Материал на проверке

План урока по географии в 9 классе «Транспортный комплекс России. Виды транспорта»

1
0
Материал опубликован 4 October 2015 в группе

Урок  географии  в 9 классе

 

Тема:  «Транспортный комплекс России. Виды транспорта»

 

Цели и задачи урока:

1.    определить значение транспорта для работы хозяйства  и жизни населения;

2. изучить состав транспортного комплекса;

3. познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот»;

4.    познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития;

5.    проанализировать географию ведущих видов транспорта России;

6.    рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, - экономические, социальные, экологические;

7.    продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.

 

 Учебно-наглядный комплекс и оборудование:

1.      карты России - физическая, экономическая, политико-административная, настенная контурная; картины, таблицы, схемы, хрестоматии, справочники:

2.      мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук).

 

Тип  урока: урок изучение нового материала.

 

Методы:

·      Словесные: объяснения-иллюстрации, сообщения учащихся; рассказ с элементами беседы.

·      Наглядные: демонстрация карт, таблиц, картин, компьютерной презентации.

·      Практические: выполнение практической работы, заполнение контурной карты.

 

Ход   урока:

I .Организационный момент

 

II. Изучение нового материала

 

Презентация

 

 (слайд 1). Транспортный комплекс является необходимым условием функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существование любого государства, особенно столь протяжённого как Россия. Проблема: почему роль транспортного комплекса велика в хозяйстве России?

 

(слайд 2). Цели и задачи урока.

 

(слайд 3). Главная продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров. 

Основные задачи транспортной системы:

·           Обеспечение связей между отдельными отраслями и районами страны;

·           Своевременное обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках;

·           Повышение экономической активности работы транспорта.

Знакомство с понятиями: транспортная система, грузооборот и пассажирооборот. Беседа  о транспортном комплексе, его значении и роли в экономике России.

 

(слайд 4). Далее учитель приводит схему, которую учащиеся записывают  в свои тетради, и которая в дальнейшем на уроке будет являться опорой для изучения нового материала (Приложение 2).

 (слайд 5). А) Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Этот вид транспорта начал развиваться в России фактически с постройки железной дороги Санкт-Петербург – Москва в 1851 году (сообщения учащихся об истории возникновения и развития железнодорожного транспорта и сети  железных дорог в России).

Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить надёжную  транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами. Рассказ  учителя о большом значении для России ж/д транспорта и об особенностях географии современной сети железных дорог страны; самостоятельная работа с атласами, текстом учебника, справочниками и обозначение на к/к важнейших ж/д магистралей страны; беседа о проблемах, возникающих при строительстве железных дорог.   

 

  (слайд 6).   Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по себестоимости перевозок.

 Беседа об автомобильном транспорте России, его особенностях, достоинствах и недостатках, существующей схеме автомобильных дорог; сообщения учащихся об истории развития автомобильного транспорта и экологических проблемах, связанных с ним, а также о путях решения этих проблем.

 

(слайд 7).   В) Трубопроводный  транспорт

Рассказ  учителя о преимуществах  и недостатках данного вида транспорта, особенностях его строительства. Понятие «специальные грузы». География и особенности размещения российских нефте- и газопроводов. Обсуждение последствий загрязнения природы  вследствие утечки  газа или нефти.

 

(слайд 8).  Г) Воздушный  транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.

Рассказ учителя об авиационном транспорте, его значении, особенностях, уровне развития. Состав: авиационный и космический. Особенности авиационного транспорта: перевозка скоропортящихся грузов и доставка пассажиров на большие расстояния и в труднодоступные районы. Главная проблема – большой возраст эксплуатации самолётов, необходимость обновления парка самолётов, сильный загрязнитель атмосферы.

Космический  транспорт: значение  и проблемы.

 

(слайд 9).   Д) Водный  транспорт (морской и речной)

 Рассказ учителя о морском транспорте России, его специализации, особенностях, значении и уровне развития.  Самостоятельная работа с атласом, текстом учебника, справочными материалами.  Обозначение на к/к крупнейших морских портов Северного бассейна  (Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон);  Тихоокеанского бассейна  (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка); Балтийского бассейна (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград);  Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа).  Сообщения учащихся о речном транспорте России.

 

(слайд 10). Знакомство учащихся со схемой «Состав морского транспорта», анализ схемы, выводы.

 

(слайд 11). Проблемы транспортной системы России.

Заключительным этапом урока  является постановка проблем, с которыми сталкивается транспортная система России. Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем, в случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на следующем уроке высказать свои мнения по данным проблемам.

Предлагаемые вопросы для обсуждения:

 1. Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?

2. Где, что и как нужно строить?

3. Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?

4. Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?

5. Почему  основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда?

6. Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти,  можно транспортировать  трубопроводным транспортом?

7. Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на  развитие курортно-туристических зон в России?

 

(слайд 12). III. Домашнее задание

Параграф  35,  36 (по уч. В.П. Дронов, В.Я Ром).

·      Изучить карту в атласе «Транспорт России»

·      Выполнить задания на контурной карте «Транспорт России»

·      Найти пути решения поставленных на уроке проблем

 

IV. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление отметок

 

Приложение 1 (презентация составлена в PowerPoint)

 

Комментарии
Комментариев пока нет.