Статья на тему «Теоретические основы обучения младших школьников созданию способов деятельности при обучении русскому языку» (1–4 классы)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Сущность способа деятельности в обучении русскому языку
Русский язык, по мнению Н.С.Позднякова, является одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание русского языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, - это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений. Чтобы хорошо усваивать правила русского языка и быстро и точно применять их, младший школьник должен овладеть целым рядом общих умений и навыков
В соответствии с ФГОС начального общего образования одной из главных целей начального образования является вырабатывание навыков учебной деятельности у младших школьников. Достаточный для младшего школьника уровень способов деятельности в учебной деятельности обеспечивает возможность развития личностных и психических новообразований как главного результата образования в начальной школе. Особенное значение учебной деятельности в определении иного типа взаимодействия педагога и обучающихся: сотрудничество, совместная работа младших школьников и педагога, активная деятельность младшего школьника в любом шаге обучения.
Как считает в своих трудах С.Ф.Жуйков, навыки – это автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности. По мере выработки навыка лишние движения и операции устраняются, отдельные операции и движения сливаются в одно сложное действие, сознание все больше направляется не на способы действия, а переносится на его результаты, операции (двигательные, интеллектуальные) начинают осуществляться быстрее, улучшается самоконтроль.
Традиционно обучение русскому языку было ориентировано, прежде всего, на овладение обучающимися знаниями, умениями, навыками. Сегодня приходит иное понимание назначения предмета. Важным становится развитие личности младшего школьника, способного жить и трудиться, творчески реализовывать себя в постиндустриальном обществе двадцать первого века.
Как отмечает Л.С.Выготский, «в основу педагогического процесса должна быть положена личная деятельность младшего школьника, поскольку школа есть непременно школа действий. И деятельность ученика на уроке является ведущим аспектом развития личности обучающегося при изучении предмета «Русский язык». По мнению автора, целями обучения данному предмету, становится формирование у младших школьников умений анализировать, классифицировать факты, делать необходимые обобщения, формулировать аргументированные выводы; развивать умения осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить.
Прежде чем приступить к рассмотрению сущности способа деятельности младших школьников в обучении русскому языку, обратимся к исследованиям известных психологов и педагогов, в которых раскрыто понятие «деятельность». Так, большой вклад в рассмотрение данного понятия внесли такие ученые, как П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и другие.
По определению А.Н.Леонтьева под деятельностью называется не всякий процесс. Данным термином обозначаются только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение к миру, отвечают собой, соответствующей им потребности. Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, то есть на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие .
По мнению С.Л.Рубинштейна, деятельность человека в целом – это, прежде всего воздействие, изменение действительности. Это форма активного отношения к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта.
П.Я.Гальперин считает, что деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. То есть деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных для человека задач .
Рассмотрев данные определения понятия деятельность, можно сделать вывод, что деятельность младшего школьника ориентирована на получение конечного результата, продукта. И как отмечают психологи, деятельность – это сложный, многогранный процесс, имеющий определенную структуру. В психологии под структурой принято понимать единство элементов, целостности и их всесторонней связи. Вопросом выделения структуры деятельности наряду с другими психологами занимался А.Н.Леонтьев. Он один из первых выявил и дал характеристику составляющим элементам структуры деятельности, поэтому при рассмотрении данного вопроса мы будем опираться на структуру деятельности, выделенную этим ученым.
В структуре деятельности выделяют следующие элементы: потребность - мотив - цель - задачи - действия - операции. Под потребностью понимают состояние человека, отражающее его нужду в чем-либо, необходимом для существования и развития. Такое состояние выступает в качестве источника активности человека. Согласно А.Н.Леонтьеву, понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность- это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Каждая деятельность отвечает определенной потребности субъекта и стремится к предмету этой потребности. Именно предмет деятельности придает ей определенную направленность, он и есть ее действительный мотив. Мотив деятельности может быть как вещественным, так и идеальным, «главное, что за ним всегда стоит потребность, что он всегда отвечает той или иной потребности».
Основными «составляющими» деятельности являются осуществляющие ее действия. По мнению А.Н.Леонтьева, действие – это процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть процесс, подчиненный сознательной цели. Действия и деятельность представляют собой подлинные и не совпадающие между собой реальности. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, переходить из одной деятельности в другую, являясь, таким образом, относительно самостоятельным.
Цели деятельности не изобретаются и не ставятся субъектом произвольно, они даны в объективных обстоятельствах. Выделение и осознание целей представляет собой не автоматический, одномоментный акт, а относительно длительный процесс «апробирования целей действием». Важным моментом является конкретизация цели и выделение условий ее реализации. Действие в конкретных условиях его реализации имеет особое качество – это способы, которыми оно осуществляется. Способы осуществления действий А.Н.Леонтьев называет операциями. Также необходимо отметить, что каждая деятельность протекает в тех или иных условиях. Значит, цель, данная в определенных условиях, представляет собой задачу деятельности. Выполнение задач осуществляется с помощью действий и операций.
А.Н.Леонтьев отмечал, что деятельность представляет собой процесс, который характеризуется постоянно происходящими трансформациями. «Деятельность может утратить мотив, вызвавший ее к жизни, и тогда она превратится в действие, реализующее, может быть совсем другое отношение к миру, другую деятельность.; наоборот, действие может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать особой деятельностью; действие может трансформироваться в способ достижения цели, в операцию, способную реализовать различные действия».
Кроме того, на уроках русского языка младшие школьники вовлекаются не только в учебную, но и в речевую деятельность. Так, И.А.Зимняя описывает речевую деятельность как активный, целенаправленный процесс взаимодействия людей, опосредованный языком и исходящий из ситуации. Речевая деятельность может входить в другую, более обширную деятельность, либо выступать в качестве самостоятельной. В методике речевая деятельность определяется, как активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств, в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.
Речь настолько неотделима от условий существования человека, чтоонавсегдапредполагаетсявовсехвозможныхпопыткахегосущностнойхарактеристики. Благодаря речевой деятельности отражение мира в сознании отдельного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижением всей общественно-производственной практики человечества.
Таким образом, развитие речевой деятельности на уроках русского языка происходит неразрывно с изучением разделов русского языка. Речевая деятельность реализуется в таких ее основных видах, как слушание, говорение, чтение, письмо.
Нельзя обойти вниманием теорию, разработанную П.Я.Гальпериным – ориентировочная основа деятельности. Это система деятельности младшего школьника в достижении цели при изучении предмета, а также методы и условия осуществления выполняемого действия. К сожалению, и ученики и педагоги часто недооценивают значение ориентировочной части действия и слишком быстро переходят непосредственно к исполнению. Например, младшие школьники приступают к решению задачи, не проанализировав ее условия, на уроках русского языка списывают текст, не прочитав задания к нему, и т.д. Традиционные школьные методики опираются на предположение, что ребенок умеет ориентироваться в учебном предмете. Но откуда такая уверенность? П.Я.Гальперин считал, что «способность ориентироваться на то, что знаешь, вопреки тому, что видишь, - такую способность нужно еще приобрести». Он считал, что ориентировочная основа действия может быть построена по-разному. Во-первых, по своему содержанию она может быть полной, неполной или избыточной. Во-вторых, отличается мерой обобщения. Если она недостаточно обобщена, то применяется при выполнении конкретных действий - и наоборот: чем больше обобщена, тем к большему числу действий пригодна. И, наконец, в-третьих, ученик получает ориентировку от педагога или составляет ее самостоятельно.
П.Я. Гальперин предложил выделить три типа ориентировки и соответственно три типа учения. Наглядной иллюстрацией этому служит обучение письму. При обучении по первому типу (ориентировка неполная, конкретная, находится учеником самостоятельно путем проб и ошибок) ребенку демонстрируется буква-образец и дается устное объяснение типа: «Сначала мы пишем так (показывают), потом так» и т.д. Ребенок, глядя на образец, старается самостоятельно выполнить задание.
Обучение по второму типу строится иначе: ученику тоже предъявляется образец, но одновременно в тетради ставятся точки-ориентиры для данной буквы. Он научается копировать точки и писать букву (ориентировка полная, конкретная, дана в готовом виде). В этом случае обучение идет без проб и ошибок и довольно быстро достигается слитное написание, но это касается одной конкретной буквы. Это - значительно более грамотное построение педагогического процесса, учитывающее психологические особенности усвоения.
При обучении по третьему типу (ориентировка полная, обобщенная, самостоятельная) ориентировка строится принципиально иначе. Она вооружает ученика способом переработки соответствующего предметного материала. Педагог объясняет общее правило проставления точек для любой буквы: точки следует ставить там, где линия буквы изменяет направление. Естественно, что первый раз обучающемуся нужно показать, как это делается, а потом он справляется самостоятельно.
Выделенные типы учения могут быть обнаружены при построении практически всех учебных предметов. Оказывается, изучение одной из самых трудных дисциплин - русского языка - при соблюдении определенных условий становится интересным и эффективным.
Таким образом, эффективность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий и понятий зависит от соблюдения ряда условий: конкретного описания конечного результата действия и его характеристик; выбора задач и упражнений, обеспечивающих формирование нужного действия; точного определения порядка выполнения всех исполнительных и ориентировочных операций, входящих в действие; правильности и полноты ориентировочной основы. Четкая ориентировка в выполнении того или иного действия способствует формированию у обучаемых уверенности в своих силах, что особенно важно для тех учеников, которые теряются в обычных условиях и не могут справиться с решением учебных задач.
Как справедливо отмечает М.Т.Баранов, процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно-практическим действием, либо умственным действиям. Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить обучающегося сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Педагог не должен просто «натренировать» ученика в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты. Он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящий прием решения учебных задач, а в идеале – находить свои собственные. Реализуя на уроках данные подходы, педагог должен понимать, что включение ученика в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу обучающихся, чтобы младшие школьники сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях .
Способ деятельности, по определению В.В.Давыдова, - это совокупность и порядок действий, используемых обучающимся для решения какой-либо задачи.
Или как утверждает С.В.Литвиненко, способ действий младшего школьника является самостоятельным усвоением новых знаний в ходе изучения предмета. В процессе обучения русскому языку обучающиеся учатся:
- выражать правило на основе выделения главных признаков;
- исполнять задания с употреблением схем, материальных объектов;
- проводить классификации, сравнение, выбирая наиболее результативный способ решения или верный ответ;
- в устной форме основывать объяснение по предложенному плану;
- строить логическую цепь рассуждений и т.д.
В настоящее время актуально формирование умений самоорганизации учебной деятельности обучающихся. Для совершенствования процессов формирования умений самоорганизации следует использовать методы, позволяющие компенсировать и корректировать процесс овладения младшими школьниками умениями самоорганизации учебной деятельности. В связи с этим эффективно использовать в работе активные методы обучения, такие как проблемные, включающие в себя постановку проблемной ситуации, частично – поисковые, эвристические, а также учебный диалог. Эффективными являются интерактивные методы, когда внимание учитель акцентирует на творческий поиск и на самостоятельное решение определенной проблемы.
В процессе обучения деятельностный подход – это своего рода философия образования, методический базис на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами и теоретическими особенностями. Он тесно связан с формированием ключевых компетенций, то есть готовностью учащихся использовать полученные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Рассмотренная нами структура деятельности имеет обобщенный характер и находит отражение в любых видах и формах деятельности. Одним из видов деятельности является учебная деятельность. Существуют различные трактовки определения понятия учебная деятельность. Рассмотрим некоторые из них:
Учебная деятельность – это один из видов деятельности, направленный на усвоение знаний, приобретение умений и навыков самостоятельно учиться, применять полученные знания на практике, то есть развиваться.
По мнению Д.Б.Эльконина, учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, такая деятельность побуждается адекватными мотивами.
И.А.Зимняя считает, что учебную деятельность можно рассматривать как специфический вид деятельности, она ориентирована на обучающегося как на субъекта. В результате учебной деятельности происходит совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической практической деятельности.
По определению И.А.Алексеевой, учебная деятельность – это деятельность ученика, связанная с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных, надпредметных, метапредметных знаний, умений и навыков), а с другой - с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.
Итак, обучение – это целенаправленный процесс, в рамках которого педагог помогает обучающемуся усвоить предмет. Способы являются очень важным элементом этого процесса, который состоит из последовательных действий, направленных на достижение цели. Педагог обучает младших школьников созданию таких способов деятельности как:
- анализ объектов с определением существенных и несущественных признаков;
- установление аналогий;
- выбор наиболее результативных способов решения образовательных задач в зависимости от определенных условий;
- обобщение и классификация по признакам и т.д.
На уроках русского языка педагог фиксирует деятельность младших школьников в пробном учебном действии. Данный этап подразумевает подготовку обучающихся к необходимому фиксированию в пробном действии. На этом этапе предполагается:
– актуализация изучения способов действий, достаточных для усвоения нового знания, их обобщение и проговаривание;
– самостоятельное выполнение пробного действия;
– фиксирование обучающимися затруднений при выполнении пробного действия.
На этапе выявления места и причины затруднения педагог организует выявление обучающимися проблемы, которая возникла у них при совершении действия и выявления причины затруднения. Для этого необходимо:
– восстановить выполненные операции и зафиксировать их с помощью проговаривания, установить место, в котором возникло затруднение;
– соотнести используемые действия с алгоритмом их выполнения, а затем на основании результата проговорить причину затруднения в зависимости от способа, выбранного для решения поставленной задачи.
Таким образом, проведя анализ психолого-педагогической литературы по изучению сущности способа деятельности младших школьников в обучении русскому языку, установлено, что под деятельностью младших школьников понимается деятельность, которая ориентирована на получение конечного результата, продукта, то есть деятельность является сложным, многогранным процессом. По утверждению В.В.Давыдова, способы деятельности младшего школьника являются совокупностью и порядком действий, используемых обучающимся для решения какой-либо задачи.