Тренировочный вариант КИМов ОГЭ по предмету «Русский язык» (9 класс)
Пояснительная записка
Название работы |
«Тренировочный вариант КИМов ОГЭ по предмету «Русский язык» |
Класс |
9 |
Цель |
Оценка уровня общеобразовательной подготовки по русскому языку выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников. |
Образовательные задачи
|
- Определить качество знаний и уровень владения умениями, полученными при изучении русского языка в курсе основной школы; - отрабатывать навыки выполнения экзаменационных заданий |
Структура тестовой работы |
Структура соответствует демонстрационному варианту ОГЭ 2024 года по русскому языку, заданиям 2-13. |
Автор |
Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска |
Тренировочный вариант КИМов основного государственного
экзамена 2024 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3. |
(1) Брянск - крупный город в Центральном федеральном округе России, расположенный на территории Среднерусской возвышенности, на реке Десне, в 349 километрах к юго-западу от Москвы. (2) Площадь населенного пункта составляет 230 квадратных километров. (3) Первые упоминания о поселении на месте современного города датированы 1146 годом. (4) В 1356 году населенный пункт был присоединен к Великому княжеству Литовскому, и только в 1500 Иван III вернул город в состав Русского государства. (5) В 1783 году в городе открылось предприятие по изготовлению осадной и полевой артиллерии, стали делать орудия, предназначенные для разрушения стен и внутренних сооружений крепостей. (6) В 1873 году было основано крупное Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического заводов. |
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) Брянск город (предложение 1)
2) площадь составляет (предложение 2)
3) первые упоминания датированы (предложение 3)
4) Иван III вернул город (предложение 4)
5) было основано Акционерное общество (предложение 5)
Ответ: _____________________________
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено уточняющим обстоятельством.
2) В предложении 3 составное именное сказуемое.
3) Предложение 4 сложносочиненное.
4) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством и однородными членами.
5) Вторая часть сложного предложения 6 осложнена однородными членами.
Ответ: _____________________________
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Пунктуационные правила
А) Однородные члены предложения, связанные при помощи интонации, без помощи союзов, разделяются запятой. Б) В сложноподчиненном предложении придаточная часть обособляется. В) Обособляются уточняющие члены предложения, стоящие после уточняемого слова.
|
Предложения
1) Брянск расположен в западной части Среднерусской возвышенности, на реке Десна, в месте впадения в неё рек Болва и Снежеть. 2) На территории современного Брянска известны палеолитическая стоянка, городище и селища раннего железного века, селища 1-го тыс. н. э., роменской культуры, 2 городища и селища древнерусского времени. 3) Предположительно город Брянск первоначально располагался на городище Чашин курган, откуда был перенесён на городище Покровская гора. 4) Впервые Брянск упомянут в Ипатьевской летописи как Добряньск при описании событий начала 1147. 5) Брянск входил в состав Черниговского княжества, с середины 13 века стал центром Брянского княжества. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
|
|
|
5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Брянск (1) крупный индустриальный центр. В городе действуют заводы тяжёлого машиностроения: «Бежицкая сталь» (2) выпускающий каркасы тележек для товарных вагонов (3) «Брянсксантехника» (4) который производит стальные (5) водогрейные котлы (6) и Брянский машиностроительный (7) производящий магистральные и маневровые тепловозы.
Ответ: _____________________________
6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1) МЕДИЦИНА — в корне слове буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.
2) КОЖАНЫЙ — в суффиксе прилагательного, образованного с помощью суффикса -АН-, пишется одна буква Н.
3) ПРЕДЛАГАТЬ — написание чередующейся гласной в корне слова проверяется наличием/отсутствием в слове суффикса -А-.
4) НЕ ДОЛЖНЫ — частица НЕ с кратким страдательным причастием прошедшего времени пишется раздельно.
5) АРТИШОК — в суффиксе имени существительного после шипящей под ударением пишется буква О.
Ответ: _____________________________
7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
В Брянске в 2024 году кап(1)..тально отр(2)..монтируют три школы: №№3,13 и 52. Также в этом году начнут капр(3)..монт в школах №№25,51и 55, а зав(4)..ршат его в 2025 году. На пров(5)..дение работ из консол(6).. дированного бюджета выд(7)..лили около 300 миллионов рублей. Об этом сообщаю в пресс-служб(8).. правительства Брянской област(9)...
Ответ: _____________________________
8. Раскройте скобки и запишите слово «баклажаны» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Снимите хвостики с (баклажаны) и нарежьте их тонкими кружочками (около 5 мм), лучше использовать молодые баклажанчики с мелкими семенами.
Ответ: _____________________________
9. Замените словосочетание «брянские леса», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Ответ: _____________________________
Прочитайте текст и выполните задания 10 – 12. |
(1) На двоих — 183 года, несколько тысяч картин, которые хранятся в сотне музеев мира и одна фамилия, надёжно вписавшаяся в народную топонимику современного Брянска. (2) Музей братьев Ткачёвых — известное место в нашем городе. (3) Его коллекция насчитывает более тысячи работ: от признанных шедевров до редчайших этюдов. (4) И внимание со стороны публики к ней объясняется просто: братья Ткачёвы — народные художники СССР, действительные члены Российской академии художеств, классики советского искусства, «шестидесятники», творцы реалистичного портрета давно ушедшей эпохи, одинаково болезненной и прекрасной. (5) Сергей Петрович и Алексей Петрович, отметивший в этом году 90-летие, в конце сентября побывали на малой родине. (6) Мыслями о творчестве, новых работах и «прошлом, которое всегда с нами», художники поделились с нашим журналом.
(7) — Процесс сотворчества крупных художников всегда окутан тайной, легендами. (8) Например, по одной из версий считается, что братья Стругацкие порознь придумывали новую вещь, потом съезжались, обсуждали её во время долгих прогулок, печатали на машинке пеpвый ваpиант и снова разъезжались редактировать… (9) А как можно охарактеризовать метод сотворчества художников братьев Ткачёвых?
(10) Алексей Петрович: «Французским писателям братьям Гонкур часто задавали вопрос: (11) «Как вы работаете вместе?» (12) На что они непременно отвечали: (13) «Один караулит рукописи дома, второй — бегает по издательствам».
(14) Сергей Петрович: «А если серьёзно, наш творческий метод строится на полном доверии друг к другу. (15) Из пяти братьев в большой семье мы как-то всегда друг к другу тянулись. (16) Хотя изокружок в бежицком Доме пионеров вслед за старшим — заводилой Виктором, отправились все младшенькие — Алексей, Василий и я. (17) Конечно, и разногласия меж нами бывают, и споры. (18) Но все они творческого происхождения, потому не вредны, а полезны.
(19) — На официальном сайте Третьяковской галереи можно найти статью, посвящённую ретроспективной выставке братьев Ткачёвых (2011 год), и в ней — такая характеристика: (20) «В центре внимания художников, выросших в селе, — русская деревня. (21) Герои их картин — реальные люди, современники, родные, друзья, соседи. (22) Вместе с тем художники стремятся к созданию типических образов, в которых воплощается национальный характер…» (23) А что для вас значит «вырасти в деревне», какие картины встают перед глазами, когда вспоминаете родную, такую трогательную деревню Чучуновку?
(24) -Наш дед, Афанасий Васильевич Ткачёв, проживший 104 года, был старостой в одной из деревень великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. (25) Неграмотный, дед с гордостью повторял: (26) «Мы не какие-нибудь там сумкотрясы, мы — тютчевские». (27) Все наши корни там, в тютчевских землях.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Художники Ткачевы- творцы реалистичного портрета советской эпохи.
2) Творческий метод художников Ткачевых строится на тщательном анализе работы каждого из них.
3) В семье Ткачевых было шесть братьев.
4) Между художниками Ткачевыми никогда не бывает разногласий и споров.
5) Дед братьев Ткачевых был безграмотным старостой в одной из тютчевских деревень..
Ответ: _____________________________
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.
1) Его коллекция насчитывает более тысячи работ: от признанных шедевров до редчайших этюдов.
2) Ткачевы - творцы реалистичного портрета давно ушедшей эпохи, одинаково болезненной и прекрасной.
3) На официальном сайте Третьяковской галереи можно найти статью, посвящённую ретроспективной выставке братьев Ткачёвых
4) Вместе с тем художники стремятся к созданию типических образов, в которых воплощается национальный характер.
5) А что для вас значит «вырасти в деревне», какие картины встают перед глазами, когда вспоминаете родную, такую трогательную деревню Чучуновку?
Ответ: _____________________________
12. В предложениях 14 – 22 найдите слово со значением «обращенный назад или в прошлое, относящийся к прошлому, к прошлым событиям». Выпишите это слово.
Ответ: _____________________________
13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Л.В. Рагулиной: «Абзац оформляет начало новой мысли и в то же время сигнализирует об окончании предшествующей. Он используется для отделения друг от друга… композиционно-смысловых отрезков монологического текста».
Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Все наши корни там, в тютчевских землях».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-иллюстрации, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какое значение в жизни человека имеет искусство?». Дайте определение понятию ИСКУССТВО и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Использованные источники
1. Брянск. https://gorodarus.ru/bryansk.html
2. БРЯНСК. Большая Российская энциклопедия. Э. С. Голубева, А. У. Греков, А. В. Кашкин, В. В. Крашенинников /2006/. М. Ю. Евдокимов /2016/. Актуализация: редакция БРЭ /2021/
3. WWW.BRYANSK.KP.RU: https://www.bryansk.kp.ru/daily/27559.5/4884452/
4. БРАТЬЯ ТКАЧЁВЫ: ПОРТРЕТ ЭПОХИ В ЧЕТЫРЕ РУКИ. https://tema32.ru/articles/2015/96/1488/
Ответы
2. 15
3. 136
4. 231
5. 23457
6. 23
7. 169
8. Баклажанов
9. Леса Брянска
10. 15
11. 25
12. Ретроспективный
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Кирилл Александрович Ш.
Горбачёва Марина Юрьевна