12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Буравкова Ирина Александровна37
Россия, Московская обл.

Тест «Рисунок школы»

Цель методики: определение эмоционального отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности.

Классификация методики: проективная, графическая для индивидуальной и групповой диагностики.

Возраст и контингент обследуемых: 6-8 летние дети, посещающие подготовительные группы дошкольных отделений и первоклассники.

Актуальность диагностической методики. Понятие школьная тревожность обозначает комплекс негативных переживаний ребёнка (страх, тревога, нервозность и т.д.) по поводу ситуаций, связанных со школой и учителем. Высокий уровень «школьной тревожности» приводит к потере интереса к учению, снижению успеваемости, трудностям в общении с одноклассниками и учителем и, в частности, непринятию учебных задач и целей школьного обучения.

Результаты проведенных исследований показали, что большинство детей седьмого года жизни в той или иной мере испытывают тревогу по поводу поступления в школу. Более половины из них (55%) демонстрируют эмоциональное неблагополучие, у 22% детей – устойчивый, сильно выраженный страх перед школой. Тревога по поводу начала школьного обучения во многом обусловлена тем, что дошкольники плохо представляют себе, что их ожидает, чем они будут там заниматься. Оказывают своё влияние и негативный школьный опыт старших детей, и педагогические ошибки взрослых в семье (обсуждение в присутствии ребёнка трудностей обучения в начальной школе; высказывание сомнений по поводу его школьных успехов; нервозность родителей, связанная с зачислением ребёнка в первый класс, и т.д.)

Известно, что наиболее ярко отношение ребёнка к тому или иному явлению действительности проявляется в его рисунках, поэтому для определения отношения к школе и учению удобнее всего использовать графический тест «Рисунок школы»

Процедура проведения. Для проведения теста каждому ребёнку дают чистый лист бумаги формата А4, цветные карандаши и просят: «Здесь, на листе бумаги, нарисуй школу, как ты себе её представляешь.»

Когда ребёнок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного. Комментарии ребёнка записывают на обратной стороне рисунка.



Обработка результатов.

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивают по трём показателям: 1) цветовая гамма 2) линия и характер рисунка 3) сюжет рисунка. При анализе по каждому показателю выставляется бальная оценка, затем баллы складываются.

1.Цветовая гамма

2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (жёлтый, светло-зелёный, голубой и т.д.);

0 баллов – рисунок выполнен в тёмных тонах;

1 балл – в равной степени присутствуют и светлые и тёмные цвета

2.Линия и характер рисунка

2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура;

0 баллов объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, слабый нажим;

1 балл – присутствуют обе характеристики.

3.Сюжет рисунка

2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и т.д.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя или учебного процесса; время года – весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого времени суток;

0 баллов – асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (тёмное небо, идёт дождь, снег); время суток – ночь или вечер;

1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

Анализ результатов

6-5 баллов – у ребёнка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;

4-2 балла – у ребёнка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной действительности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения старших детей в семье;

1-0 баллов – у ребёнка выраженный страх перед школой; часто это приводит к непринятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Как показывает практика психологической работы с детьми 6-8-летнего возраста, учебно-важное качество «отношение к школе» достаточно успешно корректируется при условии тесного взаимодействия педагогов, родителей и психолога образовательного учреждения.

Использование теста «Рисунок школы» в своей практике.

Данную методику я использую 4 года (в 2020, 2021, 2022, 2023 году) в групповой диагностике учебно-важных качеств в подготовительных к школе группах.

В комплексе с другими методиками обследования:

диагностика свойств внимания (корректурные пробы)

логическое мышление («найди недостающий»)

наглядно-образное мышление («Домик» Н.И. Гуткиной)

графические навыки и произвольность (графический диктант)

Из опыта работы можно сделать следующие выводы:

Методика выявляет уровень развития графических навыков, общий уровень изобразительной деятельности. При низком уровне изобразительной деятельности (ребёнок плохо рисует, слабый нажим и т.д.) результат теста «Рисунок школы» получается низким, что не всегда связано с эмоциональным отношением к школе и/или школьной тревожностью. При высоком и достаточном уровне развития изобразительных навыков эмоциональное отношение к школе выявляется хорошо.

Это проективная методика, интерпретация детских рисунков зависит от опыта и личности психолога, иногда требуется дополнительная диагностика (беседа, стандартизированные тесты) для уточнения результатов.

Методика позволяет собрать большой объём первичного диагностического материала, с которым можно работать: проводить повторное обследование, делать сравнительный анализ по группах (по классам), по времени (начало и конец учебного года) для оценки эффективности коррекционной работы.

На ряду с опасениями и тревогой перед школой иногда выявляется, наоборот, легкомысленное отношение к школе, как к развлекательному центру, где весело. Дети изображают школу в виде цирка, разноцветного шатра, украшают гирляндами, фонариками, то есть эмоциональное отношение «В школу, как на праздник», что может привести к разочарованиям школой в последствии.

Рисунок ребёнка можно использовать в индивидуальном консультировании родителей и педагогов для ознакомления, информирования, убеждения и т.д.

Минусы методики: в групповой диагностике дети часто повторяют друг за другом элементы, детали, цветовую гамму, что отражается на результате, делает тест менее точным.

Источник материала: Н.В.Нижегородцева В.Д.Шадриков «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе» Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Москва 2001 год









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.