе. Когда наиболее важно направлять учащихся и растить в них граждан своей страны.
В монументе,который установили в честь павших воинов и их военного подвига ярко выражены намерения защитников несмотря ни на что не пропустить врага дальше.
Что вы видите на этой фотографии?
Перед вами разрушенный городок Герника,который в 1937 году(Революция в Испании) за три часа был до основания разрушен: на него сбросили несколько тысяч бомб фашисты.В результате налета шеститысячный город был уничтожен,около двух тысяч жителей оказались под завалами.А после налета Герника горела еще три дня.В том же году художник П.Пикассо,испанец по крови создает свое панно «Герника».
Что вы видите?Что отражает?
«Герника-страшное обвинение фашизму и Франко….»
22 слайд.
Коллеги, что обозначают эти понятия?
Сегодня в соврем. Мире мы стараемся развивать софт скилс, поэтому все чаще мы пытаемся сделать наши уроки ярче, и в этом нам на помощь приходят современные технологии. Но нельзя забывать о том, что без развития жестких навыков(хард) невозможно развить гибкие(софт).
Знание истории, понимание причинно-следственных связей, которые форм. на уроках истории и есть хард скилс. И для того, чтобы достичь результата, повторюсь, необходима эмоц. привязка.
Про учебник.за ним не видят ничего.-23
Для того, чтобы учебник ожил и заговорил с ними необходимо чувствовать.
Мы начинали разговор с того, что такое образование и пришли к выводу ,что главная наша задача- формировать образ человека. Ведь Бог сотворил людей свободными. Он не заложил в нас определенной программы, в которым было бы прописано какими нам быть.
«Лишь тебе даровал я расти и меняться по собственной воле своей»- так говорил Д.П.делла Мирандолло, а наша задача- направлять личность на этом пути.