Внеклассное мероприятие «Жизнь твоя на стекло нанесенный рисунок»

10
0
Материал опубликован 26 July 2023

От безбожия до Бога – мгновение одно, От нуля до итога – мгновенье одно. Береги драгоценное это мгновенье. Жизнь – ни мало, ни много – мгновенье одно. МБОУ «СШ №7» города Смоленска учитель математики Байрамова Елена Николаевна 2022-2023 учебный год

1048 - 1131

Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури Нишапур, расположенн на востоке Ирана, в древней культурной провинции Хорасан, был крупным городом XI века и одним из главных культурных центров.

Славу Омару принес не дошедший до нас трактат "Трудные вопросы математики" и последовавший за ним -"Объяснения трудного в заключениях Эвклида". «Трактат превосходного ученого Гияс-эд-Дин Абуль-Фатх Омар бен-Ибрахим аль-Хайями из Нишапура (да благословит господь его драгоценную душу!) о решениях проблем алгебры».

Трактат состоит из пяти частей: 1) Введение, содержащее предисловие и определение основных понятий алгебры; 2) решение уравнений двух первых степеней; 3) построение кубических уравнений с дробными членами, содержащими в знаменателе неизвестное; 4) дополнительные замечания. Характерной чертой математического метода Хайяма (как и вообще арабских математиков) является принцип - сводить решение алгебраического уравнения к геометрической конструкции.

x3+ bx = a «Куб и совокупность сторон равны числу»

Хайямом была совершена реформа календаря за пятьсот лет до реформы папы Григория XIII.

*** Тайны мира, что я заключил в сокровенной тетради, От людей утаил я, своей безопасности ради. *** Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала. Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

"Имам Хорасана; Ученейший муж века; Доказательство Истины, Знаток греческой науки; Царь философов Востока и Запада"

Рубаи – персидское четверостишие (множественное число - рубайят). Особый жанр поэзии – четверостишие, в каждом из них - хотя бы крупица юмора и (или) мудрости.

Поцелуй любви желанной – он с водой соленой схож: Тем сильнее жаждешь влаги, чем неистовее пьешь.

Быть целью Бытия и мирозданья – нам, Всевидящим умом, лучом познанья – нам. Пойми же, человек, что круг вселенной – перстень, Где суждено сверкнуть алмазной гранью – нам!

Коль сердце от тоски томится у тебя Коль сердце от тоски томится у тебя Иль жуткое в делах творится у тебя, Полезно расспросить, что на сердце у прочих, И сердце, право же, взбодрится у тебя.

Рок, обожающий преступный произвол, Рок, обожающий преступный произвол, Ты храм насилия и глупости возвел. Лжеца одаришь ты, а мудреца ударишь … Ты выжил из ума? Иль отроду осел?

О какой глине писал Омар Хайям? Глина - это начало и конец всего сущего, она – материал, из которого «вылеплены» и шах, и нищий, а значит, и тот, и другой должны иметь равные под солнцем права.

Хайям прославляет пир, но это пир высоких мыслей и благородных чувств- пир Платона. Чаша вина -это волшебная чаша Джамшида, чаша человеческого разума, объемлющего весь мир. Сборище пьяных гуляк оказывается кругом избранных мудрецов.

Роза Хайяма – особенная. Она – то образ цветущей земной жизни, то образ цветущей и увядающей женщины, то символ бренности и краткости человеческого бытия.

Вся поэзия Хайяма - это прославление величия духа человеческого, вся она проникнута верой в бессмертный творческий разум человека. Этим она близка нам. В этом – залог ее бессмертия.

«"Меня похоронить в таком месте, где всегда в дни весеннего равноденствия свежий ветер будет осыпать цветами плодовых деревьев".

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации