Методическая разработка открытого урока по дисциплине информатика «Технологии создания и преобразования информационных объектов»
Управление культуры и туризма Липецкой области
Государственное областное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Елецкий государственный колледж искусств имени
Тихона Николаевича Хренникова»
| | |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКА
Тема: «Технологии создания и преобразования информационных объектов».
Преподаватель Фролова Оксана Сергеевна
2024
АННОТАЦИЯ
В данной методической разработке отражен опыт работы преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках теоретического обучения, через использование методов проблемного обучения, информационных технологий.
В разработке четко отражена структура занятия, последовательность всех этапов.
Тип урока: повторение, закрепление и отработка практических навыков
Форма проведения: деловая игра
Методическая разработка предназначена для преподавателей учебных дисциплин, обучающихся.
Дисциплина Информатика
Специальность ОТДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип урока: повторение, закрепление и отработка практических навыков
Форма проведения: деловая игра
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Методы обучения: метод обобщающего повторения, проблемный, практический
Тема: «Технологии создания и преобразования информационных объектов».
Цели урока:
- повторение и закрепление знаний по теме «Технологии создания и преобразования информационных объектов»
Задачи урока:
Образовательная: организовать деятельность учащихся по формированию умения использовать возможности компьютерных программных средств, для оптимизации информационной деятельности человека;
Развивающая: Способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний, работы с компьютерными программными средствами
Воспитательная: Способствовать формированию устойчивого интереса к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности;
Ожидаемые результаты:
- Знание основных команд и приемов по работе в программах MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
- Умения создавать, редактировать, производить вычисления в программах MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
По окончании изучения темы студенты должны:
Знать:
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных);
Уметь:
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
Обеспечение занятия:
1. Раздаточный материал
2. Технические средства обучения
компьютеры с ОС Windows XP;
стандартный пакет Microsoft Office
проектор, экран, презентация с заданиями для фронтального опроса
Программа для тестирования Rich Test
Структура урока:
1. Организационный момент;
2. Мотивация учебной деятельности учащихся;
3. Повторение и закрепление полученных знаний
4. Рефлексия и подведение итогов урока
5. Домашнее задание.
Ход урока
I.Организационный момент
- Приветствие.
- Проверка присутствующих и определение готовности к совместной деятельности.
-Подводящий к теме диалог
Посмотрите на слайд что вы видите?
( Слово Технология и ярлыки программ MS Word, MS Excel, MS PowerPoint)
А для чего нам эти программы нужны?
(Для создания и преобразования информационных объектов)
Значит тема сегодня «Технологии создания и преобразования информационных объектов».
- Сообщение темы, целей и задач урока.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся
Характерной чертой нашего времени является рост производства, потребления и накопления информации во всех отраслях человеческой деятельности. В условиях информационного общества очень важно для будущего специалиста владеть компьютерными технологиями, знать разные методы создания и преобразования информационных объектов, чтоб быть востребованным на рынке труда.
Наш урок будет проходить в виде игры. Вы будете работать парами. Представим, что вы устраиваетесь на работу по своей специальности. Для этого необходимо пройти конкурс на вакантное место. Наш конкурс содержит четыре задания.
- тестирование
-работа в MS Word
-работа в MS Excel
- работа в MS PowerPoint
III. Повторение и закрепление ранее изученного материала
3.1. Начнем урок с устной разминки, (за каждый правильный ответ 1 балл)
1. Какие вы знаете программные средства, реализующие процессы обработки информации.
-Текстовые редакторы, графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных, приложения для создания мультимедийных презентаций
2. Какие вы знаете программы для обработки текстовой информации
- Блокнот, Word
3.Чем отличаются текстовые редакторы от текстовых процессоров?
- Текстовые процессоры имеют в своем составе расширенный набор функций.
4. Перечислите основные элементы текстового документа
- Символ, слово, строка, абзац, предложение, страница, документ.
5.Что такое редактирование документа
-Проверка и исправление текста при подготовке к печати
6.Как вы понимаете форматирование текста
– процесс оформление страницы, абзаца, строки, символа
7.Какие вы знаете программы для обработки числовых данных на компьютере
-Калькулятор и электронная таблица
8.Назначение электронной таблицы Excel
- Предназначены для автоматизации табличных расчетов, для наглядного представления результатов обработки данных в виде диаграмм и графиков
9. Что представляет собой рабочее поле электронной таблицы
- Рабочее поле электронной таблицы состоит из строк и столбцов
10.Назовите наименьшую структурную единицу на рабочем листе
- Ячейка
11.Для того чтобы ввести в электронную таблицу формулу необходимо поставить?
- знак =
12. Графические редакторы предназначены ..?
- для создания, редактирования и просмотра графических изображений.
13. Чем отличаются векторные изображения от растрового?
- Растровые изображения строятся из точек различного цвета (пикселей), которые образуют строки и столбцы. Векторные рисунки формируются из графических примитивов (линий, прямоугольников, окружностей,)
3.2 Тестирование с помощью программы RichTest – Report (Выполнение задания на ПК)
Результат выполненных заданий определяет готовность студентов к выполнению следующего этапа занятия.
Практическая часть
3.3. Декодирование документа работа в MS Word
Сейчас предстоит расшифровать документ. Время ограничено 8 минутами. ( Получить текст путем ввода приведенного ниже закодированного текста. Текст отформатируйте в соответствии с данными параметрами формата. Которые указаны в фигурных скобках, стоящих перед форматируемым фрагментом текста).
Используемые сокращения
Выравнивание строк: L – по левому краю , R – по правому краю, М – по центру, L-R – по ширине.
Times, – тип шрифта, 14 …-размер шрифта
Начертание: bl – полужирный, ital –курсив, О - обычный
Перед тем, как приступить к вводу текста, в пустом документе установите поля размером по 2 см с каждой стороны. Междустрочный интервал Полуторный. Отступ 1,25
{ Times 14 M; bl} Резюме выпускника ГОБПОУ «ЕГКИ им.Хренникова»
{ Times 14 M; bl} ФИО
{ Times 14 L-R; О} Адрес: 399770 г Елец
{ Times 14 L-R; О} Телефон: 2-34-21
{ Times 14 L-R; О} Дата и место рождения: 4 августа 2004 года
{ Times 14 L-R; О} Подданство: Гражданство РФ
{ Times 14 L-R; О} Семейное положение: Холост
{ Times 14 L-R; О} Цель: получение должности согласно квалификации по специальности
{ Times 14 L-R; О} Квалификация: организатор в социально-культурной сфере
{ Times 14 L-R; О} Специальность: социально-культурная деятельность
{ Times 14 L-R; О} Образование: Среднее – профессиональное, ГОБПОУ «Елецкий государственный колледж искусств им. Т.Н.Хренникова»
{ Times 14 L-R; О} Опыт работы: Практика по профилю специальности в ….
{ Times 14 L-R; О} Дополнительные сведения: Уверенный пользователь ПК. Имею положительную рабочую характеристику с места практики. Общителен, энергичен, ответственен. Веду здоровый образ жизни.
{Times 14 R; ital} 22 октября 2023года.
3.4 Работа с электронной таблицей Microsoft Excel
Заполнить исходные данные таблицы «Оплата электроэнергии».
Произвести расчеты:
- количества израсходованной электроэнергии;
- ежемесячной стоимости потребления электроэнергии;
- Построить круговую диаграмму стоимости потребления электроэнергии по месяцам.
Месяц | Дата | Показания счетчика кВт/ч | Расход кВт/ч | цена в руб. коп за 1кВт/ч | Сумма р. |
| 26.12.2023 | | | 2,53 | |
Январь | | 58882 | | | |
Февраль | | 59682 | | | |
Март | | 60066 | | | |
Апрель | | 60811 | | | |
Май | | 61342 | | | |
Июнь | | 61690 | | | |
Июль | | 62009 | | | |
Август | | 62344 | | | |
Сентябрь | | 62789 | | | |
Октябрь | | 62999 | | | |
Ноябрь | | 63098 | | | |
Декабрь | | 63587 | - | | |
| | Всего | | |
3.5 Создание презентации с гиперссылками.
Тема презентации:
1.О своей специальности;
2. День победы;
3. Свободная тема
Советы по созданию презентации
1.Подбери соответствующее оформление слайдов, придерживайся его на протяжении всей работы, чтобы слайды презентации были в едином стиле
2.Расположи грамотно изображения, тексты и схемы на слайдах. Можешь для этого воспользоваться шаблонами и макетами Power Point
3.Не перегружай слайд, сделай его лаконичным и четким
4.Специальные эффекты и анимацию используй только там, где необходимо подчеркнуть что-то важное
3.6 Отчет малых групп (каждая группа показывает свою работу)
IV. Рефлексия и подведение итогов урока
Жюри проводит оценивание группы.
Цель рефлексии: выявление трудностей студентов при изучении темы, выполнении полученных заданий. Рефлексия осуществляется при помощи тест-анкеты:
Тест - анкета
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
2.Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4.За урок я | не устал / устал |
5.Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6.Материал урока мне был | понятен / не понятен |
Вывод по уроку.
Сегодня на уроке в необычной форме мы повторили все ранее изученные прикладные программы. Вы сумели показать свое умение работы в прикладных программах, а также продемонстрировали свои компетентности, приобретенные в процессе изучения курса «Информатика». Конкурс на вакантное место по своей специальности вы прошли
V. Домашнее задание: Используя пакет Microsoft Office, создать презентацию «Моя семья», рассчитать семейный бюджет.
Приложение 1.
Бланк оценки работы.
ФИО учащегося:____________________________________________________
Проверил:__________________________________________________________
№ | Название заданий | баллы | | Замечания | |||
1 | Разминка | 1 за пр. отв. | | | |||
2 | Тестирование | (17 -16)-5 (13-16)-4 (10-13)-3 ниже -0 | | | |||
3 | Декодирование документа | 3 | | | |||
4 | Электронные таблицы | 3 | | | |||
5. | Создание презентации | 5 | | | |||
Итого | | | |
Приложение №2
Тестовые задания
1. Минимальным объектом электронной таблицы является
Варианты ответа:
Ответ №1 Диапазон ячеек
Ответ №2 ячейка
Ответ №3 столбец
Ответ №4 строка
2. К операциям форматирования абзаца относятся:
Варианты ответа:
Ответ №1 начертание, размер, цвет, тип шрифта
Ответ №2 удаление символов
Ответ №3 выравнивание, межстрочный интервал, задание отступа
Ответ №4 копирование фрагментов текста
3. Рабочая книга состоит из:
Варианты ответа:
Ответ №1 ячеек
Ответ №2 таблиц
Ответ №3 строк и столбцов
Ответ №4 рабочих листов
4. Базы данных - это:
Варианты ответа:
Ответ №1 набор сведений, организованный по определенным правилам и представленный в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами
Ответ №2 программно-аппаратный комплекс, предназначенный для сбора, хранения, обработки и передачи информации
Ответ №3 программные средства, осуществляющие поиск информации
Ответ №4 программные средства, позволяющие организовывать информацию в виде таблиц
5. Какие данные не могут находиться в ячейке:
Варианты ответа:
Ответ №1 формула
Ответ №2 лист
Ответ №3 число
Ответ №4 текст
6. Документ в электронной таблице называется:
Варианты ответа:
Ответ №1 ячейка
Ответ №2 таблица
Ответ №3 рабочий лист
Ответ №4 рабочая книга
7. Информационная система - это:
Варианты ответа:
Ответ №1 программные средства, позволяющие организовывать информацию в виде таблиц
Ответ №2 программно-аппаратный комплекс, предназначенный для сбора, хранения, обработки и передачи информации
Ответ №3 набор сведений, организованный по определенным правилам и представленный в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами
Ответ №4 программные средства, осуществляющие поиск информации
8. В электронной таблице буквами A, B, … обозначаются:
Варианты ответа:
Ответ №1 столбцы
Ответ №2 строки
Ответ №3 ячейки
Ответ №4 нет таких обозначений
9. Краткие сведения об описываемых объектах - это:
Варианты ответа:
Ответ №1 документальная БД
Ответ №2 распределенная БД
Ответ №3 централизованная БД
Ответ №4 фактографическая БД
10. Вся информация хранится на одном компьютере - это:
Варианты ответа:
Ответ №1 централизованная БД
Ответ №2 документальная БД
Ответ №3 фактографическая БД
Ответ №4 распределенная БД
11. В иерархической БД информация организована в виде:
Варианты ответа:
Ответ №1 прямоугольной таблицы
Ответ №2 сети
Ответ №3 дерева
12. В реляционной БД информация организована в виде:
Варианты ответа:
Ответ №1 прямоугольной таблицы
Ответ №2 дерева
Ответ №3 сети
13. Абзац- это:
Варианты ответа:
Ответ №1 текст начинающийся с отступа
Ответ №2 Фрагмент текста, заканчивающийся нажатием на клавишу Enter
Ответ №3 одна строка текста
Ответ №4 текст, начинающийся несколькими пробелами
14. К операциям форматирования символов относятся:
Варианты ответа:
Ответ №1 копирование фрагментов текста
Ответ №2 выравнивание, межстрочный интервал, задание отступа
Ответ №3 удаление символов
Ответ №4 начертание, размер, цвет, тип шрифта
15. Чтобы сохранить документ под другим именем или в другом месте, нужно выбрать команду:
Варианты ответа:
Ответ №1 Файл - Сохранить…
Ответ №2 можно выбрать любую из команд Файл - Сохранить или Файл - Сохранить как…
Ответ №3 Файл - Сохранить как…
16. текстовый документ должен включать разделы
Варианты ответа:
Ответ №1 основную часть
Ответ №2заголовок
Ответ №3 сопроводительную часть
Ответ №4 все перечисленные позиции
17. Какая формула содержит ошибку?
Варианты ответа:
Ответ №1 нет ошибок
Ответ №2 =F15^2
Ответ №3 =N45*N46
Ответ №4 =(A1+B1)/(A2+B2)
Ответ №5 =2(А1+В1)
Приложение №3
Тест - анкета
Ф.И_______________________________________________
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
2.Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4.За урок я | не устал / устал |
5.Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6.Материал урока мне был | понятен / не понятен |