Интегрированное занятие «Применение математических расчетов в работе двигателей внутреннего сгорания»
ГБПОУ "Суровикинский агропромышленный техникум"
Методическая разработка интегрированного учебного занятия
по математике и основам гидравлики и теплотехники
Тема занятия:
" Применение математических расчетов в работе
двигателей внутреннего сгорания"
Разработчики:
Давыдова А.С.,
преподаватель высшей
квалификационной категории
Кошенсков С.Н.,
преподаватель высшей
квалификационной категории
2023 год
Пояснительная записка
Методическая разработка учебного занятия составлена на основе рабочих программ учебной дисциплины "Математика" и учебной дисциплины «Основы гидравлики и теплотехники" для студентов среднего профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Методическая разработка соответствует федеральным государственным стандартам образования нового поколения, а также позволяет осуществлять при этом такую математическую подготовку студентов, которая является достаточной для дальнейшего изучения математики и дисциплин профессионального цикла.
Цели использования методической разработки обусловлены общими целями российского образования, концепцией математического образования, статусом и ролью математики в науке, культуре и жизнедеятельности общества.
Тема занятия: Применение математических расчетов в работе двигателей внутреннего сгорания
Тип занятия: изучение нового материала
Цели:
дидактические:
студенты будут знать:
- принципиальное устройство и работу двигателей внутреннего сгорания;
- основы применения математических расчетов в работе двигателей внутреннего сгорания (ДВС);
- понятие степени числа, основание степени, показатель степени.
студенты будут уметь:
-возводить число в степень с натуральным и отрицательным показателем;
-применять знания, полученные на уроках математики, основы гидравлики и теплотехники в повседневной жизни.
развивающие:
-развитие познавательной активности студентов и интереса к предметам;
- ознакомление с классификацией современных ДВС с термодинамическими процессами, происходящими в ДВС;
- развитие вычислительных навыков, памяти, речи, логического мышления.
воспитательные:
- воспитание воли, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности.
Вид занятия: комбинированный урок.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формы организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства обучения: ПК, проектор, презентация (Приложение 2), раздаточный материал (таблица степеней, учебные пособия, плакат ДВС и его классификация, опорный конспект (Приложение 1)
Контроль З и У: проверочная работа, работа по опорному конспекту
Задание на дом: Черняк О.И. Основы гидравлики и теплотехники, с. 41-45, изучить конспект, Башмаков М.И. Математика задачник, с.33 № 2.9 (А, Б), 2.10 (А)
Ход занятия: | |||
Этап | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | |
| Используемые средства | | |
Организационный | Приветствует студентов, проверяет присутствие студентов | Словесные | Приветствуют преподавателя, готовятся к учебному занятию |
Постановка целей, мотивация к учебной деятельности | На протяжении всего урока вы будете работать по опорному конспекту, вам необходимо, по мере поступления информации, заполнять ее. Изучите опорный конспект, а потом ответим на вопросы по его содержанию. | Словесные | Изучают опорный конспект |
- Давайте вспомним, что значит 25? | - Произведение пяти одинаковых множителей. | ||
- Как такое выражение называется? | - Степенью. | ||
- Что такое 2, а что такое 5? | - 2 - это основание степени, 5 - показатель степени. | ||
- На столах у вас лежат таблицы степеней, посмотрите и скажите, чему равно значение 25. | -25= 32 | ||
- Как преобразовать а-1? | - получится дробь . | ||
Математическая разминка Используя таблицу степеней, вам необходимо возвести число в степень | Практические | Выполняют задание непосредственно в опорном конспекте 32=9, 43=64, 53=125, 64=1296, 2-2 =, 4-1=, 8-3= , 76=117649 | |
Сегодня вы научитесь применять математические расчеты, а именно степень числа, при решении задач по основам гидравлики и теплотехники. Тема нашего занятия "Математические расчеты в работе двигателей внутреннего сгорания" | Словесные | Записывают тему занятия | |
Изучение нового материала | Объяснение нового материала Двигатели внутреннего сгорания – это тепловой двигатель, внутри которого происходит сжигание топлива и преобразование части выделившейся теплоты в механическую работу. Рассмотрим классификацию ДВС | Наглядные | Записывают определение Рассматривают классификацию ДВС Заполняют опорный конспект |
- Как вы считаете, для чего нужны ДВС? Назначение ДВС Двигатели внутреннего сгорания предназначены для преобразования тепловой энергии сгорающего топлива в механическую работу. | Словесные | Отвечают на вопрос Записывают в опорный конспект | |
- Обратите внимание на плакат. Устройство ДВС ВМТ - верхняя мёртвая точка; НМТ - нижняя мёртвая точка; Uсж - объём сжатия; Uп - полный объём; Uр - рабочий объём; hр- рабочий ход поршня; 1 - корпус; 2 - цилиндр; 3 - клапан впуска; 4 - клапан выпуска; 5 - свеча зажигания; 6 - поршень; 7 - шатун; 8 - кривошип; 9 - вал; 10 - маховик. | Наглядно-практические | Рассматривают и выбирают нужную цифру для заполнения конспекта | |
Принцип работы При сжигании рабочей смеси в цилиндре сила давления газов толкает поршень вниз и через кривошипно-шатунный механизм вращает вал и раскручивает маховик. В исходное положение поршень возвращается по инерции (за счет энергии маховика). На этом цикл заканчивается и все начинается вновь. Цикл включает 4 такта. Механический цикл совпадает с термодинамическим. Такт двигателя - это перемещение поршня из одной мертвой точки в другую и соответствующие термодинамические процессы, происходящие в цилиндре. Изобразим термодинамический цикл. Получили индикаторную диаграмму, образованную реальными термодинамическими процессами одного цикла работы ДВС. Далее объяснение по презентации. Приложение 2 | Словесные, наглядные | Записывают в опорный конспект | |
Закрепление изученного материала | Мощность двигателя внутреннего сгорания Фактическая работа 1 цилиндра: . Ƞ - КПД двигателя; Pi - индикаторное давление (Па) F – площадь днища поршня (м2) S– ход поршня (м) Мощность ДВС: . n – частота вращения коленчатого вала (об/сек) Z – количество цилиндров (шт) τ – тактность ДВС | Практические | Записывают формулы |
Задача: Рассчитать мощность двигателя СМД = 18 Н четырехтактного (τ = 4), при давлении Pi = 0,7 мПа, диаметр поршня Д= 120мм (0,12 м), ход поршня S = 140 мм (0,14 м), число цилиндров Z = 4, частота вращения коленчатого вала n = 1800 об/мин, КПД = 0,85. | Практические | Решение: . n = 1800 об/мин = 1800/60 об/сек = 30 с-1 Pi= 0,7 мПа = 0,7 *106 Па Для сравнения двухтактный ДВС (τ = 2) Мощность N2 › N1. | |
Термический КПД двигателя Термический КПД цикла Карно зависит от абсолютных температур (Т1 и Т2) – теорема Карно. Термический КПД цикла Карно всегда меньше единицы. Значение КПД возрастает с увеличением Т1 и уменьшением Т2. | Практические | Записывают формулы | |
Задача: Температура сгорания топливной смеси в В.М.Т. Т1= 2000⁰С, температура выхлопных газов Т2 = 700⁰С. Рассчитать КПД двигателя. | Практические | Задачу решают в опорном конспекте Решение: Вывод: 57,2 % тепла превращено в механическую работ 42,8 % тепла отдано внешней среде (потери) | |
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании | Совместная оценка степени реализации поставленных на занятии целей. | Словесные | Самоанализ работы во время занятия |
Запишите домашнее задание Черняк О.И. Основы гидравлики и теплотехники, с. 41-45, изучить конспект, Башмаков М.И. Математика задачник, с.33 № 2.9 (А, Б), 2.10 (А) | Записывают домашнее задание | ||
Совместная рефлексия Читает вопросы для рефлексии. | Словесные | Выбирают свою позицию | |
1.На занятии я работал | активно / пассивно | ||
2.Своей работой на занятии я | доволен / не доволен | ||
3. Занятие для меня показался | коротким / длинным | ||
4. За занятие я | не устал / устал | ||
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже | ||
6. Материал занятия мне был | понятен / не понятен |
Приложение 1
Вариант 1
Опорный конспект для студентов
Тема занятия: Математические расчеты в работе двигателей внутреннего сгорания
Предмет | Математика и основы гидравлики и теплотехники |
Группа | |
Ф. И. студента | |
Ход занятия:
Математическая разминка | |
Задания для самостоятельного выполнения | Ответы, решения |
33 | |
82 | |
102 | |
63 | |
2-3 | |
4-4 | |
Изложение нового материала | |
Для чего предназначены двигатели внутреннего сгорания? | |
Классификация ДВС? | |
Расшифруйте устройство ДВС: НМТ Uп | |
По рисунку напишите, что означает следующие цифры: 1,2,4,5,8 | |
За счет чего поршень возвращается в исходное положение? | |
Решение задачи | |
Задача: Температура сгорания топливной смеси в В.М.Т. Т1= 3000⁰С, температура выхлопных газов Т2 = 800⁰С. Рассчитать КПД двигателя. | |
Рефлексия (выбрать из предложенных вариантов) | |
1.На занятии я работал | активно / пассивно |
2.Своей работой на занятии я | доволен / не доволен |
3.Занятие для меня показался | коротким / длинным |
4.За занятие я | не устал / устал |
5.Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6.Материал занятия мне был | понятен / не понятен |
Вариант 2
Опорный конспект для студентов
Тема занятия: Математические расчеты в работе двигателей внутреннего сгорания
Предмет | Математика и основы гидравлики и теплотехники |
Группа | |
Ф. И. студента | |
Ход занятия:
Математическая разминка | |
Задания для самостоятельного выполнения | Ответы, решения |
43 | |
92 | |
103 | |
53 | |
3-3 | |
6-4 | |
Изложение нового материала | |
Что такое двигатели внутреннего сгорания? | |
Классификация ДВС? | |
Расшифруйте устройство ДВС: ВМТ Uсж | |
По рисунку напишите, что означает следующие цифры: 3,6,7,9,10 | |
Что происходит при сжигании рабочей смеси в цилиндре? | |
Решение задачи | |
Задача: Температура сгорания топливной смеси в В.М.Т. Т1= 1200⁰С, температура выхлопных газов Т2 = 300⁰С. Рассчитать КПД двигателя. | |
Рефлексия(выбрать из предложенных вариантов) | |
1.На занятии я работал | активно / пассивно |
2.Своей работой на занятии я | доволен / не доволен |
3.Занятие для меня показался | коротким / длинным |
4.За занятие я | не устал / устал |
5.Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6.Материал занятия мне был | понятен / не понятен |
Приложение 2
Распечатка мультимедийной презентации по теме
"Математические расчеты в работе
двигателей внутреннего сгорания"
На слайдах 9-29 показано всасывание рабочей смеси
На слайдах 30-54 показано сжатие рабочей смеси
На слайдах 55-80 показано сгорание и расширение (рабочий ход)
На слайдах 81 –104 показано выпуск рабочего тела