Материал на проверке

Тема: "ФГОС НОО: актуальные проблемы реализации"

0
0
Материал опубликован 3 January









Тема:

«ФГОС НОО: актуальные проблемы реализации"





















Учитель:

Марченкова В.С.




2024-2025 учебный год


ФГОС НОО в 2024-2025 учебном году:
актуальные проблемы реализации


В статье описаны основные проблемы первого этапа реализации требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования на уроке и представлена их связь с внедрением инноваций в начальной школе. Рассмотрена готовность учителя, программ и условий к реализации ФГОС НОО с позиции современных требований к инновационному уроку. Отмечается, что внедрение новых стандартов означает выход на принципиально новый уровень образовательных услуг и необходимость включения в инновационную деятельность. Автором представлены основные способы преодоления проблем реализации стандарта.

Ключевые слова: требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), проблемы реализации стандарта, готовность учителя, методическое обеспечение инноваций, методические инновации.


«Время есть величайший на новаторов – говорил английский философФренсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников.
С 1 сентября 2022 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (2022г.), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала школы, не только смешают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этотпереход:

изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и,прежде всего, метапредметных и личностных результатов);

изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);

изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС НОО).
Это говорит о том, что переход школы к новой, гуманистической парадигмеобразования, дающее нашей стране шанс на будущее достойное существование иразвитие не формальный, а реальный. Поэтому для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:
Как обучать?
Как создать соответствующую новому способу обучения образовательную среду?

С помощью чего учить?

Как проверить достижение новых образовательных результатов?

Как подготовить учителя к реализации целей, поставленных ФГОС НОО?

Как организовать его методическое сопровождение?

Какие ресурсы для этого есть ушколы, округа, города, авторских центров?

Как разработать ООП школы и рабочую программу учителя на этапе перехода кФГОС НОО, чтобы они стали не формальной очередной бумажкой, а «дорожнойкартой, помощником в этом переходе.

На эти актуальные вопросы мы постараемся сегодня ответить.
В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленнаяза время обучения в школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трехсистем требований:

-требований к результату образования,

-требований к структуре основных образовательных программ (то, как школавыстраивает свою обратную деятельность).

- требования к условиям реализации стандарта(кадры, финансы, материально техническая база, информационное сопровождение пр.)

В Стандарте 2022 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:

Личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированностьмотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.). Кличностнымрезультатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования, относятся готовность н способность обучающихся к саморазвитию.Сформированность мотивации к обучению и познанию, целостно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностно и социальные компетенции, личностныекачества. Сформированность основ гражданской идентичности.


Метапредметным (умение учиться). Кметапредметнымрезультатамобучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ми, составляющими основу умения учиться, и ключевыми компетенции межпредметнымипонятими.


Предметным.К предметнымрезультатам обучающихся относятся освоенный в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметнойобласти деятельности по получению нового знания, его преобразованию иприменению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.


Известно, что формирование любых личностных новообразований - умений, способностей, личностных качеств (в том числе и универсальных учебных действий,и умение учиться в целом), возможно только в деятельности. Поэтому в качествеосновного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни и разрабатывался новый образовательный стандарт. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, то есть, формирования умения учиться.
Формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантной основой образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается как путем освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, имея в виду, что они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются структурные компоненты учебной деятельности - мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия,контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательном учреждении. При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделенной (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте), и к самостоятельной, с элементами самообразования и самовоспитания, деятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания. формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организациюэтого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение
уменияучиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентовучебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний. Формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлятьдеятельность учения: ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности:

создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации наоснове готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоениязнаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметнойобласти.


Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носятнадпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостностьобщекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвитияличности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса:лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимоот ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирован психологических способностей обучающегося.

Виды универсальных учебных действий:
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образовано, можно выделить четыре блока:
личностный, регулятивный (включающий также действиясаморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение делитьнравственный аспект поведения) и ориентацию сольных ролях имежличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимсяорганизацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция -внесение необходимых дополнений и корректив в план и способдействия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка-выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.


Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной иписьменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретныхусловий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатовдеятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации: свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официальноделового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмовдеятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Знаково-символические действия:

моделирование - преобразование объекта на чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая илизнаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих даннуюпредметную область.


Логически универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез-составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.


Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальнуюкомпетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в грушу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определениецели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и егореализация;

управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогическойформами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных,регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.


В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник.
Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объёминформации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.На сегодняшний день наша школа получила компьютерное оборудование для 3-хпервых классов. Функционирует мобильный компьютерный класс. Обучающиеся начального звена будут осуществлять разработку индивидуальных, коллективных проектов участвовать в школьных, районных научно-практическихконференций.
Одним из направлением введения стандартов второго поколения, следует считатьпоявление
внеучебной деятельности.
На нее отводятся дополнительные часы за счет ГПД (это проектная деятельность). Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы занятий по выбору.
Как было сказано выше, в Стандарте второго поколения прописаны требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы начального общего образования. Наличие требований к условиям означает, что без них достижение результата невозможно. На основе данной программы все учителя, работающие в первом классе написали свои программы по внедрению ФГОС по всем курсам. Была проделана колоссальная работа по разработке данных программ. Они написаны по новым направлениям и разделам работы, с учетом УУД, деятельности учителя и учащегося. С данными программами вы можете ознакомиться на нашем педагогическом совете.
В стандарте описываются требования к информационному пространству (что является новым), к материально-техническому обеспечению, учебномуоборудованию, к кадровым, финансовым условиям. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных
стандартов меняется и
система оценивания достижений учащихся.Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Учащиеся 4-х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебныхдействий умения учиться. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфелю достижений. Даннаяформа оценивания достижений учащихся частично освоена в школе: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием!
Усилена социальная направленность стандарта. Впервые в основе стандарта лежит общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Этодолжно позволить обеспечить большую активность учащихся и их родителей. педагогов и общественности в разработке образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формированиииндивидуальных маршрутов обучающихся. Меняется и основная направленность школьного образования, которая заключается вреализации системно-деятельностного подхода на основе активного вовлечения обучающихся в учебную деятельность.

Новизну стандарта на процессуальном уровне с точки зрения образовательногопроцесса составляют три системы требований: к структуре образовательныхпрограмм, к условиям их реализации и к результатам их освоения.
При этом особое значение придается целостности аспектов обучения и воспитаниячерез введение раздела «Внеурочная деятельность» в структуру Базисногообразовательного плана, а также программ по формированию универсальныхучебных действий и духовно-нравственному развитию учащихся.
Таким образом, в отличие от стандартов первого поколения, которые определяли лишь совокупность обязательного минимума содержания образования требования к уровню учащихся, назначение новых стандартов призвано обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования на основе предложенной системы требований. Определение стандарта как рамочного документа обуславливает совершенно иные подходы к организации, содержанию. условиям и результатам образовательного процесса в целом.

За это время нами разработано:
-нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС в нашем общеобразовательном учреждении:
-модель Основной образовательной программы образовательного учреждения:
- рекомендации по организации внеурочной деятельности: - модель системы оценивания планируемых результатов:
- инструментарий по оценке предметных, метапредметных и личностных достижений младших школьников;

- программы по внеурочной деятельности в начальной школе
Вместе с тем, выявляются риски, которые необходимо учитывать на этапеподготовки к введению Стандартов нового поколения:
- отсутствие стандартов дошкольного образования;

- проблема в финансировании часов внеурочной деятельности;
- недостаточность ресурсного обеспечения: - недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов;
- стандарты подготовки учителей начальных классов не учитывают требований. предъявляемых к учителю новыми ФГОС.
Обозначенные проблемы определяют основные направления деятельности по введению ФГОС
В школе для организации и координации работы по направлениям стандарта создана рабочая группа, в состав которой входит завуч по начальной школе, учителя начальных классов, педагоги, реализующие программы по внеурочной деятельности. Нашей школе предстоит серьезная работа по разработке Основной образовательной программы начального общего образования, которая является основополагающимдокументом по организации и обеспечению образовательного процесса. В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации разрабатывается Примерная основная образовательная программа начального общего образования, на основе которой каждая школа должна будет составлять основную образовательную программуобщеобразовательного учреждения с учетом специфики содержания и ресурсного обеспечения образовательного процесса. Важной задачей является приведение в соответствие с требованиями ФГОСнормативной базы школы (Устав образовательного учреждения, должностные инструкции работников, другие локальные акты). Изменение требований к финансово-экономическому обеспечению образовательного процесса в связи с введение ФГОС, предполагает увеличение финансированияобразования. Необходимо внести изменения в локальные акты, регламентирующие установлениезаработной платы работников образовательного учреждения, в части установлениястимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования с учетом требований ФГОС.
Новый стандарт предъявляет и новые требования к учителю. В соответствии стребованиями стандарта профессиональное мастерство учителя начальных классовзаключается в умении проектировать учебный процесс, использовать технологию развивающего обучения, осуществлять оценочную деятельность на основепроецирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Возрастной и квалификационный состав учителей нашей школы позволяет говоритьо достаточной квалификации и опыте работы учителей начальных классов, которымпредстоит внедрять ФГОС.
Вопросам повышения информационной компетентности необходимо уделять самое пристально е внимание, ведь при реализации ФГОС учитель должен уметь пользоваться не только текстовым редактором, но и создавать презентации. использовать цифровое и мультимедийное оборудование, пользоваться электронной Почтой и Интернетом. Решая вопросы кадрового обеспечения введения ФГОС, в первую очередь, предстоитобновить содержание курсов повышения квалификации педагогических работников.
При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работасреди педагогической родительской общественности о целях и задачах ФГОСактуальности формирования
УУД школьника для системы образования, для обучающихся и их семей.Необходимо приложить максимум усилий, чтобы весь процесс введения ФГОС был открытым и доступным каждому участнику образовательного процесса, родителю иобщественности.


Задачи введения ФГОС, которые необходимо решить нашему образовательномуучреждению:

1. Привести нормативную базу, локальные акты школы в соответствие с требованиямиФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование. материально-техническое обеспечение, должностные инструкции и т.п.).
2. Разработать Основную образовательную программу начального общего образования.

3. Определить модель организации образовательного процесса, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности обучающихся.

4. Обеспечить повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования).

5. Обеспечить кадровые, финансовые, материально-технические и иные условияреализации Основной образовательной программы начального общего образования всоответствии с требованиями ФГОС.
Масштаб работы по внедрению ФГОС предстоит значительный и требует от всехисполнителей глубокого понимания вопроса, организованности и ответственности.
Большое внимание уделяется мониторингу готовности первоклассников к школе.

Мы надеемся на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта. Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства имеющееся ресурсное обеспечение позволит создать условия для реализации Основной образовательной программы начального общего образования. прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования. Мы также надеемся на понимание и содействие наших коллег и родителей во всех проектах и начинаниях!
Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в школе начался в 2015 учебном году и продолжается сегодня. Внедрение ФГОС осуществлялось через изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО, формирование рабочей группы по введению ФГОС, составление основной образовательной программы образовательного учреждения, создание плана методической работы по внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО, информирование родителей о подготовке к переходу на новые стандарты.
Педагогический коллектив нашей школы много лет реализовывал программу развития личности школьника. Школа не может не гордиться достигнутыми результатами в образовательном процессе. Вместе с тем введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Новым для нас, учителей, стало понятие универсальные учебные действия. Как развивать ученика нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя-взрослого человека - стало самой серьёзной проблемой для администрации и педагогов школы.

Учитель-ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть креативным: владеющим современными образовательными технологиями: эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся: быть открытым новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы. С этой целью в общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с педагогами или включиться и работу специально организованных групп (творческие рабочие, по интересам). При этом необходимо отметить, что особо обращаете на:
- изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов:
- предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно Постоянно участвуют в вебинарах издательств Дрофа» и «Просвещение», публикуют свои работы в различных изданиях и на федеральных сайтах. Все формы методической работы в нашей школы можно условно разделить наорганизационные и дидактические формы: коллективные и индивидуальные.
Формами работы в школе были выбраны:
- тематические методические и педагогические советы;
- диагностика, педагогический мониторинг;
- индивидуальная работа;
- аттестация;
- самообразование педагогов;
- семинары – практикумы;
- открытые уроки;
- взаимопосещение уроков;
- предметные недели;
- творческие отчеты;
- информирование и обсуждение методических новинок;
- презентация методических наработок.

Таким образом, целенаправленная система методической работы по сопровождению ФГОС ООО на этапе подготовки обеспечивает создание необходимых условий для его внедрения и реализации.
Есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей школы как положительные так и не очень:
- создана действующая информационно-методическая база по внедрению ФГОС;
- положительная мотивация педагогов постепенно растет;
- учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения:

- слабо повышается методическое мастерство педагогов в процессе освоения иминовых технологий;

- не все формы методической работы нашли свое применение (семинары - практикумы, открытые уроки, посещение уроков, предметные олимпиады, презентации методических разработок)
Урок - основная форма работы.

Что меняется в современном уроке.

Мы пришли к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.
Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником
В соответствии с новыми стандартами нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот-необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.
В современном уроке упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Но часто бывает, что некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия... А если нет?
Современный урок позволит детям лучше говорить, легче реагировать на вопросы учителя, вступать в диалог, учащиеся должны не просто воспроизводить увиденное или прочитанное (услышанное), но и уметь рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; уметь работать в паре; показывать навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей не адекватно оценивает свою деятельность на уроке;
Наблюдения за работой учителя на уроках свидетельствуют о том, что учитель не совсем еще обладает определенным уровнем методической подготовки, выстраивает учебный процесс по принципу: ученик-субъект» учебной деятельности: владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.

Вывод: сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий.
Образовательные стандарты второго поколения предусматривают новые подходы к системе оценивания обучающихся.

Для организации мониторинга сформированности как предметных, так и универсальных учебных действий и учителям, и администраторам необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий.

Результаты беседы с учителями показывают, что, несмотря на значительную подготовительную работу к введению ФГОС: 100% курсовую подготовку, посещение семинаров именно вопросы формирования и оценки УУД являются для них наиболее сложным. По мнению учителей наибольшее затруднение они испытывают в выделении и анализе заданий, направленных на УУД, в определении уровня сформированности УУД школьников. Это связано с тем, что единая диагностика предметных, тем более личностных и метапредметных результатов, долгое время была практически не разработана. Поэтому первоначально нам нужно было разобраться с тем, как устроена система оценки образовательных достижений, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько точную обратную связь обеспечивает, насколько она информативна и включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.
Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, на что были ориентированы стандарты поколения, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: мета предметные и предметные стандартные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы. самоанализ и самооценка, наблюдения. Особое место, среди них, занимают итоговые предметные и комплексные проверочные работы. Для индивидуализации образования недостаточно этих стандартизированных работ. Учитель должен сам научиться разрабатывать подобные задания. Только вникнув в суть алгоритма составления работы можно понять, как ее содержание формирует и проверяет УУД.
Прошло время, но, к сожалению, и сейчас для многих педагог этот вопрос болезненнее (по итогам составления итоговых работ). Отсутствие диагностических материалов для оценки освоения мета предметных действий осложняет деятельность учителя. Работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями. Предлагаю провести серию практикумов по данному вопросу.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и. осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте люди. обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможностидля развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся проектной деятельности. Школьники и их родители информированы об учебной проектной деятельности, учителя предлагают школьникам темы проектов. Классные руководители следят, чтобы все ученики участвовали в проектной деятельности. Для 5-7 классов мы предлагаем участие не только в индивидуальных проектах, но и в парных и групповых.
Несмотря на это практика показывает, что на уроках и внеурочных занятиях учителями мало времени уделяется проектной деятельности: дети не охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов.

Вывод: реализация проектной деятельности требует от педагогов владение в совершенстве приемами, технологиями метода проектов.

Проблем много.
Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная информационная компетентности еще не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание. новая позиция. новое отношение к педагогической деятельности.
В заключении хочу привести высказывание Александра Асмолова-одного из главных разработчиков новых стандартов - о времени, начавшихся реформах в образовании: «Мы живем н изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз».




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования : текст с изм.идоп.на2011г./М-вообразованияинаукиРос.Федерации.–М.:Просвещение,2011. – 33 с.

Смолеусова Т. В. Состояние профессиональной готовностиучителей начальной школы к внедрениюинноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета,2012–№3.–с.5–18. Элктронный ресурс.

//vestnik.nspu.ru/journal/2012-3(датаобращения:3.07.2012)

Смолеусова Т. В. Методические инновации: гуманитаризация и гуманизация математическогообразования в условиях ФГОС. Духовно-нравственное развитие и воспитание на уроках математики / Новосибирский ИПКиПРО. – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2012. – 132 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.