12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Новаковская Виктория Сергеевна491
Россия, Саха (Якутия) респ., Нерюнгри

Тренинг профессионального самоопределения для старшеклассников

"Помогающие профессии"

Новаковская В.С.

педагог-психолог

Центра психолого-педагогической помощи детям

г. Нерюнгри, РС (Я)

Пояснительная записка

Ответ на вопрос «Зачем человек работает?» в значительной мере связан с эффективностью его профессиональной деятельности, а во многих случаях и с личностным благополучием.

      К "помогающим" профессиям можно отнести те, представители которых оказывают помощь, что следует из определения. Это педагоги, медики, социальные работники, священнослужители,  психологи, психоаналитики, психотерапевты. Что способствует выбору таких профессий, когда человек посвящает свою жизнь проблемам и страданиям других людей? Отличает ли что-то таких людей?   

Вся наша жизнь состоит из цепочки выборов, важнейшие из которых – выбор спутника жизни и выбор жизненного пути. Любой выбор – это самоограничение и отказ от альтернативных вариантов. В основе принятия решений лежат убеждения и ценности, которые составляют основу мировоззрения. Мировоззрение – это «система представлений о мире, нас самих и общества – как осознанных, так и неосознанных». Мировоззрение делает жизнь человека осмысленной.

Наше сознание, как луч прожектора в темноте, выхватывает только то, что для нас актуально в данный момент. Наверное, многие попадали в неловкую ситуацию, когда не можешь запомнить имя человека, которого только что представили. Но если этот человек нам интересен или мы от него зависим, память обычно не подводит. Дело не в памяти, а в направленности внимания.

Учение о доминанте, созданное великим русским физиологом А.А. Ухтомским и раскрывающее пути совершенствования человеческой природы, имеет самое прямое отношение к вопросу профессиональной компетенции в социальной сфере. Наши доминанты – это результат нашей внутренней работы и внешних влияний.

Альтруистическая доминанта в наши дни большая редкость. Но именно она является условием успешной работы врача, воспитателя, учителя, психолога, священника. Доминанта на другом – гарантия семейного благополучия, бесконфликтного сосуществования и профессиональной успешности.

Часто, формально находясь в диалоге, мы не слышим собеседника, не стараемся понять его точку зрения, а терпеливо ждем своей очереди, реагируя только на то, что резонирует с нашим собственным состоянием, установками, потребностями. Эту тенденцию называют эгоистической доминантой. Мы постоянно сталкиваемся с ее проявлениями: поведение автомобилистов в потоке машин, не придержанная перед вашим носом дверь, громкая музыка в ночной тишине, мужчины в вагоне метро, сминающие женщин и детей, чтобы занять свободное место.

Человек с эгоистической доминантой воспринимает себя как центр, вокруг которого все должны вращаться. Если каждый будет считать себя центром, крутиться вокруг, то есть обслуживать, будет уже некому. Модель поведения с отчетливой доминантой на «Я», при которой «Другие» – фон, массовка очень напоминает модель поведения раковых клеток, каждая из которых считает себя главной.

Косвенным следствием распространения эгоистической доминанты является резкое падение профессионализма в самых различных сферах, приводящее к судебным и врачебным ошибкам, авариям и техногенным катастрофам. Причиной бед называют «человеческий фактор».

В это понятие включается, во-первых, направленность личности и жизненные ценности, во-вторых, профессиональные знания и умения, в-третьих, профессионально важные качества.

Цель тренингового занятия: развитие психологической компетентности старшеклассников в области социально-профессионального самоопределения.

Задачи:

1) создание ситуации ознакомления участников с особенностями профессиональной деятельности специалиста "помогающей профессии";

2) создание условий для анализа возможных препятствиях на пути профессионального успеха;

3) создание условий для самостоятельного принятия решений по преодоления препятствий на пути профессионального успеха;

 

Ход занятия

Упражнение 1. Разминка

Инструкция: Детям предлагается, сидя в кругу и бросая друг другу мяч, называть прилагательные, характеризующие, с их точки зрения, людей "помогающих профессий". Необходимо быть внимательным и не повторяться. Разминка продолжается до тех пор, пока у участников не появятся затруднения с поиском новых определений.

После этого им предлагается, бросая мяч, называть глаголы, характеризующие в профессиональную деятельность "помогающих профессий". Это упражнение позволяет взглянуть на данную группу профессий как с точки зрения качеств, которыми обладает или должен обладать человек, работая в данных сферах, так и актуализировать виды профессиональной деятельности "помогающих профессий".

Рефлексия упражнения: необходимо обратить внимание, подчеркнуть разноплановость профессиональных требований, предъявляемых к данной группе профессий. Также стоит обратить внимание на количественное соотношение позитивных и негативных характеристик, которые прозвучали во время упражнения.

Упражнение 2. «Список»

Инструкция: Участники объединяются в две подгруппы. Одна получает задание составить список из 10 книг, которые необходимо прочитать каждому, независимо от того, какую профессию он хочет выбрать, другая - список из 10 фильмов, которые необходимо посмотреть. Окончательное решение должно быть принято всеми участниками подгруппы. Время работы - 10-15 минут. Затем каждая группа зачитывает свой список, комментируя выбор книг и фильмов. Участники из другой группы могут добавлять свои варианты.

Рефлексия упражнения: В каком возрасте вы познакомились с этими произведениями? Какое влияние они оказали на вас? Считаете ли вы, что искусство способно воспитывать мировоззрение? Должна ли школа давать мировоззрение? Что такое мировоззрение? Как мировоззрение влияет на будущий профессиональный выбор?

Упражнение 3. «Какой Я»

Инструкция: Старшеклассникам предлагается "примерить" на себя профессиональные качества и записать в два столбика качества, характеризующие их как потенциальных специалистов "помогающих профессий".

В первый столбик - качества, которыми они обладают, с их точки зрения, и которые будут способствовать их профессиональному росту, успешности профессиональной деятельности. Во второй столбик они записывают те качества, которые могут мешать им в профессиональной деятельности.

Каждый работает самостоятельно в течение 10 мин. Затем дети называют количество качеств, записанных в первом и во втором столбиках. Эти данные не обсуждаются и не комментируются.

После этого на другом листе предлагается записать как можно больше качеств, которыми, с их точки зрения, должен обладать представитель "помогающей профессии".

Рефлексия упражнения: Когда работа закончена, организуется совместное обсуждение всех качеств, предложенных старшеклассниками. Каждый из них должен пояснить, аргументировать, почему он считает данное качество необходимым в профессиональной деятельности. В ходе обсуждения возможно корректировать свой список, добавляя или вычеркивая те или иные качества.

После этого каждый сравнивает список необходимых или желательных качеств потенциального специалиста со списком качеств, которыми он обладает. Результаты этого этапа работы не оглашаются, каждый делает самостоятельные выводы для себя.

Упражнение 4. «Кинорежиссеры»

Инструкция: Участники разбиваются на несколько подгрупп. Каждая подгруппа представляет собой кинорежиссеров какой-либо киностудии. Перед каждой киностудией ставится задача подобрать актеров для съемки фильма: на роль учителя, работающего в этой школе; молодого психолога, начинающего свою работу в школе; пожарника, проверяющего состояние противопожарной безопасности данного учебного заведения. Кинорежиссерам предлагается определить качества, необходимые для создания данных образов и качества, нежелательные для данных персонажей. Для облегчения работы каждым командам кинорежиссеров предлагаются списки качеств, которые при необходимости можно дополнить. Списки требуемых и нежелательных качеств преподавателем составляются заранее. Например:

- требуемые качества: решительность, непоседливость, доброжелательный взгляд, уверенность в себе, мечтательность, изысканные манеры, усталый вид, спокойствие, строгий голос, человек, у которого можно многому научиться, доброжелательность, ответственность, юмор и т.д.;

- нежелательные качества: упрямый вид, смешливость, экстравагантная прическа, говорливость, сонный вид, тревожные, бегающие глаза, невнятная речь, оттопыренные уши, вялость, думает, что все знает, утверждает, что его неправильно понимают, категоричность, демонстративность и т.д.

Кинорежиссерам предлагается, опираясь на первый список, выбрать 3-5 качеств, без которых не могут обойтись главные действующие лица, опираясь на второй список, выбрать такое же количество качеств, которые ни в коем случае не должны присутствовать у данных типажей.

Рефлексия упражнения: При обсуждении анализируется, почему старшеклассники выбрали именно эти качества, чем отличаются друг от друга образы главных героев. Какие из этих качеств дети обнаруживают у себя? Данное задание помогает посмотреть на "помогающую профессию" со стороны, оценить необходимость многих качеств личности в профессиональном плане.

Упражнение 5. «Без руля»

Инструкция: Случалось ли вам быть в ситуациях, когда никто не берет на себя ответственность за происходящее? Но ситуация развивается так, что необходимо взять на себя руководство, иначе это может привести к плачевной ситуации? Специалисты "помогающих профессий" часто сталкиваются с непредвиденными ситуациями, к которым нужно быть готовыми. Особенность упражнения в том, что вы будете выполнять общие для всех команды самостоятельно, никем не руководя и никому не подчиняясь. Вы не должны разговаривать друг с другом, делать знаки, пытаться передвинуть кого-то на то место, где он, по-вашему, должен находиться - каждый отвечает только за себя.

Постройтесь по росту!

Постройтесь в две шеренги!

Постройтесь в две колонны!

Встаньте парами!

Встаньте спиной друг к другу!

Образуйте квадрат!

Образуйте треугольник!

Образуйте круг!

Образуйте два круга!

Рефлексия упражнения: Что вы чувствовали, выполняя эти команды? Кому хотелось руководить? Кто испытывал потребность в руководстве? Кому было легко выполнять эти команды? Какую команду было выполнить труднее всего, легче всего? Почему? От чего зависит быстрое и точное выполнение команд?

Упражнение 6. «Девиз»

Инструкция: работая в сфере "помогающих профессий", человек должен уметь понимать и интерпретировать поступки, действия, мысли и т.д. людей, с которыми он работает. Участники тренинга должны охарактеризовать людей, живущих под следующими девизами:

Не верь, не бойся, не проси.

Бытие определяет сознание.

Сознание определяет бытие.

Делай, что должен, и будь что будет.

Бери от жизни все.

Ты этого достоин.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Работа не волк, в лес не убежит.

Если ты ничего не можешь, ты ничего не должен хотеть.

Не в свои сани не садись.

Хочешь жить - умей вертеться.

Кто не работает - не ест.

Просите - и дадут вам, ищите - и найдете, стучите - и откроют вам.

Падающего подтолкни.

Цель оправдывает средства.

Честь превыше прибыли.

Рефлексия упражнения: Какие жизненные стратегии выражают эти формулировки? Охарактеризуйте людей, живущих по этим стратегиям. С кем из них бы вы предпочли иметь дело? Какой из этих девизов вам ближе всего? Придумайте девиз, который точнее всего отражает вашу жизненную позицию. Несколько веков идут споры о том, что первично – экономика или идеология, материя или сознание. Что вы думаете об этом? В настоящее время идет активное размывание критериев добра и зла, вреда и пользы, приводящее к смещению, искажению ценностей. Существуют ли для вас четкие критерии этих понятий? Какими вы хотели бы видеть своих клиентов?

РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ

Упражнение 7. "Ключи"

Старшеклассникам демонстрируют связку ключей, символически выражающую возможность что-то открыть или, наоборот, закрыть для себя в "помогающих профессиях". Тот из участников, кто захочет рассказать о своих целях, впечатлениях будет держать ее в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине больше всего подходит для конкретных целей, а также с чем именно связана его цель: придется ему что-то открывать или, наоборот, «запирать». После того как участник расскажет о своих целях, он передает связку следующему.

Данное упражнение развивает символическое мышление, способности проработки и расставания с иллюзиями, обнаружения и принятия профессиональной роли.

Список использованной литературы:

1. Грецов А.А. Психологическое тренинги с подростками. - СПб.: Питер, 2008. - 368 с.

2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С., Введение в профессию психолог. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2007. - 464 с.

3. Рамедник Д.М. Тренинг личностного роста: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007, - 176 с.

4. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов/ Л.Н. Шепелева. - СПб: Питер, 2008.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.