12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина11165
Гришина Валентина Иосифовна. Педагогический стаж - 34 года. Руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы
Россия, Мурманская обл., Апатиты

ВАРИАНТ 1

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения Ю.Я. Яковлева.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Вася идёт на помощь тонущему мальчику.

2. Мальчик спасён.

3. Бессовестный поступок «смельчака».


Наступила зима, река покрылась пока ещё некрепким льдом.

Однажды Вася шёл из школы и увидел на реке Димку, который размахивал руками. Вася посмотрел на реку и заметил первоклашку, который был по пояс в воде и руками цеплялся за край льда. Тогда Вася шагнул на лёд, который прогнулся, но не треснул. Димка в это время махал руками и руководил Васей.

Вася дошёл до края и выставил одну ногу вперёд. Ботинок сразу зачерпнул воду. Вася понимал, что сейчас лёд может треснуть. Но он не остановился, переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.
С безопасного расстояния Димка видел, как Вася схватил малыша за руку и тот очутился на льду. Когда они вышли на берег, Димка предложил Васе просушить дома ноги, а он в это время отведёт малыша к родителям.

Дома Вася хотел рассказать маме, как было дело, но его начало клонить ко сну и даже в тёплой комнате не проходил озноб. Он не стал ничего объяснять, лёг на диван и зажмурил глаза.

На другой день в школе всех пригласили в актовый зал. Директор школы сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас первоклассника, провалившегося под лёд, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.

Васе хотелось сказать, что Димка никого он не спасал, а просто махал руками. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно.
В конце концов он и сам поверил, что Димка – герой вчерашнего происшествия, ведь он первым заметил тонущего. И когда все захлопали Димке, он захлопал тоже.

(По Ю.Я. Яковлеву)

243 слова

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

В каких поступках проявляется смелость человека?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

ВАРИАНТ 2

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения В.П. Астафьева.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. По дороге из аэропорта.

2. Полезные прогулки академика с женой.

3. Добровольные помощники природе.


Всё-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает. Нет, не на родине, не в Сибири, а в подмосковном лесу встретил. Ехал из аэропорта Домодедово* и возле берёзовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, в рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.

Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя. Время от времени мужчина и женщина наклонялись, поднимали с земли и складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет, фольгу, обрывки полиэтилена, раскисшие куски хлеба, старую обувь, тряпки – всё, чем сорит вокруг себя человек.

Видал чокнутых? – почему-то со злобой воскликнул шофёр-таксист, вёзший меня в Москву.

Я поглядел на него вопросительно.

Академик с женой своей. Дача у них тут недалеко. Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. Какой мусор соберут, так сожгут возле речки. Что-то выправят, что-то закопают. Цветы рвать не дают, прямо за грудки берут! А разве за нами всё приберёшь?

Он резко крутанул руль, и двое пожилых людей исчезли за поворотом.

И теперь всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костра над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю о тех незнакомых мне терпеливых людях. Они делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле.

(По В.П. Астафьеву)

207 слов


 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

В чём проявляется бережное отношение человека к природе?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

ВАРИАНТ 3

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения А.Г. Алексина.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Владик копит деньги на покупку ручки.

2. «На телеграмму не хватило».

3. «Он думал лишь о том, кто будет прав, а кто – виноват».


Когда мы были в третьем классе, мой брат Владик увидел
у одноклассника многоцветную шариковую ручку. Она стоила очень дорого.
И Владик стал копить деньги, чтобы купить такую же. Источником наших доходов были только деньги на школьные завтраки. Владик неожиданно стал ласковым и попросил меня немного поголодать. Пять рублей мы наконец скопили. Не хватало ещё двух рублей.

Как-то утром мама попросила меня по дороге из школы послать оздравительную телеграмму её начальнику и дала мне текст и деньги.

На первой же переменке Владик попросил:

– Дай два рубля… И у меня будет ручка. Сегодня! Могут раскупить. Понимаешь?  Для телеграммы и рубля хватит. На рубль, знаешь, сколько можно высказать разных слов! – донимал меня Владик.

Я не верил ему. Но он, как говорил отец, мог и железобетонный столб склонить в свою сторону.

Девушка, принимавшая телеграммы, назвала сумму, которую я должен был уплатить.

– У меня… рубль, – растерянно сообщил я.

– На рубль можно передать только адрес, фамилию, имя, отчество. Но ты не расстраивайся, – сказала она, – тут всё самое важное сказано: «Поздравляем». Давай свой рубль.

Дома Владик открыл мне дверь. Денег у него уже не было – у него была многоцветная ручка, похожая на ракету.

– На телеграмму не хватило, – сообщил я.

– Ты мог и не давать мне этих двух рублей, – сказал Владик. – Я ведь не заставлял тебя. Я попросил. И ты мне сам дал. Так что не ищи виноватого.

Он думал лишь о том, кто будет прав, а кто – виноват. До отца с мамой
и до маминого начальника ему не было никакого дела.

(По А.Г. Алексину) 244 слова


 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

В чём проявляется эгоизм человека?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.



ВАРИАНТ 4

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения В.П. Катаева.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Завтрак под абрикосовыми деревьями.

2. Весёлый маскарад.

3. Незабываемый праздник.


Утром под абрикосами был накрыт громадный стол, уставленный букетами полевых цветов. Середину его занимал сдобный пирог величиной с велосипед. Все дачники были приглашены под абрикосы к утреннему чаю.

День, начавшийся так торжественно, продолжался в том же духеи закончился детским праздником с фейерверком. Все дети надели заранее сшитые маскарадные костюмы. Девочки превратились в русалок и цыганок, а мальчики – в индейцев, разбойников, матросов. У всех были яркие, разноцветные костюмы.

Но лучший костюм, конечно же, был у Пети. Отец собственноручно мастерил его два дня. Он боялся, что костюм выйдет плохой, боялся опозориться. Как он старался! Но зато и костюм получился замечательный.

Это были настоящие рыцарские доспехи, искусно выклеенные из тонкой золотой и серебряной ёлочной бумаги, натянутой на проволочный каркас. Шлем, украшенный пышными кистями, выглядел совершенно так же, как у рыцарей Вальтера Скотта*. Даже забрало поднималось и опускалось.
Всё это было так прекрасно, что Петю поставили во второй паре с Зоей, самой красивой девочкой на даче. Зоя была одета в костюм феи.

Они прошли вокруг сада, увешанного китайскими фонариками. Невероятно яркие кусты и деревья, охваченные зелёными и красными облаками бенгальского огня, вспыхивали то здесь, то там в таинственной тьме сада. Четыре ракеты выползли из гущи бенгальского огня и устремились вверх.

Петя никогда не забудет этого праздника.

(По В.П. Катаеву)

203 слова

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Как Вы готовитесь к своему любимому празднику?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


ВАРИАНТ 5

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения В.А. Сухомлинского.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Сборы ребят в поход.

2. Лёнин свёрток.

3. Совесть.


Это было в трудный год – сразу же после Великой Отечественной войны.

Сегодня ребята из нашего класса идут в лес. Учительница Мария Николаевна назначила сбор ребят в школе. Все пришли рано, ещё до восхода солнца. У каждого пакетик с едой. В пакетиках – хлеб, лук, варёная картошка, а у некоторых ребят даже сало. Всё содержимое своих пакетиков дети выложили, завернули в большой лист бумаги и уложили в вещевой мешок. Дети решили: мы один коллектив, одна семья, зачем же каждому сидеть над своим узелком?

Лёня тоже положил в вещевой мешок свой кусок хлеба, несколько варёных картофелин и щепотку соли. Но в кармане у него остался свёрток с котлетой. Мать завернула её в бумагу и сказала: «Съешь, чтобы никто не видел».

В лесу дети играли, читали книгу, у костра рассказывали сказки. Потом на большой скатерти разложили все припасы и сели обедать. Рядом с Лёней сидела Майя, худенькая девочка. У неё погиб отец на фронте – в последний день войны. Каждому из ребят достался маленький кусочек сала. А Майя разрезала свой кусочек пополам и отдала половинку Лёне. Мальчику показалось, что в кармане у него лежит завёрнутый в бумагу камень, а не котлета. Когда дети пообедали, Мария Николаевна сказала:

Дети, соберите бумагу и сожгите.

Когда бумага была собрана и сложена в кучку, Лёня незаметно выбросил в мусор свой свёрток с котлетой.

(По В.А. Сухомлинскому)

214 слов

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Как Вы понимаете выражение «голос совести»?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.




ВАРИАНТ 6

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения О.Г. Зимней.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Лебедь Лёнька – новый житель интерната.

2. Весёлые банные дни.

3. Лёнька возвращается!


Это случилось в далёком северном посёлке. В сеть вместе с рыбой попал лебедь с подбитым крылом.

Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли птицу в интернат. Назвали лебедя Лёнькой и поселили в коридоре. Настелили под окном сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой. 

К началу зимы крыло срослось, и лебедь привык к своему новому жилью. По утрам он совершал «обход». Просунув голову в дверь спальни, оглядывал кровати, кукол, дежурную воспитательницу. Когда наступало время завтракать, он отправлялся в столовую и стучал клювом о порог.

Доброе утро, Лёня! – приветствовала его повариха и угощала размоченным в воде печеньем.

По субботам были весёлые банные дни. Дежурные приносили большую ванну, наливали в неё тёплую воду, сыпали мыльный порошок и взбивали пышную пену. Лебедь опускал в воду лапку, чуточку медлил, потом ставил вторую и важно усаживался в ванну. Ребята по очереди мыли огромные крылья, поливали Лёньку из лейки. Потом все пили чай, читали сказки, а Лёнька, примостившись у печки, блаженно дремал. 

Но вот наступила весна. Светлым майским днём вывели ребята на поле любимую птицу. Лёнька встревоженно оглядывал небо, холмы и хлопал крыльями. Потом потоптался на месте, тяжело разбежался, закурлыкал и полетел. Долго следили за ним ребята, не веря, что это разлука… И уже стали расходиться, как вдруг раздался радостный крик: «Возвращается! Летит назад!» Лёнька сделал круг над полем и сел неподалёку от ребят.

Так и живёт белый лебедь в интернате. Ребята пишут письма домой,
и в каждом из них – трогательный рассказ о Лёньке. О лебединой верности.

(По О.Г. Зимней)

243 слова

 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Как Вы понимаете выражение «лебединая верность»?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов
(в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

ВАРИАНТ 7

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения Ф.Ф. Конюхова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Советы якутских охотников.

2. «Разговоры» с белым медведем.

3. Опасность миновала.


Как-то собирался я идти в одиночку к Северному полюсу* на лыжах. Чтобы лучше подготовиться к походу, несколько месяцев жил у якутских охотников, набирался опыта, учился у них. Они много рассказали мне полезного. И в том числе предупредили: никогда не стреляй в белого медведя. Его можно только ранить, но раненый зверь будет тебя всё время преследовать и обязательно подкараулит. Что стрелять в медведя нельзя, это я понял. Только что же делать, если он вдруг придёт? Страшно ведь. Тогда охотники научили меня одному старинному способу, и этот способ мне очень помог.

Каждый вечер я выходил из палатки и начинал разговаривать с медведем. Никаких медведей вокруг я, конечно, не видел, но по совету охотников всё равно выходил, поднимал ружьё и кричал: «Вот, мишка, я иду к Северному полюсу! Иду своим путём и не трогаю твоих тюленей! Видишь ружьё? Я вытаскиваю патрон и в тебя стрелять не буду, оставь меня в покое!» Потом я убирал патрон в карман, прятал ружьё в палатку и лишь после этого устраивался на ночлег. Конечно, я ни капельки не верил, что это мне поможет. Просто я так успокаивал себя, прогонял страх.

Но вот однажды встал утром, палатку свернул. Только отошёл, смотрю: следы белого медведя. Свежие совсем: видно, ночью прошёл. Я отправился по следам, а они идут ровно вокруг места, где я ночевал. Пока я спал, он всё время ходил кругами возле палатки, но близко так и не подошёл. Может быть, он всё-таки понял меня? Кто их, медведей, разберёт…

(По Ф.Ф. Конюхову)

239 слов

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Как характеризует человека его отношение к миру природы?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.



ВАРИАНТ 8

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения Ю.М. Нагибина.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Решение Васи продать старую черепаху Машку.

2. Новые друзья мальчика.

3. Простая истина.


Над дверью висела вывеска с надписью «Зоомагазин». Мать последовала за сыном. В углу, на дне ящика, шевелились две крошечные черепашки. Они бесстрашно карабкались по стенам ящика.

Сын умоляюще посмотрел на мать. Она только устало покачала головой: хватит возни с Машкой. И напрасно Вася умолял взглянуть на их чудесные мордочки – всё было напрасно. Мальчик обиженно отвернулся. Он подумал, что маме просто жалко денег, поэтому он решил продать старую черепаху и на вырученные деньги купить двух новых.

Когда вечером мальчик принёс домой двух маленьких черепашек и радостно поведал матери о том, как он продал Машку, мама почему-то огорчилась, но не знала ни что сказать, ни как поступить в этом случае.

Вася не заметил, как прошла вторая половина дня. Малыши были на редкость забавные и любознательные. Чем бы ни угощал их Вася, они всё поглощали с охотой.

Ложась спать, мальчик сказал матери:

Знаешь, мама, я так люблю этих черепашек!

Выходит, старый-то друг не лучше новых двух, – заметила мать.

Бывают слова, как будто простые и безобидные, но они не дают жить. В конце концов Машка даже и не друг ему, а просто дряхлая черепаха, и вовсе не хочется думать о ней. И всё-таки думается ему не о том, какой он молодец, что сумел раздобыть двух весёлых малышей, с которыми так интересно будет завтра играть, а всё о той же никудышной Машке. Думается тревожно, нехорошо… В его растревоженном сердце рождается простая истина: не только мир существует для тебя, но и ты – для мира.

(По Ю.М. Нагибину) 238 слов


 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Как характеризуют человека его поступки?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


ВАРИАНТ 9

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по материалам Интернета.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Дедушка решил сам найти школу для внука.

2. В поисках лучшего учителя.

3. «По ученикам узнают учителей».


Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повёл внука
в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

Какой смешной старик! – засмеялся один мальчик.

Эй, маленький толстяк! – крикнул другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель пригласил детей в класс, и они убежали на урок. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу. Мальчик обрадовался, что не пойдёт в школу.

Пойдёшь, но не в эту, – сердито ответил дед. – Я сам найду тебе школу.

Дед отвёл внука домой, а сам пошёл искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену. В одних школах дети не обращали на старика внимания, в других дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец, он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Началась перемена, и дети высыпали во двор.

Дедушка, вам плохо? Принести воды? – сказал кто-то.

Один мальчик предложил дедушке сесть на скамейку, а другой побежал звать учителя. Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:

Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.

Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.

Старик не стал спорить. Он обо всём договорился с учителем и ушёл. Вечером мама мальчика спросила деда:

Почему Вы думаете, что нашли лучшего учителя?

По ученикам узнают учителей, – ответил дед.

(По материалам Интернета)

223 слова

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Каких людей называют воспитанными?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
 на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.




ВАРИАНТ 10

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения А.Н. Комарова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Ребята готовятся к празднованию Нового года.

2. Новогодний утренник.

3. «Почему Дед Мороз хромал?»


В школу я начал ходить в первую послевоенную зиму. На Новый год в нашей маленькой деревенской школе устроили ёлку. Раньше я даже не подозревал, что бывает такой праздник.

Нашим учителем был тогда недавний фронтовик. Немецкая пуля раздробила ему колено, и с тех пор он ходил, сильно прихрамывая и опираясь на палку.

Готовиться к празднику мы начали задолго до Нового года.
Мы разучивали стихи и песни, репетировали сценки из школьной жизни.
И конечно, сами мастерили ёлочные игрушки. В ход шли обрезки цветной бумаги, всякие лоскутки, шишки, куски фанеры и сосновой коры. Ёлку мы сами привезли из леса, сами её нарядили.

Начался новогодний утренник. Сначала учитель играл на губной гармошке, а мы водили вокруг ёлки хоровод. Потом мы сами пели песни, плясали, читали стихи, разыгрывали сценки. Мы были до того увлечены весельем, что не заметили, как учитель куда-то исчез.

Вдруг дверь с шумом распахнулась, и на пороге появился старик с длинной бородой, в тулупе и старых валенках. Он вошёл в класс, сильно прихрамывая на одну ногу. За плечами он нёс небольшой, но туго набитый мешок.

Дед Мороз сел на табуретку под ёлкой, развязал свой мешок; мы подходили к нему и принимали подарки, которые он сопровождал поздравлениями и шутливыми новогодними пожеланиями.

Когда расходились по домам, каждый из нас бережно прижимал к груди драгоценный подарок. Мы вышли из школы радостные, счастливые. Вдруг одна девочка спросила: «Почему Дед Мороз хромал?»

Кто-то из мальчишек ответил: «Потому что старый, вот ноги у него, наверное, и болят. Как у моего дедушки».

(По А.Н. Комарову) 243 слова

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Какой праздник Вы любите больше других и почему?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

ВАРИАНТ 11

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения В.П. Катаева.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Прогулка по знакомым дорожкам.

2. Ребята наблюдают за работой художника.

3. «Всё – как там. Даже парус».


Петя и Мотя вылезли из лодки и побежали наверх. Здесь детям была знакома каждая дорожка. Мальчик и девочка взобрались на высокий обрыв и остановились в переулочке между двумя дачами. Отсюда было видно море и шоссе. Мальчик уже успел рассмотреть во всех подробностях соседнюю дачу и художника, пишущего пейзаж.

Художник в бархатном берете сидел под зонтиком на складном стульчике и ударял длинной кистью по холсту. Ударит и полюбуется, ударит и полюбуется. А на большой палец левой руки надета палитра, овальная дощечка, на которой в волшебном беспорядке смешаны все краски, все оттенки моря, неба, глины, сирени, травы, облаков…

Дети перелезли через забор и остановились за спиной художника. Почти весь пейзаж был уже готов. Затаив дыхание, они засмотрелись на картину, очарованные возникновением на маленьком холсте целого мира, так похожего на настоящий.

Море есть, а лодки нет, – удивилась Мотя.

Но вот художник набрал тонкой кистью каплю белил и в самой середине картины на лаковой синеве только что написанного моря поставил маленькую выпуклую запятую.

Парус, – восхищённо вздохнула Мотя.

Теперь нарисованное море нельзя было отличить от настоящего. Всё – как там. Даже парус. И дети, тихонько толкая друг друга локтями, долго смотрели то на картину, то на настоящее море, в туманной голубизне которого таял маленький парус дедушкиной лодки, лёгкий и воздушный, как чайка.

(По В.П. Катаеву) 206 слов

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Почему людей привлекает искусство?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

ВАРИАНТ 12

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения Л.Ф. Воронковой.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Валя с дедом в весеннем лесу.

2. «Всё удивляло девочку».

3. «Нет, пусть цветут!»


За деревенскими усадьбами темнел загадочный лес. Вот если бы можно было пойти и заглянуть в эту неведомую лесную страну!

Как раз деду понадобилась длинная палка для телеги. Он взял топор и собрался идти в лес.

Дедушка, я тоже пойду? Мне можно? – спросила Валя.

А почему же нельзя? – удивился дед.

Нежной прохладой, нежными запахами встретил их лес. Деревья были ещё голые, но на кустах уже развернулись почки. А внизу, приподняв прошлогоднюю листву, красовались цветы: лиловые, красные, розовые.

Дедушка, что это? – удивилась внучка. – Смотри, на одной веточке разные цветы.

Это медуница, – ответил дед. – У неё лиловые цветы постарше, а розовые помоложе.

Дед рассказал, что лесные цветы – это первые весенние цветы. Показал Вале ветреницу, бледные ростки папоротника. Всё удивляло девочку, всё приманивало её: и лимонная бабочка, прилетевшая на медуницу, и красные шишечки на концах еловых лап, и лесной ручеёк в овражке, и птицы, перелетающие с ветки на ветку.

Недалеко от опушки Валя увидела что-то голубое. Она подошла ближе. Среди лёгкой зелени светились подснежники. Настоящие, живые! И их можно рвать, ведь их никто не сажал и не сеял. Можно нарвать сколько хочешь, хоть все до одного сорвать и унести домой!

Но… оборвёт Валя всю голубизну, и станет полянка пустой, измятой
и тёмной. Нет, пусть цветут! Они здесь, в лесу, гораздо красивее. Только небольшой букетик возьмёт она отсюда. Это будет совсем незаметно.

Когда они вернулись из леса, уже пришла с работы мама. Валя подошла к ней и протянула горсточку свежих голубых цветов, ещё блестящих и ещё пахнущих лесом:

Это я тебе принесла, мама!

(По Л.Ф. Воронковой) 248 слов


 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Почему люди должны беречь и охранять природу?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

ВАРИАНТ 13

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения Ю.Д. Куклачёва.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Решение дрессировщика поработать с уличными кошками.

2. «Значит, будет театр кошек в Англии».

3. Обыкновенное чудо.


Случилось это в Англии. Я должен был там выступать, но переправить туда своих четвероногих артистов без карантина не мог.

Тогда я решил поработать с британскими кошками. Через несколько часов в гримёрной сидели семнадцать кошек, несчастные, облезлые, грязные. Это были уличные кошки. Никогда не видевшие хозяйской ласки и заботы, животные испуганно прижимались к стене, многие прятались за батарею. Они пристально глядели на меня, а глаза их горели ненавистью. Это были не кошки, а какие-то тигры, способные растерзать меня в любую секунду. Три дня я безрезультатно пытался найти с ними общий язык.

И вдруг кошки заболели. Они беспомощно лежали на полу, лишь изредка открывая помутневшие глаза. Пришлось каждый день делать уколы, ставить капельницы. Через две недели вдруг одна из кошек в моих руках замурлыкала. А это значит, она меня полюбила. Значит, будет театр кошек в Англии.

Вот, оказывается, как просто происходит чудо. Лишённые ласки дворовые кошки почувствовали любовь человека, который желает им добра. Они разрешили себя гладить, поняли, что я им друг. А потом, когда кошки выздоровели, началась игра. Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские собратья, и даже сумели создать много нового и интересного.

Свои номера и спектакли с кошками мы выстраиваем так, чтобы, немного посмеявшись, зрители задумались, посмотрели на мир глазами умиления и восторга. И тогда у них пробуждается желание творить добро, любить наших меньших братьев.

(По Ю.Д. Куклачёву)

225 слов


2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Почему людям важно любить «наших меньших братьев»?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

ВАРИАНТ 14

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения Е.И. Носова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Варька собирает уток.

2. Как школьница Варька стала «птичницей».

3. «И всё начиналось сначала».


Вот уже целый час Варька гонялась по озеру за утками. Птицы нахально лезли в самые непролазные заросли, набивались в камыши, желая остаться ночевать на озере. Варька шуровала веслом в камышах, колотила по воде и приговаривала:

И когда же вас заберут от меня на птицекомбинат, навязались вы на мою головушку…

Варька объявилась на птичнике сама по себе и среди рабочих не числилась. Позапрошлой весной шла она из школы домой, увидела грузовик, залезла на заднее колесо, заглянула в кузов. В решётчатых ящиках копошились черноглазые, похожие на пуховички вербы утята. Варька закинула портфель в кузов и прикатила на птичник. Сначала бегала туда после уроков, а когда начались каникулы, осталась там на всё лето.

Варька замешивала корм, гонялась за утками, когда те уходили клевать помидоры, бегала с поручениями птичниц в контору.

К концу лета утки надоели ей до крайности. Из нежных беспомощных комочков они превратились в прожорливых, нахальных и бестолковых птиц. Они изматывали Варьку до того, что у неё начинал портиться характер. Варька злилась и клялась, что больше ноги её не будет на этом распроклятом птичнике. А на следующую весну Варька опять прибегала к озеру, с какой-то болезненной жадностью набрасывалась на недельных утят, прижималась к ним щекой и с восторгом повторяла:

Ой, девчата, не могу! Какие же они хорошенькие!

И всё начиналось сначала. Вот уже третье лето.

(По Е.И. Носову) 213 слов


2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Почему человеку важно найти в жизни любимое дело?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


ВАРИАНТ 15

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения М.П. Лоскутова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Мой трусливый пёс.

2. «Тоже мне охотник!»

3. Случай на пожаре.


Был у меня пёс-чудак. Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

Мой пёс был труслив до неприличия. Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой пёс взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. Вон у Толика пёс так пёс! 3овут Гром, глянет – так дрожь до самых пяток пробирает.

Всё у моего пса не поймёшь как. Играет с цыплятами… Где это видано: собака играет с цыплятами?! Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот пёс с ними носится наперегонки. Тоже мне охотник! Кошка котят принесла, так он от этих котят не отходит, как будто это его родные дети. Ляжет перед ними, щекочет их животики своим мохнатым хвостом, те прикрывают глазки, сладко жмурятся, лапки поднимают и довольно урчат. А двор я охранять буду?

Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. У соседей загорелся дощатый сарай. Коров они успели вывести, а телёнок в самом дальнем углу был закрыт – не подберёшься. Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь.
А мой пёс носится кругом, лает, людей зовёт, потом раз – и вбежал в распахнутую дверь, откуда лезли клубы чёрного дыма. Тут уж соседи не выдержали, встрепенулись, схватились за топоры, заднюю стену отодрали и телёнка вытащили. Насмерть перепуганного, но живого.

(По М.П. Лоскутову) 237 слов


 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Чему нас учат животные?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


ВАРИАНТ 16

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения Л. Пантелеева.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Воинская часть взяла шефство над детским домом.

2. Новогодний подарок бойцу.

3. Наказ Лидочки выполнен.


Дело было в 1943 году. Наша часть стояла под Ленинградом. Холодно, голодно, на улицах бомбы и снаряды падают. А в городе между тем живут, работают, учатся…

Наша часть взяла шефство над одним из ленинградских детских домов. Купили и подарили детдому двух коров, лошадку с упряжкой и всего прочего: одежды, игрушек, музыкальных инструментов. Под Новый год устроили ребятам ёлку. Мы им каждому личный подарок привезли. Но и они тоже приготовили каждому из нас сюрприз.

Ко мне подбежала маленькая девочка, протянула беленький пакетик и сказала: «Поздравляю вас, дяденька военный. Вот вам от меня подарочек. Только вы этот пакетик, пожалуйста, сейчас не развязывайте. А развяжите, когда Берлин возьмёте».

Полтора года я с собой пакетик носил. Тонул вместе с ним. В танке два раза горел. В госпиталях лежал.

Но вот мы и в Берлине. И я о пакетике вспомнил. Развернул его, а там лежит платочек. Обыкновенный носовой платочек с красной и зелёной каёмочкой. А к нему булавкой пришпилена записка: «Дорогой дяденька боец! Дарю тебе на память платочек. Когда будешь в Берлине, помаши мне им, пожалуйста. Этот платочек мне мама подарила. Желаю тебе здоровья! Ура!!! Вперёд! На Берлин! Лида Гаврилова».

А через два часа я у рейхстага был. Наши люди уже водрузили на нём красное знамя. Конечно, и я поднялся на крышу. И тут, на крыше рейхстага, я выполнил Лидочкин наказ.

А летом сорок пятого года я удочерил Лиду. Дочка у меня славная…

(По Л. Пантелееву)

228 слов

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Что можно узнать о человеке по его поступкам?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

ВАРИАНТ 17

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения Б.С. Житкова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Зимняя рыбалка.

2. «Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море».

3. «Помощь идёт!»


Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всё лёд и лёд. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи рыбы лежали на льду.

Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул. Вдруг ночью отец вскочил и закричал:

Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!

Все вскочили, забегали.

Почему нас качает? – спросил Володя.

А отец ответил:

Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.

Кто-то крикнул:

Пропали!

Володя заплакал. Днём ветер стал ещё сильней, волны набегали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг между туч Володя увидел самолёт и закричал:

Самолёт! Самолёт!

Все стали махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда
и записка: «Держитесь! Помощь идёт!» Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.


(По Б.С. Житкову) 248 слов


2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Что помогает людям выстоять в трудных жизненных ситуациях?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.


ВАРИАНТ 18

Задания

1. Прослушайте и прочитайте текст. Напишите сжатое изложение
по фрагменту произведения Ф.Ф. Конюхова.

Передайте главное содержание текста в объёме от 40 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

План текста

1. Воспоминания рассказчика о выборе профессии.

2. Первое одиночное плавание.

3. Мечта стать путешественником осуществилась.


С самого раннего детства я твёрдо знал, что стану путешественником и отправлюсь на Северный полюс*. А ещё я очень любил рисовать. И когда оканчивал школу, то серьёзно думал, куда всё-таки пойти учиться – на моряка или художника. Папа хотел, чтобы я стал моряком. А я не знал, что мне выбрать. И решил: а попробую я переплыть Азовское море на лодке. Если не испугаюсь ни моря, ни качки, ни одиночества, то тогда пойду
в мореходное училище. Если нет, то буду учиться на художника.

Я тайком взял у моряков маленькую вёсельную лодку. Положил туда компас, карту, воду в бочонке, сухофрукты, рыбу солёную, хлеб
и отправился в плавание через Азовское море. Получается, что это было моё первое одиночное плавание. Конечно, и страшно было иногда, и тоскливо. Но теперь я точно знал, что могу стать моряком! Когда вернулся домой, отец отругал меня. А потом заплакал. Они с мамой очень переволновались. Мне было тогда пятнадцать лет, и я просто не понимал, как сильно напугал их своим «путешествием».

После этого я поступил в Одесское мореходное училище, закончил его, получил диплом судоводителя. Мечту свою исполнил, стал полярным исследователем. И к Северному полюсу всё-таки пришёл. Поднимался на самые высокие вершины гор всех шести континентов нашей планеты, несколько раз ходил в кругосветное плавание на яхте, участвовал в гонках на собачьих упряжках через Гренлáндию и Аляску, ходил через пустыню на верблюдах. А началось всё с того давнего плавания через Азовское море на маленькой вёсельной лодке.

(По Ф.Ф. Конюхову)

234 слова

___________

* Сообщить о написании имён собственных.

 

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Что помогает человеку осуществить свою мечту?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или
на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.


Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (3)

Ирина Владимировна Казарцева, 17.03.24 в 12:29 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, просто титанический труд! В копилку!
Кияйкина Наталья Федоровна, 17.03.24 в 13:16 0Ответить Пожаловаться
Полезный материал!
Хотелось бы ознакомится с пояснительной запиской и списком источников.
Валентина, 17.03.24 в 13:40 0Ответить Пожаловаться
ГВЭ-9 по русскому языку проводится в нескольких формах в целях
учёта возможностей разных категорий его участников: участников без ОВЗ и
участников с ОВЗ.
400-е и 500-е номера вариантов предназначены для обучающихся
с тяжёлыми нарушениями речи (далее – ТНР), для обучающихся с НОДА,
осваивающих вариант 6.2 ФАОП ООО, а также для лиц с задержкой
психического развития (далее – ЗПР), осваивающих образовательные
программы основного общего образования, – сжатое изложение
по прослушанному и прочитанному тексту с творческим заданием (400-е
номера вариантов) или осложнённое списывание (500-е номера вариантов)
по выбору обучающегося. Эти экзаменационные материалы имеют ряд
особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учётом
категории экзаменуемых. Адаптация подразумевает упрощение конструкций по грамматическому и семантическому оформлению, упрощение
многозвеньевой инструкции посредством деления её на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания и т. д.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.