12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Владимировна Кучмина9679
учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ им. Г.И.Марчука р.п.Духовницкое Саратовской области", классный руководитель.
Россия, Саратовская обл., Духовницкое
 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Русский язык в формате ЕГЭ»

педагога Кучминой Надежды Владимировны, высшая категория

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __1__ от

« » августа 2016 г

Пояснительная записка

Элективный курс по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» создан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Курс предназначен для подготовки обучающихся 10–11 классов к ЕГЭ. Программа курса рассчитана на 68 часов.

Элективный курс «Русский язык в формате ЕГЭ»  - дополнение к урочной деятельности. Курс поможет каждому обучающемуся выявить и реализовать свои способности; углубить знания по отдельным темам, обеспечит качественную подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Данный элективный курс  носит обобщающий характер, подходит для любого уровня подготовки, как базового, так и профильного, т.к. целью его является обобщение и закрепление важнейших умений и навыков, сформированных у выпускников основной школы. Содержание курса предполагает расширить и углубить материал, сформировать навыки выполнения заданий ЕГЭ, так как в программе специфика контрольных измерительных материалов ЕГЭ.  В результате анализа содержательной стороны тестовых заданий можно достаточно направленно готовить учащихся к сдаче ЕГЭ. При этом учитывается характер заданий: задания с кратким ответом, в которых следует записать слово, или цифру, или комбинацию цифр, а также задание с полным развернутым ответом, где при проверке учитывается орфографическая, пунктуационная, речевая грамотность обучающегося, умение грамотно формулировать мысли.

Особенность данного курса в том, что основной акцент направлен на характерные ошибки, допускаемые выпускниками на экзамене, а также на особенно трудные случаи орфографии и пунктуации. Актуальность элективного курса обусловлена спецификой ЕГЭ, работа с тестами требует постоянного, активного тренинга. Поскольку форма итоговой аттестации – именно тест, для теоретической и практической работы на занятиях активно используются тесты по языку  разных типов. При подборе заданий учитывается структура заданий КИМов по языку, а также характеристики заданий, рекомендованные Министерством Образования РФ для подготовки к ЕГЭ.

Данный элективный курс по русскому языку помогает обеспечить подготовку обучающихся 10-11 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Цель курса – качественно подготовить обучающихся к выполнению тестовых и коммуникативных задач, предусмотренных ЕГЭ.

Задачи курса:

изучение нормативных и методических документов ЕГЭ по русскому языку;

овладение основными нормами литературного языка;

создание прочной базы языковой грамотности обучающихся;

освоение алгоритма выполнения тестовых заданий обучающимися;

формирование навыков осознанного выбора правильных ответов тестовых заданий;

обучение анализу текста, его интерпретации;

совершенствование коммуникативной и лингвистической компетенций;

воспитание речевой культуры.

 Курс рассчитан на 2 года обучения: 10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа.

Формы и методы изучения курса: коллективная, групповая и индивидуальная работа; лекция, беседа, проблемные задания, практикум, работа с текстом, анализ языкового материала, работа с таблицами, исследование, создание и редактирование текстов.

II. Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

кол-во

часов

 

10 класс

 

 1

Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ

2

2

Литературный язык. Языковые нормы.

1

 3

Орфоэпические нормы русского языка

1

 4

Лексические нормы

3

 5

Грамматические нормы

3

 6

Словообразовательные нормы

2

 7

Морфологические нормы.

9

 8

Синтаксические нормы и пунктуация

13

 

Итого в 10 классе

34

 

11 класс

 

 1

Орфографические нормы

7

 2

Пунктуационные нормы

4

 3

Текст

3

 4

Функциональные стили речи

6

 5

Функционально-смысловые типы речи

5

 6

Изобразительно-выразительные средства языка

3

7

Создание сочинения-рассуждения

5

 

Итого в 11 классе

34

 

Итого

68

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения курса учащиеся должны

знать/понимать:

понятия: язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка;

основные особенности стилей речи, особенности функционально-смысловых типов речи;

уметь:

оценивать речь с точки зрения языковых норм русского языка; (орфографических,орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

создавать связное высказывание, выражать собственное мнение по прочитанному тексту, аргументировать его;

оформлять письменную речь в соответствии с нормами литературного языка.

IV. Содержание программы

10 класс (34 часа)

Нормативные документы по проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демоверсия.Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Нормы литературного языка. Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка. Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы (акцентология).

Лексика. Лексическое значение слова. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексические ошибки.

Словообразование. Способы словообразования. Ошибки при образовании новых слов.

Морфология. Части речи. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль слов разных частей речи. Морфологические нормы (образование форм слова). Варианты падежных окончаний. Средства связи предложений в тексте.

Синтаксис. Предложение. Грамматическая основа предложения. Видыпредложений по структуре. Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными и обособленными членами. со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное предложение. предложение с разными видами связи.

11 (34 часа)

Орфография.  Правописание корней. Правописание приставок. Правописание различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Правописание -Н- и –НН в различных частях речи.

Пунктуация. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными и обособленными членами). Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Текст. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Функционально-смысловые типы речи. Средства связи предложений в тексте. Речь. Языковые средства выразительности. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации.

Типы речи. Отличительные признаки разных типов речи.

Функционально-смысловые стили речи. Функциональные стили речи, их характеристика. Признаки стилей речи.

Изобразительно-выразительные средства языка. Речь. Языковые средства выразительности. Тропы. Стилистические фигуры.

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Проблема исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Аргументация собственного мнения по проблеме. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки. Абзацное членение. Точность и выразительность речи. Орфографические, пунктуационные, языковые, речевые, этические нормы.

V. Учебно-методическое обеспечение программы

Государственный стандарт полного (среднего) образования по русскому языку;

Программа полного (среднего) образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения;

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы.учебник для общеобразов. учреждений/В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.6-е изд. перераб., – М., «Просвещение», 2013.-368с

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003;

Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985;

Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип. - М.: Рус.яз.,1985.

Пособия для подготовки к ЕГЭ:

Русский язык. Высший балл. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Г.Т.Егораева, О.А.Серебрякова. М.: «Экзамен», 2017.- 352 с.

Я сдам ЕГЭ! Русский яык. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под ред. И.П.Цыбулько. М.: «Просвещение», 2017.- 320 с.

ЕГЭ -2017. Русский язык. Типовые тестовые задания. 50 вариантов типовых текстовых заданий. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, В.В.Львов, М.: Издательство «Экзамен», 2017.- 448 с.

ЕГЭ: 1000 заданий с ответами. Все задания. Е.Г. Егораева - М.: Издательство «Экзамен», 2017.-415 с.

Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.– Ростов н/Д: Легион, 2016. – 288 с.

ЕГЭ 2017. Русский язык в схемах и таблицах. И.Н.Политова - М.: Издательство «Экзамен», 2017.- 64 с.

ЕГЭ 2017. Русский язык без репетитора. Сдаем без проблем! Голуб И.Б. - М.: Издательство «Экзамен», 2017.- 400 с.

Ресурсы сети Интернет:

1. Открытый банк заданий ФИПИ

2. Решу ЕГЭ

3. Незнайка

Приложение 1

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

К-во час.

Дата проведения

Основные понятия

Примечания

(№ задания)

план факт
 

I полугодие

         

I

Введение

2

       

1.

Знакомство с нормативными документами ЕГЭ. Особенности ЕГЭ по русскому языку.

1

2.09

 

структура и содержание ЕГЭ, спецификация, правила заполнения бланков ответов

 

2.

Знакомство с демоверсией текущего года

1

9.09

 

классификация заданий

 

II

Языковые нормы

1

       

3

Литературный язык. Языковые нормы.

1

16.09

 

типы норм, словари

4,5,6,7

III

Орфоэпия

1

       

4.

Основные правила орфоэпии. Ударение.

1

23.09

 

акцентология, ударение, словник

4

IV

Лексика

3

       

5.

Лексическое и грамматическое значение слова

1

30.09

 

основное и переносное значение

3

6.

 Лексические средства выразительности. Фразеологизмы

1

7.10

 

омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы; стилистически окрашенная лексика, лексика ограниченного употребления

5, 25

7.

Лексические нормы. Речевые ошибки, их предупреждение

1

14.10

 

смешение паронимов, плеоназм, тавтология

5,20

V

Грамматические нормы

3

       

8.

Грамматические нормы

1

21.10

 

морфологические, синтаксические нормы

6,7

9.

Словообразовательные, морфологические, синтаксические нормы

1

28.10

 

виды грамматических ошибок

6,7

10.

Грамматические ошибки и их предупреждение

1

17.11

 

типы ошибок

7,26

VI

Словообразовательные нормы

2

       

11.

Способы словообразования

1

11.11

 

морфема, словообразовательный разбор

6

12.

Словообразовательные нормы

1

18.11

 

ошибочное словообразование

6

VII

Морфология

9

       

13.

Морфологические нормы

1

25.11

 

формы количественных числительных, степеней сравнения имен прилагательных, повелительного наклонения глаголов

6

14.

Правила и нормы образования форм слов разных частей речи

1

2.12

 

формы слова

6

15.

Морфология и орфография. Варианты падежных окончаний

1

9.12

 

И.п, Р.п. мн. числа имен существительных

6

16.

Самостоятельные части речи

1

16.01

 

классификация частей речи, их морфологические признаки

 

17.

Служебные части речи

1

23.01

 

союзы, частицы, предлоги, омонимия разных частей речи

13

 

II полугодие

         

18.

Омонимия различных частей речи

1

20.01

 

омоформы

13

19.

 Морфология. Средства связи предложений в тексте

1

27.01

 

местоимения, частицы, союзы

2

20.

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне

1

3.02

 

ошибочное образование формы слова

6

21.

 Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне

1

10.02

 

нарушение морфологических норм

6

VIII

 Синтаксические нормы.

13

       

22.

Словосочетание

1

17.02

 

виды словосочетаний, их построение

 

23.

 Предложение

1

3.03

 

порядок слов в предложении, грамматическая основа предложения, способы их выражения.

 

24.

Простые и сложные предложения

1

10.03

 

виды предложений по цели высказывания, по интонации, по количеству ГО, по характеру основы, по наличию второстепенных членов, типы сложных предложений

 

25.

Односоставные предложения. Неполные предложения

1

17.03

 

Типы односоставных предложений, неполные предложения.

 

26.

Нормы согласования

1

24.03

 

синтаксические нормы, согласование в роде, числе, падеже

7

27.

Нормы управления

1

7.04

 

синтаксические нормы, управление, значение падежей и предлогов

7

28.

Нормы примыкания

1

14.04

 

структура словосочетаний с примыканием

7

29.

Синтаксическая синонимия

1

21.04

 

синтаксические синонимы

 

30.

Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой речи в косвенную

1

28.04

 

предупреждение ошибок при построении предложений с косвенной речью

7

31.

Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1

5.05

 

условия постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном вводными словами и обращениями

17

32.

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях

1

12.05

 

условия постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении

15

33.

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях

1

19.05

 

сложноподчиненное предложение, правила постановки знаков препинания в нем

18

34.

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

1

   

условия постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении

 

 

 11 класс – 34 часа

         
 

I полугодие

         

I

Орфографические нормы

7

       

1.

Трудные случаи русской орфографии, правописание корней и приставок

1

2.09

 

классификация орфограмм в корне и в приставке

8,9

2.

Правописание корней. Безударные гласные корня

1

9.09

 

чередующиеся, проверяемые, непроверяемые гласные

8

3.

Гласные и, ы после приставок. Правописание разделительных знаков

1

16.09

 

условия выбора буквы после приставки

9

4.

Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

1

23.09

 

правописание суффиксов
различных частей речи
(кроме -Н-/-НН-)

10,11

5.

–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи

1

30.09

 

алгоритм выбора написания одной или двух Н

14

6.

Правописание НЕ с различными частями речи. Правописание служебных слов.

1

7.10

 

алгоритм выбора слитного или раздельного написания

12

7

Слитное, дефисное и раздельное написание

1

14.10

 

омонимия частей речи

13

II

Пунктуационные нормы

4

       

8.

Пунктуация в простом осложнённом предложении

1

21.10

 

знаки препинания в простом предложении, осложненном обособленными определениями, обстоятельствами

15,16,17

9.

Пунктуация в сложносочинённых предложениях и предложениях с однородными членами

1

28.10

 

знаки препинания в сложносочинённом и простом предложении, осложненном однородными членами

15

10.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1

17.11

 

знаки препинания в простом предложении, осложненном вводными словами и обращениями

17

11.

Пунктуация в сложноподчинённых предложениях и предложениях с разными видами связи

1

11.11

 

знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

19

III

Текст

4

       

12.

Смысловая и композиционная целостность текста

1

18.11

 

структура, языковое оформление, композиция

1,21,26

13.

Последовательность предложений в тексте

1

25.11

 

логико-смысловые отношения, микротема

21,24

14.

Средства связи предложений в тексте

1

2.12

 

союзы, местоимения

2,24

15.

 Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

1

9.12

 

основная и дополнительная информация, текст

1,26

IV

Функциональные стили речи

6

       

16.

Функциональные стили речи

1

16.12

 

основные особенности, назначение, сфера использования

22

17.

Разговорный стиль речи

1

23.12

 

особенности разговорного стиля

22

18.

Официально-деловой стиль речи

 

30.12

 

особенности, назначение, сфера употребления

22

 

II полугодие

         

19.

Научный стиль

1

20.01

 

особенности, назначение, сфера употребления

22

20.

Публицистический стиль

1

27.01

 

особенности, композиция текста, средства эмоциональной выразительности, жанры

22,26

21.

Художественный стиль речи

1

3.02

 

особенности, средства художественной выразительности, жанры

22

V

Функционально-смысловые типы речи

5

       

22.

Функционально-смысловые типы речи

1

10.02

 

отличительные признаки разных типов речи

22

23.

Повествование

1

17.02

 

особенности, композиция

22

24.

Описание

1

3.03

 

особенности, композиция

22

25.

Рассуждение

1

10.03

 

особенности, композиция

22

26.

Предупреждение ошибок при определении типов речи

1

17.03

 

тексты с разными типами речи

22

VI

Изобразительно-выразительные средства языка

3

       

27.

Изобразительно-выразительные средства. Выразительные средства лексики

1

24.03

 

лексические средства, синтаксические средства, тропы, фигуры

25,26

28.

Тропы, их характеристика

1

7.04

 

метафора, метонимия, сравнение, эпитет, олицетворение, синекдоха, аллегория, гипербола, литота, фразеологизм

25,26

29.

Стилистические фигуры, их роль в тексте

1

14.04

 

анафора, инверсия, парцелляция, эллипсис, синтаксический параллелизм, антитеза

25,26

VII

Создание сочинения-рассуждения

5

       

30.

Требования к сочинению-рассуждению

1

21.04

 

критерии, содержание, композиция, речевое оформление, грамотность

26

31.

Структура сочинения. Проблема. Комментарий к сформулированной проблеме. Авторская позиция

1

28.04

 

исходный текст, виды проблем, комментарий, отражение авторской позиции

26

32.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Смысловая цельность текста

1

5.05

 

аргумент, источники и формы аргументации. связность и последовательность изложения, логические ошибки

26

33.

Абзацное членение. Точность и выразительность речи. Нормы речи

1

12.05

 

абзац, микротема, типичные ошибки в абзацном членении, точность и выразительность речи

26

34.

Точность и выразительность речи. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки

1

19.05

 

орфографические, пунктуационные, языковые, речевые, этические нормы, фактологическая точность

26


 

Приложение 2. Таблица "Стили речи"


Таблица "Стили речи"
DOCX / 13.93 Кб

  Приложение 3. Таблица "Типы речи"


Типы речи
DOCX / 11.34 Кб

Приложение 4. Средства художественной выразительности речи


Таблица "Средства выразительности"
DOCX / 14.99 Кб

Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (3)

Горбачёва Марина Юрьевна, 04.08.18 в 16:15 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за работу! Взяла в копилку!
Кирилл Александрович Ш., 11.04.19 в 07:15 0Ответить Пожаловаться
Вы абсолютно правы, Марина Юрьевна, данный материал непременно нужно взять в копилку.
Кирилл Александрович Ш., 11.04.19 в 07:13 0Ответить Пожаловаться
Замечательный элективный курс!
Кирилл Александрович Ш.
Комментарий был удалён пользователем 11 апр 2019 в 07:15
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.