Тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку, 9 класс. Задание № 2
1. (1)Еще несколько дней, какая-нибудь неделя – и весь этот невероятный хлам в лесу природа начнет закрывать цветами, травами, зеленеющими мхами, тонкой молодой порослью. (2)Трогательно смотреть, как природа заботливо убирает два раза в год свой желтый, сухой и мертвый костяк: один раз весной она закрывает его от нашего глаза цветами, другой раз осенью – снегом.
(3)Еще цветут орехи и ольха, и их золотые сережки еще и сейчас дымятся от прикосновения птичек, но не в них теперь дело: они живут, но их время прошло. (4)Сейчас удивляют и господствуют множеством своим и красотой синие цветики звездочкой. (5)Изредка попадается, но тоже удивляет волчье лыко.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 одна из основ - природа начнет.
2) Во 2 предложении одно из предложений безличное.
3) Предложение 3 содержит 5 грамматических основ.
4) В предложении 4 есть 2 ряда однородных членов.
5) В предложении 5 все обстоятельства образа действия.
2. (1)Опять ясный день с солнечным морозом, и ручьи по колеям на дороге, и жаркий час на сугробах, в лесах, заваленных снегом.
(2)Вылез, по брюхо утопая в сугробах, на лесную поляну, где пробегает мой любимый ручей. (3)Нашел обнажение воды из-под снега возле берез и это снимал как начало весны воды. (4)Ночью мороз был так силен, что наст не везде проваливался, зато уж как провалишься, так здорово достается. (5)Сейчас можно поутру забраться по насту глубоко в лес, и в полдень, когда разогреет, там в лесу и останешься, не вылезешь и будешь ждать ночного мороза, пока он не намостит.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 все простые предложения номинативные.
2) В предложении 2 основа – вылез ручей.
3) Предложение 3 является сложносочиненным.
4) В состав предложения 4 входят 2 односоставных предложения.
5) В предложении 5 все придаточные – обстоятельственные временные.
3. (1)По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черемуха. (2)Зато расцвела бузина и под нею внизу земляника. (3)Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись, бурые листья осин стали нежно-зелеными, взошедший овес зелеными солдатиками расставился по черному полю. (4)В болотах поднялась высоко осока, дала в темную бездну зеленую тень, по черной воде завертелись жучки-вертунки, полетели от одного зеленого острова осоки к другому голубые стрекозы.
(5)Иду белой тропой по крапивной заросли, так сильно пахнет крапивой, что все тело начинает чесаться.
1) Предложение 1 является бессоюзным.
2) В предложении 2 одна из основ является односоставной.
3) В предложении 3 есть обстоятельство, выраженное обособленным оборотом.
4) В предложении 4 одна из основ – дала тень.
5) В составе предложения 5 есть определенно-личное предложение.
4.(1) Возобновилась тишина, морозная и светлая. (2)Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками. (3)Наст нигде не проваливается и на поле, на солнце держит еще лучше, чем в тени. (4)Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (5)Я пробовал это снимать в логу, где много натоптала лисица.
1) Предложение 1 является простым, распространенным.
2) Предложение 2 является сложноподчиненным.
3) Предложение 3 является сложноподчиненным.
4) В предложении 4 есть 3 ряда однородных членов предложения.
5) В предложении 5 есть придаточное обстоятельственное места.
5. (1)Бывает, остатки бледного истлевающего льда на лугу перекликаются днем с обрывками истлевающего в солнечных лучах бледного месяца. (2)Большой хищник, вернувшийся с юга, летел мне навстречу и, разглядев, кто я, вдруг круто повернул обратно. (3)Сороки слышали хруст льда под моими ногами и тревожно отзывались в глубине леса. (4)Но и лед тоже трещал сам по себе, просто от солнца. (5)Сороки в глубине леса понимали тот и этот треск и только на мой отзывались.
1) В предложении 1 одна из основ – бывает.
2) Предложение 2 является сложноподчиненным с придаточным изъяснительным.
3) В предложении 3 есть прямое дополнение.
4) В предложении 4 есть уточняющее обстоятельство.
5) Предложение 5 содержит 2 грамматические основы.