Тренинг для старшеклассников «Самопрезентация как способ заявить о себе миру (почему важно развивать навыки грамотной самопрезентации)»
План – конспект
Тренинга для старшеклассников
Тема: «Самопрезентация как способ заявить о себе миру (почему важно развивать навыки грамотной самопрезентации)»
Спикер:
Педагог-психолог; учитель «психолого-педагогического
направлений» Iкв.кат. МОУ ТСШ №5
Гавриловчук Е.А.
Цели: изучение основных представлений, связанных с управлением производимым впечатлением в процессе делового и межличностного взаимодействия, влиянием феномена «первое впечатление».
Задачи: отработка навыков вступления в контакт, связанного с непосредственной и опосредованной самопрезентацией, развитие индивидуальной концепции самопродвижения.
Самопрезентация тренера
Цель: снять отчуждение между группой и тренером.
Время выполнения: 2 минуты.
Введение правил взаимодействия в группе, обсуждение формы обращения друг к другу
Цель: определить правила для эффективной работы в группе.
Время выполнения:5 минут.
Правила поведения в тренинговой группе
ПРАВИЛА:
1.ВСЕ УЧАСТВУЮТ В ТРЕНИНГЕ
2. НЕТ ПОНЯТИЯ «ХОРОШО»/ «ПЛОХО»
3. НИКТО НЕ «ОТСИЖИВАЕТСЯ»
4. КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО ГОЛОСА, СЛУШАЕМ – НЕ ПЕРЕБИВАЕМ, НЕ ОСУЖДАЕМ
5. УВАЖАЕМ УЧАСТНИКОВ И ТРЕНЕРА
6. ИСКРЕННОСТЬ ВОБЩЕНИИ
7. ОБЩЕНИЕ ПО ПРИНЦИПУ «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС»
8. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ( не обсуждать «за дверью» участников)
Процедура проведения: Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на тренинге.
Групповая работа
Цель: сплотить на совместную работу, выявить ожидания от тренинга
Время выполнения: 5 минут.
Процедура проведения: Участники отвечают на вопросы:
-Что такое самопрезентация?
- Зачем используем самопрезентацию?
- Когда используем самопрезентацию?
- Зачем мне нужны навыки самопрезентации?
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ – «УМЕНИЕ СЕБЯ ПРОДАТЬ»
Давайте, сравним, - СМОГЛА ЛИ, Я – САМОПРЕЗЕНТОВАТЬ В НАЧАЛЕ НАШЕЙ ВСТРЕЧИ?
СЛАЙД- шаги
ШАГИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Первый шаг: представьтесь. Удивительно, но часто люди забывают назвать свои имя и фамилию в самом начале знакомства.
Второй шаг: расскажите, кто вы. В нескольких словах сообщите о своей профессии, статусе и экспертизе. Например, предприниматель, основатель компании, эксперт в такой-то области, маркетолог, специалист в определённой сфере и т.д.
Третий шаг: расскажите, чем вы занимаетесь и чем можете быть полезны аудитории. Используйте такие глаголы, как: «помогаю», «делаю», «создаю», «настраиваю», «внедряю».
Например, выстраиваю эффективные тренинги, консультации. САМА УЧУСЬ
Четвёртый шаг: сообщите, кто те люди, которым вы помогаете и чьи проблемы решаете. Обозначьте вашу целевую аудиторию так, чтобы сразу было понятно, с кем вы работаете.
Например: ПЕДАГОГИ, АКАДЕМИЯ БОЛЬШЕ 20 ПРЕПОДАЮ
Пятый шаг: расскажите, с какими вопросами, проблемами, потребностями и желаниями к вам обращаются. Задумайтесь, что движет теми людьми, с которыми вы работаете, и что им необходимо. Затроньте в самопрезентации те моменты, которые актуальны широкому кругу людей в выбранной сфере.
Например, СЕМЬЯ, ДЕТИ , ВОСПИТАНИЕ,РОДИТЕЛИ
Шестой шаг: поделитесь результатами своей работы. Людям важно понимать, какой результат они получат, если начнут сотрудничество с вами. Старайтесь избегать пустых обещаний. Расскажите об измеримых результатах. Например:, приглашения в качестве спикера на конференции, публикации в СМИ,
Седьмой шаг: поделитесь со слушателями вашей миссией. Расскажите, что вами движет, что «зажигает» в работе. Например, вы помогаете старшекласникам в самоопределении, в т.ч. – профессии; выпускникам школ поступить в вузы.
Говорите о количестве учеников, которые стали студентами. В этом случае ваша миссия может звучать так: «Я хочу, чтобы у большего числа людей была возможность учиться в лучших вузах. И моя цель на этот год - помочь 100 успешным выпускникам российских школ успешно пройти экзамены и поступить в ведущие университеты».
СЛАЙД -определения…………………………………………………………..
Самопрезентация – обширная тема, тесно связанная с психологией, социологией и этикетом.
Социолог Эрвинг Гоффман (Goffman) сравнивал самопрезентацию с театральной игрой. Как и драматические актеры, мы часто обращаем особое внимание на внешний вид — на то, как мы выглядим и как одеты, а также на свои манеры и привычки.
Гоффман отметил, что в своих социальных взаимодействиях люди часто разделяют области «авансцены» и «кулис».
К закулисным относятся области предварительной подготовки исполнения, а передний план — это место самого действия.
Готовясь к званому ужину, нервный повар-любитель может провести целый день на кухне, судорожно пытаясь воплотить в жизнь сложные рецепты и перепачкав все кастрюли в доме. Однако поведение этого повара на авансцене может быть совершенно иным. Когда гости сидят за обеденным столом и хвалят восхитительную еду, повар может сказать со спокойным и знающим видом: «Это всего лишь то немногое, что я успел сделать сегодня днем на скорую руку».
Мини-лекция «О самопрезентации и ее месте в жизни»
Цель: обобщение всей информации, подготовка группы к следующему этапу работы.
Время выполнения: 5 минут.
Самопрезентация (с лат. – «самоподача») – это процесс представления человеком собственного образа в социальном мире, характеризующийся намеренностью на создание у окружающих определенного впечатления о себе.
Самопрезентация – инструмент, используя который каждый человек сможет добиться значительных успехов. Самопрезентация иногда рассматривается как процесс управления образами другого человека, процесс управления его восприятием через привлечение внимания, а так же, как правила делового общения.
Самопрезентация есть средство формирования образа «Я». Она, как бы, исходит из социальных стандартов, которые формируются в обществе. Это разграничение реального и идеального образа, создание модели поведения, которая на данный момент соответствует исполняемой роли, имиджу, социально приемлемой модели.
Термин «самопрезентации», как и большинство понятий, имеет множество определений. В данном случае они содержатся в основном в психологических словарях и в специализированной литературе по имиджелогии и профориентологии.
В педагогических, социологических и философских словарях эта специфическая категория не раскрывается. Далее мы приведём определения, обнаруженные нами в результате анализа источников.
Самопрезентация – это умение подать себя, расположить к себе, привлечь внимание, актуализируя интерес людей к своим каким-то внешним качествам.
Самопрезентация – Презентация возможностей и способностей претендента на рабочее место.
Самопрезентация – акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам.
Самопрезентация – процесс, посредством которого мы стараемся контролировать впечатления, возникающие о нас у других людей; синоним – управление впечатлением о себе.
Самопрезентация – процесс представления себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения. Здесь подразумевается, что этот процесс основывается на использовании определенных стратегий, разработанных для того, чтобы формировать мнение других о себе
Самопрезентация – акт самовыражения и поведения человека, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам.
Самопрезентация – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций.
По мере развития технологического прогресса создается новая форма социальной реальности, в которой важное место занимают онлайн практики взаимодействия. У индивида появляется необходимость представлять себя в этом новом пространстве, в частности, в онлайн социальных сетях. Особенности онлайн-взаимодействия, которые включают в себя широкий спектр возможностей для создания своей идентичности, наделяют индивида широкими возможностями для самопрезентации себя для других участников онлайн-пространства.
Тактики самопрезентации И.Джонса и Т.Питтмана
В повседневной жизни используются следующие тактики:
- хвастовство (способствует чрезмерной саморекламе и демонстрации компетентности субъекта с целью получения уважения со стороны других);
- лесть (способствует повышению социальной привлекательности);
-запугивание (способность заставить других слушать или повиноваться своим требованиям).
-пояснение примером (демонстрация превосходства субъекта над окружающими)
-мольба (демонстрация слабости и зависимости от других в надежде получения помощи или сочувствия у окружающих, полагаясь на социальную ответственность)
Разминка:
«Итак, наше первое задание называется «Представь себя – чем Ты уникален»
Инструмент: мяч
Время – 7 мин.
Тренер начинает с себя – представляет (например Я – имя, лучше всех, готовлю…Х). Затем кидает МЯЧ участнику. Тот говорит о себе, и дальше кидает мяч.
Второе упражнение - «Сказочная самопрезентация»»
Цель: показать участникам, что, используя навыки самопрезентации и абстрагируясь от своих собственных моделей поведения, можно быть очень успешным в самопрезентации.
Инструкция: каждый участник, получивший бумажку с персонажем, должен устроить самопрезентацию от имени этого персонажа, выбрав при этом должность, на которую персонаж претендует. Время подготовки – 5 минут. Остальные участники из хода самопрезентации должны были угадать, что же это за персонаж.
Вопросы для обсуждения после завершения:
- Легко ли было выбирать должности и службы для персонажей?
- Легко ли было их представлять
Теперь о распространённых ошибках в самопрезентации
Перечислим ошибки, которые сразу портят впечатление:
- Неуверенная речь;
- Нервный кашель;
- Слишком громкий или тихий голос, отсутствие пауз — все это создаёт ощущение некомпетентности;
- Блуждающий взгляд. Отсутствие зрительного контакта воспринимается как желание скрыть правду;
- Невербальные сигналы. Скрещённые руки, опущенный подбородок, чрезмерная жестикуляция указывают на страх, недостаток знаний или опыта;
- Ложная информация. Если выяснится, что кто-то приукрашивает факты или не владеет нужной информацией, доверие к нему сразу пропадает;
- Пренебрежение интересами аудитории.
Ошибки самопрезентации:
1.Потеря мышечного контроля над своим телом (кашель, чихание и т.д.)
2.Демонстрация неискренности, «переигрывание»
3.Неправильное развитие всего процесса самопрезентации (неадекватность ситуации)
Аудитория теряет интерес к спикеру, который говорит только о себе и не знает потребностей своей аудитории.
С чего начать самопрезентацию?
Сделайте паузу, сохраняя на лице доброжелательную улыбку. На это время исключите какую-либо жестикуляцию и мимические движения. Так в сознании слушателей закрепится образ собранного и уверенного в себе человека.
Длина паузы зависит от размеров вашей аудитории:
-от 50 до 100 человек – семь секунд;
-менее 50 собеседников – четыре секунды;
-онлайн – три секунды.
В течение этого времени смотрите прямо на собеседников. Визуальный контакт придает молчанию смысловую насыщенность. Люди чувствуют, что вы думаете о них, и, в свою очередь, интересуются вами.
УПРАЖНЕНИЯ ПЕРЕД САМОПРЕЗЕНТАЦИЕЙ
Потереть ладоши + каждый палец -массаж = прилив сил + Решительность
Можно -массаж Уши ==== снять ВОЛНЕНИЕ
Упражнение 2 –«АРТИКУЛЯЦИЯ»
А) «у-икс» - ПОВТОРЯТЬ В СВОБОДНУЮ МИНУТУ (ПЕТЬ ПО ОЧЕРЕДИ)….= ПОДВИЖНОСТЬ ЛИЦА + кровообращение
Б) «Язык по кругу»
Губы сомкнуты. 10раз в одну, 10 раз в др сторону
Используют перед СПИЧЕМ
В) «ИГОЛОЧКА»
Кончик языка лево-право, вперед, -15-20 сек.
Упражнение 3 ТЕХНИКА – ДЫХАНИЯ
ВОЛНЕНИЕ СБИВАЕТ ДЫХАНИЕ.
НАДО ДЫШАТЬ = ЖИВОТОМ
- руку на грудь
- вдох – надуть живот
- выдох – вжать /втянуть живот
1 раз = 10-15 мин.
Голос будет ЗВУЧАТЬ УВЕРЕННО
Упражнения «РЕЧЬ»
!!!!!! -Упражнение – расслабление «Трактор» ( всегда сброс)
Упражнение 1
Упражнение с карандашом
Карандаш за зубы, не далеко. Губы прикрыть. Повторять «Р». СБРОС
Упражнение «Лицо»
Время 5 мин. Цель: релаксация мышц лица, снятие напряжений, увеличение подвижности лицевых мышц.
Попеременное напряжение и расслабление мышц лба, глаз, щек, губ, подбородка и т.п.
Массаж лица.
Упражнение «Образ-мимика. Образ-жест. Образ-поза
Время: 5 мин.
Цель: развитие навыка невербального общения
а) Передача внутреннего состояния через мимику лица: мечтательный, сердитый, пугливый, и т.д.
б) Передача внутреннего состояния через образ в характере какого-нибудь животного, сказочного героя, неодушевленного предмета; позы в характере цвета (желтый, красный и т.д)
Тренер - Стратегии самопрезентации могут приобретать оборонительный или утверждающий характеры.
Оборонительная самопрезентация направлена на то, чтобы предотвращать угрожающие жизненные ситуации. В данном случае используется тактика «мольба».
Убеждающий стиль самопрезентации характеризуется более активным поведением, которому присуща идеализация своей личности, доброжелательность.
Упражнение «Представь себя»
Представиться в одном из видов (характера) Остальные должны отгадать.
ИЛИ
Упражнение «Интонация»,
Время 15 мин. Цель: развитие умения распознавать эмоциональное состояние свое и другого человека.
Произнесите одну и ту же фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл:
Рад вас видеть! Спасибо за работу. Приходите завтра. Я в восторге. Спасибо, мне очень
приятно ваше внимание. Приятно было с вами поговорить. Спасибо за комплимент.
Очень вам признателен. Ценю вашу настойчивость. Мне это очень нравится.
Произнесите фразу с разными интонациями:
-Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)
- Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).
- Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).
- Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы).
- Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).
- До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).
- Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).
- Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно,
решительно).
СЛАЙД……………………………………………………..
1.Самопрезентация в личном общении
Юмор, искренность и адекватность — три кита, на которых держится личная самопрезентация, уверен клинический психолог и сексолог Валентин Денисов-Мельников.
2.Самопрезентацию для неформальных ситуаций
(можно изложить в более свободной манере)
3.Самопрезентация - собеседование по приему на работу
(нужна подготовка + информация о работодателе/фирме+ психологический настрой)
4.Резюме
(письменные наброски - !Требования)
………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение на «внимание»
Повернуться к друг другу. Рассмотреть, можно потрогать.
Сесть спиной
Описать по очереди – цвета, ощущения, ….партнера
ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА
1.Упражнение «Электричество»,
Время 15 мин. Цель: снятие телесных и психологических зажимов
Участники стоят «стайкой». Руки опущены вдоль тела. В пальцах рук начинаются вибрации, как будто бьет электрический ток, через минуту вибрации распространяются на всю кисть, затем с интервалом в минуту они будут захватывать руку до локтя, плеча, верхнюю половину туловища и, наконец, все тело.
2.Упражнение «Марионетки»,
Время 10 мин. Цель: снятие излишнего напряжения с мышц
Участникам предлагается представить себе, что они - куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. «Представьте себе, что вас подвесил за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается». Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами.
Ведущий следит за степенью расслабленности тела у участников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Упражнение «Гнев»
Время 5 мин
Цель: психологическая разгрузка и снятие хронических напряжений, на лице в особенности.
Участникам предлагается последовательно выполнить следующую цепочку физических действий: сидя на полу,
1) стучите кулаками по полу,
2) колотите ногами по полу,
3) крутите головой в разные стороны, быстро,
4) говорите «не хочу, не буду»,
5)проделайте все это одновременно.
Релаксация
Групповая работа: Обсуждение результатов тренинга.
Участникам предлагается ответить на вопросы:
Что бы вы хотели пожелать друг другу? Что запомнилось больше всего? Что изменилось в вас во время тренинга? Что ещё хотели бы изменить?
БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ
С ув ЕА
6