Тренинг для старшеклассников «Самопрезентация как способ заявить о себе миру (почему важно развивать навыки грамотной самопрезентации)»

0
0
Материал опубликован 2 December 2022

План – конспект

Тренинга для старшеклассников

Тема: «Самопрезентация как способ заявить о себе миру (почему важно развивать навыки грамотной самопрезентации)»

Спикер:

Педагог-психолог; учитель «психолого-педагогического

направлений» Iкв.кат. МОУ ТСШ №5

Гавриловчук Е.А.

Цели: изучение основных представлений, связанных с управлением производимым впечатлением в процессе делового и межличностного взаимодействия, влиянием феномена «первое впечатление».

Задачи: отработка навыков вступления в контакт, связанного с непосредственной и опосредованной самопрезентацией, развитие индивидуальной концепции самопродвижения.

Самопрезентация тренера

Цель: снять отчуждение между группой и тренером.

Время выполнения: 2 минуты.

Введение правил взаимодействия в группе, обсуждение формы обращения друг к другу

Цель: определить правила для эффективной работы в группе.

Время выполнения:5 минут.

Правила поведения в тренинговой группе

ПРАВИЛА:

1.ВСЕ УЧАСТВУЮТ В ТРЕНИНГЕ

2. НЕТ ПОНЯТИЯ «ХОРОШО»/ «ПЛОХО»

3. НИКТО НЕ «ОТСИЖИВАЕТСЯ»

4. КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО ГОЛОСА, СЛУШАЕМ – НЕ ПЕРЕБИВАЕМ, НЕ ОСУЖДАЕМ

5. УВАЖАЕМ УЧАСТНИКОВ И ТРЕНЕРА

6. ИСКРЕННОСТЬ ВОБЩЕНИИ

7. ОБЩЕНИЕ ПО ПРИНЦИПУ «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС»

8. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ( не обсуждать «за дверью» участников)


Процедура проведения: Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на тренинге.

Групповая работа

Цель: сплотить на совместную работу, выявить ожидания от тренинга

Время выполнения: 5 минут.

Процедура проведения: Участники отвечают на вопросы:

-Что такое самопрезентация?

- Зачем используем самопрезентацию?

- Когда используем самопрезентацию?

- Зачем мне нужны навыки самопрезентации?

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ – «УМЕНИЕ СЕБЯ ПРОДАТЬ»

Давайте, сравним, - СМОГЛА ЛИ, Я – САМОПРЕЗЕНТОВАТЬ В НАЧАЛЕ НАШЕЙ ВСТРЕЧИ?


СЛАЙД- шаги

ШАГИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ

Первый шаг: представьтесь. Удивительно, но часто люди забывают назвать свои имя и фамилию в самом начале знакомства.

Второй шаг: расскажите, кто вы. В нескольких словах сообщите о своей профессии, статусе и экспертизе. Например, предприниматель, основатель компании, эксперт в такой-то области, маркетолог, специалист в определённой сфере и т.д.

Третий шаг: расскажите, чем вы занимаетесь и чем можете быть полезны аудитории. Используйте такие глаголы, как: «помогаю», «делаю», «создаю», «настраиваю», «внедряю».

Например, выстраиваю эффективные тренинги, консультации. САМА УЧУСЬ

Четвёртый шаг: сообщите, кто те люди, которым вы помогаете и чьи проблемы решаете. Обозначьте вашу целевую аудиторию так, чтобы сразу было понятно, с кем вы работаете.

Например: ПЕДАГОГИ, АКАДЕМИЯ БОЛЬШЕ 20 ПРЕПОДАЮ

Пятый шаг: расскажите, с какими вопросами, проблемами, потребностями и желаниями к вам обращаются. Задумайтесь, что движет теми людьми, с которыми вы работаете, и что им необходимо. Затроньте в самопрезентации те моменты, которые актуальны широкому кругу людей в выбранной сфере.

Например, СЕМЬЯ, ДЕТИ , ВОСПИТАНИЕ,РОДИТЕЛИ

Шестой шаг: поделитесь результатами своей работы. Людям важно понимать, какой результат они получат, если начнут сотрудничество с вами. Старайтесь избегать пустых обещаний. Расскажите об измеримых результатах. Например:, приглашения в качестве спикера на конференции, публикации в СМИ,

Седьмой шаг: поделитесь со слушателями вашей миссией. Расскажите, что вами движет, что «зажигает» в работе. Например, вы помогаете старшекласникам в самоопределении, в т.ч. – профессии; выпускникам школ поступить в вузы.

Говорите о количестве учеников, которые стали студентами. В этом случае ваша миссия может звучать так: «Я хочу, чтобы у большего числа людей была возможность учиться в лучших вузах. И моя цель на этот год - помочь 100 успешным выпускникам российских школ успешно пройти экзамены и поступить в ведущие университеты». 


СЛАЙД -определения…………………………………………………………..

Самопрезентация – обширная тема, тесно связанная с психологией, социологией и этикетом.


Социолог Эрвинг Гоффман (Goffman) сравнивал самопрезентацию с театральной игрой. Как и драматические актеры, мы часто обращаем особое внимание на внешний вид — на то, как мы выглядим и как одеты, а также на свои манеры и привычки.

Гоффман отметил, что в своих социальных взаимодействиях люди часто разделяют области «авансцены» и «кулис».

К закулисным относятся области предварительной подготовки исполнения, а передний план — это место самого действия.

Готовясь к званому ужину, нервный повар-любитель может провести целый день на кухне, судорожно пытаясь воплотить в жизнь сложные рецепты и перепачкав все кастрюли в доме. Однако поведение этого повара на авансцене может быть совершенно иным. Когда гости сидят за обеденным столом и хвалят восхитительную еду, повар может сказать со спокойным и знающим видом: «Это всего лишь то немногое, что я успел сделать сегодня днем на скорую руку».

Мини-лекция «О самопрезентации и ее месте в жизни»

Цель: обобщение всей информации, подготовка группы к следующему этапу работы.

Время выполнения: 5 минут.

Самопрезентация (с лат. – «самоподача») – это процесс представления человеком собственного образа в социальном мире, характеризующийся намеренностью на создание у окружающих определенного впечатления о себе.

Самопрезентация – инструмент, используя который каждый человек сможет добиться значительных успехов. Самопрезентация иногда рассматривается как процесс управления образами другого человека, процесс управления его восприятием через привлечение внимания, а так же, как правила делового общения.

Самопрезентация есть средство формирования образа «Я». Она, как бы, исходит из социальных стандартов, которые формируются в обществе. Это разграничение реального и идеального образа, создание модели поведения, которая на данный момент соответствует исполняемой роли, имиджу, социально приемлемой модели.

Термин «самопрезентации», как и большинство понятий, имеет множество определений. В данном случае они содержатся в основном в психологических словарях и в специализированной литературе по имиджелогии и профориентологии.

В педагогических, социологических и философских словарях эта специфическая категория не раскрывается. Далее мы приведём определения, обнаруженные нами в результате анализа источников.

Самопрезентация – это умение подать себя, расположить к себе, привлечь внимание, актуализируя интерес людей к своим каким-то внешним качествам.

Самопрезентация – Презентация возможностей и способностей претендента на рабочее место.

Самопрезентация – акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам.

Самопрезентация – процесс, посредством которого мы стараемся контролировать впечатления, возникающие о нас у других людей; синоним – управление впечатлением о себе.

Самопрезентация – процесс представления себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения. Здесь подразумевается, что этот процесс основывается на использовании определенных стратегий, разработанных для того, чтобы формировать мнение других о себе

Самопрезентация – акт самовыражения и поведения человека, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам.

Самопрезентация – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций.

По мере развития технологического прогресса создается новая форма социальной реальности, в которой важное место занимают онлайн практики взаимодействия. У индивида появляется необходимость представлять себя в этом новом пространстве, в частности, в онлайн социальных сетях. Особенности онлайн-взаимодействия, которые включают в себя широкий спектр возможностей для создания своей идентичности, наделяют индивида широкими возможностями для самопрезентации себя для других участников онлайн-пространства.

Тактики самопрезентации И.Джонса и Т.Питтмана

В повседневной жизни используются следующие тактики:

- хвастовство (способствует чрезмерной саморекламе и демонстрации компетентности субъекта с целью получения уважения со стороны других);

- лесть (способствует повышению социальной привлекательности);

-запугивание (способность заставить других слушать или повиноваться своим требованиям).

-пояснение примером (демонстрация превосходства субъекта над окружающими)

-мольба (демонстрация слабости и зависимости от других в надежде получения помощи или сочувствия у окружающих, полагаясь на социальную ответственность)

Разминка:

«Итак, наше первое задание называется «Представь себя – чем Ты уникален»

Инструмент: мяч

Время – 7 мин.

Тренер начинает с себя – представляет (например Я – имя, лучше всех, готовлю…Х). Затем кидает МЯЧ участнику. Тот говорит о себе, и дальше кидает мяч.

Второе упражнение - «Сказочная самопрезентация»»

Цель: показать участникам, что, используя навыки самопрезентации и абстрагируясь от своих собственных моделей поведения, можно быть очень успешным в самопрезентации.

Инструкция: каждый участник, получивший бумажку с персонажем, должен устроить самопрезентацию от имени этого персонажа, выбрав при этом должность, на которую персонаж претендует. Время подготовки – 5 минут. Остальные участники из хода самопрезентации должны были угадать, что же это за персонаж.

Сказочные персонажи

Профессии

· Колобок

· Баба-Яга

· Золушка

· Крокодил Гена

· Кощей Бессмертный

· Алеша Попович (богатырь)

· Красная шапочка

· Нюша («Смешарики»)

· Заяц (из «Ну, погоди!»)

· Мышка Джерри («Том и Джерри»)

· Дюймовочка

· Винни-Пух

· Буратино

· Белоснежка («Белоснежка и семь гномов»)

·Почтальон Печкин («Трое из Простоквашино»)

· Кот в сапогах

· Стюард/стюардесса (на самолете)

· Уборщик/уборщица

· Продавец-консультант

· Официант/официантка

· Директор магазина (продуктового)

· Менеджер по кредитованию (когда товар не могут купить сразу, а берут в кредит под % или в рассрочку)

Персональный тренер (в качалке)

· Врач-хирург

· Бухгалтер

· Ветеринар

· Журналист (ка)

· Массажист

· Повар

· Педагог (преподаватель) в школе

· Стоматолог

· Юрист (адвокат)

Вопросы для обсуждения после завершения:

- Легко ли было выбирать должности и службы для персонажей?

- Легко ли было их представлять

Теперь о распространённых ошибках в самопрезентации

Перечислим ошибки, которые сразу портят впечатление:

- Неуверенная речь;

- Нервный кашель;

- Слишком громкий или тихий голос, отсутствие пауз — все это создаёт ощущение некомпетентности;

- Блуждающий взгляд. Отсутствие зрительного контакта воспринимается как желание скрыть правду;

- Невербальные сигналы. Скрещённые руки, опущенный подбородок, чрезмерная жестикуляция указывают на страх, недостаток знаний или опыта;

- Ложная информация. Если выяснится, что кто-то приукрашивает факты или не владеет нужной информацией, доверие к нему сразу пропадает;

- Пренебрежение интересами аудитории.

Ошибки самопрезентации:

1.Потеря мышечного контроля над своим телом (кашель, чихание и т.д.)

2.Демонстрация неискренности, «переигрывание»

3.Неправильное развитие всего процесса самопрезентации (неадекватность ситуации)

Аудитория теряет интерес к спикеру, который говорит только о себе и не знает потребностей своей аудитории.

С чего начать самопрезентацию?

Сделайте паузу, сохраняя на лице доброжелательную улыбку. На это время исключите какую-либо жестикуляцию и мимические движения. Так в сознании слушателей закрепится образ собранного и уверенного в себе человека.

Длина паузы зависит от размеров вашей аудитории:

-от 50 до 100 человек – семь секунд;

-менее 50 собеседников – четыре секунды;

-онлайн – три секунды.

В течение этого времени смотрите прямо на собеседников. Визуальный контакт придает молчанию смысловую насыщенность. Люди чувствуют, что вы думаете о них, и, в свою очередь, интересуются вами.

УПРАЖНЕНИЯ ПЕРЕД САМОПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

Упражнение 1

Потереть ладоши + каждый палец -массаж = прилив сил + Решительность

Можно -массаж Уши ==== снять ВОЛНЕНИЕ

Упражнение 2 –«АРТИКУЛЯЦИЯ»

А) «у-икс» - ПОВТОРЯТЬ В СВОБОДНУЮ МИНУТУ (ПЕТЬ ПО ОЧЕРЕДИ)….= ПОДВИЖНОСТЬ ЛИЦА + кровообращение

Б) «Язык по кругу»

Губы сомкнуты. 10раз в одну, 10 раз в др сторону

Используют перед СПИЧЕМ

В) «ИГОЛОЧКА»

Кончик языка лево-право, вперед, -15-20 сек.

Упражнение 3 ТЕХНИКА – ДЫХАНИЯ

ВОЛНЕНИЕ СБИВАЕТ ДЫХАНИЕ.

НАДО ДЫШАТЬ = ЖИВОТОМ

- руку на грудь

- вдох – надуть живот

- выдох – вжать /втянуть живот

1 раз = 10-15 мин.

Голос будет ЗВУЧАТЬ УВЕРЕННО

Упражнения «РЕЧЬ»

!!!!!! -Упражнение – расслабление «Трактор» ( всегда сброс)

Упражнение 1

Упражнение с карандашом

Карандаш за зубы, не далеко. Губы прикрыть. Повторять «Р». СБРОС

Упражнение «Лицо»

Время 5 мин. Цель: релаксация мышц лица, снятие напряжений, увеличение подвижности лицевых мышц.

Попеременное напряжение и расслабление мышц лба, глаз, щек, губ, подбородка и т.п.

Массаж лица.

Упражнение «Образ-мимика. Образ-жест. Образ-поза

Время: 5 мин.

Цель: развитие навыка невербального общения

а) Передача внутреннего состояния через мимику лица: мечтательный, сердитый, пугливый, и т.д.

б) Передача внутреннего состояния через образ в характере какого-нибудь животного, сказочного героя, неодушевленного предмета; позы в характере цвета (желтый, красный и т.д)

Тренер - Стратегии самопрезентации могут приобретать оборонительный или утверждающий характеры.

Оборонительная самопрезентация направлена на то, чтобы предотвращать угрожающие жизненные ситуации. В данном случае используется тактика «мольба».

Убеждающий стиль самопрезентации характеризуется более активным поведением, которому присуща идеализация своей личности, доброжелательность.

Упражнение «Представь себя»

Представиться в одном из видов (характера) Остальные должны отгадать.

ИЛИ

Упражнение «Интонация»,

Время 15 мин. Цель: развитие умения распознавать эмоциональное состояние свое и другого человека.

Произнесите одну и ту же фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл:

Рад вас видеть! Спасибо за работу. Приходите завтра. Я в восторге. Спасибо, мне очень

приятно ваше внимание. Приятно было с вами поговорить. Спасибо за комплимент.

Очень вам признателен. Ценю вашу настойчивость. Мне это очень нравится.

Произнесите фразу с разными интонациями:

-Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)

- Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).

- Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).

- Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы).

- Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).

- До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).

- Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).

- Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно,

решительно).

СЛАЙД……………………………………………………..

1.Самопрезентация в личном общении

Юмор, искренность и адекватность — три кита, на которых держится личная самопрезентация, уверен клинический психолог и сексолог Валентин Денисов-Мельников.

2.Самопрезентацию для неформальных ситуаций

(можно изложить в более свободной манере)

3.Самопрезентация - собеседование по приему на работу

(нужна подготовка + информация о работодателе/фирме+ психологический настрой)

4.Резюме

(письменные наброски - !Требования)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение на «внимание»

Повернуться к друг другу. Рассмотреть, можно потрогать.

Сесть спиной

Описать по очереди – цвета, ощущения, ….партнера

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

1.Упражнение «Электричество»,

Время 15 мин. Цель: снятие телесных и психологических зажимов

Участники стоят «стайкой». Руки опущены вдоль тела. В пальцах рук начинаются вибрации, как будто бьет электрический ток, через минуту вибрации распространяются на всю кисть, затем с интервалом в минуту они будут захватывать руку до локтя, плеча, верхнюю половину туловища и, наконец, все тело.

2.Упражнение «Марионетки»,

Время 10 мин. Цель: снятие излишнего напряжения с мышц

Участникам предлагается представить себе, что они - куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. «Представьте себе, что вас подвесил за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается». Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами.

Ведущий следит за степенью расслабленности тела у участников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Упражнение «Гнев»

Время 5 мин

Цель: психологическая разгрузка и снятие хронических напряжений, на лице в особенности.

Участникам предлагается последовательно выполнить следующую цепочку физических действий: сидя на полу,

1) стучите кулаками по полу,

2) колотите ногами по полу,

3) крутите головой в разные стороны, быстро,

4) говорите «не хочу, не буду»,

5)проделайте все это одновременно.

Релаксация
Групповая работа: Обсуждение результатов тренинга.

Участникам предлагается ответить на вопросы:

Что бы вы хотели пожелать друг другу? Что запомнилось больше всего? Что изменилось в вас во время тренинга? Что ещё хотели бы изменить?


БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ

С ув ЕА


6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.