Типы и типология учебных проектов
Тип проекта: групповой или индивидуальный Организация работы, преимущества и недостатки.
Творческие проектные мастерские. Творческие проектные мастерские – небольшие коллективы, состоящие из педагога-предметника, который становиться руководителем данной мастерской, и учащихся, которые выполняют различные проекты в одной предметной области. Пример: «Сколько стоит стакан чистой воды» (8кл), «Чипсы: польза или вред» (9кл), «Есть ли чувства у растений» (6кл), « Почему люди не любят червей» (7кл), «Почему теорему Пифагора доказывают уже 25 веков» (8кл), «Математика и казино» (10кл).
Члены творческой мастерской в течение определенного времени работают каждый над своим проектом. При этом, встречаясь на занятиях своих мастерских, они могут помогать друг другу, учиться друг у друга, обмениваться информацией, вместе осваивать технологию работы над проектом. Совместная работа взрослых и детей разного возраста, увлеченных схожими проблемами, создает интересную творческую атмосферу.
Организация работы в форме творческих мастерских способствует установлению равноправных отношений учителя и учеников как единомышленников, коллег, занятых общим делом. Кроме того, общая работа позволяет наладить связи вне класса, установить отношения делового сотрудничества младших и старших, что может быть очень значимо для детей с заниженной самооценкой и низким статусом в собственном классе.
Организация групповой проектной работы Серьезная задача – формирование проектной группы. В идеале все её участники должны быть активными, самостоятельными и ответственными. Среди её участников должны быть: «генератор идей» – тот, кто придумывает; «эрудит» – тот, кто много знает; «критик» – тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет. Также должны быть лидеры и исполнители.
Ограничение для групповых проектов – они не могут быть долгосрочными. Поэтому групповые проекты, как правило, урочные и краткосрочные.
Преимущества Формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели; Проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне; Групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше удается;
Работа в группе создает психологически комфортную и безопасную ситуацию для неуверенных и тревожных детей, при успешном взаимодействии может поднять статус отдельных учащихся в группе сверстников; Совместная работа дает возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельности;
такой проект способствует групповому сплочению.
Недостатки Дает возможность отдельным учащимся не проявлять активность, а «выезжать» за счет более инициативных и ответственных участников группы; Нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы; У отдельных учащихся не в полной мере формируется ответственность за ход и результат работы группы;
Труднее организовать и координировать работу; Труднее оценить вклад каждого члена группы.
Организация индивидуальной работы учащегося над проектом При организации индивидуальной работы учащегося над проектом учителю предоставляется возможность учитывать не только возрастные возможности учащихся, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы. Самым трудным для учащегося является первый этап работы – выбор темы проекта (этап проблематизации). Необходимо выяснить интересы и проблемы самого учащегося, которые он мог бы самостоятельно решить в ходе работы над проектом.
Преимущества Автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы; Развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость, активность; Тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора;
Ход работы и её результат зависят только от автора проекта; Итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора.
Недостатки Не вырабатывается опыт группового сотрудничества; Нет возможности обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы; Работа более трудоемкая и ответственная на всех этапах проекта.
Типология учебных проектов Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Тип деятельности учащегося Формируемая компетентность Практико-ориентированный Решение практических задач заказчика проекта Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области Деятельностная Исследовательский Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Деятельность, связанная с экспериментированием
Информационный Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источник информации информационная Творческий Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильма Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи публики коммуникативная