Тренировочный вариант ОГЭ 2024 по русскому языку с ответами
Тест ГИА- 9 класс Составила: Чалдаева О. А.
Пояснительная записка
Название: Тренировочный вариант ОГЭ 2024 по русскому языку с ответами
Предмет: Русский язык
Класс: 9 класс
Цель: мониторинг уровня качества предметной подготовки обучающихся 9-х классов в формате ОГЭ.
Задачи:
контроль и управление процессом приобретения учащимися необходимых знаний и умений, определенных ФГОС;
контроль и управление достижением целей реализации ООП, определенных в виде набора общих компетенций учащихся;
оценка достижений учащихся в процессе изучения предметов, курсов с выделением положительных (отрицательных) результатов и планирование предупреждающих (корректирующих) мероприятий;
Источники информации: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fminobrnauki.gov.ru%2F&cc_key=
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fedu.gov.ru%2F&cc_key=
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fobrnadzor.gov.ru%2F&cc_key=
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Ffipi.ru%2F&cc_key=
https://ilibrary.ru/text/1197/p.1/index.html
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 13 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя 1 задание и представляет собой письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Часть 2 состоит из 11 заданий (2–12). Задания части 2 требуют проведения различных видов анализа слова, предложения, текста.
Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.
Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (13.1, 13.2 или 13.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ к каждому заданию в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
ВАРИАНТ 1
Часть 1 |
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Сжатое изложение напишите от того же лица, от которого ведётся
повествование в исходном тексте.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2 |
Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
1)В середине лета цветок распустил венчик вверху. 2)До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. 3)Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды.4) И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь.5) А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.
2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1)распустил венчик (предложение 1)
2)он был (предложение 2)
3)был составлен (предложение 3)
4)видно было (предложение 4)
5)он касался, уносил (предложение 5)
Ответ: _______________________
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1)в предложении 1 использовано составное глагольное сказуемое.
2) предложение 2 сложноподчинённое.
3) предложение 3 осложнено обособленными одиночными определениями
4) в сложном предложение 4 (во 2 части) использовано составное именное сказуемое
5) в предложении 5 три грамматических основы
Ответ: _______________________________.
4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, имеющее значение уподобления, обособляется. Б) Обособляются два и больше одиночных определений, если они стоят после определяемого слова. В) Запятая в сложноподчиненном предложении используется для отделения придаточных предложений от главного предложения и для выделения определенных частей. | 1)В середине лета цветок распустил венчик вверху. 2)До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. 3)Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного.4) И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь.5) А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В |
5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Даша вспомнила одну сказку (1) ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке (2) который все грустил по своей матери (3) розе (4) но плакать он не мог (5)и только в благоухании проходила его грусть. «Может (6) это цветок скучает там по своей матери (7) как я» (8)— подумала Даша.
Ответ: ________________________________.
6.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) КАМЕННЫЙ (пустырь) - в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ЕНН-, пишется НН
2) НЕДОСТАВАЛО (еды) – глаголы с приставкой недо - пишутся слитно, так как приставка недо - передает значение неполноты
3) НИКТО (не зовет) – приставки отрицательных местоимений пишутся слитно, если местоимения употреблены без предлога.
4) РАССКАЗЫВАЛА – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.
5) ВЫРАСТУТ – написание чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
Ответ: ________________________________.
7.Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.
Цв..(1)ток этот рос из с..(2)редины ст..(3)снившихся камней; он был ж..(4)вой и т..(5)рпеливый, как его отец, и еще с..(6)льнее отца, потому что он жил в камн(7)... Даше показалось, что цв..(8)ток тян..(9)тся к ней, что он зовет ее к себе б..(10)змолвным голосом своего благоухания.
Ответ: ________________________________.
8.Раскройте скобки и запишите слово «хороший» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немного (хороший)его и еще прекраснее.
Ответ: ___________________________.
9.Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «золотого цвета», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Ответ: ________________________________.
Прочитайте текст и выполните задания 10-13.
1) Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку. 2) На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. 3) Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:
4) — Слышите, как хорошо пахнет. 5) Это он так дышит.
6) Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. 7)Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину. 8)Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. 9)Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.
10)Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. 11)А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. 12)Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком.13) Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.
14)А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь.15) Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. 16)И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.17) Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.18) От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика. 19)Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было.20) Должно быть, он умер в минувшую осень. 21)Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. 22)И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. 23)Она пошла обратно и вдруг остановилась. 24)Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее.25) Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне. 26)Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.
(По А. Платонову)
Андре́й Плато́нович Плато́нов (1899) – русский советский писатель, поэт, публицист, драматург, сценарист, журналист, военный корреспондент и инженер.
10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Пионеры пришли к маленькому цветку через неделю.
2) Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре.
3)Всю долгую зиму Даша не вспоминала о маленьком, неизвестном цветке.
4) Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок.
5) Новые цветы были лучше прежних.
Ответ: ___________________________.
11.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.
Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем.
А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь.
Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее.
Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.
Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй
Ответ: ___________________________.
12.В предложениях 14-18 найдите слово со значением незастроенное, оставленное пустым, заросшее и запущенное место. Выпишите это слово
Ответ: ___________________________.
Не забудьте перенести все ответы на задания 2–12 в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания. | |||
Часть 3 |
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.
13.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Новикова Льва Алексеевича: «Слово - самый тонкий инструмент выражения мысли и самое совершенное средство общения». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.3 Напишите сочинение-рассуждение «В чём выражается любовь к жизни?» Дайте определение слову жизнелюбие и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером
соответствующего задания.
Ответы: