Классный час во 2 классе на тему «Тропинками малой Родины»
МОУ «Брюховская основная общеобразовательная школа»
Пермский край Еловский район с.Брюхово
Классный час
«Тропинками малой Родины»
Учитель начальных классов:
Короткова Татьяна Леонидовна
Тема урока: «Тропинками малой Родины»
Классный час в 2 – 4 классы
Классный руководитель: Короткова Т.Л.
Задачи урока:
Образовательная:
1. определить вместе с учащимися понятие «Малая Родина»;
2. познакомить учащихся со знаменитыми людьми с. Брюхово
Развивающая:
1. способствовать логическому мышлению учащихся;
2. возбуждать мысль и интерес к предмету
Воспитательная:
1. прививать любовь к родному краю;
2. воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;
3. воспитывать у учащихся чувство патриотизма
Оборудование:
карта Пермского края;
текстовый раздаточный материал (стихотворения)
аудиозапись песни «С чего начинается Родина?», «Наш край»;
презентация «Тропинками родного села»
Тип урока: урок- беседа
Проблемная задача (на доске): является ли село Брюхово для нас всех малой Родиной?
Ход урока:
(Звучит песня «С чего начинается Родина?»)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле
Под ветром, склоняясь, растет…
А может, она начинается
С веселой запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца…
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли…
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности,
Ты ей в своем сердце принёс.
Учитель:
- О чём на уроке мы будем с вами говорить?
- Именно о малой Родине, ребята, будет наш сегодняшний урок.
Учитель:
«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Ученики читают стихотворение Наташи Горшковой – ученицы нашей школы
Мой милый Урал
Родина…С детства тебе это слово знакомо.
Снова тихонько его повтори…
Родина – это берёзки у дома,
Алые краски вечерней зари.
Купол прозрачного синего неба
Снова звенит над деревней моей,
Лучше деревни пока ещё не было,
Ветром весенним подуло с полей.
Мама мне машет рукой у смородины,
Я за сиренью для мамы бегу.
Мама моя – это тоже ведь родина,
Я для неё всё на свете смогу!...
…Снова берёзка серёжки развесила,
Воздух прохладный сладок и чист,
Снова скворцы заливаются весело,
Вновь зеленеет на тополе лист.
Вновь на черёмухе белое кружево,
Снова, как золото, день засиял…
Мама, и мыс, и деревня – всё нужно мне:
Родина это – мой милый Урал.
Учитель:
А что для вас, ребята, означает слово «Родина»?
Ответы детей:
Учитель:
Кто из вас родился в селе Брюхово?
А откуда сюда приехали ваши родители?
Из каких мест?
Как давно они здесь живут?
Ответы детей
Дети читают стихотворение
Мы в селе одном живём
Как хороша его природа!
Мы о селе своём поём
Красив наш край в любое время года.
Любим осень, зиму мы
И весну, и лето.
Есть в селе у нас пруды
Голубого цвета.
В краю холмистом и лесном
Нам посчастливилось родиться.
Вы приезжайте в гости к нам
И Брюхово вам будет сниться.
Учитель:
Почему наше село так называется?
Ответы детей
Учитель:
Дорогие друзья! Я приглашаю вас в путешествие по родному краю… «Тропинками родного Брюхово» Это не просто путешествие, а игра-соревнование.
Наша малая Родина, место, где мы родились и выросли, где мы родились и выросли наши дети, где стоит наш дом или дом наших родителей – село Брюхово. В 2010 году нашему селу исполнилось 200 лет. Сегодня мы совершим путешествие во времени и пространстве.
Первая станция нашего пути – «Историческая»
Итак, давным-давно, в начале 19 века, из окрестностей Осы, спасаясь от помещичьей кабалы, бежали крестьяне. Так в 1810 году сначала образовалась деревня, на основе которой потом и появилось наше село.
1. На месте каких двух деревень образовалось село Брюхово? (Нижняя Межна и Верхняя Межна. В селе Нижняя Межна имелись православная церковь, церковно-приходская школа, по средам проводились базары, а в январе и сентябре по средам – двухдневные торжки. Дворов – 100.. Население: мужчин – 241, женщин – 292. Деревня Верхняя Межна по реке Верхняя Межна. Дворов – 58. Население: мужчин – 133, женщин – 150).
2. Назовите народные названия улиц села (Горшки – Карусель, где была расположена спецшкола, Староверский конец – Микишата, Верхняя Межна – Волокуши, Лягушино – на месте магазина)
3. Назовите имена первых поселенцев. (Иван Брюхов, Апоксим Брюхов)
4. Назовите семьи нашего села, ведущие отсчет своих родословных от первых поселенцев. (А. А. и А. А. Брюховы, Н. А. и В. П. Горшковы, Л. П. и В. М. Колеговы)
5. Назовите еще 3-4 фамилии, прибывшие сюда тоже почти 200 лет назад. (Горшковы, Сотонины, Козицыны, прибывшие с севера Пермской губернии. Это были люди православной веры. Санниковы – староверы).
Вторая станция – «Достопримечательности».
1. Кто похоронен в братской могиле, расположенной на территории бывшей спецшколы? (Меркушев Петр Васильевич;, комиссар Красной Армии, фамилию которого установить не удалось; молодой парень из Плишкарей, принятый за разведчика. Всех их расстреляли колчаковцы. В 1938 г здесь же был похоронен член волостного революционного комитета, командир партизанского отряда Ефим Никифорович Горшков)
2. В каком году был заложен Парк выпускников. (В1979 г. под руководством А. А. Брюхова был заложен Парк выпускников. 28 саженцев – по числу выпускников)
3. В каком году был открыт бюст Героя Советского Союза механика-водителя И. И. Злыгостева? (1978 г, к Дню танкиста)
4. Когда была высажена елка на территории школы? (1987 г).
5. Когда и кем в Брюхово были построены пруды? (В 60-е годы на реке Нижняя Межна силами колхоза «Память Злыгостева» был построен пруд. В 1977-78 гг. силами Еловской сельхозтехники он был реконструирован и расширен. В 1978 г. силами колхоза «Память Злыгостева» был построен второй пруд.)
Третья станция – «Имена».
1. Уроженка села Брюхово. Участник Великой Отечественной войны. На фронт ушла добровольцем в 1942 г. Защищала небо Москвы. Участник Парада Победы. После войны работала секретарем сельского Совета в Брюхово. (В. А. Сотонина)
2. Один из старейших жителей села. Труженик тыла. Участник ВДНХ. Краевед Автор книги «История села Брюхово». (А. А. Брюхов)
3. Труженик тыла. Кавалер ордена «Знак почета». Академик Международной академии наук экологии и безопасности (МАНЭБ). Автор более 150 научных работ, 2 монографий, 20 изобретений и патентов. (Василий Андреевич Горшков)
4. Представитель первого выпуска Брюховской средней школы. Механизатор колхоза «Память Злыгостева». Бригадир комплексной бригады. Руководитель звена АВМ. Член парткома колхоза. Делегат XXVI съезда КПСС. (В. К. Саранов)
5. Заслуженный учитель школы РСФСР. Отличник народного просвещения. Учитель физики. Руководитель шахматного кружка. По его инициативе посажен Парк выпускников и елка у школы. (А. А. Брюхов)
Следующая станция – «Память»
1. Сколько человек ушло на фронт из села Брюхово, сколько вернулось обратно? (Из Брюховского совета на фронт ушло 574 человека,114 погибло, 20 умерло от ран, 2 умерли в плену, 126 пропало без вести, судьба еще 87 неизвестна, 225 вернулись домой)
2. Сколько народу трудилось во время Великой Отечественной войны на колхозных полях и фермах? (786 человек)
3. Назовите награды Героя Советского Союза Ивана Ильича Злыгостева. *медаль "За отвагу"
*Орден Красной Звезды
*орден Отечественной войны 2-степени,
* орден Славы 3-й степени,
*Золотая звезда Героя Советского Союза
* орден Ленина,
4. Назовите женщин-односельчанок, участниц Великой Отечественной войны. (Из Брюховского совета на фронт ушли 6 девушек: Бурнышева Евдокия Ивановна, Вьюшкова Клавдия Романовна, Поваренкина Валентина Екимовна, Попова Федосья Васильевна, Сотонина Валентина Александровна, Сотонина Мария Павловна)
5. Назовите фамилии участников великой Отечественной войны, дважды награжденных одинаковыми государственными наградами.
* медаль «За отвагу» Вьюшков Ювеналий Тимофеевич, Злыгостев Аркадий Васильевич, Хозилкин Петр Иванович;
*медаль "За боевые заслуги" - Сальников Григорий Пименович,
*Орден Красной Звезды – Бурнышев Кирилл Пантелеевич, Вяткин Вениамин Иванович
Следующая станция – «Даты»
1. Когда в Брюхово был образован один из первых колхозов? (кон. 1927 – нач. 1928 г. – колхоз «Многополец» - от железобетонного моста до конца улицы Заречной, до дома Владимира Константиновича Рожнева. Из 23 хоз-в улицы в к-з вступили 16, первый председатель – Брюхов Моисей Иванович.)
2. Когда был образован колхоз «Память Злыгостева»? (в феврале 1959 г. к-зы им. Жданова и «Большевистская весна» объединились и назвали новый колхоз в честь героя-земляка «Память Злыгостева», а в 1967 году объединились остальные хозяйства)
3. Когда в Брюхово была открыта школа? (Осенью 1896 г в с. Брюхово при церкви была учреждена церковно-приходская школа. В 2011-12 учебном году ей будет 115 лет)
4. Когда был открыт ФАП?(Осенью 1930 года был открыт фельдшерско-акушерский пункт. Под него были заняты дома раскулаченных Андрея Ивановича и Афанасия Петровича Брюховых, весной 1931 г. фельдшером работал Евгений Павлович Брюхов. В 1972 г. медпункт переведен в новое деревянное здание, построенное колхозом «Память Злыгостева». В 1981 г. Брюховский медпункт переводится в новое кирпичное здание. В медпункте открывается физиотерапевтический кабинет и устанавливается кресло для лечения зубов.)
5. Назовите время образования сельского клуба. (по воспоминаниям В.Я. Горшкова, в 1929 состоялось закрытие церкви. В церкви сделали избу-читальню, потом клуб. После проведения раскулачивания, в 1931 году местом проведения просветительной работы среди молодежи был дом раскулаченного Григория Васильевича Брюхова (дом стоял на месте дома Арк. А. Брюхова), в 1935 году он был переведен в дом, где жила А. А. Брюхова. Там он просуществовал до 1955 г. потом был переведен в здание церкви. А в 1970 г. было введено в эксплуатацию новое типовое здание сельского дама культуры.)
Последняя станция – «Музыкальная»
Учитель: И в заключение я предлагаю послушать вам песню, которая подытоживает наш сегодняшний урок – урок о любви к своей Родине, к своему Отечеству. .
Звучит фонограмма песни «Наш край»
Во время звучании песни дети обводят и вырезают свои ладошки, прикрепляем их на карту села Брюхово. Символично – мы крепко держим нашу малую родину в своих руках.
Учитель: (читает стихотворение Маши Сасевой – ученицы нашей школы)
Родная сторонка
Янтарное солнце блистает
На светлой лазури небес,
А вскоре на ней запылает
Бордовый зари занавес.
При этом закате печальном
Я вспоминаю осенние дни,
Когда возле дома в молчаньи
Стояли с берёзкой одни.
И всё-таки дождик осенний
Милей мне заморских красот.
С утра всё стучится к нам в сени,
Меня прогуляться зовёт.
Жемчужины стукнут по крыше,
И осень заплачет сильней…
Смотрю я в небесные выси
И вижу там клин журавлей.
С угора рябинка – девчонка
Мне машет цветным рукавом.
Родная мне с детства сторонка
Милей и дороже всегда.
Учитель:
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам больше всего запомнилось?
А что понравилось?
Кто такой патриот?
Что значит для вас слово «Родина»?
Ответы детей