Творческая домашняя работа по физике «Домашние эксперименты»
Творческая домашняя работа по физике
«Домашние эксперименты»
Автор: Николаева Алина,
7 класс МОУ СОШ №1 г. Пошехонье
Учитель: Кустова
Марина Михайловна,
учитель физики и математики
МОУ СОШ №1 г. Пошехонье
Задание 1. Определите верхний предел измерений, цену деления и погрешность 5-ти измерительных приборов и приспособлений, которые есть у вас дома. Опишите подробно, как вы находили цену деления шкалы каждого прибора.
Цена деления – это разность значений величин, соответствующих двум
соседним отметкам шкалы.
Для того чтобы определить цену деления, необходимо:
- найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;
- вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений находящихся между ними.
Предел измерения – наибольшее и наименьшее значения величины, которые можно измерить данным прибором.
Погрешность измерения – оценка отклонения измеренного значения величины от её истинного значения. Погрешность измерения является характеристикой (мерой) точности измерения.
Погрешность измерений равна половине цены деления шкалы измерительного прибора.
1. Линейка
Предел измерения |
Цена деления |
Погрешность измерения |
20 см |
С = (2см-1см) : 2 = 0,1 см = 1 мм |
0,1 см : 2 = 0,05 см |
2 . Термометр
Предел измерения |
Цена деления |
Погрешность измерения |
50°С; -50°С |
С = (40°С-30°С):10 = 1°С |
1°С : 2 = 0,5°С |
3 . Рулетка
Предел измерения |
Цена деления |
Погрешность измерения |
150 см |
С = (51см-50см):10 = 0,1 см = 1 мм |
0,1см : 2 = 0,05 см |
4. Медицинский термометр
Предел измерения |
Цена деления |
Погрешность измерения |
35°С; 42°С |
С = (40°С-39°С):10 = 0,1°С |
0,1°С : 2 = 0,05°С |
8. Весы
Предел измерения |
Цена деления |
Погрешность измерения |
120 кг |
С = (20кг-10кг):10 = 1 кг |
1кг : 2 = 0,5 кг |
260 фунтов |
С = (260ф-240ф):10 = 2 фунта |
2 фунта : 2 = 1 фунт |
Задание 2. Разрежьте кусок мыла, окуните срезом в воду, стряхните и сильно прижмите ко дну мелкой фарфоровой тарелки. Вы сможете поднять тарелку вверх, держа за мыло. Объясните с точки зрения физики, что удерживает тарелку?
Для проведения опыта мне понадобились фарфоровая тарелка и кусок мыла.
Я взяла кусок мыла и разрезала его на две части.
Прижав сухой кусок мыла ко дну фарфоровой тарелки, я попыталась поднять тарелку вверх, держа за мыло. У меня ничего не вышло. Тарелка осталась на месте.
Затем я окунула половину куска мыла в воду, стряхнула и сильно прижала ко дну фарфоровой тарелки. Мне без проблем удалось поднять тарелку вверх, держа за мыло!
Почему же так происходит? Почему с помощью сухого куска мыла я не смогла поднять тарелку, а стоило смочить мыло водой и я без труда это сделала?
Известно, что все тела состоят из молекул. Между молекулами веществ существует взаимное притяжение. Каждая молекула притягивает к себе соседние молекулы, и сама притягивается ими.
Притяжение между молекулами в разных веществах неодинаково. Притяжение между молекулами становится заметным только тогда, когда они находятся очень близко друг к другу.
В случае, когда кусок мыла, смоченный водой, я плотно прижимаю к дну фарфоровой тарелки, молекулы воды находятся на очень близких расстояниях друг от друга, поэтому тарелку я легко поднимаю с помощью куска мыла. А для того, чтобы оторвать мыло от тарелки, требуется приложить усилие. Оторвав кусок мыла от тарелки, я вижу, что и на дне тарелки остался тонкий слой воды, т.е. и мыло и тарелка оказались смочены водой (смачивание твердого тела жидкостью). Значит при отрывании мыла от тарелки, я преодолеваю притяжение между молекулами воды. Разрыв произошел там, где молекулы воды соприкасаются друг с другом.
В случае же с сухими телами (мыло и тарелка) срастить их не получается, даже плотно прижимая их друг к другу. Из-за неровностей на их поверхностях не удается их сблизить на то расстояние, на котором частицы могут притягиваться друг к другу. То есть, большинство молекул этих двух тел находятся при прижимании на том расстоянии, при котором силы притяжения между молекулами очень малы или не действуют вовсе.
Задание 3. Опустите кусок пластилина в высокий сосуд с водой. Какое явление вы наблюдаете? Рассчитайте скорость движения пластилина в м/с и км/ч.
Я налила в высокий сосуд воды и опустила туда кусок пластилина. Пластилин начал опускаться на дно сосуда. Это значит, что плотность пластилина больше плотности воды, а сила тяжести больше архимедовой силы.
Я измерила путь S, пройденный пластилином (высота столба воды) и время t погружения пластилина на дно сосуда и вычислила скорость движения пластилина υ по формуле
υ = S/ t.
Дано: Найти:
S = 30 см = 0,3 м υ
t = 6 с
Решение:
υ = S/ t
υ = 0,3 м / 5 с = 0,06 м/с = 0,216 км/ч.
Ответ: 0,06 м/с; 0,216 км/ч.
Задание 4. Возьмите пачку бумаги. Измерьте её длину, ширину и толщину. Определите объем одного листа, если их количество известно. Рассчитайте массу одного листа, если плотность бумаги известна.
Я взяла пачку бумаги, содержащую 54 листа. Для того, что бы найти объем пачки бумаги, я измерила ее длину, ширину и толщину с помощью линейки.
Измерения показали, что длина пачки равна 29,5 см, ширина – 21 см, толщина – 1см.
Общий объем пачки я нашла по формуле:
V=a*b*c
V = 29,5 см * 21 см * 1см = 619,5 см3
Для того чтобы найти объем одно листа V1, я общий объем пачки разделила на количество листов в ней
V1 = 619,5 см3 : 54 = 11,5 см3.
Массу одного листа я рассчитала, зная объем одного листа и плотность бумаги (0,8 г/см3).
m = ρ * V
m = 0,8 г/см3 * 11,5 см3 = 9,2 г.
Ответ: объем одного листа равен 11,5 см3; масса одного листа равна 9,2 г.
Задание 5. Определите объем канцелярской скрепки.
С помощью весов я определила массу скрепки. Она оказалась равной 1,9 граммов.
В таблице плотностей твердых тел я нашла, чему равна плотность стали. Плотность стали равна 7,8 г/см3.
Объем канцелярской скрепки я вычислила по формуле
V = m : p
V = 1,9 г : 7,8 г/см3= 0,24358974см3 ≈ 0,24 см3
Я попробовала определить объем скрепки так же с помощью мензурки. Но оказалось, что даже погрешность измерения мензурки больше, чем объем скрепки. Поэтому, этот способ в данном случае не подходит.
Задание 6. Подумайте и найдите емкость любой кастрюли (на которой, естественно, она не указана), имеющейся у вас на кухне, если есть весы и набор гирь, а также справочник по физике, где вы можете найти значение плотности воды.
Для нахождения емкости кастрюли, мне понадобились кастрюля, весы, набор гирь, справочник по физике и вода.
Пользуясь весами и набором гирь, я определила массу пустой кастрюли. Она оказалась равной 1 кг.
Я наполнила кастрюлю водой по края и измерила массу кастрюли с водой. Масса кастрюли и воды вместе оказалась равной 4 кг.
Я нашла массу воды, которую вмещает кастрюля.
mв = 4 – 1 =3кг
Зная плотность воды (1000кг/м3) и массу воды, которую вмещает кастрюля, я нашла объем вмещаемой воды. А это и есть емкость кастрюли.
V= m/ ρ
V = 3кг : 1000 кг/м3 = 0,003 м3 = 3 л
Ответ: 3 литра емкость кастрюли.
Задание 7. Известно, что средняя плотность тела человека примерно равна плотности воды (1000 кг/м3). Зная массу своего тела, вычислите его объѐм.
Массу своего тела я определила с помощью весов. Она оказалась равной 40кг.
Зная среднюю плотность тела и его массу, я вычислила объем тела по формуле
V = m/ ρ
V = 40кг : 1000кг/м3 = 0,04 м3 = 40 л
Ответ: объем моего тела равен 40 л.
Задание 8. Определите плотность пластилина. Все необходимые измерения проведите самостоятельно. Почему он липкий? Объясните это явление с учетом молекулярного строения вещества.
Для того, что бы определить плотность пластилина нужно знать его массу и объем.
Я нашла объем куска пластилина по формуле: V = a * b * c. Длину а, ширину b и высоту с куска пластилина измерила с помощью линейки.
Получила следующие результаты:
а = 6,3 см; b = 2,1 см; с = 1,2 см
V = 6,3 см * 2,1 см * 1,2 см = 15,876 см3.
Массу куска пластилина я измерила с помощью весов. Масса куска пластилина оказалась равной 20,3 г.
Зная массу и объем куска пластилина, я вычислила плотность пластилина по формуле:
ρ = m/ V
ρ = 20,3 г/ 15,876 см3 = 1,28 г/см3.
Ответ: 1,28 г/см3.
Нам известно, что между молекулами веществ существует взаимное притяжение. Притяжение между молекулами становится заметным только тогда, когда они находятся очень близко друг к другу на расстояниях сравнимых с размерами самих молекул.
Когда мы пытаемся соединить куски разбитого стекла, у нас не получается получить целое стекло. Места раскола неровные, имеют шероховатости, трещины. Значит, мы не сможем сблизить молекулы в этих местах на расстояние, на котором начинает действовать притяжение. Поэтому стекло восстановить путем прижимания одного осколка к другому не получится.
С пластилином все обстоит по-другому. Молекулы двух кусков пластилина, которые мы соединяем, находятся на очень близких расстояниях друг от друга. Поэтому пластилин такой липкий.
Задание 9. Определите плотность некоторых веществ, окружающих вас в быту. Все необходимые измерения проведите самостоятельно.
Я попыталась определить плотности некоторых веществ, окружающих меня в быту и вот что у меня получилось.
Приборы и материалы, использовавшиеся мной для выполнения задания: мензурка, электронные весы, мерный стакан, линейка, штангенциркуль, нитка.
1. Чайная ложка.
Массу ложки я измеряла при помощи весов, объем – с помощью мензурки. Я налила в мензурку воду и измерила её первоначальный объем V1. Затем я опустила в воду ложку и снова измерила объем воды V2. Вычислив разность объемов V1 и V2, я определила объем ложки V.
m, г |
V, см3 |
ρ, г/ см3 |
ρ, кг/ м3 |
25,8 |
3 |
8,6 |
8600 |
2. Картофель.
Массу картофеля я измеряла при помощи весов, объем – с помощью мензурки. Измерения проводила таким же образом, что и в первом опыте.
m, г |
V, см3 |
ρ, г/ см3 |
ρ, кг/ м3 |
17,1 |
15 |
1,14 |
1140 |
3. Шоколад.
Массу шоколада я измеряла при помощи весов, объем вычислила по формуле V=abc, где a – высота дольки шоколада, b – длина дольки шоколада, c – ширина дольки шоколада. Длину, ширину и высоту дольки шоколада я измеряла линейкой.
a = 0,75см
b = 2,8см
c = 2,2см
m, г |
V, см3 |
ρ, г/ см3 |
ρ, кг/ м3 |
6 |
6,91 |
0,87 |
870 |
4. Мыло хозяйственное.
Масса мыла была указана на упаковке, объем вычислила по формуле V=abc, где a – длина куска хозяйственного мыла, b – ширина куска хозяйственного мыла , c – высота куска хозяйственного мыла. Длину, ширину и высоту куска хозяйственного мыла я измеряла линейкой.
a = 9,2см
b = 5,2см
c = 2,8см
m, г |
V, см3 |
ρ, г/ см3 |
ρ, кг/ м3 |
150 |
133,952 |
1,12 |
1120 |
5. Кетчуп.
Масса и объем кетчупа были указаны на упаковке.
m, г |
V, см3 |
ρ, г/ см3 |
ρ, кг/ м3 |
350 |
305 |
1,15 |
1150 |
6. Майонез.
Масса майонеза была указана на упаковке, объем я определила с помощью мензурки. Я налила воду в банку из под майонеза, а затем перелила её в мензурку и определила объем банки.
m, г |
V, см3 |
ρ, г/ см3 |
ρ, кг/ м3 |
900 |
950 |
0,95 |
950 |
7. Сливочное масло.
Масса масла была указана на упаковке, объем масла я вычислила по формуле V=abc, где a – высота куска сливочного масла, b – длина куска сливочного масла, c – ширина куска сливочного масла.
a=2,7см
b=9,8см
c=7,3см
m, г |
V, см3 |
ρ, г/ см3 |
ρ, кг/ м3 |
180 |
193,158 |
0,93 |
930 |
8. Деревянная линейка.
Массу линейки я определила с помощью весов, объем вычислила по формуле V=abc, где a – высота линейки, b – ширина линейки, c – длина линейки (длину и ширину измерила линейкой, высоту – штангенциркулем).
a=0,2см
b=2,5см
c=40,72см
m, г |
V, см3 |
ρ, г/ см3 |
ρ, кг/ м3 |
13,8 |
20,36 |
0,68 |
680 |
9. Манная крупа.
Массу и объем крупы определила с помощью мерного стакана.
m, г |
V, см3 |
ρ, г/ см3 |
ρ, кг/ м3 |
77 |
100 |
0,77 |
770 |
10. Тетрадный лист.
Массу листа я определила с помощью весов, объем вычислила по формуле V=abc Длину и ширину листа я измерила линейкой (а=166мм, b=203мм). Высоту листа я определила методом рядов. Для этого я измерила линейкой высоту тетради без обложки (2,8 мм), затем посчитала количество листов в тетради. Поделив высоту тетради на количество листов, я определила высоту одного листа (0,07 мм).
V = 203мм * 166м * 0,07мм = 2358,86мм3 = 23,5886см3 ≈ 23,6см3
m, г |
V, см3 |
ρ, г/ см3 |
ρ, кг/ м3 |
2 |
23,6 |
0,08 |
80 |
11. Мел (цилиндрической формы).
Массу мела я измерила весами, а объем вычислила по формуле V = Sосн*h, где Sосн – площадь основания цилиндра, h – высота цилиндра. Площадь основания цилиндра нашла по формуле Sосн=πR2, выразив радиус из формулы длины окружности с=2 πR. Длину окружности определила с помощью нитки.
Получились следующие результаты:
с=3см
h=8см
R=0,48см
Sосн=0,72см2
m, г |
V, см3 |
ρ, г/ см3 |
ρ, кг/ м3 |
10 |
5,8 |
1,7 |
1700 |
Задание 10. В стакан с теплой водой опустите несколько кусочков сахара. Уровень воды при этом повысится. Почему после того, как вы размешаете сахар, уровень воды станет прежним? Почему чай заваривают горячей, а не холодной водой?
Я налила в стакан теплой воды и опустила в воду несколько кусочков сахара. Уровень воды в стакане обозначила красной линией.
После того, как я опустила в воду сахар, уровень воды в стакане повысился.
Я размешала сахар, и уровень воды в стакане стал прежним.
Почему так произошло?
Когда я отпустила в стакан кусочки сахара, то сахар вытеснил часть воды и занял ее место. Из-за этого уровень воды поднялся. Через некоторое время сахар начал растворятся в теплой воде и уровень воды стал понижаться.
Наблюдаемое явление объясняется тем, что молекулы воды и сахара движутся непрерывно и беспорядочно и распространяются по всему объему жидкости. Жидкость становится однородной, получается сладкая вода. Между молекулами воды существуют промежутки, в эти промежутки и проникают молекулы сахара. В результате, объем воды не изменяется, а остается прежним. Наблюдаемое явление называется диффузией. Диффузия – это явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.
Процесс диффузии ускоряется с повышением температуры. Это происходит потому, что с повышением температуры увеличивается скорость движения молекул.
Именно поэтому чай заваривают горячей водой. В холодной воде диффузия происходит намного медленнее. Если опустить пакетик чая в холодную воду, то чай будет настаиваться около 20 минут, но вкус и цвет его будут менее насыщенными, чем у чая, заваренного в горячей воде.
Горячая вода: вода окрашивается моментально
Холодная вода: вода практически не окрашивается
Задание 11. Какой вес будет иметь слиток золота, размеры которого соответствуют размерам вашего школьного рюкзака?
Для решения этой задачи мне необходимо было провести некоторые измерения. Я измеряла длину, ширину и высоту своей школьной сумки. Эти измерения мне были необходимы для того, чтобы узнать объем сумки.
В условии задачи сказано, что размер (объем) слитка золота соответствует размеру школьной сумки. Зная объем золота и его плотность, я вычислила массу слитка. А зная массу и ускорение свободного падения, я рассчитала вес слитка золота.
Дано: g = 9,8 Н/кг ρ = 19300 кг/м3 a = 0,36 м b = 0,28 м c = 0,13 м Найти: P |
Решение: 1)V=a*b*c 2)m=Vρ 3)P=gm
|
Вычисления: 1)V = 0,36 м*0,28 м*0,13 м = 0,013104 м3 2)m = 0,013104 м3 *19300 кг/м3 = 252,9072 кг 3)P = 9,8Н/кг*252,9072кг = 2478,4906 Н |
Ответ: P=2478, 4906Н
Задание 12. Рассчитайте давление, которое оказывает лезвие ножа на капусту, при нажатии с силой 50 Н. Длину и толщину режущего края ножа осторожно измерьте самостоятельно. Сравните это давление со своим давлением на лёд, если вы наденете коньки. Длина лезвия 20 см, а ширина – 4 мм.
Для того, чтобы рассчитать, какое давление, оказывает лезвие ножа на капусту, вначале я измерила длину и толщину режущего края ножа. Зная длину и толщину режущего края ножа, я вычислила, чему равна площадь режущего края. По известным площади режущего края ножа и силе нажатия на нож, я вычислила давление, оказываемое ножом на капусту.
Дано: F=50Н a=10см b=1мм Найти: р |
CИ:
0, 1м 0, 001м
|
Решение: 1) S=a*b 2)р = F / S
|
Вычисления: 1)S = 0,1м * 0,001м = 0,0001м2 2)P = 50Н / 0,0001м2 = 500000Па = 500кПа
|
Ответ: р = 500000Па = 500кПа.
Таким же образом я рассчитала, какое давление я буду оказывать на лед, если надену коньки.
Массу своего тела я измерила на весах. Она оказалась равной 45 кг.
Дано: a = 20см b = 4мм m = 45кг g =9,8Н/кг Найти: р |
СИ: 0,2 м 0,004 м
|
Решение: 1)S=a*b 2)F тяж = mg 3) р = F / S
|
Вычисления: 1)S = 0,2м*0,004м = 0,0008м2 2)Fтяж = 45кг*9,8Н/кг = 441Н 3)р = 441Н / 0,0008м2 =551250Па = 551,250кПа – если я стою на одной ноге 4) р = 441Н / (2 * 0,0008м2) = 275625 Па = 275,625 кПа – если я стою на двух ногах |
Ответ: р = 275625 Па = 275,625 кПа
500000 Па > 275625 Па
Лезвие ножа оказывает на капусту большее давление, чем я, когда стою в коньках на льду на двух ногах. Если я буду стоять на одной ноге, то большее давление буду оказывать я.
Задание 13. Определите силу давления атмосферы на поверхность учебника по физике. Атмосферное давление считать нормальным.
С помощью линейки я измерила длину (а) и ширину (b) учебника по физике. Записала результаты в таблицу и перевела их в систему СИ. По полученным данным я рассчитала площадь поверхности учебника, пользуясь формулой
S = a * b.
a, см |
a, м |
b, см |
b, м |
S, м2 |
16,7 |
0,167 |
22,8 |
0,228 |
0,038076 |
Считая атмосферное давление нормальным (760мм.рт.ст.=101300Па), я рассчитала силу давления атмосферы на учебник физики по формуле
F = p * S
и получила следующие результаты
F = 101300Па * 0,038076 =3857,0988Н.
После проделанной работы, я пришла к выводу: сила давления атмосферы на поверхность учебника по физике равна 3857,0988Н или примерно равна 3,9кН (при нормальном атмосферном давлении).
Забелина Маргарита Владимировна
Кустова Марина Михайловна
Забелина Маргарита Владимировна