Творческая работа
"Мне приснилось рязанское небо..."
...Его поэзия есть как бы разбрасывание
обеими пригоршнями сокровищ его души.
А.Толстой
Есенинское небо над Россией
Татьяна Зубкова
Стремителен полет времени. Кажется, все это было только вчера. Первые многолюдные есенинские вечера в дни шестидесятилетия поэта в Москве и Рязани, других городах...Первые публикации, книги, где делалась попытка по-новому взглянуть на поэта...Первый в стране, пока еще очень скромный музей поэта в родном селе - Константиново...
С тех памятных дней начала возрождения Есенина как великого поэта России минуло более трех десятилетий...
Порой кажется: а было ли все это?
Кто сегодня сомневается в той истине, что Есенин - один из величайших, гениальнейших поэтов двадцатого века?
Каждый год на родине поэта в Константинове бывает полмиллиона человек. Столько же - сколько в пушкинском Михайловском, толстовской Ясной Поляне!
Иногда думаешь: а стоит ли ворошить прошлое, вспоминать, что было после смерти поэта в двадцатые - тридцатые годы, что происходило в пятидесятые и позднее по отношению к С.А.Есенину. Ведь справедливость восстановлена. Истина очевидна.
А как же с Памятью? Тем более уроки прошлого порой нам дорого стоят и продолжают больно отзываться в настоящем.
Белинский однажды заметил, что сила гениального таланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться вместе с поэтом.
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
Эту жизнь прожил я словно кстати,
Заодно с другими на земле.
Все полнее в наши дни вырисовывается образ Есенина - поэта и человека, личности яркой, неповторимой.
"Это был крупный, красивый человек. Его внешность, его стихи еще тогда, при жизни, казались мне явлением по стать Шаляпину", - вспоминал народный художник, скульптор С.Т.Коненков.
Есенин не переносил фальши, лицемерия, позы, он "всегда оставался самим собой".Правдивость была главной чертой его таланта. Он имел право сказать о себе, своих стихах:"Я сердцем никогда не лгу".
Есенин любил людей, тянулся к ним всем сердцем, и люди тянулись к нему. В нем было то, - отмечал Петр Орешин,- что дается человеку от рождения: способность говорить без слов".
Быть поэтом - это значит тоже,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Быть поэтом - значит петь раздольно,
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поёт - ему не больно,
У него одна и та же песня.
Сколько радости приносил поэт людям, открывая перед ними светлые дали, новые горизонты прекрасного в жизни! Сколько людей согревало свои сердца у чудесного костра поэзии Есенина, сколько наслаждалось задушевными звуками его лиры.
Уйдя из жизни в тридцать лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности чувств и драматизму, по своей сердечной взволнованности и человечности, лаконичности и живописности образов.
Творчество Есенина не сразу предстало перед читателями в своем большом и главном. После его смерти мутная пена "есенинщины",не без помощи "друзей" поэта, временами скрывала от читателей подлинного Есенина.
Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык.
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.
Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил - забыли про меня.
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я смотрю с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
М.Горький, А.Толстой, Л.Леонов, Б.Лавренев, Д.Фурманов - многие художники слова в своих высказываниях, статьях о Есенине и его поэзии показали, в чем неувядаемая сила его стихов, сила великого национального поэта.
"Мы потеряли великого русского поэта", - писал Максим Горький,потрясенный смертью Есенина.
В 1926 году Горький написал воспоминания о поэте, в которых подчеркивал гуманизм, удивительный размах, силу лиризма его поэзии.
Глубоко национальная основа поэзии Есенина всегда волновала АлексеяТолстого. После смерти Есенина он писал: "Умер великий национальный поэт. Он уже стучался во все стены. Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорал перед нами... Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души..."
"Это был великий художник, - убежденно говорил Александр Серафимович. - С огромной интуицией, с огромным творчеством, единственный в наше время поэт. Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежнейших, самых интимнейших, - ни у кого из современников...Чудесное наследство".
Дмитрий Фурманов записывает в своем дневнике: "...Большое и дорогое мы все потеряли. Такой это был органический, ароматный талант, этот Есенин, вся эта гамма простых и мудрых стихов - нет ей равного в том, что у нас перед глазами".
А Владимир Маяковский, в сердце которого в те дни рождались строки стихотворения "Сергею Есенину", решительно выступал против панибратского отношения к памяти поэта и его имени со стороны некоторых "друзей" Есенина: "Сережа как литературный факт - не существует. Есть поэт - Сергей Есенин. О таком просим и говорить".
Позднее, вспоминая декабрьские дни 1925 года, когда Москва хоронила Есенина, Юрий Либединский рассказывал: "Перед тем как отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, мы обнесли гроб его вокруг памятника Пушкину. Мы знали, что делали, - это был достойный преемник пушкинской славы".
Некоторые пишущие о Есенине старались распространить мнение, что круг есенинских друзей и знакомых из литературной среды был якобы весьма ограничен и включал главным образом имажинистов и близких к ним людей.
Мнение это, бытующее и поныне, на самом деле далеко от истины.Всеволод Иванов, Николай Тихонов, Василий Наседкин, Петр Орешин,Юрий Либединский, Николай Никитин, Владимир Кириллов,Всеволод Рождественский, Сергей Городецкий, , Паоло Яшвили,Сергей Коненков, Василий Качалов, Леонид Леонов, Григорий Якулов, Петр Чагин и другие видные писатели, художники, журналисты близко знали Есенина, относились к поэту заботливо и дружески. "Редкий из писателей и поэтов с ним не был знаком", - отмечает в своих воспоминаниях поэт Василий Наседкин.
"Со времени Кольцова земля Русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин...
Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею" - так воспринимал стихи Есенина Борис Пастернак.
Другой современник Есенина, Николай Тихонов, справедливо утверждает:"Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии".
Многие поэты, чья лира зазвучала уже после Есенина, пережили радость первой встречи с его стихами, у каждого из них в душе "свой Есенин",каждый из них сказал свое живое, взволнованное слово о великом поэте.
"Мы не знаем, как рождаются великие поэты, - говорит Василий Федоров,один из крупнейших современных русских поэтов, - тайна сия велика есть, - но почему они рождаются, мы знаем. Их рождают великие события, социальные потрясения, революционные эпохи. Так родился безымянный автор "Слова о полку Игореве", так родились Пушкин и Лермонтов, так родился Некрасов. Эпоха трех русских революций дала нам трех богатырей: Александра Блока, Владимира Маяковского и Сергея Есенина, на долю которого выпала крестьянская застава".
Восхищение Есениным звучит в словах литовского поэта Юстинаса Марцинкявичюса: "Есенин - чудо поэзии. И, как о всяком чуде, о нем трудно говорить.Чудо нужно пережить. И надо в него верить. Чудо есенинской поэзии нетолько убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца".
Время щедро открывает нам новые и новые грани бессмертного образа поэта, его прозорливый взгляд в будущее своей родины и всего человечества.
У великих поэтов одна дата жизни - дата рождения их неповторимого таланта. Казалось бы, все, о чем рассказывал Есенин в стихах, он рассказывал о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. За личной судьбой поэта встает его эпоха. Из далеких двадцатых годов Есенин незримо шагнул в наши дни и - будущее...
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
Есенина поют
" "Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…» — доносится из приемника. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая только есть в сердце, и ту, что пребудет еще в нем.
...На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине, оплаканная русским певцом Россия.
Смолкни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!
Шапки долой, Россия!
Есенина поют!" (Из книги В.Астафьева "Затеси")
По материалам книг Ю.Л.Прокушева "Сергей Есенин. Очерк жизни и творчества", "Колыбель поэзии: очерк."
Уголок Есенина в кабинете литературы