Тест в формате ЕГЭ (тренировочный) по русскому языку для 10 класса
ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(в формате ЕГЭ)
Учени_____ 10 ____ класса
___________________________________________________________________
Тест для подготовки к сдаче к ЕГЭ направлен на повторение информации, необходимой для сдачи экзамена, и отработку навыка работы с тестовым материалом.
Внимательно читайте задание и указывайте ответ (слова, сочетания слов или цифры) без запятых на специально оставленной для этой цели строчке. Задания можно выполнять в любой последовательности, исправления допускаются.
Задания с 25 по 28 отличаются по формулировке от предложенных в бланках ЕГЭ и носят подготовительный характер.
Работа рассчитана на 3 часа (180 минут). Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем удачи!
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Удивительно, но у Ильи Муромца был прототип – монах Киево-Печерской Лавры. (2) Исследовав его мощи, ученые пришли к выводу, что он и в самом деле долго страдал тяжелой болезнью позвоночника и не мог ходить. (3) … потом он выздоровел и стал богатырем. (4) Около 40 лет – это тогда считалось уже старостью – он ушел в монастырь и умер примерно в 45 лет.
(5) Монах Илья Муромец причислен к лику святых.
(6) Настоящий Илья тоже был знаменит своей огромной физической силой, богатырским сложением и воинскими победами. (7) Но князю Владимиру он не мог служить, потому что жил на 200 лет позже.
1 задание
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
Прототип былинного героя преподобный Илия жил на два века позже князя Владимира; он и в самом деле долго не мог ходить.
Человек, которого иногда называют прототипом Ильи Муромца, не мог им быть, так как жил на два века позже, чем была сложена былина.
Реальный Илья Муромец страдал болезнью позвоночника, а поэтому не мог пойти на службу к князю Владимиру.
Прототип Ильи Муромца на самом деле был по происхождению киевлянином, поэтому он и ушел в Киево-Печерскую Лавру.
Былина перенесла жившего на 200 лет позже реального Илью Муромца, который долго не мог ходить из-за болезни, затем стал богатырем, а позже – монахом, в излюбленное время сказителей – правление князя Владимира Красное Солнышко.
Ответ: ____________________________________________
2 задание
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание
слов).
Что
Иногда
Однако
В то же время,
Хотя
Ответ: ___________________________.
3 задание
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения
слова СИЛА. Определите значение, в котором это
слово употреблено в шестом (6) предложении текста. Выпишите цифру,
соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной
статьи.
СИЛА, -ы; ж. 1. обычно ед. Способность живых существ к физическим действиям, требующим значительного напряжения мышц. Мышечная с. С. рук, ног. Недюжинной силы кто-л. С. борца, атлета, кузнеца. Медвежья, геркулесова, богатырская с. 2. (обычно с опр.). Способность человека выдерживать большие психологические нагрузки или проявлять в полной (высшей) степени свои умственные наклонности и душевные состояния, свойства. Духовная с. личности. Нравственные, душевные силы народа. Пробудить в ком-л. творческие силы. Почувствовать всю силу чьей-л. тоски. 3. только ед. Способность производить какую-л. работу; энергия, мощность. Подъёмная с. машины. С. падающей воды. Центробежная, центростремительная с. С. тяжести. 4. только ед. Правовая или финансовая действенность чего-л.; правомочность. Покупательная с. рубля. Утратить платёжную силу (о денежных знаках, ценных бумагах и т.п.). Документ не имеет юридической силы. (люди). Уничтожить живую силу противника 5. Спец. Величина механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию. Единица силы. Магнитная, электрическая с. С. упругости.
Ответ: _____________________________________________________
4 задание
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.
досУг
бАнты
еретИк
жАлюзи
столЯр
Ответ: __________________________________________
5 задание
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Обладая несомненным АРТИСТИЧЕСКИМ даром, Маяковский с успехом снимался в кино.
Ученым известны даже ЕДИНИЧНЫЕ случаи нападения крокодилов на местных жителей, но чаще всего они бывают спровоцированы именно людьми.
В такую погоду разумнее ОДЕТЬ не пальто, а шерстяной свитер с ветровкой: если станет слишком жарко, лишнее можно снять.
Вокруг проплывали нарядные ЛЕСИСТЫЕ берега.
КОНСКИЙ волос идет также на изготовление смычков для игры на струнных инструментах.
Ответ: ____________________________________________
6 задание
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
не более ТРОИХ девушек
с ПЯТЬЮСТАМИ партами
двое ИНЖЕНЕРОВ
ОБЕИМИ руками
с ИХ собакой
Ответ:___________________________________
7 задание
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Б) Неправильное присоединение несогласованного приложения. В) Ошибка в построении сложного предложения. Г) Неправильное построение предложения с косвенной речью. Д) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
|
Отряд из спортивной школы №18 пришли на финиш первыми. Не каждый день удается увидеть щегла, хотя эти птицы и не редкость в нашем парке. Тренер сказал, что я не знаю пока, где у нас будет первый привал. Каждый хоть раз задумывался, что неужели нельзя найти средства для прекращения вражды между людьми. Мне повезло: я дважды встречался с выдающимися мастерами слова. Малышев заметил, что если маятник движется обратно, то он производит легкий шум. Об этом нередко пишут в журнале «Юном технике» тому подобных изданиях. По информации из интернета, появление метеорита не представляет опасности для Земли. Прочитанную книгу этим летом, я хотел бы перечитать еще раз. |
Ответ:
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
8 задание
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Соб…раться
Насл…ждение
П…нал
Замыс…ватый
Т…оретик
Ответ: _________________________________________
9 задание
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Ра…смотреть бе…звучный
Пред…стория, роз…ск
Пр…ломить, пр…ложение
О…мерять, на…стройка
Пр…глотить, пр…бабушка
Ответ: ___________________________________________
10 задание
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Калач…к
Эмал…вый
Письм…цо
Раста…л
Ситц…вый
Ответ: ____________________________________________________
11 задание
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
Назнач…нный
Изменя…мый
(собаки) ла…т
Рассе…нный
Знач…мый
Ответ: _________________________________________________________
12 задание
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Это было что-то никогда (НЕ)ПОНИМАЕМОЕ им прежде.
Чашка, к счастью, оказалась (НЕ) СТЕКЛЯННАЯ.
Он, однако (НЕ)ОЧЕНЬ расстроился из-за проигрыша.
Старуха была просто (НЕ)СЛЫХАННО глупа!
Я давно (НЕ)БЫЛ в этих краях.
Ответ: __________________________________________________________-
13 задание
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Можно сказать, что (В)ТЕЧЕНИЕ какого-то времени Обломов (ВСЁ)ЖЕ начал проявлять активность.
(ЧТО)БЫ он ни говорил, я (ПО)ПРЕЖНЕМУ был уверен в своей правоте.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ я (НЕ)РАЗ убеждался в его правоте.
И всё-таки (С)НАЧАЛА мы решили подняться (НА)ВЕРХ горы.
В конце концов он (ТО)ЖЕ начал (ПО)НЕМНОГУ понимать своего учителя.
Ответ: ______________________________________________________________
14 задание
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Занесе(1)ый снегом двор, увиде(2)ый Петром ра(3)им утром сквозь неплотно занавеше(4)ое окно, так обрадовал боль(5)ого, что он радостно рассмеялся.
Ответ: _____________________________________________________________
15 задание
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)Уже с начала сентября сыпал мелкий снег и на лужах по ночам появлялась корочка льда.
2)Пёс заметил Ольгу и Артёма и направился прямо к ним.
3)Но лес и луг дома и дорожки уже искрились мелкими блестками инея.
4)Темнота быстро накрыла город и далекие звезды высыпали светящейся пылью.
5)Утро наступало холодное и росистое.
16 задание
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мальчик (1) сидевший на пирсе (2) болтая ногами (3) и что-то напевая себе под нос (4) внезапно вскочил и куда-то помчался.
Ответ: __________________________________________________________-
17 задание
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на
месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наедине с тобою(1) брат (2)
Хотел бы я побыть:
На свете мало (3) говорят (4)
Мне остается жить!
Поедешь скоро (5) ты (6) домой…
Ответ: ____________________________________________________
18 задание
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В 1824 году (1) А.С. Грибоедов заканчивает окончательный вариант своей (2) прославленной комедии (3) «Горе от ума» (4) полный текст (5) которой (6) был опубликован лишь в 1861 году.
Ответ: ___________________________________________________________
19 задание
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мы лишний раз убеждаемся (1) что (2) если стихотворение посвящено назначению поэта (3) то все авторы пишут о силе слова (4) и его способности влиять на нравственность людей.
Ответ: ____________________________________________________________
Причитайте текст и выполните по нему задания 20 - 28
(1) Эмиль Гилельс был на гастролях в Вологде и, знакомясь с достопримечательностями города, осматривал Софийский собор, что стоит на Соборной горке, красуется по-над Вологдой-рекой и в ясную погоду куполами отражается в ней.
(2) Строили собор во времена Ивана Грозного, и вышел с ним будто бы казус совершенно неожиданный и негаданный. (3) Во время осмотра и перед освящением его на Ивана Грозного, царя суеверного и подозрительного, обрушился сверху изрядный пласт штукатурки.
(4) Царь сразу же из Вологды уехал и по этой или по какой другой причине дивной красоты и благолепия собор Святой Софии остался холодным.
(5) Даже в середине лета в огромном соборе студено и гулко. (6) И вот ходит знаменитый маэстро по храму, дивуется на фрески, писанные будто бы учениками самого Дионисия или даже под его руководством, и все потирает да прячет руки, отыскивая им теплое место. (7) Забудется, засмотрится, затаив дыхание, на творения дивных мастеров и опять начинает руками суетиться — то под мышками их зажмет, то в карманы спрячет, а все нет грева. (8) Сопутники его из музыкантов, из местных интеллектуалов не обращают внимания на неладность, происходящую с гостем, а вот старушка, березовой метлой и сторожбой кормившаяся подле храма, заметила.
— (9) Поце, милый, рукам место ищошь? (10) Мерьзнут?
— (11) Мерзнут, бабушка, мерзнут. (12) А мне вечером играть. (13) Нельзя руки остужать.
— (14) Дак вот возьми мои рукавички. (15) Возьми, возьми, болезнай. (16) Оне хоть и в латках, но чистые — я их кажну неделю мою.
(17) Гость охотно подставил руки, бабушка надела рукавички, согретые своими руками, на бесценные руки пианиста, и маэстро ожил, повеселел, долго еще оставался в Софийском соборе — там есть чего смотреть, говорят, одних фресок около пяти тысяч метров.
(18) Уходя из собора, Гилельс вернул бабушке рукавички и, приложив ладонь к левой части груди, поклонился ей легко и элегантно, как это умел делать только он, без заискивания и ужимок:
— (19) Благодарю вас, родимая! (20) Вы очень, очень мне помогли.
(21) Этот случай мне рассказала работница и заботница вологодского музея Ирина Александровна Пятницкая. (22) Недавно ее не стало, и Эмиля Гилельса уже нет, давно уж нет на свете и бабушки-привратницы — помянем же их добрым словом и пожелаем всем Царствия Небесного — каждый из них умел делать добро на своем месте и служил ему в меру своих сил.
Виктор Астафьев – выдающийся русский писатель, автор романов «Царь-рыба», «Печальный детектив», «Пастух и пастушка» и других.
Задание 20.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Эмиль Гилельс – известнейший советский пианист – приехал в Вологду специально, чтобы осмотреть фрески Софийского собора.
Софийский собор в Вологде был построен во времена Ивана Грозного, а расписывали его ученики великого Дионисия.
Эмиль Гилельс хотел осмотреть собор, но у него сильно мерзли руки, а выдающийся пианист не мог этого допустить, ведь вечером у него был назначен концерт.
Сотрудники музея заметили, что у музыканта мерзнут руки, и заведующая подарила ему свои перчатки.
Роспись Софийского собора не сохранилась до наших дней, так что смотреть в нем фактически нечего.
Ответ: ___________________________________________________________
21 задание
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-2 представлено повествование с элементами описания.
2) В предложениях 4 - 7 представлено рассуждение.
3) Предложение 18 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 17.
4) Предложение 20 противоположно по смыслу предложению 19.
5) Предложение 21 содержит общее пояснение ко всему тексту.
Ответ: ______________________________________________________
22 задание
Из предложений 2 - 7 выпишите слово со значением: «Почетное название крупных деятелей в различных областях искусства (композиторов, дирижеров, живописцев и др.).».
Ответ: _________________________________________________________
23 задание
Среди предложений 1 - 6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: _________________________________________
24 задание
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. |
«Автор рассказывает историю, приключившуюся в Вологде с прославленным пианистом Эмилем Гилельсом, как притчу. Эпический, притчевый тон он создает с помощью таких синтаксических средств выразительности, как А ________(предложения 15, 20) и Б_____________ (например, в предложениях 2: «казус совершенно неожиданный и негаданный», 8: «старушка, березовой метлой и сторожбой кормившаяся подле храма» и многие другие). Особый колорит придают повествованию и лексические средства: В______________ («благолепие», «творения» и др.) и Г__________(«поце», «болезнай», «в латках» и др.)
1) инверсия
2) анафора
3) повтор
4) литота
5) метонимия
6) эпитет
7) диалектные слова
8) возвышенная лексика
9) жаргон
25 задание
Сформулируйте проблему текста (на какой важный для него жизненный вопрос отвечает автор своим текстом)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
26 задание
Прокомментируйте эту проблему (как, с использованием каких примеров, рассуждений и проч. ставит автор данную проблему)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
27 задание
Какова позиция автора по данной проблеме?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
28 задание
Согласны ли Вы с автором? Приведите два аргумента в подтверждение своего мнения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ
к заданиям 1-24
1 |
15 |
2 |
однако |
3 |
1 |
4 |
жалюзИ |
5 |
Надеть |
6 |
Трёх |
7 |
97431 |
8 |
собираться |
9 |
Предыстория розыск |
10 |
Калачик |
11 |
Рассеянный |
12 |
Неслыханно |
13 |
Тоже понемногу |
14 |
1234 |
15 |
34 |
16 |
124 |
17 |
1234 |
18 |
4 |
19 |
13 |
20 |
23 |
21 |
45 |
22 |
Маэстро |
23 |
6 |
24 |
3187 |
Задания с 25 по 28 являются подготовительными для обучения созданию эссе в формате ЕГЭ, поэтому ответы на эти вопросы могут быть разные.
Варианты ответа на вопрос 25: проблема внимания к человеку, любви к красоте, родства душ и т.д.
Комментарии и аргументы, естественно, также могут быть разные.
Шулина Оксана Владимировна
Сафонова Елена Валерьевна
Квачадзе Александра Ивановна
Сафонова Елена Валерьевна